Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
статья по биологии по теме
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.tekhnologii.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии.
Масюкова Раиса Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №40, город Сатка
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Всем известно, что школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, это еще и особый мир, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни. Существует мнение, что основная задача школы дать необходимые знания, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Мы привыкли слышать следующие суждения: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не оставались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить. Налицо существенное ухудшения здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, взаимоотношений »ученик-учитель» и межличностных отношений внутри коллектива, недостатком двигательной активности, неправильным питанием, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса. В связи с этим , одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья учащихся. Для этого применяются здоровье сберегающие образовательные технологии обучения: совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. Это значит - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Один из факторов риска, приводящий к резкому снижению работоспособности и выраженному переутомлению и ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов).
Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
Высокая интенсивность учебы не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%).
Считаю, что в данных условиях жизненно необходимо обратиться к здоровье сберегающим технологиям. Здоровье сберегающая педагогика не является альтернативой другим направлениям. Задачи ее состоят прежде всего в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье сегодняшних школьников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Направления использования здоровье сберегающих технологий: 1. Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д. 2. Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.
3. Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению . Главные направления на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.
К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала. В своей педагогической деятельности, использую рекомендации Н.К. Смирнова.
^ Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову)
Факторы урока | Гигиенически рациональный урок |
1.Плотность урока | Не менее 60% и не более 80% |
2.Число видов учебной деятельности |
|
3.Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4.Частота чередования различных видов деятельности | Смена не позже чем чрез 7 – 10 минут |
5. Наличие сменных разрядок | 2 - 3 |
6. Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами |
| Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
8. Физкультминутки | Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений) |
9.Психологический климат | Преобладают положительные эмоции |
Момент наступления утомления учащихся | Не ранее чем через 40 минут |
Кроме того Н.К. Смирнов отмечает необходимость использования ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а так же необходимость персонального подхода к учащимся.
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Я остановлюсь на том, как я на практике строю свои уроки исходя из данных критериев.
Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить место, цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Необходима дифференциация для данного класса.
Тщательно продумать формы контроля, оценки ЗУНОв, способные продвинуть обучающихся на анализ деятельности, использование знаний в новых условиях.
Задания я дифференцирую по трем уровням:
I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;
II. компетентный – соответствует оценке “хорошо”;
III. творческий – соответствует оценке “отлично”.
Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.
Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.
Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.
В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует.
Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
В начале урока очень важно мотивировать учащихся на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально займет 1–2 минуты, но при этом положительный эффект урока гарантирован. На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий — главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий: - температура и свежесть воздуха; - рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение; - исключить монотонные звуковые раздражители.
Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий по предметам для недопущения перегрузок. Биология — это предмет, который имеют реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным.
Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков, положительно воздействуют на эмоции и психику.
Предлагаю комплекс упражнений, которые применяю в качестве физкультминуток.
- Предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена.
- Осанка. Предупреждение плоскостопия”, предлагаются упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).
- Можно выполнить упражнение для глаз, способствующее профилактике миопии.
И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
- Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.
- И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6
- При появлении утомления глаз, растирайте мочку уха. Проделайте несколько упражнений:
1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево.
2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до 5. Повторите 9 раз.
- 3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки пальцев указательного, среднего и безымянного, слегка надавите. Очень осторожно и мягко круговыми движениями массируйте глазные яблоки
- Наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Поэтому скажите спасибо своим родителям, если они таскали вас в детстве за уши. Сейчас никто не таскает, может, поэтому здоровье неважное. Нужно самим исправить эту несправедливость. Начинаем.
Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок. Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу. Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь.Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся. Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке.
Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки. Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их (ладони, не уши) и ещё пару раз - присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.
На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно!
Упражнения для дыхательной системы.
9. И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.
И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.
И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.
И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.
И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох.
Упражнения для скелета поясов и свободных конечностей:
10. Pacmupнue и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони, фаланги пальцев, межфаланговых суставов, лучепястного сустава. Массировать пальцы, нужно начиная с большого, покручивая каждый палец и сустав, как будто снимая тугую перчатку. Массаж осуществляется 2–3кончиками пальцев противоположной руки.
2. Упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки. Захватить в кулак одной руки большой палец другой, сделать вдох; оттягивая и крутя палец, делать вытягивающие движения большого пальца. При этом может появиться характерный хруст. Надо учитывать, что насильно добиваться “акустического эффекта” не стоит — во избежание растяжения и повреждения сустава.
3. Отгибание пальцев рук. Упражнение делается поочередно. Пальцами одной руки производить пружинящие движения в сторону тыла руки.
4. Прогибание всех пальцев одновременно. Скрестить пальцы рук, вытянуть их перед грудью ладонями вперед, прогибая суставы пальцев. Увеличение подвижности в суставах пальцев не приносит человеку никакого вреда. Так, в китайской гимнастике “ушу” считается, что пальцы рук должны быть очень гибкими и сильными. Палец заменяет копье, ребро ладони - топор.
На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость
“Оживлялка” первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза. “Оживлялка” вторая. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд.
“Оживлялка” третья. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...
Интернет-технологии как фактор повышения мотивации к обучению английского языка
Компьютерные технологии в образовании в течение ряда лет вызывают нескончаемые споры, порождают новые теории и концепции. Информационные технологии, в первую очередь, Интернет, дают возможность измени...
Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...
Выступление на тему «Новые педагогические технологии, как фактор повышения мотивации к уроку»
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...
Статья "Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся"
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо:...
Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения мотивации к обучению на уроках и во внеурочной деятельности.
В данной статье представлен обзорный материал по вопросу здоровьесбережения в образовательном процессе....
Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры
Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...