Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны. Тема: «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан».
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.
По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.
Плотность населения РТ 55 чел/кв.км.
Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ
Естественный прирост населения в РТ отрицательный;
Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;
Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского.
Уровень урбанизации в РТ 75,7 % ;
Казань – город-миллионер;
В РТ 22 города.
РТ многонациональный субъект РФ( 115 народов);
Татар – 53,2 %
Русских – 39,7 %
Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья.
По карте «Внутренняя миграция населения» определите основные центры притяжения населения в республике.
Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.
Сравните показатели возрастных групп 1994 г с показателями 2012 г.
Таким образом, число пенсионеров из года в год увеличивается, а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем обеспечивать пенсию пенсионерам?
Предложите свои пути решения проблемы.
Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.
Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.
Интересно, а совпадают ли особенности размещения населения, половозрастной состав населения Зеленодольского района с выявленными на уроке особенностями населения РТ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rt.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны.
Тема: «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан».
Цели:
рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ;
продолжить развивать умения и навыки работы с картами, картосхемами, графиками, статистическим материалом, ресурсами Интернет;
выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Воспитывать толерантность.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.
Оборудование: учебник, презентация «Население и трудовые ресурсы РТ», презентация «Народы РТ», атласы РТ, социально-экономическая карта РТ, тетради, картосхемы «Национальный состав населения Зеленодольского района РТ», «Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Объявляется тема урока (Слайд № 1).
Учащиеся ставят цель урока.
Цель урока: рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ (Слайд № 2).
Выводы по каждому блоку записываются в тетрадь.
АЗУ:
Вспомните основные понятия по теме «Население»:
- Демография;
- Естественное движение населения;
- Естественный прирост;
- Миграция;
- Реэмиграция;
- Демографический взрыв;
- Демографический кризис;
- Демографическая политика;
- Депопуляция (Слайд № 3)
Численность населения Республики Татарстан.
По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.
По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.
Плотность населения РТ 55 чел/кв.км.
Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ (стр. 127, табл.8 учебника А.С.Тайсина «География Республики Татарстан 8-9»- Казань: «Магариф»,2009 год). Слайд № 4
Объясните очень значительные сокращения населения РТ в периоды с 1920 по 1926 годы( катострафический неурожай и голод в 1921 году) и с 1939 по 1959 годы ( Великая Отечественная война).
Рассмотрим динамику рождаемости и смертности среди населения РТ (Слайд № 5, стр.18 в атласе).
Почему среди сельского населения высока доля смертности?
Вывод № 1:
- Естественный прирост населения в РТ отрицательный;
- Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;
- Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского (Слайд № 6 ).
Городское и сельское население.
В нашей республике 22 города, 18 поселков городского типа (Назовите поселки городского типа Зеленодольского района) и 3073 сельских населенных пунктов. (Слайд № 7)
Сравните численность городского и сельского населения РТ. За какой период произошел резкий скачок в этом отношении? Объясните ( Ответ: с 1970 по 1973 гг строительство КАМАЗа. Слайд № 8).
Слайд № 9
Перед вами города с численностью населения свыше 50 тысяч человек (Учащиеся располагают города в порядке уменьшения численности населения в них)
Назовите города, в которых из года в год численность населения уменьшается.
Назовите города, в которых из года в год численность населения увеличивается. Подумайте, за счет чего?
Сообщение учащегося о численности и плотности населения города Зеленодольска и Зеленодольского района.
Вывод № 2:
- Уровень урбанизации в РТ 75,7 % ;
- Казань – город-миллионер;
- В РТ 22 города (Слайд № 10)
Национальный состав населения РТ.
Просмотрите видео презентацию ученицы 9 класса Б Цветковой Ольги, сделайте записи о национальном составе населения РТ (или слайд № 11).
Итак, вы выявили, что титульными нациями РТ по переписи населения 2010 года являются татары - 53,2% и русские -39,7 %. Сравните эти цифры с данными переписи 1989 года (татар -48,5 %, русских – 43,3 %). Объясните (Слайд № 12).
В размещении населения республики по национальным группам в районах Татарстана имеются определенные закономерности. Выявите их. Объясните(Слайд № 13 ; стр.130, рис.35 учебник).
Ответ: русские преобладают в большинстве городов, в районах вблизи к Казани и к рекам. Это объясняется историческим фактором: после завоевания Казани и присоединения Казанского ханства к России татарское население было выселено из мест своего проживания около г.Казани и вблизи большинства рек и эти земли были заселены русскими.
Удмурты и марийцы проживают компактно на севере.
Чуваши и мордва – на юге республики.
Вывод № 3:
- РТ многонациональный субъект РФ( 115 народов);
- Татар – 53,2 %
- Русских – 39,7 %
- Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья (Слайд № 14).
Миграционные процессы в РТ.
Слайд № 15
По карте «Внутренняя миграция населения» определите основные центры притяжения населения в республике.
Учащиеся анализируют график «Внешняя миграция населения».
Ответ: количество выбывших и прибывших в РТ из года в год уменьшается, это можно объяснить создавшимся благоприятным экономическим климатом на территории РТ ( для выбывших) и уменьшение квот на въезд в страну ( для прибывших).
Кстати, по сведениям миграционной службы РТ в нашу республику большинство мигрантов приезжают из Узбекистана, Германии( данные 2011 года).
Половозрастной состав.
Слайд № 16
Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.
Слайд № 17
Сравните показатели возрастных групп 1994 г с показателями 2012 г.
Таким образом, число пенсионеров из года в год увеличивается, а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем обеспечивать пенсию пенсионерам?
Предложите свои пути решения проблемы.
Возможные варианты ответов:
Увеличить возраст выхода на пенсию;
Увеличить подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд страны;
Дополнительно стимулировать работающих пенсионеров;
Продолжить современную демографическую политику, направленную на увеличение численности населения страны.
Трудовые ресурсы РТ.
Слайд № 18 анализ данных таблицы.
В настоящее время наша республика испытывает нехватку квалифицированных трудовых ресурсов. В тоже время у нас есть безработные граждане.
70 % безработных – женщины;
Примерно 30 % - молодежь ( от 16 до 29 лет);
Каждый пятый безработный зарегистрирован в селе.
Объясните создавшуюся ситуацию.
Возможный ответ: требуются квалифицированные, с опытом работы специалисты , как правило мужских специальностей.
Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.
Возможные варианты ответов:
Создать рабочие места для женщин;
Создать рабочие места в сельской местности;
Сделать все возможное для повышения престижа сельских профессий( поднять зарплату на селе, обеспечивать специалистов бесплатным комфортабельным жильем, улучшить инфраструктуру села);
Обеспечивать выпускников учебных заведений работой по специальности, для закрепления их знаний и приобретения опыта.
Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.
Интересно, а совпадают ли особенности размещения населения, половозрастной состав населения Зеленодольского района с выявленными на уроке особенностями населения РТ?
Заслушивается отчет о проведенной практической работе «Население Зеленодольского района», рассматриваются и анализируются построенные картосхемы «Национальный состав населения Зеленодольского района РТ», «Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ».
Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.
Запись домашнего задания (Слайд № 19).
Тезисы.
Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны.
Тема: «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан».
По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.
По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.
Плотность населения РТ 55 чел/кв.км.
Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ
Естественный прирост населения в РТ отрицательный;
Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;
Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского.
Уровень урбанизации в РТ 75,7 % ;
Казань – город-миллионер;
В РТ 22 города.
РТ многонациональный субъект РФ( 115 народов);
Татар – 53,2 %
Русских – 39,7 %
Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья.
По карте «Внутренняя миграция населения» определите основные центры притяжения населения в республике.
Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.
Сравните показатели возрастных групп 1994 г с показателями 2012 г.
Таким образом, число пенсионеров из года в год увеличивается, а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем обеспечивать пенсию пенсионерам?
Предложите свои пути решения проблемы.
Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.
Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.
Интересно, а совпадают ли особенности размещения населения, половозрастной состав населения Зеленодольского района с выявленными на уроке особенностями населения РТ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии "Население Африки"
Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....
Разработка урока по географии на тему "Знакомство с Республикой Казахстан"
Географическое положение, крайние точки, государственные символы, приграничные государства....
Разработка урока по географии 9 класс. Крым - новая республика в составе России
В архиве находятся: технологическая карта урока, опорный конспект для заполнения учениками, раздаточный материал для рабочих групп...
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала в начале изучение темы в 8 - 9 классах "Насе...
Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"
Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...
Индивидуальная программа самообразования на 2016-2017 уч.год по теме "Лингвистические игры на уроках английского языка" учителя МБОУ "СОШ имени академика Р.З.Сагдеева Буинского муниципального района РТ"
Индивидуальная программа самообразования на 2016-2017 уч.год...
Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»
География . 10 класс.Тема урока «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...