Пояснительная записка. Химия 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Дегтярёва Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Основные цели учебного курса:  формирование представления   о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:

Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрытие роли химии  в решении глобальных проблем человечества;

Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Нормативные правовые документы

1. Федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;

2. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

Сведения о программе

        Рабочая программа разработана на основе программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2009 год).

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Последовательность изучения различных разделов соответствует нормативным документам, регламентирующим содержание образования по изучаемой дисциплине. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений.                                                                                                                                                                                                                                                           

Информация о внесенных изменениях

Изменений нет.

Место предмета в базисном учебном плане:

  Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа в неделю).       Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

     Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

работать с веществами;

выполнять простые химические опыты;

учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

 Информация о количестве учебных часов        

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из них 2 часа – повторение и реализуется на базовом уровне.  Контрольных работ -5, самостоятельных-8,  практических -5, химических диктантов-6.

 Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

 Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде,  а также правил здорового образа

жизни.

Виды и формы контроля

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;

тематический контроль в виде  контрольных работ;

итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Формы контроля:  фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, химический диктант,  тестовый контроль,  в том числе с компьютерной поддержкой, устные зачеты, практические и лабораторные работы, контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года

В соответствии  с требованиями, установленными федеральными государственными стандартами, образовательной  программой образовательного учреждения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

Информация об используемом учебнике

    Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -12-е изд., стереотип.- М.: «Дрофа», 2010 – 267, с. : ил.

Учебно – тематический план

 (2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2 часа – повторение)

УМК О.С. Габриеляна.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Контрольные работы

Практические работы

1.

Введение

6

1

2.

Тема 1.

Атомы химических элементов

8

1

3.

Тема 2.

Простые вещества

7

1

4.

Тема 3.

Соединение химических элементов

15

1

1

5.

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11

1

2

6.

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21

1

1

Повторение

2

Итого

70

5

5

Литература и средства обучения

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2009-10.

Габриелян О.С.  Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2010.

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008 г.

Медиаресурсы:

Единые образовательные ресурсы с  сайта  www. school-coolection.edu.ru

                            (единой коллекции образовательных ресурсов)

CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

CD «Органическая химия», издательство «Учитель»

CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)

Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

СD «Химия 8-11 класс», Библиотека электронных наглядных пособий.

CD Самоучитель «Химия для всех» (8-11 класс)

                     10. Интерактивное оборудование, интернет ресурсы и CD    диски.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 8 КЛАСС

Введение – 6 часов

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Превращения веществ.   Физические и химические явления.

Краткие сведения по истории развития химии.

Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки. Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.

Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элементов в веществах.

Самостоятельная работа – 1, химический диктант -1.

В результате изучения темы на базовом уровне ученик

 должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;

основные законы химии: -  основные положения АМУ; понимать его значение.

уметь:

                                   - отличать  физические явления от химических реакций;

     - называть химические элементы по их символам;

     - называть признаки химических реакций;

                                   - определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность  к простым или сложным веществам

     - распознавать простые и сложные вещества;

     - вычислять относительную молекулярную массу  веществ

      -вычислять массовую долю химического элемента  по формуле вещества;

      - характеризовать химический элемент по его положению  в П.С.

      - классифицировать вещества по составу на простые и сложные.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

I. Атомы химических элементов– 8 часов

Строение атома. Состав атомных ядер.

Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы. Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома.

Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.

Самостоятельная работа – 1, химический диктант -1.

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов».

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:      

   -важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,

    химическая связь, электроотрицательность, кристаллические решетки, аморфные  вещества 

   - особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны,    электроны, изотопы.

   - сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева                                         

- положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.  

   - особенности строения ПС

уметь:

 - объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера

   группы и периода;

  - составлять схемы строения атомов первых 20 элементов  П.С.  Д.И.М:                                    

    - объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов; 

                                     -  характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как  типичных металлов;

                                     - характеризовать галогены  как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;

                                     - объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- определять тип химической связи в соединениях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

II. Простые вещества – 7 часов

Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.

Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.

Самостоятельная работа – 1, химический диктант -1.

Контрольная работа «Простые вещества».

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:      

   -  важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.

    - сущность и значение Закона Авогадро;                                                                                          

- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.

уметь:

 - характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.;

  - объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ.                                      

  – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему; 

  -  использовать постоянную Авогадро;

- вычислять относительную плотность газов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

III. Соединения химических элементов - 15 часов

Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений.

Бинарные соединения. Оксиды  Составление формул бинарных соединений по степени окисления.

Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ.

 Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки.

 Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ.

 Массовая и объемная доли компонента смеси. 

Самостоятельная работа – 2, химический диктант -1.

Контрольная работа «Соединения химических элементов».

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен 

знать/понимать:    

                                         -важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные  вещества, формулы кислот;

-  классификацию веществ;

- способы разделения смесей.

уметь:

  -определять степень окисления элементов в соединениях;

  - называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;

 - определять принадлежность веществ к определенному классу

 - составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.

  - распознавать опытным путем  растворы кислот и щелочей;

   - определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)

  - производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

IV. Изменения, происходящие с веществами – 11 часов

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Вода и ее свойства. 

Самостоятельная работа – 1, химический диктант -1.

 Контрольная работа «Изменения, происходящие с веществами».

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

                                      - важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы  химических реакций,  химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.

Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.

  - основные законы химии: закон сохранения массы  веществ

  -  классификацию химических реакций

  -  признаки протекания химических реакций

                                   - сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических  реакций по поглощению или выделению энергии                                      

уметь:   

- называть признаки и условия осуществления химических реакций;

  - объяснять отличие химических явлений от физических;

                                      - определять типы химических  реакций по числу и составу исходных и полученных  веществ;

                                   - составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);

- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.

                                    -  применять закон сохранения массы веществ для решении  задач по уравнениям химических реакций;

                                     - следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием   

                                     -  определять реагенты и продукты реакции;

                                     - вычислять количество (массу)  по количеству вещества (массе) одного из вступивших или  полученных веществ;

 - характеризовать химические свойства воды;

- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Простейшие операции с веществом. Химический практикум

Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.

Практическая работа № 2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Практическая работа № 3. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.

Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач 

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 - правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

  - способы разделения различных видов смесей

уметь:

 - вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

 -следовать правилам пользования химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 21 час

Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов.  Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.

Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР. 

Самостоятельная работа – 2, химический диктант -1.

Контрольная работа «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

В результате изучения темы  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 - важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты,  неэлектролиты,  электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь

- классификацию веществ по растворимости;

- основные положения ТЭД;

- механизм электролитической диссоциации;

- сильные и слабые электролиты;

- реакции ионного обмена;

- условия протекания реакций ионного обмена до конца;

- окислительно-восстановительные реакции.

уметь:

 - составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;

-  составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;

 -определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;

- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;

- называть соединения изученных классов;

- определять степень окисления элемента в соединении;

- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

VI. Повторение -  2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь        

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка 7 класс Алгебра

Пояснительная записка 7 класс Алгебра...

пояснительная записка 8 класс

Пояснительная записка рабочей программы по геометрии....

Пояснительная записка 5 класс (Виленкин, 7 ч. в неделю, 238 ч.)

Пояснительная записка 5 класс (Виленкин,  7 ч.  в неделю,  238 ч.)...