Конспект урока по теме "Давление. Единицы давления"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Миронова Виктория Игоревна
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 9 г. Ставрополя
Урок по теме «Давление. Единицы давления»
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать общие представления о давлении, силе давления, его единицах и способа изменения;
- уметь на основе наблюдений и измерений делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин.
Развивающие:
- развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
- способствовать: формированию познавательного интереса к предмету.
Воспитательные:
- формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания
- способствовать развитию речи, творческого мышления, логического мышления.
Ход урока
1. Повторение изученного материала с целью определения темы урока (кроссворд)
3 человека вызываются к доске (домашние задачи). Класс отгадывает кроссворд.
На предыдущих уроках мы много говорили о физической величине, которая является причиной изменения скорости. Как называется эта величина? Это №4 в кроссворде. (сила)
Мы знаем, что существует несколько видов сил.
№8 Как называется сила, с которой Земля притягивают к себе все тела? (тяжести)
От чего она зависит? Как зависит?
№7 (Проводиться демонстративный эксперимент, груз на пружине).
Как называется сила, возникающая в пружине? (упругости)
Почему груз находиться в покое?
№3 Как называется сила, действующая со стороны груза на пружину? (Вес)
Что такое вес тела?
№5 Изменение формы и объема тела под действием внешних сил. (деформация)
№1 Для измерения силы используется прибор. Как он называется?
№6 Как называется единица силы?
№2 Чем характеризуется действия силы? Одна из ее характеристик
По вертикали в кроссворде открылась тема нашего урока
Откройте тетради и запишите ее (слайд 1)
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 |
Проверка домашнего задания
2. Изучение нового материала
Прежде говорить о том, что такое давление проделаем следующий опыт (слайд 2). Возьмем дощечку, в которую вбиты гвозди. Установим ее на песке так, чтобы гвозди были острием вверх. В этом случае шляпки гвоздей только незначительно войдут в песок. Теперь положим на дощечку груз. Что мы наблюдаем в этом случае? Если же мы перевернем доску и поставим гвозди на острие, то под действием той же силы гвозди значительно углубятся в песок.
Делаем вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Все это учитывает физическая величина, которая называется давлением.
Давление – это физическая величина, равная отношению силы действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности (слайд 3).
Значит, чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:
(слайд 4)
Обозначив величины, входящие в это выражение, получаем формулу:
Давление больше в том случае, когда площадь опоры меньше, и наоборот: чем больше площадь опоры, тем давление меньше.
Ну и, кроме того, чем больше сила давления, тем давление больше.
Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах.
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая перпендикулярно поверхности площадью 1 м2.(слайд 5)
(1 Н/м2) В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется Паскалем. Т.е.
1 Па=1 Н/м2
Есть и кратные единицы:
1 гПа=100 Па
1 кПа=1000 Па
1 МПа=1000000 Па
(слайд 6)
Очень часто сила давления создается собственной силой тяжести тела. Тогда давление можно рассчитать как:
(слайд 7)
ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ
... давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па
... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па
... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па
В Африке хирурги народности банту зашивают раны с помощью муравьев. Прижимают
края раны друг к другу, а затем на пораненное место помещают несколько муравьев определенного вида. Муравьи кусают кожу пациента, после чего медики отрезают грудь и заднюю часть муравья, а рана остается плотно закрытой, словно на нее наложили скобки.
3. Физкультминутка
- Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол. Изменится ли давление, если мы поднимем руки, разведем их в стороны? А можно ли увеличить это давление?
- Хорошо, а еще больше увеличить?
- А как уменьшить давление? (слайд 8-9)
Молодцы, ребята! А теперь давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Как говорил Конфуций (слайд 10)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Для этого разделимся на группы по 4 человека.
Ваша задача: каждая группа получает брусок. Необходимо рассчитать давление бруска на парту, если он лежит и стоит на парте (показать). Масса бруска известна m=___________. Выполняете работу на бланках, которые лежат у вас на столе.
Бланк
4. Исследовательская работа
Состав группы: ______________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Оборудование: брусок, линейка
Цель: Вычислите давление бруска на поверхность стола (рассмотрите два случая, когда брусок лежит на разных гранях). Определить зависимость давления от площади. Какой вывод можно сделать о причине разных результатов.
m=___________
1.
S=________________________________________
p=_________________________________________
2.
S=________________________________________
p=_________________________________________
Вывод: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Закрепление изученного материала (слайды 11-15)
СОВЕТЫ ОТ ЗНАТОКА ФИЗИКИ
1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:
А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.
2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:
А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.
3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.
4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?
А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.
5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:
А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.
3. Подведение итога урока. Выставление оценок
Домашнее задание: §33-34, упр 12 (2,3), упр. 13 (устно). Задание: зная свою массу, и измерив площадь поверхности стула, определите давление, которое вы оказываете на стул (слайд 16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок изучения нового материала....
план-конспект урока по географии "Атмосферное давление"
План-конспект урока для учителей работающих по учебнику Е.М.Домогацких "География, 6 класс", издательство "Русское Слово"...
конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс
Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...
План-конспект урока 7 класс Тема: Давление
Полный конспект урока и самоанализ...
Конспект урока по теме "Атмосферное давление. Опыт Торричелли""
Цели урока: Р - развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах;Д - формирование знаний о давлении в газах, атмосфер...
конспект урока-практикума на тему "Давление крови в сосудах"
Конспект урока - практикума с использованием исследовательской технологии, ИКТ и возможностей интерактивной доски включает в себя описание различных форм организации исследований в рамках ...