Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Формирование знаний о трудовых ресурсах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Трудовые ресурсы России» 9 класс | 69.5 КБ |
Презентация «Трудовые ресурсы России» 9 класс | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка урока
Автор: Голдырева Елена Валерьевна, учитель географии
МАОУ «Лицей №8» г. Перми
Тема: ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
Аудитория: учащиеся 9-го класса
Тип урока: комбинированный
Форма организации работы с учащимися: групповая
Дидактические материалы:
- резюме соискателей на вакантные должности
- презентация
- адреса сайтов информационных порталов
- справочный материал:
- Гражданский кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ (ст.42)
- Закон о занятости населения в РФ
- Конституция РФ
Литература для учителя:
Трудовые права несовершеннолетних. Методические материалы для семинаров, тренингов и практик. – Пермь, 2007.
9 класс. Урок по географии
«Трудовые ресурсы России»
Цель: формирование знаний о трудовых ресурсах России.
Задачи:
- Образовательные:
- определить особенности понятия «трудовые ресурсы»;
- выявить современные проблемы трудовых ресурсов России (Пермского края)
и географию безработицы в стране;
- охарактеризовать особенности занятости несовершеннолетних.
- Воспитательные:
- совершенствовать навыки рационального общения и коллективной работы, в
процессе которых создаются условия для оказания помощи и поддержки.
- Развивающие:
- продолжить формирование информационной и коммуникативной
компетентностей;
- определить траекторию профессионального самоопределения учащихся.
Оборудование: «мобильный класс» с подключенным Интернетом, политико-административная карта России; резюме соискателей на вакантные должности; справочные материалы
Ход урока
1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
Используется групповая форма работы: каждая группа является Кадровым агентством.
Задание: проанализировать резюме людей, желающих устроиться на работу, не требующую специальной квалификации, и обосновать свой выбор
Каждая группа имеет возможность получения информации из Интернета для обоснования выбора претендента.
Сергеев Александр Викторович
Дата рождения: 03.11.1997
Адрес: 614012, Пермь, ул.Чердынская 16 - 121
Телефон: 228-18-18
Семейное положение: холост
Образование: 8 классов
Специальность: нет
Опыт работы: нет
Знание компьютера: на уровне пользователя
Иностранный язык: не владею
Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован
Увлечения: чтение, туризм, техника
Дополнительная информация: не употребляю алкоголь, не курю
Николаев Сергей Иванович
Дата рождения: 15.02.1974
Адрес: 614088, Пермь, ул. Моторостроителей 9-12
Телефон: 229-15-65
Семейное положение: женат
Образование: среднее специальное
Специальность: учитель физкультуры
Опыт работы: 12 лет
Знание компьютера: на уровне пользователя
Иностранный язык: не владею
Личные качества: ответственен, пунктуален
Увлечения: игра на гитаре, путешествия
Дополнительная информация: наличие водительских прав
Иванов Николай Петрович
Дата рождения: 18.04.1950
Адрес: 614034, Пермь, ул.Панфилова 10-34
Телефон: 212-06-23
Семейное положение: женат
Образование: среднее специальное
Специальность: маляр
Опыт работы: 35 лет
Знание компьютера: не владею
Иностранный язык: не владею
Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован, аккуратен
Увлечения: футбол
Дополнительная информация: наличие водительских прав
Выслушиваются обоснованные мнения групп - выбор соискателя на должность. Возможна организация дискуссии.
На основе их выводов и дополнительного справочного материала (информация о трудоспособном возрасте граждан РФ) учащимся предлагается составить схему и дать ей название (прил.).
2. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Какие вопросы необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть данную тему?
Учащиеся: - определить особенности понятия «Трудовые ресурсы»
- выявить проблемы трудовых ресурсов
На основе схемы организуется совместное выведение понятия.
Трудовые ресурсы – население, способное работать в хозяйстве страны.
Учитель: С какими проблемами сталкиваются трудовые ресурсы в России (в Пермском крае) в настоящее время? Каковы возможные пути их решения?
Учащиеся: - безработица
- низкий уровень заработной платы в большинстве отраслей хозяйства
- неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории страны
(работа с картой)
- качество трудовых ресурсов
- нарушение действующего законодательства в отношении труда молодежи,
прежде всего несовершеннолетних
Источники информации по теме: (в качестве справки)
- Гражданский кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ (ст.42)
- Закон о занятости населения в РФ
- Конституция РФ
3. Этап закрепления знаний.
С целью определения возможного рынка труда для несовершеннолетних в Пермском крае учащимися проводится мониторинг местных СМИ с объявлениями о предлагаемых вакансиях (используются средства связи и Интернет для уточнения информации по заинтересовавшим предложениям):
- Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости (общероссийский банк вакансий)
- Работа, обучение в Перми (газеты "Вакансии сегодня", "Новости Пермского образования")
- Вакансии, резюме, обучение (газета "Работа и услуги в Пермском крае")
- Вакансии, обучение, резюме (газета «Работа для Вас. Пермский выпуск»)
- Сайты по трудоустройству
- Молодежный информационный центр г.Перми
Задачи данного вида работы:
- изучить наличие и уровень подходящих вакансий
- определить сферы деятельности и потенциальных работодателей
- выявить нарушения трудовых прав несовершеннолетних (если учащиеся владеют данной информацией или существует возможность поработать с источником)
Предполагаемый результат:
- Несоответствие уровня предлагаемых вакансий потребностям несовершеннолетних
- Нарушения действующего законодательства в отношении труда несовершеннолетних
Вывод:
Необходимо выстраивание маршрута для профессионального самоопределения
Учитель: Смогли ли мы ответить на все вопросы, которые обозначили для рассмотрения в данной теме?
Ответы учащихся.
Рефлексия: Учащимся предлагается оценить урок по трем позициям:
- Интерес к содержанию
- Значимость урока
- Активность позиции ученика
Интересно 7 6 5 4 3 2 1 0 Не интересно
Полезен урок 7 6 5 4 3 2 1 0 Бесполезен урок
Я был активен Я был не активен
на уроке на уроке
7 6 5 4 3 2 1 0
4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание:
- выучить схему «Трудовые ресурсы России»;
- спроектировать траекторию профессионального самоопределения (обоснование выбора будущей профессии; указание учебных заведений, в которых возможно ее получение; предполагаемые места работы, предположение возможных рисков в данной траектории).
Приложение
СОСТАВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Дети до 16 лет Население старше
трудоспособного возраста
Население
в трудоспособном возрасте
нетрудоспособное
население трудоспособное
население
работающие
пенсионеры
с 14 лет
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
(ТЕМА УРОКА)
Занятые в личном хозяйстве учащиеся экономически активное
население
Работающее население безработные
Сергеев Александр Викторович
Дата рождения: 03.11.2000
Адрес: 614012, Пермь, ул.Чердынская 16 - 121
Телефон: 228-18-18
Семейное положение: холост
Образование: 8 классов
Специальность: нет
Опыт работы: нет
Знание компьютера: на уровне пользователя
Иностранный язык: не владею
Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован
Увлечения: чтение, туризм, техника
Дополнительная информация: не употребляю алкоголь, не курю
Николаев Сергей Иванович
Дата рождения: 15.02.1974
Адрес: 614088, Пермь, ул. Моторостроителей 9-12
Телефон: 229-15-65
Семейное положение: женат
Образование: среднее специальное
Специальность: учитель физкультуры
Опыт работы: 12 лет
Знание компьютера: на уровне пользователя
Иностранный язык: не владею
Личные качества: ответственен, пунктуален
Увлечения: игра на гитаре, путешествия
Дополнительная информация: наличие водительских прав
Иванов Николай Петрович
Дата рождения: 18.04.1950
Адрес: 614034, Пермь, ул.Панфилова 10-34
Телефон: 212-06-23
Семейное положение: женат
Образование: среднее специальное
Специальность: маляр
Опыт работы: 35 лет
Знание компьютера: не владею
Иностранный язык: не владею
Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован, аккуратен
Увлечения: футбол
Дополнительная информация: наличие водительских прав
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Население России СОСТАВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного возраста Нетрудоспособное население Трудоспособное население Работающие пенсионеры ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ Занятые в личном подсобном хозяйстве Учащиеся Экономически активное население Работающее население Безработные
Обрабатывающие производства Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, услуги ремонта Гос.управление и обеспечение военной безопасности Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление коммунальных и прочих услуг Всего по стране
Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости (общероссийский банк вакансий) http://www.trudvsem.ru Работа, обучение в Перми (газеты "Вакансии сегодня", "Новости Пермского образования") www.ve.perm.ru www.vakansy.com Вакансии, резюме, обучение (газета "Работа и услуги в Пермском крае") www.ru.perm.ru Вакансии, обучение, резюме (газета «Работа для Вас. Пермский выпуск») http://www.perm.rabota.ru/ Сайты по трудоустройству www.rosrabota.ru 59.ru/job/ www.rabota.ru www.rezume-bank.ru www.job.ru www.superjob.ru www.zarplata.ru Молодежный информационный центр г.Перми http://www.ypic.perm.ru
выучить схему «Трудовые ресурсы России»; спроектировать траекторию профессионального самоопределения (обоснование выбора будущей профессии; указание учебных заведений, в которых возможно ее получение; предполагаемые места работы, предположение возможных рисков в данной траектории).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...
Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс
Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....
Урок по теме: "Водные ресурсы России"
См. документ в Word...
Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"
При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....
Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»
В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...