Открытый урок "Пустыни Африки"
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме

Гранкина Ирина Анатольевна

Цели урока:

Образовательные: ввести общее понятие тропической пустыни; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв, животного и растительного мира.

Развивающие: формирование умения обобщать материалы и делать выводы; развитие пространственного мышления и логики; развитие монологической речи; развитие коммуникативных умений при работе в группах (умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, аргументированно доказывать и объяснять свою позицию).

Воспитательные: воспитание культуры общения; привитие уважения к чужому мнению; формирование интереса к географии; расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustyni_afriki.docx28.19 КБ
Файл pustyni_afriki.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе.

Тема: «Пустыни Африки»

Цели урока:

Образовательные: ввести общее понятие тропической пустыни; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв, животного и растительного мира.

Развивающие: формирование умения обобщать материалы и делать выводы; развитие пространственного мышления и логики; развитие монологической речи; развитие коммуникативных умений при работе в группах (умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, аргументированно доказывать и объяснять свою позицию).

Воспитательные: воспитание культуры общения; привитие уважения к чужому мнению; формирование интереса к географии; расширение кругозора.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: физическая карта Африки, карта «Природные зоны мира», картины «Пустыни в Африке», раздаточный дидактический материал.

Приложение: презентация «Пустыни Африки».

Работа в творческих группах по 5 чел.

Учитель. «Африка — неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли (латерита), услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие правдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение» — так писал об Африке В.Корочанцев.

Настолько ли завораживающе хороша эта земля? Не таит ли она в себе опасностей, страхов и неожиданностей?

Послушайте меня внимательно и скажите, аргументированное решение, о какой природной зоне идет речь? (Слайд №3)

Она простирается от сухих, поросших колючим кустарником равнин северного Судана и Мали до берегов Средиземного моря. На востоке она заходит за Нил и встречается с волнами Красно ю моря, на западе достигает Атлантического океана. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С. Ее большую площадь занимают безводные равнины, усыпанные большими камнями и галькой, которую отполировал ветер. А в самом ее сердце протянулись гряды прихотливых, сложенных из песчаника утесов. Они торчат вертикально, образуя головокружительный лабиринт провалов, причудливых кривых колонн и изогнутых арок. Многие напоминают современные дома-башни. В основании видны неглубокие пещеры. Колонны пониже часто напоминают перекошенные грибы. Все эти фантастические фигуры были изваяны ветром. А расщелины между башнями пьются, как русла рек. Под выступами, на стенах пещер яркой желтой и красной охрой нарисованы животные — газели, носороги, бегемоты, антилопы. И даже есть рисунки домашних животных — быков и коров, а также изображения людей.

  1.  Итак, о какой природной зоне идет речь? Аргументируйте свой ответ.
  2.  Уточните название этой пустыни на материке.
  3.  Покажите пустыню Сахара на карте.
  4.  Подумайте и напишите в группах 4 основные понятия, с которыми у вас ассоциируется слово «пустыни».

Дадим возможность высказаться каждой группе, запишем на доске наиболее часто встречающиеся ответы. Возьмем энциклопедию, словарь и прочитаем, какое объяснение дается данному понятию: «пустыня».

  1.  Какие еще африканские пустыни вы можете назвать и показать на карте?
  2.  Как вы думаете, какие причины послужили факторами образования крупнейшей пустыни мира Сахары? Аргументируйте свое решение.

Работаем группами, ищем коллективное решение. Время на выполнение - 3 мин.

Основные выводы занесем в тетради (Слайд №4):

а) зона тропического климата (высокое атмосферное давление, высокие температуры воздуха, отсутствие осадков);

б) северо-восточные пассаты дуют с материка, поэтому они сухие и не несут влаги;

в) большая вытянутость территории Африки с запада на восток, что также способствует образованию сухих континентальных масс;

г) холодное Канарское течение на западе.

Слушая мой текст, вы обратили внимание, что рисунки в пещерах говорят о присутствии жизни на этих территориях человека, млекопитающих животных. Чем вы можете объяснить этот факт? (Коллективная работа в группе - 3 мин.)

Делаем общий вывод. Вероятно, виной всему изменение климата, выделение из Пангеи первоначально Гондваны и Лавразии, затем современное образование материков. Ледники ведь не раз вторгались в середину Европы, а потом таяли, и точно так же на огромных равнинах Сахары сменили друг друга несколько периодов плодородия и сухости.

Да, Сахара — величайшая пустыня мира, царица сухих тропиков, но не менее интересной в Африке является пустыня Намиб.( Слайд №5)

Как могла образоваться пустыня на самом побережье Атлантического океана? Какие особенности климата этому способствовали?

Работа в группе; вывод записывается в тетрадь(Слайд №6):

а) зона тропиков;

б) юго-восточные пассаты дуют с материка;

в) холодное Бенгальское течение у побережья.

Как вы считаете, образование пустыни Намиб является исключением или вы сможете найти на карте подобные ей? (Пустыня Атакама в Южной Африке.)

Перенесемся в знойный мир пустыни, представим себя на месте ее неутомимых исследователей.

Отсутствие облаков над пустынями оборачивается двумя последствиями: их земля не только не получает дождя, но днем лишена всякой защиты от солнечных лучей, а по ночам —покрова, препятствующего потери тепла. Пусть днем пустыня раскалена — ночью температура может упасть ниже нуля. Такие огромные колебания в условиях жизни на протяжении одних суток подвергают животных, избравших пустыню своим домом, тяжким испытаниям.

Как вы думаете, какой выход из положения нашли животные пустыни? (Работа в группах.)

Из моего рассказа выпишите обитателей пустыни.

В Сахаре едва темнеет, на поверхность робко выбираются песчанки, тушканчики. Это вегетарианцы. Пучки травы малочисленны и редко разбросаны, но они все-таки имеются, хоть и чахлые. А ветер заносит туда семена, листья, веточки из зеленых областей, так что этим малюткам есть чем закусить. По остывающим камням снуют гекконы в поисках пауков и других насекомых. Фенеки, миниатюрные лисички, навострив огромные треугольные уши, бесшумно бегают среди камней. След приводит к песчанке - фенек поел за день, а песчанке уже никогда не придется есть. Словно ниоткуда появляются каракалы, представители семейства кошачьих, и полосатые гиены. Под защитой своих панцирей спокойно ночуют черепахи. Но стоит подняться солнцу, и пустыня вновь превращается в пылающее пекло, над камнями колеблется горячее марево. Воздух сух и жарок, а солнце льет и льет беспощадный зной с раскаленного неба.

Кое-какие животные остаются на поверхности даже под солнцем. В Калахари земляные белки превращают свой пушистый хвост в солнечный зонтик. Другие животные охлаждают тело при помощи радиаторов — больших ушей. Сильно разгоряченные черепахи смачивают голову и тело обильным потоком слюны. Птицы лучше приспособлены переносить жару, перья не пропускают тепло, но даже им порой требуется охлаждение, они применяют форму пыхтящего дыхания, вибрируют дыхательным горлом. Эффективные способы охлаждения - потение, пыхтение, вибрация горлом, облизывание.

Поиски воды определяют образ жизни многих обитателей пустыни, некоторые не пьют вовсе, а необходимую им влагу извлекают из пищи. Кое-кто способен в критических ситуациях производить воду внутри собственного организма, расщепляя жировой запас. У ряда животных на лапах и ногах помнились специальные приспособления, чтобы удержаться на горячей, сыпучей поверхности, у одного намибского геккона есть перепонки между пальцами, у другого лапы окружает длинная топкая бахрома, которая точно так же распределяет вес животного на большей площади. Если этот геккон останавливается, он начинает по очереди приподнимать то передние, то задние лапы, словно занимаясь лечебной гимнастикой. Таким способом он охлаждает лапы и подставляет брюшко ветру. Самый удобный способ передвигаться — просто извиваться. Так передвигаются некоторые ящерицы,

свои небольшие ноги они прижимают к бокам. Намибская змееящерица, длиной 10—15 см, очень похожа на миниатюрного угря с гладкой чешуей, над ее глазами, предохраняя их от трения песчинок, разрослись прозрачные чешуи, а заостренная морда облегчает продвижение сквозь песок. Змееящерица охотится на личинок пауков, но сама служит добычей златокроту, размером он с европейского крота с желтовато золотистым мехом. Ушные раковины отсутствуют, глаза закрыты шерстью и не функционируют, голый нос преобразился и широкий, заостренный спереди кожистый клин. Хотя ног он полностью не лишился, кости скрыты внутри туловища, а наружу торчат только лапы (Слайд №7,8).

1. Назовите известные вам растения пустыни. (Слайд №9)

2. Как они приспособились к жизни в сухом и жарком климате? (Работа в группах.)

Растения пустыни решают ту же задачу, что и животные. Они собирают влагу микроскопическими порциями, запасают ее как можно больше во время ливней, которые раз в год обрушиваются на пустыню. Для борьбы с испарениями их листья видоизменились в колючки, они же задерживают воздушные потоки, корни пустынных растений длинные, чтобы доставать влагу из глубины.

Весьма редким источником влаги обладает пустыня Намиб, по ночам в нее вторгаются морские туманы, конденсируясь над сушей в водяные капли. В такие вечера жуки-чернотелки взбираются на гребни барханов, выстраиваются рядами, параллельно берегу, головой вниз, и медленно помахивают ногами. Туман плывет между ними, и капельки влаги оседают на их тела, стекают с движущихся ног на брюшко, а затем в рот.

Туманы снабжают водой уникальное растение Намиба - вельвичию. От корявой верхушки корня (в поперечнике — 1 м), поднявшегося над землей на десятки и сотни сантиметров, берут начало два широких, длиннейших листа: зеленые, гладкие, ровные. Растут свыше ста лет, но если бы не ветер, были бы самыми длинными в мире.

Природная аномалия! Не так ли? Листья вельвичии не теряют влагу, а собирают, по всей ее длине тянутся мучки тонких волокон с большой поглощающей способностью (Слайд №10).

Давайте посмотрим, какой тин почвы соответствует зоне пустынь?

Какими особенностями обладают данные почвы?

Итак, сделаем выводы и запишем, как приспособились к жизни в пустыне животные и растения.

Вряд ли вам представится возможность увидеть другую пустыню, изумиться ее непохожестью.

Долгожданный ливень оросил эту суровую землю. Семена, проросшие с первыми каплями, быстро стали взрослыми растениями, которые сразу зацветают. Просторы пустыни пылают яркими красками. Голубые, желтые, розовые, белые цветы расстилаются недолговечным ковром. И в течение нескольких дней пышностью расцветки могут соперничать с любым самым пестрым и сочным лугом. Не правда ли, удивительно!

Пустыня... У многих из вас это слово ассоциировалось с бесконечными песчаными барханами, в действительности они занимают небольшой процент общей площади. Их песок — это все, что осталось от скал после тысячелетий, на протяжении которых днем они накалялись на солнце, а ночью охлаждались. В таких условиях крепкий гранит начинает трескаться и рассыпаться. Ветры, бушуя и завихрясь, собирают песчинки в огромные кучи — это и есть барханы, своеобразные символы пустыни, обладающие способностью передвигаться.

Назовите народы, приспособившиеся к жизни в пустыне. Какова особенность их проживания здесь? (Арабы, бушмены, туареги...(Слайд №11)

И все-таки даже в пустыне есть особые островки жизни.

Напомните, как они называются. (Оазисы.) (Слайд №12)

Благодаря чему стало возможно существование оазисов в пустыне?

Оазис — это пониженное место в пустыне, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, и на этом месте развивается богатая растительность. Они являются необходимыми местами отдыха на караванных путях. Здесь вас приятно удивят персики, злаки, порадуют стрекозы, и вы насладитесь пением птиц. А чуть дальше маячат грозные барханы.

Мы закончили необычное фантастическое путешествие по пустыням Африки. Перед вами карточки-задания, подчеркните в них географические понятия, термины, которые относятся к природной зоне африканской пустыни: Атакама, вельвичия, пустынные зайцы, лисица-фенек, туареги, креозотовый куст, бушмены, юго-восточные пассаты, пигмеи, область низкого атмосферного давления, жук-чернотелка, облака, каменистые россыпи,

Калахари, финиковая пальма, Оранжевая, кенгуру, барханы, Виктория, верблюд, Чад, субэкваториальный, сероземы, Египет, красные-ферралитные, алоэ, змееящерица, златокрот, геккон, земляная белка, Бенгельское течение.

Домашнее задание: написать памятку туристу, отправляющемуся в Сахару( Слайд №13).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок.7 класс. «Пустыни африки » МКОУ « Станционная средняя общеобразовательная школа» Учитель: Гранкина И.А 2013

Слайд 2

Цели Урока: ввести общее понятие тропической пустыни; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв, животного и растительного мира.

Слайд 3

Сахара — величайшая пустыня мира, царица сухих тропи­ков

Слайд 4

Основные выводы: а) зона тропического климата (высокое атмосферное давле­ние, высокие температуры воздуха, отсутствие осадков); б) северо-восточные пассаты дуют с материка, поэтому они сухие и не несут влаги; в) большая вытянутость территории Африки с запада на вос­ток, что также способствует образованию сухих континенталь­ных масс; г) холодное Канарское течение на западе.

Слайд 5

ПУСтЫнЯ НАМИБ Намиб — прибрежная пустыня в юго-западной части Африки. Формированию пустыни наиболее способствовало Бенгельское течение. Название пустыни происходит из языка коренной народности нама . Площадь Намиб составляет свыше 100 000 км². Пустыня простирается на 1900 км вдоль побережья Атлантического океана от города Намибе в Анголе, через всю Намибию (которая получила от пустыни своё название) до устья реки Олифантс в Капской провинции ЮАР. От океана она уходит вглубь континента на расстояние от 50 до 160 км к подножию внутриконтинентального плато; на юге она соединяется с юго-западной частью Калахари. Название « Намиб » на языке народа нама означает «место, где ничего нет». Пустыня Намиб чрезвычайно сухая (лишь 10-13 мм осадков на год) и, за исключением нескольких прибрежных городов, практически необитаема. Намиб считается самой древней пустыней в мире: пустынные или полупустынные условия существуют здесь беспрерывно уже на протяжении 80 миллионов лет, то есть пустыня образовалась ещё во времена динозавров.

Слайд 6

Основные выводы зона тропиков; юго-восточные пассаты дуют с материка; холодное Бенгельское течение у побережья.

Слайд 7

Животные Африканских Пустынь Песчанка Тушканчик Земляная белка Златокрот Фенек

Слайд 8

Животные африканских пустынь Каракал Геккон Змееящерица Гиена Черепаха

Слайд 9

Растения Африканских пустынь Алоэ Акация

Слайд 10

Вельвичия – уникальное и удивительное растение пустыни Намиб ( в Южной Африке) Короткий ствол поднимается над Землёй лишь на 50см. Имеется два плотных листа, в длину до 3 метров. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Возраст может достигать 150 лет. Вельвичия находится под охраной намибийского закона об охране природы. Сбор ее семян запрещен без специального разрешения..

Слайд 11

Кочевники-туареги «В пустыне приятно встретить даже разбойника» «Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж »

Слайд 12

Оазис в пустыне Оазис — благоприятный для жизни участок в безжизненной среде. В пустынях оазисом называется расположенный около естественного водоёма островок растительности. Оазисы могут существенно различаться по величине и характеру, от небольших прудов, окаймлённых финиковыми пальмами до целых городов с сельскохозяйственной деятельностью и промышленностью.

Слайд 13

Домашнее задание: Написать памятку туристу, отправляющемуся в Сахару


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"

коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....

план-конспект урока по теме "История открытия и исследования Африки"

Цель:   познакомить с историей открытия материка и его исследованием.Задачи: развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять та...

Открытие Африки

презентация по теме " Освоение и изучение Африки"...

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)   Цели открытого урока:·        Образовательные – закрепить пон...

Урок географии в 7 классе по теме "Географическое положение и история открытия Африки"

Конспект урока географии в 7 классе по теме Африка, очень интересный и современный получился урок....

Открытый урок географии в 7 классе "Внутренние воды Африки"

Урок построен на основе примерной программы по географии  (Примерная программа основного общего образования  по географии (6-9кл), авторская программа по географии, 6-10 классы под редакцией...