Повышение мотивации учащихся на уроках географии
статья на тему
Статья для выступления на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_motivatsii_na_urokah_geografii.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нестеровская основная общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»
Учитель географии :
Белова Римма Евгеньевна.
2017 г.
В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя. Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, в результате мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. Формирование внутренней мотивации на уроке происходит в несколько этапов. 1 этап. Возникновение мотивации. – например, фиксация мотивов предыдущих достижений-« Мы хорошо поработали над предыдущей темой». – вызов мотивов относительной неудовлетворенности –« Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы». – усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо ситуацию». 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. – чередование разных видов деятельности. – материалы различной трудности. – отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность. – активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке. 3 этап. Мотивация завершена. – важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя. Иногда у некоторых учеников наблюдается спад школьной мотивации. Причины спада школьной мотивации: 1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой. Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации
Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем эмоциональные:
познавательные:
волевые:
социальные:
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей” Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению. При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению. Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности. Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах – экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – научные практики. Особое место среди организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету. – формируют практические умения и навыки. – помогают разнообразить деятельность обучающихся. – яркие впечатления на долго остаются в памяти. В ходе своего небольшого педагогического опыта преподавания географии детям среднего и старшего звена , мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к географии, не вызывающее ни каких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня возникало неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так как должна была бы (опять же ссылаясь на небольшой стаж работы). Введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону. При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять. Оценка результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации. Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные. Для определения результативности опыта были выделены критерии: – успеваемость и качество знаний обучающихся; – отношение учащихся к изучению географии; – уровень мотивации учения. Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся: – познавательные навыки и способность к самообразованию; – способность ориентироваться в современном информационном пространстве; – целеустремленность и настойчивость; – способность взять на себя инициативу и ответственность; – критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации; – коммуникабельность. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"
Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...
Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики
Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ни...
Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...
Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности
Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...
Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"
Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....
Выступление на педагогическом совете от 31.08.2018 «Повышение мотивации обучающегося на уроках географии»
Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий е...