Трудовые ресурсы и экономически активное население России
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
· Создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_9_kl_trudovye_resursy_i_ean.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
География
Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России
9 класс
Цель
- Создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.
Задачи
- Обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий о трудовых ресурсах и экономически активном населении.
- Помочь учащимся осознать причины, обусловившие неравномерное распределение трудоспособного населения по территории страны и географические различия в уровне занятости населения России; понять причины и последствия безработицы в стране.
- Организовать деятельность учащихся со статистическим и графическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН, особенностей уровня и структуры занятости населения, безработицы в России и ее регионах.
- Содействовать развитию у школьников умений сравнивать Россию по численности ЭАН с другими странами мира.
- Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования статистических и графических материалов, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;
- Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся; их познавательного интереса, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.
Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.
Планируемы результаты
Личностные ____________________________________________________
- основы социально-критического мышления;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования трудовых ресурсов в современной Росси;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные ________________________________________________
Познавательные
Умение
- устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные);
- оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, находить пути восполнения этих пробелов;
- создавать специализированные географические диаграммы;
- соблюдать нормы информационной культуры;
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
- вводить цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации.
Регулятивные:
Умение:
- планировать пути достижения целей;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- прогнозировать будущие события и развитие процесса;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Коммуникативные
Умение:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Предметные ____________________________________________________
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Знание:
- численности и доли в населении страны трудовых ресурсов и экономически-активного населения, современного уровня безработицы и ее последствий;
- особенностей размещения трудоспособного населения по территории России;
- географических различий в уровне занятости населения России, факторов их определяющие;
- особенностей структуры занятости населения страны и ее динамики;
- содержания терминов и понятий: трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица;
В ценностно-ориентационной сфере:
- понимание причин, обусловивших особенности распределения трудоспособного населения по территории страны и географических различий в уровне занятости населения России;
- осознание причин и последствий безработицы в стране;
В сфере географической деятельности:
Умение:
- осуществлять сравнение, и классификацию территорий России по обеспеченности ТР, уровню занятости населения;
- анализировать схему состава ТР и ЭАН; выявлять соотношения этих понятий;
- сравнивать по статистическим данным величину ЭАН в России и других странах мира;
- анализировать факторы, определяющие географические различия в уровне занятости населения;
- использовать знания о трудовых ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).
Организация образовательного пространства
Оборудование
Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.
Ресурсы
Учебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.
Электронные учебные модули и Интернет-ресуры:
Население России. Люди и труд. Электронный учебный модуль.
Трудовые ресурсы России. Электронный учебный модуль.
Российский статистический ежегодник. Статистический сборник http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078
Численность населения по основным возрастным группам по субъектам Российской Федерации. Статистическая таблица.
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx
«Россия в цифрах», 2012. Статистический сборник.
http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm
Межпредметные связи
Обществознание. Темы «Трудовые правоотношения», «Виды рынков»; «Занятость и безработица», «Труд в современной экономике».
Информатика. Темы: «Динамические (электронные) таблицы», «Составление таблиц. Построение графиков и диаграмм»
Формы работы
В паре (П).
Индивидуальная (И).
Групповая (Г).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
- Актуализировать имеющиеся:
- знания о численности населения России и ее современной динамике; об особенностях возрастного состава населения страны, о влиянии миграций на динамику населения;
- умения работать со статистическими таблицами, графиками и диаграммами, электронными статистическими сборниками и ежегодниками.
Учитель:
раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.
Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель:
Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:
- Какова численность населения России?
- Как она изменяется в последние годы?
- На какие группы принято делить население страны по возрасту?
- Каково соотношение этих возрастных групп в населении России?
- Как изменяется доля отдельных возрастных групп в населении страны и прежде всего доля населения в трудоспособном возрасте?
- Какие проблемы в связи с этим обостряются?
- Каков миграционный прирост населения в нашей стране в настоящее время?
- С какой целью, преимущественно, приезжают мигранты в Россию из стран СНГ? Поддерживается ли приток мигрантов в Россию государственными программами?
- Каковы ваши представления о рынке труда? Задумываетесь ли вы о том, какие профессии востребованы в настоящее время на рынке труда в стране в целом, в нашем регионе, в соседних регионах?
II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Учебно-познавательная деятельность
Цель
- Создать условия для усвоения учащимися понятий «трудовые ресурсы», «экономически активное население»; знаний об особенностях распределение трудоспособного населения по территории страны, причинах, их обусловивших.
- Организовать деятельность учащихся со статистическим и графическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН; уровня безработицы в регионах России; сравнению России с другими странами мира по численности ЭАН.
Изучение нового материала
План изучения нового материала на доске:
- Понятие “Трудовые ресурсы”. Роль трудовых ресурсов в развитии и размещении хозяйства.
- Неравномерность обеспеченности трудовыми ресурсами территории России.
- Численность трудовых ресурсов и ее динамика.
- Качественный состав ТР.
- Рынок труда.
- Экономически активное население. Его численность и особенности динамики.
- Занятость населения в разных районах. Проблемы безработицы
- Занятость населения; тенденции распределения числа занятых в отраслях хозяйства, в государственном и негосударственном секторах экономики.
Водное слово учителя
Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.
Задание 1
Откройте электронный ресурс:
Вспомните, какой возраст в нашей стране называют трудоспособным.
Скопируйте содержание термина «трудоспособный возраст» в свой электронный словарик по изучаемой теме. (Таблица 1).
Выясните, какую долю в населении страны занимают лица трудоспособного возраста; как она меняется в последние десятилетия.
Чтобы верно ответить на эти вопросы, вам необходимо дополнить имеющуюся в электронном ресурсе таблицу современными сведениями.
Для этого:
Скопируйте имеющуюся таблицу в свою электронную тетрадь.
Откройте электронный ресурс:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/05-02.htm.
Дополните свою электронную таблицу сведениями из сборника «Россия в цифрах», 2012 г.; таблица 5.2. «Распределение численности населения по возрастным группам» за 2002, 2010, 2011 гг. Озаглавьте созданную таблицу, укажите использованные источники информации. (См. таблицу 2).
Форма работы: П, И.
Таблица 1.
Образец электронного географического словарика:
Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России
Тема | Понятие, термин | Содержание понятия, термина |
Трудовые ресурсы и экономически активное население России | Трудоспособное населения | мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет. |
Трудовые ресурсы | часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. | |
Экономически активное население | часть населения страны в трудоспособном возрасте. К ЭАН относятся занятые в народном хозяйстве (работающие) и активно ищущие работу (безработные). | |
Рынок труда | соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и её предложения (со стороны трудоспособного населения). | |
Безработные | Люди, не имеющие работы, но занимающиеся ее поиском и готовые начать работать в течение определенного времени | |
Уровень безработицы | Соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах |
Таблица 2.
Образец таблицы с дополненной статистической информацией:
Изменение соотношения различных возрастных групп
в населении России с 1979 по 2011 гг., %
Возраст | 1979 г. | 1989 г. | 2000 г. | 2002 г. | 2006 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Моложе трудоспособного | 23 | 25 | 20 | 18,1 | 16 | 16,2 | 16,2 |
Трудоспособный | 61 | 57 | 59 | 61,3 | 63 | 61,6 | 61,5 |
Старше трудоспособного | 16 | 18 | 21 | 20,6 | 21 | 22,2 | 22,3 |
http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/05-02.htm.)
Задание 2
Обсудите в группе:
Сколько членов вашей семьи являются людьми в трудоспособном возрасте? Каково соотношение их по количеству с нетрудоспособными? Все ли ваши знакомые в трудоспособном возрасте трудятся на производстве? Если нет, то почему?
Как, по вашему мнению, может повлиять на положение населения сокращение или возрастание доли трудоспособного населения?
Форма работы: Г
Задание 3
Откройте электронный ресурс:
Изучите содержание понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Подумайте, чем отличаются эти понятия.
Скопируйте содержание понятий в электронный словарик.
По материалам рисунка 1 определите общую численность ТР в стране и особенности их структуры. Показатели, характеризующие ТР России, занесите в третью графу таблицы 5
Форма работы: П, И
Рис.1. Трудовые ресурсы
*В том числе иностранные трудовые мигранты – 2,2% (2,0 млн. чел.)
(Источник: «Труд и занятость в России», 2011. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/03-01.htm)
Учитель организует работу в группах. Каждой группе поручает выполнить одно из представленных заданий (4, 5, 6) и дать краткий отчет о выполненной работе перед классом.
Задание 4
Изучите материалы схемы «География размещения трудовых ресурсов» (рис. 2), в которых выделены три группы районов, различающихся обеспеченностью трудовыми ресурсами. Сделайте выводы о факторах, определяющих географию трудовых ресурсов нашей страны. Используя приведенные в схеме характеристики, приведите конкретные примеры регионов по всем трем группам.
Форма работы: Г
Задание 5
По материалам схемы «Показатели качества трудовых ресурсов» (рис. 3), изучите, показатели, характеризующие качество трудовых ресурсов России.
Обсудите в группе: как половой, возрастной состав населения страны, уровень его образования и здоровья, а также личностные качества людей определяют качество ТР.
Форма работы: Г
Рис. 2. География размещения трудовых ресурсов
Рис 3. Показатели качества трудовых ресурсов
Задание 6
Откройте электронный ресурс:
Изучите, что такое рынок труда. Занесите определение понятия в словарик. По тексту определите, какова роль рынка труда в экономике страны?
Выясните, чем обусловлено соотношение спроса и предложения рабочей силы.
Обсудите в группе:
Что нужно предпринять государству, если на рынке труда увеличивается предложение рабочей силы?
Что нужно делать людям, вступающим в трудоспособный возраст, в условиях конкуренции за рабочие места?
Какие качества работника, по вашему мнению, в настоящее время наиболее ценны? Задумываетесь ли вы над проблемами выбора профессии и трудоустройства в будущем?
Форма работы: Г
Задание 7
Изучите понятие «Экономически активное население» (рис. 4).
Выясните по схеме:
какова численность ЭАН в нашей стране; какой относительный показатель говорит о большой ее величине.
Определите:
какие категории населения составляют ЭАН; какова их доля в общей численности ЭАН.
По материалам учебника (с. 16, рис. 1.1.17) определите место нашей страны среди стран мира по численности ЭАН.
Все выявленные показатели, характеризующие ЭАН России, занесите в третью графу таблицы 5.
Форма работы: П, И
Рис. 4. Экономически активное население (2011 г., в среднем за год)
(Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/06-01.htm)
Задание 8
В географическом блокноте параграфа 4 учебника выясните, кого считают безработными.
Уровень безработицы определяется как соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах
Занесите в словарик содержание этих двух терминов.
Откройте электронный ресурс:
Изучите материалы по проблемам безработицы. Определите причины, влияющие на географические особенности безработицы. Выясните, какими особенностями выделяются регионы нашей страны с высоким и низким уровнем безработицы.
По картограмме электронного ресурса выявите примеры по трем группам субъектов:
Группы субъектов | Примеры субъектов РФ |
Субъекты, где доля безработных ниже среднего показателя по стране | |
Субъекты, где доля значительно выше этого показателя | |
Районы страны, где уровень безработицы примерно соответствует средне российскому |
Форма работы: П
III этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
- Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования статистических и графических материалов об особенностях размещения трудоспособного населения по территории страны; структуры занятости населения, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;
Задание 1
Проанализируйте материалы таблиц 3 и 4, сделайте выводы об особенностях современной структуры занятого населения в хозяйстве России по видам экономической деятельности и на предприятиях различной формы собственности.
Проследите, как изменялась структура занятого в хозяйстве населения в нашей стране в 1970-2010-е годы. Сделайте выводы и запишите в тетрадь.
Обсудите в паре причины выявленных тенденций.
Представьте структуру занятости по видам экономической деятельности в форме круговой (столбиковой) диаграммы.
Занесите информацию о структуре занятого населения по видам экономической деятельности в третью графу таблицы 5.
Форма работы: П, И
Таблица 3.
Распределение населения, занятого в хозяйстве,
по видам экономической деятельности, в %
1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | |
Всего занятых в экономике: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: Промышленность | 34 | 32 | 30 | 24 | 20 |
Строительство | 9 | 10 | 12 | 7 | 8 |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство | 18 | 15 | 13 | 14 | 10 |
Сфера услуг | 39 | 43 | 45 | 55 | 62 |
Источники: Российский статистический ежегодник. 1994. Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 1994. С. 62
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/05-05.htm
Таблица 4.
Среднегодовая численность занятых в экономике
по формам собственности
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по формам собственности: |
|
|
|
|
|
|
|
государственная, муниципальная | 86,0 | 90,4 | 82,6 | 42,2 | 37,8 | 33,7 | 30,4 |
частная | 14,0 | 9,6 | 12,5 | 34,3 | 46,1 | 54,1 | 58,6 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | ... | ... | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,6 | 0,5 |
смешанная российская | ... | ... | 4,0 | 22,2 | 12,6 | 7,8 | 5,7 |
иностранная, совместная российская и иностранная | 0,1 | 0,6 | 2,7 | 3,8 | 4,8 |
Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/05-04.htm
Задание 2
Откройте электронный ресурс:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-01.htm.
Скопируйте статистические данные по динамике численности ЭАН России за весь представленный в таблице период, создайте график «Динамика численности ЭАН России в конце ХХ – нач. XXI вв.». Проанализируйте по графику динамику численности ЭАН России, сформулируйте все возможные выводы. Обсудите с товарищем.
Форма работы: П
Таблица 5.
Основные показатели, характеризующие население страны
и ее отдельных территорий
План характеристики | Наименование показателей | Статистические данные по России |
Трудовые ресурсы | 1. Общая численность трудовых ресурсов 2. Доля трудовых ресурсов в населении страны (в населении региона). | 93 млн. чел. 65% |
Экономически активное население | 1. Численность ЭАН 2. Доля ЭАН в населении страны (в населении региона). 3. Место страны по численности ЭАН в мире (региона в стране). | 76 млн. чел. 53% 6 |
Занятость населения | 1. Общая численность занятых в экономике 2. Доля занятых в ЭАН 3. Структура занятых в экономике по видам экономической деятельности: промышленность строительство сельское и лесное хозяйство, рыболовство сфера услуг | 71 млн. чел. 93% 20% 8% 10% 62% |
Безработица | 1. Общая численность безработных 2. Доля безработных в ЭАН | 5 млн. чел. 7% |
Задание 3
Откройте электронный ресурс:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx
Создайте, на основе статистических материалов ресурса электронную таблицу «Доля населения в трудоспособном возрасте по субъектам Российской Федерации».
Выявите 3 группы субъектов:
- субъекты, в которых доля населения в трудоспособном возрасте выше среднероссийского показателя;
- субъекты, в которых доля населения в трудоспособном возрасте соответствует среднероссийскому показателю (+- 0,5%);
- субъекты, в которых доля населения в трудоспособном возрасте ниже среднероссийского показателя.
Составьте рейтинг субъектов РФ: выделите по пять субъектов с максимальной и минимальной долей населения в трудоспособном возрасте.
Определите демографические причины, обусловившие географические особенности размещения населения в трудоспособном возрасте.
Форма работы: П
Этап IV _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Диагностика качества освоения темы
Цель
Установить степень усвоения темы «Трудовые ресурсы и экономически активное население России».
Учитель организует взаимопроверку в парах по следующим вопросам:
1. Какие категории людей относят к трудовым ресурсам?
2. Что такое экономически активное население?
3. Перечислите все категории населения, которые можно назвать экономически пассивным населением? Есть ли такие представители среди трудовых ресурсов?
4. Какие изменения происходят в структуре занятости населения России за последние 20-25 лет? Почему?
5. Какие причины, обусловили географические особенности уровня безработицы в нашей стране?
Форма работы: П
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель:
Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
Задание (самооценка). Закончите предложения:
1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):
а) на основе работы с материалами учебника;
б) со статистикой;
в) требующими определения причинно-следственных связей;
г) требующими создания электронных продуктов
2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?
а) трудностей не было;
б) трудности были (перечислите какие)
______________________________________________________________
3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..
а) к товарищу
б) к учителю
в) нашел иной выход (укажи какой)
_______________________________________________________________
Домашнее задание:
Повторить материалы темы по учебнику.
Изучить пункт §4 «Как изменится рынок труда».
Литература и сайты
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Дронов, В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил., карт. – (Академический школьный учебник) (Сферы).
4. Россия´2012: Статистический справочник.
http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/rus12.pdf
5. «Труд и занятость в России», 2011: Статистический сборник.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Население и трудовые ресурсы РТ.
План урока по региональному курсу РТ.Особенности численности народовРТ, национальный состав,демографическая ситуация, трудовые ресурсы....
Трудовые ресурсы России
Презентационное сопровождение к уроку по теме "Трудовые ресурсы России" 9 класс...
Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны. Тема: «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан».
По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.Плотность населения РТ 55 чел/кв...
Население и трудовые ресурсы Центральной России
В презентации расскрываются особенности населения, промыслы развитые на данной территории....
9 класс "Трудовые ресурсы России"
Трудовые ресурсы России...
Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс
Формирование знаний о трудовых ресурсах России. ...