урок с презентацией "Атмосферное давление"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Смирнова Вера Васильевна

 

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей – интегрированные уроки. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.

Уроки содержательной и деятельностной  интеграции создают новые условия деятельности учителей и обучающихся, представляют собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения, что требуют ФГОС.

Такие уроки формируют  у детей системное мышление, познавательный интерес, помогают  им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах. Предлагаю конспект одного из таких уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desktop.rar334.28 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Вера Васильевна,

 учитель географии МОУсош №1

 пгт. Селижарово Тверской обл.

ФИЗИЧЕСКАЯ   ГЕОГРАФИЯ     6 класс                  (учебник Герасимовой Т.П.)

ТЕМА:   «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ»

ТИП УРОКА: урок развивающего обучения на  основе    деятельностной интеграции.

ИНТЕГРАЦИЯ        география - математика. 

2013 год

                                 ТЕМА:   «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ»  

ЦЕЛИ УРОКА:  

  1. Образовательные:
  • сформировать знания  об атмосферном давлении на Земле.

2.  Воспитательные:

  • формирование  осознанной  необходимости комплексного изучения предметов школьного  курса.

3. Развивающие:

  • использование  математических вычислительных навыков для расчета  географических характеристик
  • развитие  логики и мышления.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

  • формирование понятие «атмосферное давление»;
  • развивать умение   определять  высоту местности, зная атмосферное давление и  определять давление, зная высоту местности.

ТИП УРОКА: урок развивающего обучения на  основе    деятельностной интеграции.

ИНТЕГРАЦИЯ        география-математика. 

Оборудование: барометры, по желанию учителя для наглядности может использоваться презентация.

ХОД  УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:   проверка готовности к уроку, цели,  задачи, тема урока.

11. ОСНОВНОЙ БЛОК  по изучению нового материала  

1.  Атмосферное давление -  сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы. Воздух имеет массу и вес и давление воздуха определяется весом столба воздуха, равного всей толщине атмосферы. Подсчитано, что такой столб воздуха давит  на ладонь человека с силой 1 кг 33 г, а на все тело человека приходится вес около 15 тонн.

? обучающимся:  Почему тогда этот вес не раздавит человека?

                (человек не чувствует этого давления, т.к. оно уравновешивается

                давлением воздуха, находящегося в теле человека).

? обучающимся: Всегда ли и везде ли давление одинаково? (нет)

Если подняться в горы, то человек начинает чувствовать себя плохо: появляются признаки горной болезни: головокружение, идет кровь из носа, отдышка. Человек попадает в условия, к которым он не приспособлен: воздух в горах разрежен,  количество кислорода уменьшается, давление  тоже уменьшается.

Если водолазов вытащить  из воды быстро, тогда давление внутри человека  не успевает прийти в равновесие с давлением воздуха и   человека поражает кессонная болезнь – разрываются кровеносные сосуды.

 Измерение атмосферного давления.

Барометр – прибор для измерения давления воздуха («барос»- тяжесть, «метр»- мера).

Опыт Торричелли:        ртутный барометр – стеклянная трубка длиной около 1м, площадью сечения 1 кв.см. запаянная с одного конца в которой налита ртуть; другой конец погружен в открытую чашу с ртутью. Часть ртути из трубки выливается и вверху образуется безвоздушное пространство. остальная ртуть остается в трубке, т.к. воздух давит на открытую поверхность ртути в чаше  и вдавливает ее в трубку.

 Трубка  ртутного барометра имеет шкалу. По высоте столба ртути в ней опре-

 деляют величину атмосферного давления. На высоте  0 м , при температуре

                      воздуха 0 градусов, на  45 параллели давление воздуха составляет 760 мм

                      рт.ст.  – это нормальное атмосферное давление.

                                На каждые 10.5 метров подъема давление уменьшается на 1 мм.

2. Определение  высоты местности ( в трех точках), зная давление:

                                                        2. 705 мм

                   1. 750 мм

760 мм

                                      3. 775 мм

а). находим разницу в давлении в точке 1 и над уровнем моря: 

                 760 мм -750 мм = 10 мм

    определяем высоту местности:

                 10.5 м  х 10 мм : 1 мм = 105 м

б).  самостоятельно обучающиеся рассчитывают  высоту местности в точке 2.

                          (760 - 705 = 55 мм, 10.5 х 55 : 1 = 577.5 м)

    самостоятельно  обучающиеся рассчитывают высоту местности в точке 3.

                           (760 – 775 = -15 мм, 10.5 х (-15): 1 = - 157.5 м).

3. Определение  давления  ( в трех точках), зная высоту местности:

                                                         2. 1050  м

                   1. 250 м

760 мм

                                      3. -21 м

а).  Определяем давление в точке 1:

      рассчитываем  изменение давления при  подъеме на 10.5 м 

                250 м : 10.5 м х 1 мм = 23.8 мм

      определяем давление с учетом подъема  на высоту:

                760 мм – 23.8 = 736.3 мм.

 б).  Самостоятельно обучающиеся рассчитывают  давление в точке 2.

                          (1050 : 10.5 х 1 = 100мм, 760 – 100 = 660 мм)

    самостоятельно  обучающиеся рассчитывают высоту местности в точке 3.

                           (- 21 : 10.5 х 1 = -2, 760 – (-2) = 762 мм)

111. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Домашнее задание:  § 35  прочитать, решить две задачи:

1. Определить, чему  равна высота горы Ямантау на Урале, если атмосферное давление на ее вершине = 604 мм рт.ст.?

          2. Определить атмосферное давление на вершине горы Эльбрус?

Подведение итогов урока: что понравилось, что заинтересовало, какие трудности возникли. Ответы на вопросы обучающихся. Отметки за урок.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей – интегрированные уроки. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.

Уроки содержательной и деятельностной  интеграции создают новые условия деятельности учителей и обучающихся, представляют собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения, что требуют ФГОС.

Такие уроки формируют  у детей системное мышление, познавательный интерес, помогают  им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах. Предлагаю конспект одного из таких уроков.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
  2. Громов «Физика» 11 клас

     3. Гурштейн  А. А.  «Извечные тайны неба»

     4. Левитан «Астрономия» 11 класс

     5.. Перышкин А. В. «Физика» 7класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме: "Давление. Единицы давления".

эта разработка к учебнику физика-7 под редакцией Шахмаева и др., но также можно использовать к учебнику ПёрышкинаА.В....

Презентация к уроку по теме "Давление. Сила давления"

Мультимедийная презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Давление. Сила давления". Данная презентация позволяет сделать обяснение нового материала нагляднным, а закрепление изученной темы провест...

Разработка урока по теме "Давление.Единицы давления."

Конспект урока по теме "Давление. Единицы давления." + презентация к уроку....

План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

УРОК НА ТЕМУ: Давление. Единица давления.

1. План-конспект урока2.Структура и ход урока3. Приложение к плану-конспекту урока.4.Презентация...

Технологическая карта урока по физике "Давление. Единицы давления.", 7 класс, ФГОС

Данный материал был разработан во время прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС....