Статья "Искусство приходит на урок географии: наши помощники - проза и поэзия"
статья по географии на тему
В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукомская Ольга Ивановна
учитель географии
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №496 Московского района Санкт-Петербурга
«Искусство приходит на урок географии: наши помощники – проза и поэзия»
(Различные аспекты географии в произведениях А.С. Пушкина)
Наука и искусство идут рядом. Взаимное их обогащение и дальнейшее развитие возможны только при совместной общей и единой направленности мысли и фактов.
Художественно-географический образ страны, ландшафта, определенного географического объекта - необходимый компонент обучения географии. Он создается путем непосредственного восприятия объектов и явлений действительности на основании художественной и научно-популярной литературы. Целенаправленное ее использование играет значительную роль в воспитании эстетического чувства и вкуса подростков, формировании их мировоззрения и личности в целом.
В процессе обучения географии обращаюсь к различной географической литературе: мемуарной, научно-популярной, художественной прозе, поэзии. Это классики географии – П.П.Семёнов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, это лучшие работы П.К.Козлова, В.К.Арсеньева, Г.Ушакова, это книги академиков А.Е.Ферсмана и В.А. Обручева. В такой литературе есть глубина знаний географического материала.
Образное видение изучаемого создают произведения классиков прозы и поэзии А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а также современных писателей: К.Паустовского, В.Солоухина, О.Гончара.
В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы.
В процессе подготовки к уроку важно правильно отобрать тексты, исходя из возрастных особенностей учащихся, а также цели урока. Не менее важны научная обоснованность и правдивость изображаемого, тесная связь с жизнью. Только при таких условиях художественная литература будет иметь познавательную и эстетическую ценность.
В целом отбор литературы произвожу по следующим признакам:
- Чёткое отображение «географической специфики» объекта или явления в законченной художественной форме.
- Соответствие содержания литературного источника действительности.
- Правдивость и внутренняя убеждённость автора.
- Целостность и яркость географических образов.
- Чёткость. Краткость и доходчивость преподнесения материала.
Кроме отбора материала, следует определить место дополнительной литературы на уроке и приёмы её использования.
Дополнительную литературу применяю на разных этапах урока: в начале урока, как введение к теме, что создает своеобразный фон для дальнейшей работы – раскрытия содержания всего урока, использую дополнительную литературу в процессе изучения нового материала, как выводы и обобщения изученного, что позволяет создавать проблемные ситуации, использую дополнительную литературу при контроле знаний учащихся. Например, в процессе изучения нового материала учащиеся самостоятельно усваивают понятия, выполняют практические работы. Решая свои творческие задачи, учащиеся во время урока могут взять в кабинете с полки нужную книгу, с тем чтобы найти дополнительный материал. Так, систематические упражнения вырабатывают навыки самостоятельной работы с книгой, текстами.
О системе приёмов при использовании художественной литературы: специальные карточки-задания для проверки знаний и повторения изученного оформляются отрывками из литературных источников. Эти же карточки можно использовать и в процессе изучения нового материала на уроке. К ним можно добавить фотографии, рисунки, ребусы, загадки, кроссворды.
Ю.Г.Саушкин призывал читать А.С.Пушкина, произведения которого содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют географический характер. У А.С.Пушкина душа лежала к географии. У А.С.Пушкина был поистине географический взгляд на природу. Например, в стихотворении «Кавказ» восхищает поэтическая картина гор и четко намеченные великолепные пояса природы в горах. Однако в пушкинское время не было понятия высотная поясность, так как ясные представления об изменении природы в горах дает великий учёный В.В. Докучаев в конце XIX века, исследуя почвы Кавказа.
Различные аспекты географии в произведениях А.С.Пушкина
6 класс «Физическая география»
№ | Раздел | Тема урока | Произведения А.С.Пушкина |
1 | Введение | Что изучает география? | «Борис Годунов» (1825) «Дубровский» |
2 | Литосфера | Формы рельефа | стихотворение «Кавказ» (1829) |
3 | Гидросфера | Реки | «Меж горных стен несется Терек» (1829) «Дон» (1829) «Песни о Стеньке Разине» поэма «Полтава» «История Пугачёва» «Чу, пушки грянули!» крылатых кораблей» (1833) |
4 | Атмосфера | Ветер | «Зимний вечер» «Ночной зефир» (1824) повесть «Метель» «Сказка о мертвой царевне» «Капитанская дочка» (1836) |
8 класс «География России»
№ | Раздел | Тема урока | Произведения А.С.Пушкина |
1 | Природа России |
|
|
2 | География Санкт-Петербурга |
|
|
3 | Крупные природные территории | Восточно-Европейская равнина | повесть «Станционный смотритель» роман «Евгений Онегин» |
4 | Население России | Этнографическое положение России. Народы России в произведениях А.С.Пушкина | «Памятник» (1836) «Путешествие в Арзрум» «Путешествие из Москвы в Петербург» «История Пугачева» «Моя родословная» (1830) |
9 класс «География России»
№ | Раздел | Тема урока | Произведения А.С.Пушкина |
1 | Экономические районы России | Северо-Запад России | поэма «Медный всадник» |
11 класс «Экономическая и социальная география мира»
№ | Раздел | Тема урока | Произведения А.С.Пушкина |
1 | Глобальные проблемы человечества | Проблема войны и мира | статья «О народности в литературе» |
Методика преподавания географии с использованием произведений А.С.Пушкина
Образовательные технологии | Целевые ориентации |
| Создание условий для самореализации ребенка Всестороннее и интенсивное развитие личности как субъекта деятельности. Создание условий для самопознания, самоопределения и самореализации ребенка. |
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Место произведений А.С.Пушкина на уроке:
- в начале урока
- в процессе изучения нового материала
- как выводы и обобщение изученного
- контроль знаний
Деятельность учителя | Способы деятельности учащихся |
| 1.1. Поисковая мыслительная деятельность 1.2. Занимательный учебный материал 2.1. Использование личного опыта 2.2. Выяснение эмоционального состояния при изучении материала «Какие чувства возникают при…» 3.1. Инсценировка художественного текста 3.2. Урок-путешествие 3.3. Работа в парах 3.4. Работа в группах 4.1. Творческое задание:
|
Литература
Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. М., Просвещение, 2006
Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000
Трубе Л.Л. Остров Буян. Волго-Вятское кн. изд. 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке".
Данный видеоролик разработан совместно с ученицей (размещен здесь)....
Статья "Искусство приходит на урок географии: наши помощники - проза и поэзия"
В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями приро...
Классики отечественной прозы и поэзии на уроках русского языка (урок русского языка в 8 классе)
Данный урок русского языка «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» разработан для 8 классов и входит в систему уроков по теме: «Повторение», та...
Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")
Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....
Новейшая русская проза и поэзия. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия 1980-1990-х годов
Маршрутный лист дистанционного урока...
урок природоведения "Наши помощники-органы чувств"
Урок формирует ЗОЖ и представление об органах чувств, их роли в жизни человека, воспитывает бережное отношение к своему здоровью и убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-г...
Словарный урок "Словари-наши помощники"
Начинаем знакомить учащихся с многообразием словарей!...