Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны. Тема: «Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан».
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

 

По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.

По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.

Плотность населения РТ  55 чел/кв.км.

Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ 

Естественный прирост населения в РТ отрицательный;

Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;

Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского.

Уровень урбанизации в РТ  75,7 % ;

Казань – город-миллионер;

В РТ 22 города.

РТ многонациональный субъект  РФ( 115 народов);

Татар  –      53,2 %

Русских  –  39,7 %

Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья.

По карте «Внутренняя миграция населения» определите основные центры притяжения населения в республике.

Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.

Сравните показатели возрастных групп 1994 г  с показателями  2012 г.

Таким образом, число пенсионеров из года в год  увеличивается,  а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем  обеспечивать пенсию пенсионерам?

Предложите свои пути решения проблемы.

Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.

 Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.

Интересно, а совпадают ли особенности  размещения  населения, половозрастной состав  населения Зеленодольского района с  выявленными на уроке особенностями населения РТ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны.

Тема: «Население  и трудовые ресурсы Республики Татарстан».

Цели:  

рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ;

продолжить развивать умения и навыки работы с картами, картосхемами, графиками, статистическим материалом, ресурсами Интернет;

выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Воспитывать толерантность.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.

Оборудование: учебник, презентация «Население и трудовые ресурсы РТ», презентация «Народы РТ», атласы РТ, социально-экономическая карта РТ, тетради, картосхемы «Национальный состав населения Зеленодольского района  РТ», «Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Объявляется тема урока (Слайд № 1).

Учащиеся ставят цель урока.

Цель урока: рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ  (Слайд № 2).

Выводы по каждому блоку записываются в тетрадь.

АЗУ:

Вспомните основные понятия по теме «Население»:

  • Демография;
  • Естественное движение населения;
  • Естественный прирост;
  • Миграция;
  • Реэмиграция;
  • Демографический  взрыв;
  • Демографический кризис;
  • Демографическая политика;
  • Депопуляция (Слайд № 3)

Численность населения Республики Татарстан.

По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.

По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.

Плотность населения РТ  55 чел/кв.км.

Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ  (стр. 127, табл.8 учебника А.С.Тайсина «География Республики Татарстан 8-9»- Казань: «Магариф»,2009 год).  Слайд № 4

Объясните  очень значительные сокращения населения РТ в периоды с 1920 по 1926 годы( катострафический  неурожай и голод в 1921 году) и с 1939 по 1959 годы ( Великая Отечественная война).

Рассмотрим динамику рождаемости и смертности среди населения РТ (Слайд № 5, стр.18 в атласе).

Почему среди сельского населения высока доля смертности?

Вывод № 1:

  • Естественный прирост населения в РТ отрицательный;
  • Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;
  • Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского (Слайд № 6 ).

Городское и сельское население.

В нашей республике 22 города, 18 поселков городского типа (Назовите поселки городского типа Зеленодольского района) и 3073 сельских населенных пунктов. (Слайд № 7)

Сравните численность городского и сельского населения РТ. За какой период произошел резкий скачок в этом отношении? Объясните ( Ответ: с 1970 по 1973 гг строительство КАМАЗа. Слайд  № 8).

Слайд № 9

Перед вами города с численностью населения свыше 50 тысяч  человек (Учащиеся располагают города в порядке уменьшения численности населения в них)

Назовите города, в которых из года в год численность населения уменьшается.

Назовите города, в которых из года в год численность населения увеличивается. Подумайте, за счет чего?

Сообщение учащегося о численности и плотности населения города Зеленодольска и Зеленодольского района.

Вывод № 2:

  • Уровень урбанизации в РТ  75,7 % ;
  • Казань – город-миллионер;
  • В РТ 22 города (Слайд № 10)

Национальный состав населения РТ.

Просмотрите видео презентацию ученицы 9 класса Б Цветковой Ольги, сделайте записи о национальном составе населения РТ (или слайд № 11).

Итак, вы выявили, что титульными нациями РТ по переписи населения 2010 года являются татары - 53,2%  и  русские -39,7 %. Сравните эти цифры с данными переписи 1989 года (татар -48,5 %, русских – 43,3 %). Объясните (Слайд № 12).

В размещении населения республики по национальным группам в районах Татарстана имеются определенные закономерности. Выявите их. Объясните(Слайд № 13 ; стр.130, рис.35 учебник).

Ответ: русские преобладают в большинстве городов, в районах вблизи к Казани и к рекам. Это объясняется историческим фактором: после завоевания  Казани и присоединения  Казанского ханства к России татарское население было выселено  из  мест своего проживания около г.Казани и вблизи большинства рек и эти земли были заселены русскими.  

Удмурты и марийцы проживают компактно на севере.

Чуваши и мордва – на юге республики.

Вывод № 3:

  • РТ многонациональный субъект  РФ( 115 народов);
  • Татар  –      53,2 %
  • Русских  –  39,7 %
  • Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья (Слайд № 14).

Миграционные процессы в РТ.

Слайд № 15

По карте «Внутренняя миграция населения» определите основные центры притяжения населения в республике.

Учащиеся анализируют график «Внешняя миграция населения».

Ответ:  количество выбывших и прибывших в РТ из года в год уменьшается, это можно объяснить создавшимся благоприятным экономическим климатом на территории РТ ( для выбывших) и уменьшение квот  на въезд в страну ( для прибывших).

Кстати, по сведениям миграционной службы РТ в нашу республику большинство мигрантов  приезжают из Узбекистана, Германии( данные 2011 года).

Половозрастной состав.

Слайд № 16

Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.

Слайд № 17

Сравните показатели возрастных групп 1994 г  с показателями  2012 г.

Таким образом, число пенсионеров из года в год  увеличивается,  а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем  обеспечивать пенсию пенсионерам?

Предложите свои пути решения проблемы.

Возможные варианты ответов:

Увеличить возраст выхода на пенсию;

Увеличить подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд страны;

Дополнительно стимулировать работающих пенсионеров;

Продолжить современную демографическую политику, направленную на увеличение численности населения страны.

Трудовые ресурсы РТ.

Слайд № 18 анализ данных таблицы.

В настоящее время  наша республика испытывает нехватку квалифицированных трудовых ресурсов. В тоже время  у нас есть  безработные граждане.

70 % безработных – женщины;

Примерно 30 % - молодежь ( от 16 до 29 лет);

Каждый  пятый безработный зарегистрирован в селе.

Объясните создавшуюся ситуацию.

Возможный ответ: требуются квалифицированные, с опытом работы специалисты , как правило мужских специальностей.

Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.

Возможные варианты ответов:

Создать рабочие места для женщин;

Создать рабочие места в сельской местности;

Сделать все возможное для повышения престижа сельских профессий( поднять зарплату на селе, обеспечивать специалистов бесплатным комфортабельным  жильем, улучшить инфраструктуру села);

Обеспечивать выпускников учебных заведений  работой по специальности, для закрепления их знаний и приобретения опыта.

Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.

Интересно, а совпадают ли особенности  размещения  населения, половозрастной состав  населения Зеленодольского района с  выявленными на уроке особенностями населения РТ?

Заслушивается отчет о проведенной практической работе «Население Зеленодольского района», рассматриваются и анализируются  построенные картосхемы «Национальный состав населения Зеленодольского района  РТ», «Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ».

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

Запись домашнего задания (Слайд № 19).

Тезисы.

Разработка урока по географии учителя МБОУ СОШ № 15 г. Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны.

Тема: «Население  и трудовые ресурсы Республики Татарстан».

По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.

По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.

Плотность населения РТ  55 чел/кв.км.

Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ  

Естественный прирост населения в РТ отрицательный;

Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;

Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского.

Уровень урбанизации в РТ  75,7 % ;

Казань – город-миллионер;

В РТ 22 города.

РТ многонациональный субъект  РФ( 115 народов);

Татар  –      53,2 %

Русских  –  39,7 %

Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья.

По карте «Внутренняя миграция населения» определите основные центры притяжения населения в республике.

Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.

Сравните показатели возрастных групп 1994 г  с показателями  2012 г.

Таким образом, число пенсионеров из года в год  увеличивается,  а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем  обеспечивать пенсию пенсионерам?

Предложите свои пути решения проблемы.

Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.

 Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.

Интересно, а совпадают ли особенности  размещения  населения, половозрастной состав  населения Зеленодольского района с  выявленными на уроке особенностями населения РТ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии на тему "Знакомство с Республикой Казахстан"

Географическое положение, крайние точки, государственные символы, приграничные государства....

Разработка урока по географии 9 класс. Крым - новая республика в составе России

В архиве находятся: технологическая карта урока, опорный конспект для заполнения учениками, раздаточный материал для рабочих групп...

Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".

Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала  в начале изучение темы в 8 - 9  классах "Насе...

Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"

Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...

Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»

География . 10 класс.Тема урока  «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...