Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
методическая разработка по географии по теме
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesbereg.tekhnologii.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В. А. Сухомлинский
Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.
60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Поэтому одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения здоровьесберегающих технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для развития и творческой реализации детей и подростков.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью учеников, не снижало уровня мотивации обучения. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. Главной целью своей работы я вижу обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды. В своей работе я опираюсь на положения из работ И.А. Зимней, которая называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание.
Важнейшим аспектом является психологический комфорт школьников во время урока. Поэтому в своей практической деятельности одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Хорошие результаты по профилактике стрессов дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
Одна из ключевых проблем любого обучения — проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам помогают ИКТ, прежде всего использование компьютера и интерактивного оборудования на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т. е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Наиболее часто в своей работе я использую компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point и Movie Maker. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует улучшению качества восприятия, повышает заинтересованность учащихся. Создает у школьников эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
На уроках эффективно использую игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Например провожу такие игры: «Широта и долгота» (6кл.), «Географический бой»(6,7,8 кл.), «Геоалфавит»(8кл.), кластеры «Растительный и животный мир Африки», деловая игра «География мировых природных ресурсов» (10 кл.), урок – панорама в 10 классе «Государства карлики». Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. На таких уроках царит атмосфера увлеченности и радости, а ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку и способствуют преодолению стрессовых ситуаций.
Среди вспомогательных средств общения, самым действенным и организующим является использование музыки. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить других детей.
Задания, сопровождаемые музыкой, помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. С помощью музыки возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного поведения, войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, подвижное и неспокойное поведение. Интересные выводы сделали канадские ученые: «Человеческий организм зависит от биологических ритмов природы. Классическая музыка совпадает с ними. Произведения Баха, Вивальди, Моцарта, имея идеальный ритм-60 ударов в минуту, резонируют с биением сердца. Такая музыка раскрепощает и исцеляет человека».
На уроках географии музыка может быть использована при изучении различных тем, выполнении самостоятельных заданий, творческих работ. Для этого необходимо определить, в какой части урока и при выполнении, какого задания необходима музыка. Произведение подбираться в соответствии с целями и задачами выполняемой работы, музыка должна помочь учащимся проявить свои творческие способности, настраивать на определенный эмоциональный лад.
При изучении темы «Ветер» 6кл., учащимся предлагается следующая работа: нарисовать, на альбомном листе используя краски, как вы представляете себе ветер, выполнение задания сопровождается музыкальным произведением Свиридова к повести Пушкина «Метель». На выполнение отводится 2-3минуты.
При изучении темы «Горы суши»: изобразить пейзаж гор, предложить музыкальное произведение Грига, которое помогает учащимся настроиться на нужный эмоциональный лад.
6-8 классах музыка используется при работе с игровым полем, которое выполняется на листе ватмана, это может быть пейзаж природы или моря. На поле размещаются соответствующие объекты природы, содержащие различные вопросы. Учащиеся выходят к доске и выбирают любой вопрос, музыка, которая может быть использована: «Голоса леса», «Звуки природы», «Шум моря» и др. Задание выполняется в течение 5-8 минут. Данную работу можно проводить в период наибольшей утомляемости учащихся на уроке, т.ж. в начале урока для проверки домашнего задания, в конце урока в качестве закрепления пройденного материала.
На своих уроках я использую метод релаксации. Цель проведения релаксации – снятие нервного напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, упражнения, не требующие запоминания учебного материала. В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной, медленной музыки:
1 этап. Сесть удобно и расслабиться.
2 этап. Прочувствовать и осмотреть все свое тело медленным взором, вызывая чувство тепла, покоя и последовательно осмотрев все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап. Ощущение приятного покоя, тепла, удовольствия, комфорта от расслабленного тела. Затем следует основной текст.
Например
Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травка-муравка, вы лежите на ней, как на перине, над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты и вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку…вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
Минуты релаксации использую как в течение урока, так и в начале, когда очень важно мотивировать учащихся на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала.
Когда на уроке, когда дети начинают утомляться, я предлагаю выполнить им зарядку, которая обеспечит бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся. Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Проводятся физкультурные минутки на снятие: мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук, зрительного утомления, массаж активных точек, дыхательная гимнастика.
При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Использую дифференцированный подход , для сильных учащихся даю дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска, правильных способов решения. Для слабоуспевающих школьников предусматриваю определенные меры помощи. Дифференцированные, индивидуальные, добровольно - обязательные домашние задания по выбору способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов, слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так и душевного благополучия. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, неудовлетворенности, а также сформировать положительное отношение учащихся к домашней работе, в своей практике подбираю задания с учетом индивидуальных способностей детей (1,2, и 3- го уровней). Опираясь на личный опыт, хочется отметить , что положительными результатами работы по изучению степени дозирования домашнего задания являются постоянное повышение уровня облученности учащихся, положительная мотивация , уменьшение утомляемости , эмоциональная и физическая релаксация, что , несомненно, способствуют сохранению здоровья слабым школьникам такие работы позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья, как физического состояния, так и душевного благополучия.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых — растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Задача школы – обеспечить новое качество образования, развитие успешной личности, способной к творчеству и самореализации в обществе. Процесс развития личности будет успешным, если в организации педагогического процесса будут использоваться здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья учащихся и развитие престижа здорового образа жизни, снижение умственной утомляемости через рациональную организацию учебной деятельности способствует повышению мотивации обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, ...
Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...
Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности
Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...
Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"
Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....
Повышение мотивации учащихся на уроках географии
Статья для выступления на МО...
«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г
laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...