опыт работы учителя географии
статья (география) на тему

Празднова Людмила Анатольевна

В опыте работы описываются актуальность, научность, идея опыта. Представлены педагогические технологии по которым работает учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_uchitelya_geografii.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя географии.

Тема моего педагогического опыта: «Активизация  деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения на основе информационных технологий».

     Эпиграфом к своему педагогическому опыту я взяла замечательные слова поэта Исаака Ландо о значимости географических знаний в развитии творческих способностей личности:

«Географии основы

Заставляют стать поэтом!

Не опишешь тусклым словом

Нашу яркую планету…»

Актуальность.

География в системе основного общего образования - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания, формирующая комплексное представление о географической среде и целостном восприятии мира.

     Необходимо  развивать  в учениках стремление познавать мир, любить его и сохранять,  умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить, отстаивать свою точку зрения.  Важным считаю  подготовить  учащихся к жизни в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире, формируя ключевые компетенции: ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, учебно-познавательные.

       Ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном      образовании,   свидетельствует      о снижении интереса учащихся к предмету.  В связи с этим возникает   необходимость повышения  мотивации обучающихся  к  изучению географии.          

     

Цели и задачи моей педагогической деятельности:

- Создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для повышения качества географического образования и активизации творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникативных  технологий.;

- осуществление деятельностного подхода к изучению предмета в рамках государственного стандарта по географии;

- формирование  у обучающихся широкого  комплекса общеучебных компетенций;

- использование современных педагогических технологий как средства повышения эффективности урока.

Идея опыта.

  Идея данного опыта состоит в формировании  у учащихся таких личностных качеств, которые будут способствовать  самостоятельности мышления, формированию навыков практической деятельности, направленную на самореализацию личности, познание  окружающей среды и адаптацию к ней на основе применения имеющихся знаний, умений, социального опыта, ценностных ориентаций.

Научность.

          Теоретической основой моей работы являются труды ведущих современных педагогов по применению инновационных технологий в образовательном процессе Беспалько, Волковой, Полат и интернет-ресурсы.

 В условиях интенсивной  информатизации, обществу необходимо найти такую организацию образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и способствовала бы дальнейшему развитию молодого поколения в условиях формирования современных общественных отношений. Наиболее эффективный путь такой организации – обеспечение активной познавательной деятельности обучающихся.

 Согласно  социологическим исследованиям в области восприятия человеком информации, если материал  подан в звуковом виде, то человек  запоминает около 1/4 информации, если информация  подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышается до 1/2. А если человек вовлекается в активные действия в процессе изучения, то усвоение материала повышается до 75 %. И поэтому я в своей работе  руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты достигаются. 

 Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Мой кабинет географии является лучшим на ровне школы и стал консультационным пунктом для учителей. Собранный богатый методический, раздаточный и информационный  материал, позволяет мне оказывать методическую помощь коллегам.

 Современный урок географии — урок развивающий, способствующий активизации познавательной деятельности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.

Урок географии — урок, хорошо оснащенный средствами обучения, в том числе информационными,  где успешно реализуются межпредметные связи.

         Урок географии – это  оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения, с применением современных технологий.

Значит,  учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения, такой вариант построения  урока,  так  рационально распределяет  свой труд  и  труд  учащихся,  чтобы  за отведенное    время    обеспечить    максимально    возможную    эффективность    в   достижении поставленных целей.

          Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики - активные соучастники процесса приобретения знаний,  а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.

Технология опыта.

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету, который можно развивать не только во внеклассной, но и в учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок — основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, я всё чаще ухожу от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки- викторины, уроки-пресс-конференции и др.). Хочу поделиться опытом использования элементов различных педагогических технологий на уроках географии.

 Информационно-коммуникативные технологии.

 Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно - коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно - воспитательного процесса. На уроках  я  решаю задачу активизации познавательной деятельности учащихся с помощью использования информационно- коммуникативных технологий.

 Моя работа  планируется по таким направлениям:

- организация познавательной  деятельности;
- контроль знаний;
- самостоятельная работа учащихся.

          Демонстрация материала – важный фактор урока географии. В своей работе я использую мультимедийные диски по географии. Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления.

 Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте, маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт.

 Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "Золотой глобус", где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней.  

С помощью компьютера я создаю диаграммы, схемы, карточки для уроков. Тестовые задания дают возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.

 География - предмет, где презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Не полностью весь урок показывать презентацию, а уделить ей  определенное время.  После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Мною подготовлены к практическому применению на уроках  презентации для 6, 7 и 10 классов. Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 и 9 классов.

 Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает  получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Технология проектного обучения.

Одна из перспективных педагогических технологий — технология проектного обучения, которая  способствует более глубокому усвоению курса географии и  практическому применению знаний.

  В своей работе я использую несколько видов проектов по географии: исследовательский, реферативно-описательный, творческий. Считаю, что данная технология развивает не только творческие способности обучающихся, но и значительно повышает мотивацию к изучению предмета.

 

Развивающее обучение.

 Сохраняя преемственность в обучении между начальной и основной школой,  я применяю технологии развивающего обучения.

Некоторые принципы развивающего обучения – это  обучение на высоком уровне трудности, осознание школьниками процесса учения и общее развитие обучающихся.  Но цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка, чтобы, сделав  шаг, он приобрёл новое знание.

Урок географии может начаться  с постановки вопроса, искать решение которого,
осознавать связи имеющихся знаний с новыми, ученикам предстоит самостоятельно или с помощью учителя.

Применение проблемных ситуаций  позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия.

  На уроке можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом.

Игровые  технологии.

Наиболее продуктивным в реализации деятельностного подхода к обучению считаю использование игровых технологий.  Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

  На уроке, используя презентацию, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.  

 Часто использую на уроках различные дидактические игры, которые способствуют развитию творчества;  повышению активности учащихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету; позволяют разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки.

 В своей практике я использую такие типы уроков: урок-путешествие, урок-КВН для 6,7,8  классов, уроки- деловые игры для 9 классов, уроки-семинары и  уроки-пресс-конференции для 10-11 классов. На своих уроках часто применяю элементы игры: географические диктанты, чайнворды, кроссворды.

Использование всех педагогических технологий не должно носить мозаичного характера, поскольку предполагает систему постоянного, планомерного и рационального использования в процессе обучения географии.

Применение современных педагогических технологий в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения географии,  интерес учащихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний и обеспечивает превращение ребёнка не только в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии.

Результативность.

 Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования является система контроля знаний и умений учащихся. На своих уроках я использую различные виды и формы  контроля, что  позволяет мне организовать мониторинг учебных достижений.

Результатом моей работы является положительная динамика  качества обучения  за три последних учебных года.

      А также достижения моих учеников:

 -  стабильные результаты на районных олимпиадах по географии: 2007-2008 учебный год  II место на районной олимпиаде и IX место на областной олимпиаде по географии,  2009-2010 учебный год – III место, в 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы II место;

 - высокие результаты участия в ежегодном географическом чемпионате;   В 2009-2010 учебном году – I место и 2- III места в районе и VIII место в области.  В 2010-2011 учебном году 3 – I места в районе;

          - победы в творческих конкурсах( «Летопись родного края» и «Жизнь в глобализованном мире»)

 Своим педагогическим опытом я охотно делюсь с коллегами школы и района, выступая на предметных семинарах, конференциях, педсоветах, показывая открытые уроки и мастер-классы.

 Перспектива моей работы – использование интерактивной доски  и проведение онлайн-уроков, что будет способствовать повышению качества образования по географии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя географии Сальцина М.П.

Опыт моей работы заключается в использовании на уроках географии геоинформационных систем и в частность такой гаоинформационной системы как программа "Google Планета Земля".Геоинформационные сис...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Опыт работы учителя географии по направлению "Краеведение"

"Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.Постепенно расширяясь, эта любовь к родн...