Трудовые ресурсы и экономически активное население России
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Мизеева Анна Германовна

·               Создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_9_kl_trudovye_resursy_i_ean.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

География

Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России

9 класс

Цель 

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.

Задачи

  • Обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий о трудовых ресурсах и экономически активном населении.
  • Помочь учащимся осознать причины, обусловившие неравномерное распределение трудоспособного населения по территории страны и географические различия в уровне занятости населения России; понять причины и последствия безработицы в стране.
  • Организовать деятельность учащихся со статистическим и графическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН, особенностей уровня и структуры занятости населения, безработицы в России и ее регионах.
  • Содействовать развитию у школьников умений сравнивать Россию по численности ЭАН с другими странами мира.
  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования статистических и графических материалов, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;
  • Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся; их познавательного интереса, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.

Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.

Планируемы результаты

Личностные ____________________________________________________

  • основы социально-критического мышления;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования трудовых ресурсов в современной Росси;
  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные ________________________________________________

Познавательные

Умение

  • устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные);
  • оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, находить пути восполнения этих пробелов;
  • создавать специализированные географические диаграммы;
  • соблюдать нормы информационной культуры;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
  • вводить цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации.

        Регулятивные: 

Умение:

  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • прогнозировать будущие события и развитие процесса;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Коммуникативные 

Умение:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Предметные ____________________________________________________

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

Знание:

  • численности и доли в населении страны трудовых ресурсов и экономически-активного населения, современного уровня безработицы и ее последствий;
  • особенностей размещения трудоспособного населения по территории России;
  • географических различий в уровне занятости населения России, факторов их определяющие;
  • особенностей структуры занятости населения страны и ее динамики;
  • содержания терминов и понятий: трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица; 

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание причин, обусловивших особенности распределения трудоспособного населения по территории страны и географических различий в уровне занятости населения России;
  • осознание причин и последствий безработицы в стране;

В сфере географической деятельности:

Умение:

  • осуществлять сравнение, и классификацию территорий России по обеспеченности ТР, уровню занятости населения;
  • анализировать схему состава ТР и ЭАН; выявлять соотношения этих понятий;
  • сравнивать по статистическим данным величину ЭАН в России и других странах мира;
  • анализировать факторы, определяющие географические различия в уровне занятости населения;
  • использовать знания о трудовых ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.

Ресурсы

Учебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.

Электронные учебные модули и Интернет-ресуры: 

Население России. Люди и труд. Электронный учебный модуль.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/C9267821-B8A2-1708-BBB2-4C45826F36DA/0.0.0.0/teleschool.geo-8-44i.oms 

Трудовые ресурсы России. Электронный учебный модуль.

http://85.142.23.53/packages/rnmc/68BCB2CF-8459-7159-A812-8D8D0A170B01/1.0.0.1/GEOGRF_2.3.6.0i1_baz.oms

Российский статистический ежегодник. Статистический сборник http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078 

Численность населения по основным возрастным группам по субъектам Российской Федерации. Статистическая таблица. 

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx 

«Россия в цифрах», 2012. Статистический сборник.

http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm

Межпредметные связи

Обществознание. Темы «Трудовые правоотношения», «Виды рынков»; «Занятость и безработица», «Труд в современной экономике».

Информатика. Темы: «Динамические (электронные) таблицы», «Составление таблиц. Построение графиков и диаграмм»

Формы работы 

В паре (П).

Индивидуальная (И).

Групповая (Г).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  • Актуализировать имеющиеся:

- знания о численности населения России и ее современной динамике; об особенностях возрастного состава населения страны, о влиянии миграций на динамику населения;

- умения работать со статистическими таблицами, графиками и диаграммами, электронными статистическими сборниками и ежегодниками.

Учитель:

раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель:

Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:

  1. Какова численность населения России?
  2. Как она изменяется в последние годы?
  3. На какие группы принято делить население страны по возрасту?
  4. Каково соотношение этих возрастных групп в населении России?
  5. Как изменяется доля отдельных возрастных групп в населении страны и прежде всего доля населения в трудоспособном возрасте?
  6. Какие проблемы в связи с этим обостряются?
  7. Каков миграционный прирост населения в нашей стране в настоящее время?
  8. С какой целью, преимущественно, приезжают мигранты в Россию из стран СНГ? Поддерживается ли приток мигрантов в Россию государственными программами?
  9. Каковы ваши представления о рынке труда? Задумываетесь ли вы о том, какие профессии востребованы в настоящее время на рынке труда в стране в целом, в нашем регионе, в соседних регионах?

II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Учебно-познавательная деятельность

Цель

  • Создать условия для усвоения учащимися понятий «трудовые ресурсы», «экономически активное население»; знаний об особенностях  распределение трудоспособного населения по территории страны, причинах, их обусловивших.
  • Организовать деятельность учащихся со статистическим и графическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН; уровня безработицы в регионах России; сравнению России с другими странами мира по численности ЭАН.

Изучение нового материала

План изучения нового материала на доске:

  1. Понятие “Трудовые ресурсы”. Роль трудовых ресурсов в развитии и размещении хозяйства.
  2. Неравномерность обеспеченности трудовыми ресурсами территории России.
  3. Численность трудовых ресурсов и ее динамика.
  4. Качественный состав ТР.
  5. Рынок труда.
  6. Экономически активное население. Его численность и особенности динамики.
  7. Занятость населения в разных районах. Проблемы безработицы
  8. Занятость населения; тенденции распределения числа занятых в отраслях хозяйства, в государственном и негосударственном секторах экономики.

Водное слово учителя

Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

Задание 1

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/C9267821-B8A2-1708-BBB2-4C45826F36DA/0.0.0.0/teleschool.geo-8-44i.oms

Вспомните, какой возраст в нашей стране называют трудоспособным.

Скопируйте содержание термина «трудоспособный возраст» в свой электронный словарик по изучаемой теме. (Таблица 1).

Выясните, какую долю в населении страны занимают лица трудоспособного возраста; как она меняется в последние десятилетия.

Чтобы верно ответить на эти вопросы, вам необходимо дополнить имеющуюся в электронном ресурсе таблицу современными сведениями.

Для этого:

Скопируйте имеющуюся таблицу в свою электронную тетрадь.

Откройте электронный ресурс:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/05-02.htm.

Дополните свою электронную таблицу сведениями из сборника «Россия в цифрах», 2012 г.; таблица 5.2. «Распределение численности населения по возрастным группам» за 2002, 2010, 2011 гг. Озаглавьте созданную таблицу, укажите использованные источники информации. (См. таблицу 2).

Форма работы: П, И.

Таблица 1.

Образец электронного географического словарика:

Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России

Тема

Понятие, термин

Содержание понятия, термина

Трудовые ресурсы и экономически активное население России

Трудоспособное населения

мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

Трудовые ресурсы

часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Экономически активное население

часть населения страны в трудоспособном возрасте. К ЭАН относятся занятые в народном хозяйстве (работающие) и активно ищущие работу (безработные).

Рынок труда

соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и её предложения (со стороны трудоспособного населения).

Безработные

Люди, не имеющие работы, но занимающиеся ее поиском и готовые начать работать в течение определенного времени

Уровень безработицы

Соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах

Таблица 2.

Образец таблицы с дополненной статистической информацией:

Изменение соотношения различных возрастных групп

в населении России с 1979 по 2011 гг., %

Возраст

1979 г.

1989 г.

2000 г.

2002 г.

2006 г.

2010 г.

2011 г.

Моложе трудоспособного

23

25

20

18,1

16

16,2

16,2

Трудоспособный

61

57

59

61,3

63

61,6

61,5

Старше трудоспособного

16

18

21

20,6

21

22,2

22,3

(Источники: http://85.142.23.53/packages/internet-school/C9267821-B8A2-1708-BBB2-4C45826F36DA/0.0.0.0/teleschool.geo-8-44i.oms

http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/05-02.htm.)

Задание 2

Обсудите в группе:

Сколько членов вашей семьи являются людьми в трудоспособном возрасте? Каково соотношение их по количеству с нетрудоспособными? Все ли ваши знакомые в трудоспособном возрасте трудятся на производстве? Если нет, то почему?

Как, по вашему мнению, может повлиять на положение населения сокращение или возрастание доли трудоспособного населения?

Форма работы: Г

Задание 3

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/C9267821-B8A2-1708-BBB2-4C45826F36DA/0.0.0.0/teleschool.geo-8-44i.oms

Изучите содержание понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Подумайте, чем отличаются эти понятия.

Скопируйте содержание понятий в электронный словарик.

По материалам рисунка 1 определите общую численность ТР в стране и особенности их структуры. Показатели, характеризующие ТР России, занесите в третью графу таблицы 5

Форма работы: П, И

Рис.1. Трудовые ресурсы

*В том числе иностранные трудовые мигранты – 2,2% (2,0 млн. чел.)

(Источник: «Труд и занятость в России», 2011. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/03-01.htm)

Учитель организует работу в группах. Каждой группе поручает выполнить одно из представленных заданий (4, 5, 6) и дать краткий отчет о выполненной работе перед классом.

Задание 4

Изучите материалы схемы «География размещения трудовых ресурсов» (рис. 2), в которых выделены три группы районов, различающихся обеспеченностью трудовыми ресурсами. Сделайте выводы о факторах, определяющих географию трудовых ресурсов нашей страны. Используя приведенные в схеме характеристики, приведите конкретные примеры регионов по всем трем группам.

Форма работы: Г

Задание 5

По материалам схемы «Показатели качества трудовых ресурсов» (рис. 3), изучите, показатели, характеризующие качество трудовых ресурсов России.

Обсудите в группе: как половой, возрастной состав населения страны, уровень его образования и здоровья, а также личностные качества людей определяют качество ТР.

Форма работы: Г

Рис. 2. География размещения трудовых ресурсов

Рис 3. Показатели качества трудовых ресурсов

Задание 6

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/rnmc/68BCB2CF-8459-7159-A812-8D8D0A170B01/1.0.0.1/GEOGRF_2.3.6.0i1_baz.oms (пункт 2).

Изучите, что такое рынок труда. Занесите определение понятия в словарик. По тексту определите, какова роль рынка труда в экономике страны?

Выясните, чем обусловлено соотношение спроса и предложения рабочей силы.

Обсудите в группе:

Что нужно предпринять государству, если на рынке труда увеличивается предложение рабочей силы?

Что нужно делать людям, вступающим в трудоспособный возраст, в условиях конкуренции за рабочие места?

Какие качества работника, по вашему мнению, в настоящее время наиболее ценны? Задумываетесь ли вы над проблемами выбора профессии и трудоустройства в будущем?

Форма работы: Г

Задание 7

Изучите понятие «Экономически активное население» (рис. 4).

Выясните по схеме:

какова численность ЭАН в нашей стране; какой относительный показатель говорит о большой ее величине.

Определите:

какие категории населения составляют ЭАН; какова их доля в общей численности ЭАН.

По материалам учебника (с. 16, рис. 1.1.17) определите место нашей страны среди стран мира по численности ЭАН.

Все выявленные показатели, характеризующие ЭАН России, занесите в третью графу таблицы 5.

Форма работы: П, И

Рис. 4. Экономически активное население (2011 г., в среднем за год)

(Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/06-01.htm)

Задание 8

В географическом блокноте параграфа 4 учебника выясните, кого считают безработными.

Уровень безработицы определяется как соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах

Занесите в словарик содержание этих двух терминов.

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/C9267821-B8A2-1708-BBB2-4C45826F36DA/0.0.0.0/teleschool.geo-8-44i.oms 

Изучите материалы по проблемам безработицы. Определите причины, влияющие на географические особенности безработицы. Выясните, какими особенностями выделяются регионы нашей страны с высоким и низким уровнем безработицы.

По картограмме электронного ресурса выявите примеры по трем группам субъектов:

Группы субъектов

Примеры субъектов РФ

Субъекты, где доля безработных ниже среднего показателя по стране

Субъекты, где доля значительно выше этого показателя

Районы страны, где уровень безработицы примерно соответствует средне российскому

Форма работы: П

III этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования статистических и графических материалов об особенностях размещения трудоспособного населения по территории страны; структуры занятости населения, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;

Задание 1

Проанализируйте материалы таблиц 3 и 4, сделайте выводы об особенностях современной структуры занятого населения в хозяйстве России по видам экономической деятельности и на предприятиях различной формы собственности.

Проследите, как изменялась структура занятого в хозяйстве населения в нашей стране в 1970-2010-е годы. Сделайте выводы и запишите в тетрадь.

Обсудите в паре причины выявленных тенденций.

Представьте структуру занятости по видам экономической деятельности в форме круговой (столбиковой) диаграммы.

Занесите информацию о структуре занятого населения по видам экономической деятельности в третью графу таблицы 5.

Форма работы: П, И

Таблица 3.

Распределение населения, занятого в хозяйстве,

по видам экономической деятельности, в %

1970

1980

1990

2000

2010

Всего занятых в экономике:

100

100

100

100

100

в том числе:

Промышленность

34

32

30

24

20

Строительство

9

10

12

7

8

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство

18

15

13

14

10

Сфера услуг

39

43

45

55

62

Источники: Российский статистический ежегодник. 1994. Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 1994. С. 62

http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/05-05.htm

Таблица 4.

Среднегодовая численность занятых в экономике

по формам собственности

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2010

Всего в экономике

100

100

100

100

100

100

100

   в том числе по формам собственности:

 

 

 

 

 

 

 

государственная, муниципальная

86,0

90,4

82,6

42,2

37,8

33,7

30,4

частная

14,0

9,6

12,5

34,3

46,1

54,1

58,6

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

...

...

0,8

0,7

0,8

0,6

0,5

смешанная российская

...

...

4,0

22,2

12,6

7,8

5,7

иностранная, совместная российская и иностранная

0,1

0,6

2,7

3,8

4,8

Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d1/05-04.htm

Задание 2

Откройте электронный ресурс:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-01.htm.

Скопируйте статистические данные по динамике численности ЭАН России за весь представленный в таблице период, создайте график «Динамика численности ЭАН России в конце ХХ – нач. XXI вв.». Проанализируйте по графику динамику численности ЭАН России, сформулируйте все возможные выводы. Обсудите с  товарищем.

Форма работы: П

Таблица 5.

Основные показатели, характеризующие население страны

и ее отдельных территорий

План характеристики

Наименование показателей

Статистические данные по  России

Трудовые ресурсы

1. Общая численность трудовых ресурсов

2. Доля трудовых ресурсов в населении страны (в населении региона).

93 млн. чел.

65%

Экономически активное население

1. Численность ЭАН

2. Доля ЭАН в населении страны (в населении региона).

3. Место страны по численности ЭАН в мире (региона в стране).

76 млн. чел.

53%

6

Занятость населения

1. Общая численность занятых в экономике

2. Доля занятых в ЭАН

3. Структура занятых в экономике по видам экономической деятельности:

промышленность

строительство

сельское и лесное хозяйство, рыболовство

сфера услуг

71 млн. чел.

93%

20%

8%

10%

62%

Безработица

1. Общая численность безработных

2. Доля безработных в ЭАН

5 млн. чел.

7%

Задание 3

Откройте электронный ресурс:

http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx

Создайте, на основе статистических материалов ресурса электронную таблицу «Доля населения в трудоспособном возрасте по субъектам Российской Федерации».

Выявите 3 группы субъектов:

  • субъекты, в которых доля населения в трудоспособном возрасте выше среднероссийского показателя;
  • субъекты, в которых доля населения в трудоспособном возрасте соответствует среднероссийскому показателю (+- 0,5%);
  • субъекты, в которых доля населения в трудоспособном возрасте ниже  среднероссийского показателя.

Составьте рейтинг субъектов РФ: выделите по пять субъектов с максимальной и минимальной долей населения в трудоспособном возрасте.

Определите демографические причины, обусловившие географические особенности размещения населения в трудоспособном возрасте.

Форма работы: П

Этап IV _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы «Трудовые ресурсы и экономически активное население России».

Учитель организует взаимопроверку в парах по следующим вопросам:

1. Какие категории людей относят к трудовым ресурсам?

2. Что такое экономически активное население?

3. Перечислите все категории населения, которые можно назвать экономически пассивным населением? Есть ли такие представители среди трудовых ресурсов?

4. Какие изменения происходят в структуре занятости населения России за последние 20-25 лет? Почему?

5. Какие причины, обусловили географические особенности уровня безработицы в нашей стране?

Форма работы: П

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности.

Задание (самооценка). Закончите предложения:

1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе работы с материалами учебника;

б) со статистикой;

в) требующими определения причинно-следственных связей;

г) требующими создания электронных продуктов

2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было;

б) трудности были (перечислите какие)

______________________________________________________________

3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

а) к товарищу

б) к учителю

в) нашел иной выход (укажи какой)

_______________________________________________________________

Домашнее задание:

Повторить материалы темы по учебнику.

Изучить пункт §4 «Как изменится рынок труда».

Литература и сайты

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная  школа.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Дронов, В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил., карт. – (Академический школьный учебник) (Сферы).

4. Россия´2012: Статистический справочник.

http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/rus12.pdf

5. «Труд и занятость в России», 2011: Статистический сборник.

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1139916801766 

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/ 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/ 
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/
  • Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и трудовые ресурсы РТ.

План урока по региональному курсу РТ.Особенности численности народовРТ, национальный состав,демографическая ситуация, трудовые ресурсы....

Трудовые ресурсы России

Презентационное сопровождение к уроку по теме "Трудовые ресурсы России" 9 класс...

Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны. Тема: «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан».

По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.Плотность населения РТ  55 чел/кв...

Население и трудовые ресурсы Центральной России

В презентации расскрываются особенности населения, промыслы развитые на данной территории....

9 класс "Трудовые ресурсы России"

Трудовые ресурсы России...

Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс

Формирование знаний о трудовых ресурсах России. ...