Рабочая программа и календарно-тематическое планирование математического кружка "ЭВРИКА"
рабочая программа (5 класс) по теме
Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию математического кругозора, познанию математических закономерностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП кружка по математике | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
МБОУ СОШ № 22 села Соленого
Программа математического кружка «Эврика»
1.Пояснительная записка.
Актуальность изучаемой деятельности.
Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию математического кругозора, познанию математических закономерностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки школьников.
Анализ программ; предшествующих модифицированной программе, её достижения и недостатки.
Данная модифицированная программа кружка составлена на основе «Программы для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М «Просвещение» 1997г., в которой предлагается материал для углубленного изучения материала, изучаемого в школе, а также разделы, не включенные в школьную программу по математике.
Обоснование внесенных изменений.
Модифицированная программа кружка « Эврика» предполагает углубленное изучение материала лишь по темам «Вычисления», «Решение комбинаторных задач», обучая школьников нетрадиционными приемами устного вычисления, решению логических задач. Основное содержание программы способствует познанию математических чудес и тайн, знакомству с историей математики. Вносимые изменения обусловлены тем, что у учащихся снижен интерес к математике как к науке. Главная причина - это восприятие детьми математики как недоступной науки, оторванной от реального мира. Интерес к математике непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.
Цель занятий кружка: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
Задачи:
- знакомство с историей развития математики;
- овладение приемами нетрадиционных вычислений;
- формирование умений решать логические и комбинаторные задачи;
- расширять понятие о геометрических фигурах, построениях;
- учить разгадывать математические фокусы и головоломки.
Пути, средства и методы достижения целей.
Успешное достижение цели объединения «Эврика» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.
Сроки реализации программ.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, 144 часа, 4 часа в неделю.
Возраст школьников 12- 15 лет.
Формы организации детского коллектива;
- эвристическая беседа,
- деловая игра,
- демонстрация опытов,
- конкурс, викторина,
- математический праздник,
- создание математических кроссвордов.
2. Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Кол-во часов учебных занятий | ||
Теоретических | Практических | Выездных | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2 | Функции и графики | 16 | 8 | 8 | |
3 | Числа | 4 | 1 | 3 | |
4 | Выражения и их преобразования | 6 | 2 | 4 | |
5 | Уравнения и неравенства | 14 | 4 | 10 | |
6 | Системы уравнений и неравенств | 6 | 3 | 3 | |
7 | Тригонометрия | 12 | 6 | 6 | |
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО 72 26 36 |
3.Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теория.
Значение математики в жизни человека. Задачи и содержание кружка. Правила работы в кружке. Безопасность труда и правила санитарной гигиены.
Практика.
Решение задач.
2.Функции и графики .
Теория.
История возникновения и развития понятия «функция» Способы задания функций. Преобразование графиков функций. Функции с модулем. Оригинальные функции.
Функции в природе и технике.
Практика.
Решение задач. Построение графиков.
3. Числа.
Теория.
Виды чисел. Стандартный вид числа.
Практика.
Решение задач.
4. Выражения и их преобразования.
Теория.
Виды математических выражений. Область определения выражений. Формулы сокращённого умножения. Возведение двучлена в степень. Свойства степени и квадратного корня.
Практика.
Решение задач. .
5. Уравнения и неравенства.
Теория.
Виды уравнений и неравенств, способы и методы их решения. Уравнения и неравенства с модулем и параметром. Линейные неравенства с двумя переменными.
Практика.
Решение задач.
6. Системы уравнений и неравенств.
Теория.
Способы решения систем уравнений. Системы линейных неравенств с одной и двумя переменными.
Практика.
Решение задач.
7. Тригонометрия.
Теория.
История возникновения тригонометрии как науки. Радиан. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Тригонометрические формулы.
Практика.
. Решение задач.
8. Итоговое занятие.
Теория. Творческие отчеты.
Практика. Мониторинг. Награждение.
4. Формы и виды контроля.
№ Темы | Название раздела | Вид контроля | Форма |
1 | Вводное занятие | Персональный | Устный зачет |
2 | Нетрадиционные приемы вычислений | Персональный | Мониторинг обученности. |
3 | Числовые множества | Персональный | Олимпиада |
4 | Логика в математике | Персональный | Конкурс задач |
5 | Наглядная геометрия | Персональный | Защита творческой работы |
6 | Координаты | Групповой. | Игры: «Морской бой»,»Остров сокровищ» |
7 | Топологические опыты | Персональный | Творческий отчет, демонстрация опытов. |
8 | Из истории математики | Персональный | Устный журнал |
9 | Математическая мозаика | Групповой. | Выпуск мини-газет |
10 | Итоговое занятие | Групповой. | Математический праздник |
5. Методические рекомендации.
Математический кружок «Эврика» - добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к математике. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.
Демонстрационный материал для учителя: иллюстрации примеров «золотого сечения», предметы для демонстрации опытов: спички пуговицы, шнуры, платки и т.д., геометрические фигуры, развертка объемов фигур, образцы оформления математических мини-газет.
Материалы для детей: альбом для рисования, картон, клей, простые и цветные карандаши, линейка, ножницы, цветная бумага, проволока и т.д.
6. Список литературы, рекомендуемый для детей.
1.А.П. Савин, В.В. Станцо. «Я познаю мир», Математика. М.: АСТ,1996г.
2.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин, Математическая шкатулка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1984г.
3. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны. М.: Науха,1982г.
4. Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: МИРОС, КПЦ, «Марта»,1992г.
7.Список литературы, рекомендуемый для педагогов.
1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1997г.
2.Н.Б. Балк, Г.Д. Балк. Математика после уроков. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990г.
3. С.С. Минаев. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1993г.
4. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны. М.: Науха,1982г.
5. Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: МИРОС, КПЦ, «Марта»,1992г.
Календарно-тематический план
объединения «Эврика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год).Рабочая программа и календ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...