Элективные курсы по географии как инструмент развития личности.
статья (география, 9 класс) по теме
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета или элективного курса (в нашем случае – географии), затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Основная цель элективных курсов – личностное развитие и профессиональное самоопределение.
Учащиеся, изучающие элективный курс "Наш край-Югра", имеют возможность сами освоить разнообразные приемы работы со статистическими материалами, географическими картами в атласах и настенными картами, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов и интернет-ресурсов, благодаря чему в значительной степени обеспечивается реализация деятельностного подхода в обучении географии, формируются ключевые компетенции , а это в полной мере соответствует главным целям новой парадигмы образования. Ведь ключевой замысел модернизации — идея развития, а саморазвивающаяся человеческая личность — главное богатство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Элективные курсы по географии как инструмент развития личности.
Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Основная цель элективных курсов – личностное развитие и профессиональное самоопределение. Поэтому элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. В ряде случаев они компенсируют ограниченные возможности некоторых предметов базового и профильного уровня, так как можно более углубленно изучать интересующие учеников географические и краеведческие темы.
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета или элективного курса (в нашем случае – географии), затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Реализация элективных курсов в различных субъектах Российской Федерации придерживается ряда принципов, среди которых - принцип региональности, характеризующийся существенными различиями занятости, рынков труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школ.
Предлагаемая программа элективного курса «Наш край – Югра» рассчитана для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки, посвящена комплексному изучению территории, при этом внимание учеников акцентируется на детальном изучении некоторых тем физической и экономической географии. Например, подробно характеризуются природные особенности края, население региона, перспективы развития хозяйственного комплекса, экологические проблемы.
Предполагаемые результаты обучения по данной программе связаны с общими задачами обучения и воспитания школьников, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности учеников, с созданием условий для формирования ключевых образовательных компетенций и дальнейшего профессионального самоопределения.
Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство занятий курса помогает сформировать эти компетенции. Говорим о толерантности и о том, чем национальные культуры могут обогатить нашу, российскую культуру.
Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу.
Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать в системе.
Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими.
На занятиях проводятся дискуссии, в ходе которых мы учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования.
В процессе работы творческих групп были созданы проекты, которые показали, что ребята хорошо ориентируются в окружающем мире, способны принимать нестандартные решения и готовы претворять их в жизнь. Мы увидели, что сформировались и личностные компетенции: умение убеждать, доказывать свою правоту, понимание своего предназначения, чувство ответственности за судьбу страны.
Одним из основных недостатков подготовки выпускников является недостаточная сформированность базовых умений работать с источниками географической информации. Проблема заключается в том, что многие из этих умений (умение определять географические координаты и направления по карте, умение определять расстояние при помощи масштаба, читать карты различного содержания) начинают формироваться еще в начальной школе, а завершается их формирование при изучении курса географии 6 класса. Однако без должной актуализации этих умений в процессе дальнейшего изучения географии, как показывает практика, они утрачиваются у значительной части учащихся. Элективные курсы по географии дают возможность восполнить и этот пробел.
Содержание школьного географического образования находится в постоянном изменении. Наступивший XXI век, век информационных технологий, требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. В планировании занятий по предлагаемому курсу этому уделено особое внимание.
Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Современный процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности на основе универсальных способов познания и освоения мира.
В изменившихся условиях все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся, изучающие элективный курс, имеют возможность сами освоить разнообразные приемы работы со статистическими материалами, географическими картами в атласах и настенными картами, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов и интернет-ресурсов, благодаря чему в значительной степени обеспечивается реализация деятельностного подхода в обучении географии, а это в полной мере соответствует главным целям новой парадигмы образования. Ведь ключевой замысел модернизации — идея развития, а саморазвивающаяся человеческая личность — главное богатство.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАШ КРАЙ-Югра»
Пояснительная записка
Программа элективного курса ''Наш край-Югра'' предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и составлена в соответсвтвии с законом « О региональном компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском округе-Югре», с учетом методических рекомендаций по изучению интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (авт. Орлова Т.К., Элерт Н.Н.) Курс рассчитан на 35 часов, по одному часу в неделю.
Современная география уделяет особое внимание региональным проблемам устойчивого развития, решение которых невозможно без качественной оценки и рационального использования природного и людского потенциала, эффективной организации производительных сил, а также действенных мер по сохранению экологических качеств окружающей среды каждого региона. Данный курс позволяет раскрыть социальную обусловленность взаимодействия природы и общества, показать возможности устойчивого развития территории лишь при совместном решении социально -экономических и экологических проблем. Содержание курса учитывает изменения положения округа в стране, динамику демографических, экологических, социальных и экономических ситуаций территории.
Для решения задач по сохранению неповторимой природы родного края, воспитанию бережного отношения к его природным богатствам, к здоровью людей, живущих в экстремальных условиях Крайнего севера, необходимо подготовить экологически грамотных и образованных граждан. Для подрастающего поколения уникальная природа округа и история его хозяйственного освоения приобретают особую значимость и ценность, способствуя формированию у них чувства гордости за свой округ, гражданской позиции и патриотизма. Знакомство с культурой и бытом народов, живущих в Югре, помогает становлению толерантности и уважения к представителям различных этносов.
Этот курс позволяет подойти к изучению своей родной местности с творческой стороны. Практическая направленность курса предполагает разнообразие видов деятельности, постоянный сбор и обработку информации из различных источников-прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, сети Интернет, материалов краеведческих музеев, и т.д., благодаря чему у учащихся поддерживается интерес к предмету, формируются и закрепляются универсальные учебные действия, которые необходимы и при изучении других курсов.
Неоспоримым достоинством курса является обучение с опорой на широкие межпредметные связи с остальными школьными дисциплинами-историей, биологией, экологией, информатикой, математикой, а деятельностный подход содействует развитию важнейших метапредметных умений.
Основная цель данного курса: помочь ученику самореализоваться, определиться с выбором профиля обучения.
Цели курса реализуются посредством решения следующих задач:
- формирование привлекательного и позитивного географического образа родного края, представлении и определении основных ориентиров развития ХМАО-ЮГРЫ, воспитании современного югорчанина-человека с высоким уровнем экологической культуры, знающего и любящего свою малую Родину.
-формирование углубленных знаний в областях физической и социально-экономической географии края; (взаимосвязь естественнонаучного и социального циклов);
-ориентация учащихся на географические знания и их влияние на общественную культуру, социально-экономические процессы и приоритеты развития края (социокультурная составляющая);
-развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания (предметная компетентность);
-развитие умения выделять, понимать, анализировать, устанавливать и оценивать взаимосвязи и взаимозависимость между людьми, территорией и природной средой.
Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии (реализация метапредметного подхода).
В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения:
- практикум;
- диалог;
- полилог;
- экскурсия;
-консультация;
-учебная дискуссия;
-лекция;
- проектирование;
- семинар;
- самостоятельная работа учащихся;
- представление и защита творческих работ учащихся;
- конференция.
Примерное тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма обучения | Предполагаемые виды деятельности учащихся | Какие УУД отрабатываются в ходе занятия | Создаются условия для формирования следующих компетенций |
1-2 | Введение. Геральдические символы нашего края. | 2 | Лекция учителя с привлечением сообщений (презентаций) учащихся, диалог | Подготовка сообщений, компьютерной презентации (по выбору) о геральдических символах округа (опережающее задание) | П,К,Р | Общекультурная, коммуникативная, информационная |
3-4 | Наш край на карте России. | 2 | Практикум, учебная дискуссия «Плюсы и минусы географического положения округа» | Работа с атласами контурными картами. Определение и оценка географического положения округа, сравнение его с другими субъектами РФ. | П,Л,К | Учебно-познавательная (умение извлекать информацию из различных источников) |
5-6 | История освоения и исследования. Природные особенности территории. Неблагоприятные и опасные явления. влияющие на жизнь и здоровье человека. | 2 | Беседа с привлечением видеоархивных материалов, Практикум | Оценка природных условий и ресурсов на основе анализа тематических карт атласа, статистических данных | П,Л, | Ценностно-смысловая, учебно-познавательная |
7-8 | Особо охраняемые территории нашего округа | 2 | Беседа с привлечением сообщений (презентаций) учащихся Творческая работа | Задания по выбору: - составление списка «Природное наследие ХМАО» или «Семь чудес ЮГРЫ»; -показ объектов природного наследия федерального значения на контурной карте; - создание компьютерных презентаций о заповедниках, заказниках, памятниках природы округа, проектирование | П,Р,Л,К | Ценностно-смысловая, информационная |
9 | География населения ХМАО | 1 | Консультация, практикум | Работа в группах с картами населения, атласами, статистическими данными, обмен информацией между группами. | П, К, | коммуникативная(умение работать в группе); учебно-познавательная |
10 | Состав и структура населения округа | 1 | Беседа, работа в парах. | Анализ статистических материалов по выявлению особенностей полового, возрастного, религиозного состава населения, обобщение и представление информации в форме таблицы. Возможно составление различных диаграмм по теме занятия (по выбору) | П,Л, Р, К | учебно-познавательная |
11 | Национальный состав общеобразовательного учреждения | 1 | Работа в малых группах. | Оформление и представление материалов по социологическому опросу(опережаю-щее задание) | П, К,Р | коммуникативная, личностная, общекультурная |
12 | Качество жизни населения ХМАО | 1 | Сообщение учителя, групповая работа | Сравнение с соседними территориями по главным показателям качества жизни с привлечением разнообразных источников информации, представление результатов работы групп, разработка перспективного плана улучшения условий проживания на примере своего города. | П,Р,К,Л | личностная, коммуникативная, ценностно-смысловая |
13-14 | Культура, образование, быт и занятость населения | 2 | Лекция с элементами беседы. Экскурсия в музей национального творчества, «НУВИ АТ» | Изучение статистических данных, работа с тематическими картами округа Оформление выставки фотоматериалов по экскурсии. | П,Р | общекультурная |
15 | Политико-административное деление округа | 1 | Беседа с привлечением сообщений учащихся, практическая работа в парах | Отображение на контурной карте или схеме (по выбору) политико-административного устройства округа. | П,Р, К | учебно-познавательная |
16-17 | Геральдическая карта Югры | 2 | Консультация, творческая работа | Создание компьютерной презентации или графического изображения по выбору учащихся | П, З-С,Р | общекультурная информационная |
18 | Югра в топонимах | 1 | Сообщение учителя, групповая работа | Групповая работа по анализу карт с представлением результатов работы групп (сообщения о гидронимах, ойконимах, урбонимах, этнонимах и т.д. по картам округа) | П,Р,К | коммуникативная, личностная, общекультурная |
19-20 | Новая жизнь древней Югры. Происхождение названий месторождений нефти и газа. | 2 | Видеозанятие по истории открытия месторождений нефти и газа в округе, истории освоения, парная работа. | Работа в парах: анализ карты месторождений нефти и газа, объяснение происхождения названий с использованием разнообразных источников информации | П,К, | общекультурная учебно-познавательная |
21-22 | Роль округа в экономике России, мира. Особенности и изменения в структуре экономики округа. | 2 | Лекция, работа в парах, практикум | Анализ экономических карт и статистических материалов | П,Р,К | учебно-познавательная |
23 | География отраслей экономики. Основные направления развития электроэнергетики края. | 1 | Беседа, практикум | Анализ статистических данных и отраслевых карт | П,Р | учебно-познавательная |
24-26 | Особенности и проблемы нефтегазового комплекса | 3 | Лекция с элементами беседы. Экскурсия в РИТЭК, ЛПУ проектирование | Оформление материалов по экскурсии в любой форме по выбору. | П,Р,Л,З-С | учебно-познавательная информационная, личностная |
27 | Перспективы развития нефтегазового комплекса | 1 | Сообщение учителя, практическая работа | Расчет ресурсообеспеченности округа нефтью и газом, выявление проблем исчерпания , предложение путей решения проблем | П,Л,Р | учебно-познавательная |
28 | Лесной комплекс округа. Видовое разнообразие лесов округа .Проблемы рационального использования и восстановления лесов. Специфика жизни в тайге. | 1 | Беседа с привлечением сообщений учащихся, экскурсия в лесхоз | Оформление материалов экскурсии | П,Р | учебно-познавательная, ценностно-смысловая |
29 | Отрасли промышленности Югры. Машиностроение, химическая ,горнодобывающая отрасли. Экологические проблемы и перспективы развития | 1 | Презентации учащихся, практикум | Подготовка презентаций по теме Работа с картами атласа Югры. | П,Р,Л | учебно-познавательная, информационная |
30 | Агропромышленный комплекс округа. Очаговый характер размещения. Традиционные отрасли. Родовые угодья. Экологические проблемы | 1 | Полилог | Анализ картографической и статистической информации. Работа в парах. Обмен полученными данными | П,К, | учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная |
31-32 | Сфера обслуживания, рекреационное хозяйство Югры Индустрия туризма в округе | 2 | Беседа, консультации, практикум, проектирование | Работа в малых группах по выявлению особенностей географии сферы обслуживания и транспорта на основе анализа отраслевых карт. Оценка рекреационных ресурсов на основе анализа карт и видеоматериалов, обсуждение проблем их использования, Составление картосхемы рекреационных ресурсов и туристических маршрутов по округу (по выбору) | П,К,Л,Р,З-С | учебно-познавательная, коммуникативная, личностная |
33 | Мой город на карте России и Югры. История возникновения и развития. | 1 | Предварительная беседа, Видеоурок, | Просмотр архивных видеоматериалов, предоставленных БИЦ «Квадрат» | П,К,Л | общекультурная ценностно-смысловая |
34-35 | Внешние экономические связи округа Итоговое занятие. | 2 | Лекция учителя Практическая работа Конференция | Составление картосхемы ВЭС с использованием карт атласа, статистических материалов Защита проектов «Черное золото-благословение или проклятие?», «Проблемы и перспективы развития туризма в Югре», «Нумто-жемчужина Сибири», представление фотоотчетов и творческих работ . | П,Р,Л,К,З-С | учебно-познавательная Учебно-познавательная, ценностно-смысловая, личностная, информационная., общекультурная. |
Итого: 35 часов |
Обозначения УУД, использованные в таблице:
Л-личностные
Р-регулятивные
П-познавательные
З-С - знаково-символические
К-коммуникативные.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Задачи курса. Знакомство с источниками информации по географии своей местности. История формирования территории. Геральдические символы ХМАО-Югры.
Тема 1. Наш край на карте России (2 ч.)
Географическое положение ХМАО–Югры. Его влияние на человека и природу. Факторы, обусловившие географическое положение округа. Субъекты РФ, граничащие с ХМАО-Югрой. Изменение ЭГП во времени и пространстве.
Тема 2. История исследования и природные особенности территории. (4 ч.)
История освоения и исследования. Березовский острог. Губернаторы округа. Основные природные объекты края. Особенности рельефа, внуренних вод, растительного и почвенного покрова, животного мира. Природные комплексы и ландшафты. Болота. Редкие и исчезающие растения и животные. Качество окружающей среды и здоровье человека. Способы адаптации человека к экстремальным природным условиям территории. Особенности традиционного природопользования у коренных народов. Последствия индустриального освоения тайги. Особо охраняемые природные территории (природный парк Нумто, оз. Светлое, Сорумский заказник и др.)
Тема 3. География населения ХМАО-Югры (1ч.)
Динамика численности населения края. Половозрастная структура. Религиозный состав. Размещение населения. Проблемы северных городов.
Тема 4. Национальный состав населения округа(1 ч.)
Коренные и малочисленные народы. Сибиряки. Особенности национального характера коренного населения. Естественное и механическое движение населения. Влияние миграций на демографическую ситуацию, состав населения, экономику и культуру округа.
Тема5. Национальный состав школы (1 ч.)
Проведение социологического опроса среди учащихся школы для определения национального состава учеников и их особенностей. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.
Тема 6 . Качество жизни населения в ХМАО-Югре (1 ч.)
Понятие «качество жизни», основные показатели. Сравнение показателей качества жизни в округе с соседними территориями. Объяснение сходств и различий. Стратегия развития Югры в повышении качества жизни населения. Социальная защита населения.
Тема 7. Культура, образование, быт, занятость (2 ч.)
Трудовые ресурсы и рынок труда ХМАО-Югры. Особенности труда и быта коренного населения, экологическая культура и традиции народов Югры. Экскурсия в национальный поселок Казым ( посещение этнографического музея) Культура округа. Учебные заведения округа и города.
Тема 8. Политико-административное деление округа (4 ч.)
Политико-административный состав территории. Социально-экономическое развитие территорий Югры. Территориальное планирование муниципальных районов, городов и сельских поселений. Перспективы развития территорий.
Тема 9. Основные направления развития экономики округа (4 ч.)
История хозяйственного освоения территории и открытия месторождений углеводородного сырья. Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал, его оценка и перспективы развития. Особенности отраслевой и территориальной структуры экономики округа. Эколого –географические проблемы. Перспективы развития. Участие округа в реализации национального проекта «Урал промышленный-Урал Полярный».
Тема 10. Электроэнергетика округа (1 ч.)
Тепловые электростанции. Значение ТЭС. Сургутская ГРЭС. Экскурсия в котельную.
Тема 11. Нефтегазовый комплекс округа (4 ч.)
Состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности в округе.
Факторы, характеризующие размещение предприятий на территории округа. Нефтегазовые предприятия ХМАО. Новые технологии при добыче сырья и разведке и освоении месторождений. Крупнейшее газотранспортное предприятие страны ОАО «Тюменьтрансгаз». Роль нефтегазовой промышленности округа во внешней торговле. Экологические проблемы комплекса. Перспективы развития. Экскурсия в РИТЭК и ЛПУ.
Тема 12. Лесной комплекс (1 ч.)
Одна из старейших отраслей округа. Предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности в округе. Проблемы и перспективы развития отрасли. Основные направления природоохранной деятельности при промышленном лесоиспользовании. Экскурсия в лесхоз.
Тема 13. Отрасли промышленности Югры (1 ч.)
Машиностроение, химическая, горнодобывающая промышленность. Экологические проблемы и перспективы развития.
.
Тема 14. Агропромышленный комплекс (1 ч.)
Очаговый характер размещения. Традиционные отрасли: оленеводство, рыбный и пушной промысел, охотничье хозяйство, клеточное звероводство. Предприятия пищевой промышленности, их специализация. Родовые угодья. Экологические проблемы.
Тема 15.Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство Югры (2 ч.)
Сфера услуг, ее особенности и проблемы. Отличительные черты транспортной сети округа. Проблемы и перспективы развития транспорта в Югре. Информационная инфраструктура.
Рекреационное хозяйство, оценка рекреационных ресурсов территории. Индустрия туризма - проблемы и перспективы развития.
Тема 16. Мой город (1 ч.)
Белоярский на карте России и Югры. История возникновения и развития. Градообразующее предприятие Казымское линейно-производственное управление. Демографические, экономические, социальные показатели развития города. Крупнейшие предприятия и учреждения. Учебные заведения и их специфика. Ситуация на рынке труда. Перспективы развития.
Тема 17. Внешние экономические связи округа (1 ч.)
Основные показатели экономического развития территории. Округ в международном и межрегиональном географическом разделении труда. Основные статьи экспорта и импорта, партнеры. Формы экономических связей.
Тема 18. Итоговое занятие.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения элективного курса «Наш край-Югра» учащиеся будут:
Знать\понимать:
-особенности географического положения, природных условий и населения округа; экологические проблемы региона и пути их решения;
-особенности и перспективы развития экономики и крупнейших предприятий округа;
-обязанности граждан: по сохранению окружающей среды от загрязнения, необходимости ресурсосбережения, сбережению различных видов особо охраняемых природных территорий и ценных объектов культурного наследия Югры.
Уметь:
приводить примеры:
-сокращения видового разнообразия и его причин,
-особо охраняемых природных территорий нашего края;
-адаптации человека к жизни в условиях крайнего севера;
-применять в новых учебных ситуациях знания по составлению простейших моделей решения экологических и социально-экономических проблем своей местности;
-находить и анализировать в различных источниках информацию для изучения;
-составлять краткую экономико-географическую характеристику различных территорий округа на основе разнообразных источников информации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-оценивать ситуацию на рынке труда, возможности получения образования, профессиональной подготовки и будущего трудоустройства;
-оценивать влияние факторов среды на личное здоровье;
-следовать экологическим нормам поведения в окружающей среде и ресурсосберегающего потребления;
-участвовать в распространении экологических знаний и через экологически целесообразную деятельность способствовать сохранению и улучшению природы своей местности.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Тестирование.
Составление систематизирующих таблиц.
Оформление картосхем и контурных карт по изучаемым темам.
Защита проектов.
Анализ социологического опроса школьников и педагогов, проводимого учащимися.
Презентация итоговой творческой работы на конференции .
Информационное обеспечение программы «Наш край-Югра»
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль, Академия развития, 2000.
- Видеоматериалы «По заповедникам Югры».
- Внешние связи Ханты-Мансийского автономного округа –Югры.\КОМ. По внешним связям ХМАО-Югры.-Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 22с.
- Волина В.В Откуда пришли слова.-Москва, АСТ-ПРЕСС, 1996.
- География в школе \\ выпуски №5 2000, №4 2007.
- Головков А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург, УРОРАН, 1995.
- Добринский Л.Н., Плотников В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа.-Тюмень, 1997.
- ООО «Тюменьтрансгаз»: буклет\ОАО «ГАЗПРОМ» .- 2005.- 9с.
- Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. Методическое пособие. - Сфера, М.: 2005
- Проблемы рационального использования нефтяного газа в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре: материалы совещания\ Департамент по нефти ,газу и минеральным ресурсам ХМАО-Югры.-Екатеринбург: ИздатНаукаСеррвис, 2005, 174 с.
- Региональный компонент государственного образовательного стандарта «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»
- Энциклопедия «Югория».
- www.hmaowsnet.ru
- www.admhmao.ru
- www.ugranet.ru
- www.kvadrat-uqra.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Персонализация как инструмент развития личности школьника при обучении русскому языку и литературе.
Обобщение опыта работы....
Воспитательная работа в школе , как инструмент развития личности обучающихся
Что такое воспитательная работа и какие цели она преследует? Кого мы воспитываем в школе?...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Межпредметный элективный курс "Симплекс-метод, как инструмент качественного выбора"
Межпредметный элективный курс по алгебре, экономике и информатике...