Итоговый урок-соревнование по теме "Внутренние воды Росии"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Бегишева Альфия Альбертовна

 

Цели:

1.  Проверить знание основных терминов, понятий и определений по разделу.

2.Определить уровень знания:

- главных особенностей внутренних вод России;

-особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и других видов внутренних вод;

3. Определить уровень умения:

- показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера;

- работать с картами, схемами;

- составлять характеристику  одного из объектов внутренних вод России.

Оборудование: физическая карта России, атласы, мультимедийные презентации.

 

Тип урока: урок-соревнование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx17.59 КБ
Файл prilozhenie.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме: «Внутренние воды России»

Цели:

1.  Проверить знание основных терминов, понятий и определений по разделу.

2.Определить уровень знания:

- главных особенностей внутренних вод России;

-особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и других видов внутренних вод;

3. Определить уровень умения:

- показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера;

- работать с картами, схемами;

- составлять характеристику  одного из объектов внутренних вод России.

Оборудование: физическая карта России, атласы, мультимедийные презентации.

Тип урока: урок-соревнование.

Ход урока:

I. Организационный момент (проверка отсутствующих)

II. Соревнование.

Вступительное слово учителя:

1. Постановка целей и задач урока;

2. Объяснение условий проведения урока:

- значение и функции указателей на столе – определяют последовательность выступления и фамилии участников команды;

- значение и функции сигнальных карточек – определяют право ответа;

 - наличие двух файлов на столе – содержание заданий в одном и выполненные задания в другом.

3. Объяснение условий и критериев оценивания работы учеников на уроке:

- значение и ценность жетонов (капелек) – 1 жетон-1 балл (без номера – балл команде, с номером – балл команде и участнику с таким номером);

- команда, набравшая большее количество жетонов получает «5» (с учетом доли каждого в общем количестве баллов), 2,3  место – «4» (с учетом вклада каждого игрока), 4,5, место – «3» (с учетом вклада каждого игрока).

4. Объяснение последовательности выполнения заданий (этапы урока).

I Этап: подготовительный (разминка)

вопрос-ответ

Вопросы стоимостью 1 балл (без номеров)

1. Что мы относим к внутренним водам?

2. Что такое река?

3. Самая длинная река России.

4. Самая полноводная река России.

5. Что такое озеро?

6. Самое глубокое озеро России.

7. Что такое уклон реки?

8. Какие типы озерных котловин вы знаете?

9. Самое большое озеро России?

10. Что такое водные ресурсы?

11. Самое большое болото России.

12. Что такое исток?

13. Что такое устье?

14. Что мы называем падением реки?

II Этап: поисковый (найди ошибку) (слайды 6-19).

 Учащиеся отвечают, после сигнала карточкой.

Вопросы стоимостью 2 балла (1 б – правильное утверждение и 1б – не правильное утверждение)

1. Река Волга берет начало на Волдайской возвышенности и впадает в Черное море.

2. Для формирования болот необходимы следующие условия: избыточное увлажнение и расположение на побережье.

3.  Река Волга, как и большинство рек России, относится к бассейну внутреннего стока.

4. К водным ресурсам относятся пресные поверхностные, подземные воды и воды морей и океанов.

5. Влияние климата на реки проявляется через источники питания и характер течения.

6. Половодье сопровождается повышением уровня воды в реке, происходящим в результате обильных дождей.

7. Многолетняя мерзлота – это промерзание грунтов на значительную глубину, которое наблюдается в южных районах нашей страны.

III Этап: интеллектуальный (Модель Фрейер)

На столах в файлах у каждой команды имеется разлинованный лист бумаги с указанием объекта внутренних вод. Командам, совместно необходимо охарактеризовать данный водный объект, используя обязательные и необязательные для этого объекта характеристики, приводя примеры и противоположные примеры.

 Стоимость каждой характеристики и каждого примера – 1 балл.

 Отвечает участник под номером 1.

Физминутка.

Пока команды под музыку разминаются участник под номером 4 подходит к столу учителя и вытягивает карточку с заданием для команды (Приложение 1)

IV Этап: картографический.

 Состоит из 2 частей.

Часть А

На обсуждение дается время, пока играет музыка. Кто первый справится с заданием,  получает дополнительный балл. Выполнив задание, необходимо показать на карте объект,  зашифрованный в задании.

Показывает участник под номером 4.

Стоимость ответа 2 балла.

Часть Б

У каждой команды на столе контурная карта с обозначенными цифрами водными объектами России. Необходимо за ограниченное время (пока играет музыка) найти и назвать все объекты. Для эффективности работы необходимо распределить все объекты между участниками команды. Каждый правильно определенный объект приносит в копилку команды по 1 баллу.

V Этап: экологический.

На разлинованном листе бумаги, находящейся в файлах на столах, указаны объекты, для которых необходимо составить хозяйственно-экологическую характеристику:

- хозяйственное использование (участник 5),

- экологические проблемы, связанные с использованием (участник 2),

- пути решения проблем (участник 3),

- проблемы данного водного объекта в Республике Татарстан (участник 4, 6).

Стоимость каждого пункта характеристики 1 балл, по 1 баллу участникам за ответ.

VI. Этап: заключительный (рефлексия).

На разлинованном листе необходимо ответить на вопросы:

- Что узнали нового?

- Чем понравился урок?

- Почему не понравился урок?

- В чем испытали трудности?

На этом же листе оценить вклад каждого участника в общую копилку баллов, добавив участнику от 1 до 4 баллов из общего числа баллов.

Дополнительные баллы можно получит, прочитав строки стихотворений о водных объектах.

Спасибо за урок. Д/з повторить изученный материал

Resource id #3480


Предварительный просмотр:

Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что можно назвать левой рукой?

О каком озере сложена поговорка: «Сколько ему не приносят богатств его сыновья, - разоряет дочка старика» Как объяснить эту поговорку?

Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно не глубокое. Назвать озеро и тип его озерной котловины.

Какое озеро во время Великой отечественной войны называлось «дорогой жизни»? И почему?

Чехов сказал об этой реке: «Я не видел реки великолепнее… Могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость».

Поэт Кокарев посвятил ей строки:

Тебе могучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в гордый океан.

О какой реке идет речь? В какой океан она мчит свои воды?

Resource id #3842

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Урок – соревнование по русскому языку на тему: «Обобщающий урок по разделу «Фонетика»

Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает ин...

итоговая работа по теме "Внутренние воды России" 8 класс

проверочная письменная работа по внутренним водам России. можно использоввать в качестве фрагмента урока....

Конспект открытого урока- соревнования по английскому языку в 5 классе по теме: «Жизнь под водой». Учебник: «Forward» . Автор: Вербицкая М.В. Учитель: Кожухова Т. В.

Цель:  развитие иноязычной коммуникативной  компетенции учащихся через закрепление знаний по теме «Жизнь под водой». Задачи:Образовательные:1. Воспринимать зрительно и на сл...

Итоговый урок по теме "Внутренние воды"

урок обобщение по теме Внутренние воды...