Пояснительная записка по природоведению. 5 класс.
учебно-методический материал по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» 5 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ, программы «Программы основного общего образования по природоведению. 5 класс», М. «Дрофа», 2007, разработанной авторами А.А.Плешаковым, Н.И.Сониным: Рекомендовано МО РФ, соответствует минимуму содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie._5_klass._poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» 5 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ, программы «Программы основного общего образования по природоведению. 5 класс», М. «Дрофа», 2007, разработанной авторами А.А.Плешаковым, Н.И.Сониным: Рекомендовано МО РФ, соответствует минимуму содержания образования.
Цели рабочей программы
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи рабочей программы.
- - формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- - формирование представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- - формирование общеучебных умений;
- - формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- - развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом для получения необходимой информации;
- - развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- - понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- -развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
Нормативные и правовые документы.
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
УМК:
Учебник « Природоведение. 5 класс», А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, М: ДРОФА,2008 г
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2008.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса : урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум.
Формы контроля ЗУН:
текущий – контроль в процессе изучения темы (устный опрос, тестирование, самостоятельные и практические работы).
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела (устные и письменные зачетные работы, собеседование, практические работы).
Содержание рабочей программы
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.
Тема: Изучение природы (4 ч).
Науки о природе. Методы изучения природы. Наблюдения. Эксперимент, измерение – методы познания природы. Оборудование для научных исследований.
Тема: Вселенная. (17 ч).
Что такое Вселенная. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Николай Коперник и его модель Вселенной. Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты –гиганты. Самая маленькая планета – Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Солнце- ближайшая к нам звезда. Многообразие звёзд. Созвездия. Галактики. Световой год. Многообразие галактик. Обобщающий урок по теме «Вселенная». Проверочная работа по теме «Вселенная». Работа над ошибками.
Тема: Земля. (20 ч).
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Возникновение Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
Вещества и явления в окружающем мире. Землетрясения. Вулканы. Суша. Атмосфера Земли. Погода. Климат. Ураганы. Смерчи. Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. Воды суши. Уникальность планеты Земля. Обобщающий урок по теме «Земля». Проверочная работа по теме «Земля».
Тема: Жизнь на Земле (17 ч).
Развитие жизни на Земле. Животные прошлого. Живые клетки. Разнообразие клеток. Царства живой природы. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы (грибы, растения). Беспозвоночные и позвоночные животные. Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. Почвенная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».
Тема : Человек на Земле. (10 ч).
Происхождение человека. Древние предки человека. Первые люди. История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники-первооткрыватели новых земель. Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте. Жизнь под угрозой. Меры сохранения жизни на Земле. Опустынивание и его причины.
Защита Земли от опустынивания. Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».
Тематический план
Название темы |
Тема 1. Изучение природы 4 ч. |
Тема 2. Вселенная 17 ч. |
Тема 3. Земля 20 ч. |
Тема 4. Жизнь на Земле 17 ч. |
Тема 5. Человек на Земле 10 ч. |
ИТОГО 68 часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература:
Для учителя:
- Программа для общеобразовательных учреждений «География» Москва «Русское слово», 2008 год.
- Поурочные планы к учебнику А.А.Плешакова «Природоведение. 5 класс»,Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Справочная литература ( справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире( природе, труде людей, общественных явлениях).
Для обучающихся:
Учебник «Природоведение. 5 класс», А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, М: ДРОФА,2008 г.
Научно-популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения).
Оборудование и приборы:
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
- Географические настенные карты.
- Атлас географических карт.
- Иллюстративные материалы ( альбомы, комплекты открыток).
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
- Интерактивная доска. Аудиомагнитофон.
- Видеофильмы по предмету.
- Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
- Термометр медицинский.
- Лупа.
- Компас.
- Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
- Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка 10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, канд...
Пояснительная записка 5-9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических н...
Пояснительная записка математика 11 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян....
пояснительная записка для 5 класса ФГОС
Пояснительная записка рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.В объёме 105 часов, и...
Пояснительная записка. Литература. 6 класс.
Учебник Коровиной....
Тематическое планирование с пояснительной запиской для 7 класса по литературе
Материалы предназначены доя ведения курса литературы по программе "Школа 2100" (учебник Бунеевых)...