Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе.
Это заключительный урок темы «« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». Данный урок опирается на имеющиеся у учащихся знания о рельефе, геологическом строении Земли, происхождении полезных ископаемых, внешних и внутренних процессах, составе земной коры. На знания о разнообразии форм рельефа, движения земной коры, такие явления как землетрясения и вулканизм, а также на знания об изменении рельефа под влиянием внешних сил, человек и земная кора. Это курс 6 класса, раздел № 3 « Природа Земли и человек» В 7-м класса в разделе 1 « Земля – уникальная планета. Литосфера и рельеф Земли» учащиеся получают знания о происхождении Земли, литосферных плитах, сейсмических поясах Земли. Знакомятся с тектоническими и геологическими картами.
Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме.
Вид урока: игра – отчётно-докладная конференция.
Формы, методы и приёмы работы: работа с дополнительными источниками информации, групповая работа с использованием мультимедийной презентации.
При изучении данной темы главный акцент ставился на явления, процессы, геологическое и тектоническое строение именно территории нашей страны. И было выделено главное: показать и объяснить все явления, связанные с литосферой на всех этапах геологического времени, показать, что Россия – это часть мира со своими особенностями и выделить их .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_uroka.doc | 100.5 КБ |
relef_izmenyonnyy.part1_.rar | 1.39 МБ |
relef_izmenyonnyy.part2_.rar | 1.39 МБ |
relef_izmenyonnyy.part3_.rar | 1.39 МБ |
relef_izmenyonnyy.part4_.rar | 1.39 МБ |
relef_izmenyonnyy.part5_.rar | 1.39 МБ |
relef_izmenyonnyy.part6_.rar | 751.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
Систематизировать и обобщить знания , умения , навыки по теме: “Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России”.
Задачи:
Образовательные:
- определить уровень знаний учащимися основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа: равнин и гор, полезных ископаемых;
- показать особенности некоторых стихийных природных явлений, связанных с литосферой, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России;
- обобщить материал о формах рельефа, связанных с деятельностью человека.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к изучаемому предмету при помощи новых информационных технологий.
Воспитательные:
-формировать навык групповой работы в классе;
- продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального решения при работе в группе;
- воспитание любви и уважения к своей Родине.
Оборудование:
- карты России – физическая, тектоническая; физическая карта Волгоградской области;
- атласы;
- учебники;
- компьютер и мультимедийная установка.
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний по теме.
Формы, методы и приёмы работы: групповая работа, с использованием учащимися презентаций.
Форма проведения: игровая – отчётно-докладная конференция.
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся на урок
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
На предыдущих уроках географии мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Ребята, тот багаж знаний, который вы получили при изучении данной темы, понадобится вам и в старших классах. НАПРИМЕР: в 9 классе при составлении экономико-географической характеристики России, а также при изучении отраслей хозяйства страны.
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, используя нетрадиционную форму урока – игровую, провести отчетно-докладную конференцию.
Сегодня на уроке присутствуют 3 группы специалистов:
- группа: геоморфологи и геологи , они предоставят отчёт о рельефе и тектоническом строении территории России.
- группа: сейсмологи, дадут информацию о стихийных явлениях, наиболее часто встречающихся в нашей стране.
- группа :экологи и антропологи, составила отчетную информацию об антропогенных проявлениях человека на литосферу в пределах России, нашего города.
Подготовка к уроку .За 10 дней специалисты получают задания и источники литературы по определённому разделу. В течение данного времени дети готовят не только доклад, материалы которого выходят за рамки учебника, но и сопровождают его демонстрацией объектов на карте и презентацией с использованием мультимедийной установки. Во главе каждой группы стоит главный специалист, а остальные учащиеся являются его помощниками ( 4-5 человек ). Во время подготовки доклады и презентации корректируются учителем. Выступают все: специалисты и помощники. После выступления каждой группе задаются вопросы другими специалистами.
3. Выступление специалистов.
УЧИТЕЛЬ: итак, начинает 1 группа – руководитель Пименова Анастасия.
(слайд № 1) Рельеф и тектоническое строение России.
ГЕОМОРФОЛОГИ И ГЕОЛОГИ
(слайд № 2) Изучив карты тектонического и геологического строения России, мы выяснили, что большая часть нашей страны занята равнинами, в основе земной коры России лежат древние (В – Е и Сибирская) и молодые (З – С, Печорская и Скифская) платформы. Мы знаем, что платформы - относительно устойчивые участки континентальной земной коры и они имеют 2-х ярусное строение: (слайд № 3). Давайте еще раз вспомним: нижний ярус составляет складчатый фундамент, верхний осадочный чехол. Фундамент древних платформ сложен смятыми в складки древнейшими породами докембрийского возраста .Такой фундамент называют кристаллическим (помечен крестиками). Фундамент молодых платформ тоже состоит из смятых в складки, но более молодых пород. Это осадочный чехол. Поверхность фундамента, как мы знаем неровная и в некоторых местах осадочный чехол отсутствует, такие участки называются щитами (перечислить + показать).
Платформы обрамляются горно – складчатыми областями, они отличаются характером залеганием горных пород и высокой подвижностью.В результате горообразования образуются 2 вида складок: простые и сложные. Простые складки называют синклиналями (вогнутая – отрицательная форма рельефа), примером служат небольшие возвышения на Таманском полуострове, и антисинклиналями (выпуклая – положительная форма рельефа.),
А сложные складки называются (антиклинориями и синклинориями) , пример тому – Большой хребет Кавказа.
(слайд № 4) Мы хорошо знаем, что земная кора неоднородна, поэтому изучив геохронологическую таблицу, установили – все формы рельефа и слагающие их горные породы имеют различный геологический возраст. Анализируя таблицу и сравнивая геологическую карту легко установить возраст тектонических структур и форм рельефа на территории России. Данные представлены в слайде (слайд № 5), здесь четко видно, что каждая складчатая область образовалась в определенный период и ей соответствует своя форма рельефа. В настоящее время происходит складкообразование отдельных территорий России, кайнозойские (альпийская складчатость) горы формируются в результате взаимодействия литосферных плит, например: на территории полуострова Камчатка, где взаимодействуют несколько литосферных плит: Евразийская и Тихоокеанская.
(СЛАЙД № 6) Еще раз рассмотрим и вспомним, что каждой тектонической структуре соответствует форма рельефа . С развитием геосинклинальных областей также связаны месторождения рудных полезный ископаемых, они размещаются в кристаллических( а также магматических и метаморфических) породах. В осадочных породах платформ в основном нерудные полезные ископаемые, но иногда находятся рудные, пример: Курская магнитная аномалия ( Железо)
В итоге мы выделили основные черты рельефа России. (слайд).
Если говорить о рельефе Волгоградской области, то мы знаем, он равнинный, мы находимся на Ю – В Русской платформы, а раньше примерно 1,5 – 2,5 млрд. лет назад здесь были горные массивы, с вулканической деятельностью , землетрясениями. Постепенно горообразовательные процессы прекратились, а внешние силы – разрушили хребты и поверхность стала ровной с жестким фундаментом. Далее происходило образование осадочного чехла, в результате неоднократного поднимания и опускания территории, а так же многочисленные регрессии( отступление) и трансгрессии( наступление) моря. Некоторые крупные формы рельефа связаны с тектоническими движениями, поэтому заволжская часть нашей области медленно опускается, а правый берег Волги поднимается. Так образовалась Приволжская возвышенность и Прикаспийская низменность (слайд).
А Хоперско – Бузулуцкая равнина, на которой живем мы располагается между Калачской возвышенностью и Приволжской, возникла на месте прогиба земной коры.
В заключении мы выделили несколько причин изменения рельефа на территории нашей страны: ( СЛАЙД)
1. На разнообразие рельефа оказывают влияние экзогенные и эндогенные процессы, их действия параллельны друг другу.
2. В целом основные формы рельефа России – равнины и горы, нагорья – обязаны своим происхождением внутренним силам Земли.
3. Неотектонические движения приводят к изменению в залегании горных пород и их деформации, что приводит к перемещению крупных блоков земной коры, не только в складчатых областях, но и на равнинах (Б. Кавказский хребет поднимается со скоростью 8 – 14 мм в год, Среднерусская возвышенность - 6 мм в год).
4. Существенные детали современного рельефа образовались в результате действия внешних сил:
- деятельности моря (трансгрессия и регрессия) – районы Прикаспия, Печорская, Сев. – Сиб. низменность.
- покровных четвертичных оледенений – северная половина европейской части России, Полярный Урал, плато Путорано и г. Таймыра.
- деятельность ветра (дюны, песчаные холмы, гряды) Прикаспийские низменности, Калининградская область, Куршская коса)
- текущих вод (эрозионные процессы) большую долину имеет река Обь в нижнем её течении – 160 км, Амур – 150 км.
- человека (антропогенез) – котлованы, Ж/Д насыпи, каналы.
Вопрос группе № 1: Всем известно, что горы расположены в основном на юге и востоке России. Объясните, почему так произошло?
Предполагаемый ответ: Горы Южной Сибири расположены на древнем докембрийском и палеозойском основании. Территория разбита глубокими тектоническими разломами, т.к. постоянно находится на месте взаимодействия Тихоокеанской, Индийской, Таримской платформ.
Доказательство этому служит тектоническое происхождение озера Байкал.
Горы Кавказ молодые и активные, поскольку находятся в зоне столкновения Евразийской и Аравийской литосферных плит.
Вопрос группе № 1: Какие геосинклинальные области возникли в результате альпийского горообразования?
Предполагаемый ответ: Кавказ, Корякское нагорье, горы Камчатки, Курильские острова, о. Сахалин, а также были активны горы Алтай, Саяны, хребты Забайкалья.
УЧИТЕЛЬ: Спасибо, продолжит отчет 2 группа – руководитель- Юрина Диана.
СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ – сейсмологи.
( СЛАЙД) При изучении темы рельефа и тектонического строения земной коры на территории России мы рассматривали такую важную тему, как стихийные природные явления, процессы не подвластные влиянию человека. Узнали о более часто встречающихся стихийных процессах. Коротко обобщили их в виде схемы. ( СЛАЙД). Поверхность Земли постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних сил и изменения в рельефе которые мы видим – это результат последних геологических отрезков времени.
Вулканическая деятельность ( СЛАЙД) всегда свидетельствует о том, что и в настоящее время продолжаются тектонические движения. Самыми вулканогенными территориями в нашей стране является полуостров Камчатка, Курильские острова, ( СЛАЙД) ,причиной этого, как вы помните служит положение территории на стыке Евразийской литосферной плиты с Тихоокеанской, именно здесь проходит Тихоокеанский сейсмический пояс - «огненное кольцо». Только здесь в нашей стране расположены действующие вулканы и гейзеры. Примером может служить извержение вулкана Шивелуч в июне 2001 г., последнее катастрофическое извержение этого вулкана случилось в ноябре 1964 г. в результате которого образовался 2 километровый кратер глубиной около 500 м, а по силе извержения можно было сопоставить с взрывом водородной бомбы, высота пепла составила 2,5 кг/м2, также из действующих наиболее активны Авачинский, Безымянный. К затухающим вулканам относится: Кроноцкая Сопка. Недавно потухшие вулканы находятся на Кавказском Хребте - Эльбрус и Казбек, в Забайкалье, в Восточном Саяне. Даже основной центр исследования вулканизма в России - институт вулканологии находится в Петропавловске – Камчатке.
Землетрясения ( СЛАЙД) также частые явления в России, мы установили - более подвержены значительным землетрясениям Б. Кавказ, ю-в часть Алтая. В последние 16 лет на просторах нашей страны свершилось не менее 15 сильных землетрясений. Сейсмические карты показывают, что около 50 % площади находится в сейсмоактивной зоне. Среди последних землетрясений: Шикотанское (1994 г.), Кроноцкое (1997 г.), Алтайское (2004 г.).
Землетрясение в 2007 г. на ю-з побережья Сахалина спровоцировало цунами, волны которого к счастью были невысокими. По данным РИА «Новости» в октябре 2005 г. на Камчатке и Курильских островах произошло данное стихийное явление силой 4,4 балла по шкале Рихтера в Кроноцком заливе. В Петропавловске – Камчатском, удаленном от эпицентра на 150 км значительных толчков не ощущалось. Последние подземные толчки произошли в Иркутске, интенсивностью 6 – 7 балов, в городе Байкальск 8 баллов, Ангарске - 5 баллов. А в Читинской области совершилось сразу 4 землетрясения, силой около 5,5 баллов, а позже силой 8,2 балла по шкале Рихтера. По данным МЧС сообщении о жертвах и разрушениях не поступало. В 1995 г. в Нефтегорске погибло 2,5 тыс. человек, потому что , в эпицентре было 9 – 10 баллов.
Цунами – ( СЛАЙД) большинство подводных сейсмоактивных участков расположено в Тихом океане, этому доказательством служат частые цунами на побережье Камчатки. Еще в XVIII веке были зафиксированы огромные массы воды из Тихого океана, всего было отмечено 20 цунами. В 1923 году на побережье полуострова обрушилась волна, высотой более 20 м., с земли было стерто несколько заводов и строений. В 1952 году – цунами накрыло несколько поселков, волны высотой 10 м, дошли до берега (200 км) за 20 минут.
В 1960 г. – волна, начавшаяся у побережья Чили дошла и до Камчатки, высота волн – 10 м.
Наиболее благоприятное место на полуострове – Авачинский залив, он не позволяет волне высоко подняться, мешают тесные проходы и большие водные пространства.
Экзогенные геологические процессы (оползни, обвалы, сели) имеют не территории России широкое распространение. ( СЛАЙД) В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль играет действие силы тяжести, что вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам. Такие процессы проявляются на Северном Кавказе, Камчатке, о. Сахалин, в Забайкалье, Поволжье, здесь пораженность территории оползнями достигает 10 – 30 %, а в некоторых местах до 70 – 90 %. Крупные оползни находятся в районе г. Волгограда и Камышинского района (с. Щербаковка Даниловский овраг). Действиям оползней подвержены 725 городов России.
Опасность лавин ( СЛАЙД) существует на 9 % территории страны. Наиболее лавинными считаются Алтай, Сахалин, Забайкалье, Северный Кавказ (именно здесь в Кармадонском ущелье погиб актер Сергей Бодров).
Губительными для человека являются сходы селевых потоков. ( СЛАЙД) Селевой поток собирается в горах, идет несколько километров, набирает скорость и разрушает, примером служит город Тырнау на Кавказе, районы Пятигорска, Ессентуков. Так в 2002 году здесь произошел разрушительный сход селя , жилые дома были разрушены, погибло много людей.
Вопрос группе № 2: Какие меры предосторожности должен предпринимать человек в хозяйственной деятельностью?
Предполагаемый ответ: Причинами большой активности этих процессов становится человек, не соблюдающий меры безопасности при строительстве дорог, нефтегазопроводов, зданий, прокладке водопроводов, канализации, необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах подверженных действию тех или иных процессов и проводить специальные работы противоэрозионного, противооползневого характера. В России создана карта экзогенных геологических процессов, и показаны наиболее опасные территории, где строительство ведение хозяйственной деятельности запрещено.
УЧИТЕЛЬ: молодцы, и в заключении свой отчёт предоставляет 3 группа – руководитель Митина Марина.
АНТРОПОГЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА
- экологи, антропологи.
Мы знаем, что наиболее активно человек преобразует литосферу. Изменения рельефа очень активно протекает и на территории нашей страны.
Процесс технической деятельности человека (техногенез) изменяет поверхность Земли, создавая антропогенные формы рельефа: рельефоиды – инженерные сооружения (города, гидротехнические сооружения, карьеры) и рельефиды – механические устройства, самоходные установки.
Человек ежегодно извлекает миллиарды тонн полезных ископаемых, разработка их открытым способом приводит к возникновению крупных отрицательных антропогенных форм, одна из распространённых форм – карьеры, в России они охватывают площадь 20 тыс. км2, ежегодно она увеличивается на 350 км2, средняя глубина карьеров к 2000 г. составляла 250 – 300 м. (слайд).
Нам удалось найти космические снимки, на которых изображены карьеры в Оренбургской и Мурманской области (слайд). На первом слайде хорошо видны эти искусственные формы рельефа, они имеют округлую форму, белый и темно – голубой цвет, отвалы нанесены пятнистым цветом (фиолетового и белых оттенков, озера имеют темно синий и черный цвет т. к. являются отстойником жидких отходов).
На слайде Мурманской области карьеры имеют неправильную форму и также темно – голубой цвет с четкими белыми полосками – дорогами в карьер, отвалы имеют синий цвет, пятнистый рисунок. Все это приводит к просадке грунта, активизированию процессов выветривания и эрозии.
Перемещение материала при горных выработках вызывает техногенные землетрясения. Так в 1971 г. в 16 км от Грозного в районе нефтедобычи было зафиксировано землетрясение силой 7 баллов. Причиной послужила откачка нефти, которая не была компенсирована притоками подземных вод. По прогнозам такие землетрясения могут быть и в Волгоградской области в местах откачки нефти.
Все перечисленные техногенные формы рельефа требуют либо рекультивации земель, либо предупредительных мер против их возникновения. В настоящее время активно используется рекультивация – мероприятия по восстановлению природных ландшафтов, утраченных в процессе производства или стихийных бедствий. Примером является силикатное озеро в Липецке. Происхождение озера искусственное, это бывший карьер по добыче силикатного песка для кирпичного завода, его видно на заднем плане. По исчерпанию песка - эти территории были заброшены, но потом заполнены водой, предназначенной для хозяйственных нужд. Со временем озеро приобрело естественные очертания, поросло деревьями и кустарниками. Вписалось в ландшафт как природный водоем. На следующих снимках изображен наш Песчаный карьер в районе трикотажной фабрики, который также был рекультивирован под гаражи, жилые постройки.
Изменяя природную среду человек обязан думать о последствиях, ведь от изменения рельефа или горной породы изменяется весь природный комплекс , который находится на данной территории.
Вопрос группе № 3: Мы знаем, существует определение « культурный ландшафт».
Что вы понимаете под этим термином?
Предполагаемый ответ: «Культурный ландшафт» - это искусственно созданные устойчивые территории.
Данный ландшафт должен включать следующие компоненты:
- он не однообразен, в нем лучше чередовать небольшие участки, например: пашни и леса, чем укрупнять пашни и развивать эрозию
- здесь не должно быть свалок, пустошей, карьеров. Все должно быть рекультивировано.
- по возможности расширять площади лесных массивов
- сохранять естественные ландшафты ( заповедники, заказники, резерваты и нац.парки)
3. Закрепление материала.
В заключение выступлений, учитель задаёт несколько вопросов, которые учащиеся обсуждают в группе и дают ответы. Если дается не полный ответ или неправильный, то другие команды дополняют и дают верный ответ. Учитель помогает наводящими вопросами.
- Маленький мальчик, увидев книгу с названием « Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: « Горы не деревья! Они не могут расти и стареть, они не живые». А вы как думаете?
- Приведите примеры неблагоприятного воздействия человека на рельеф в результате его хозяйственной деятельности?
- Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия?
- Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа?
- Может ли деятельность человека спровоцировать движения земной коры?
4. Подведение итогов.
УЧИТЕЛЬ : Ребята, всем большое спасибо за представленные работы, они были очень содержательные и интересные. Мы многое узнали о нашей стране нового и совершили необычное путешествие в страну Знаний по России. Любить, значит знать свою Родину.
Вы все поработали хорошо, но оценить вы можете себя сами, и не только себя, но и свою команду, а также своих соперников. Предлагаю вам оценочную шкалу, вы знаете как с ней работать.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ( личная рефлексия)
5. Домашнее задание.
- Каждой группе составить кроссворд по своей теме.
- Ответить письменно на вопросы. ( вопросы раздаются каждому ученику).
Вопросы для домашнего задания:
- Назвать минерал, из которого изготавливали самые древние очки (хрусталь).
- Он бывает ландшафтный, перистый, цветочный, моховой, глазковый, морозный. Что за камень? (агат).
- Этот камень переходил из рук в руки, начиная с 1000 года. Наконец в 1829 году он был преподнесен русскому царю как искупление крови русского посла Грибоедова, автора комедии “Горе от ума”, растерзанного толпой фанатиков. Сейчас он хранится в нашей стране, на нем выгравированы имена всех прежних хозяев. Носит имя Шах. Что за камень? (алмаз).
- Назвать минерал, стоящий на втором месте после алмаза, но встречающийся реже алмаза (рубин).
- Перечислить ювелирные камни ( алмаз, рубин, опал, топаз, )
- "Черное золото" - вряд ли стоит объяснять, что это такое. Правда. в глубокой древности это полезное ископаемое называли иначе. Славяне - ропанкой; греки - петролеум. Но смысл был один - горное масло. С тех древних времен ещё сохранилось название "петролеум", а к нам пришло новое слово. Считают. что оно родилось от арабского слова "нафта" – вытекать ( нефть)
- "Солнечный камень" - так долгое время называли этот минерал. Почему его называют солнечным? Потому, что рождался он под лучами небесного светила из остатков растений. О нём давно узнали наши предки, а добывать его начали около 3 тысяч лет назад. Древним итальянцам и грекам он помогал выплавлять медь, выпаривать соль из растворов. В 1696 году "Солнечный камень" впервые показали русскому царю Петру I. Когда он увидел как горит этот "камень", то воскликнул: "сей минерал. если не нам. то потомкам нашим полезен будет"( каменный уголь)
- Этот минерал не только важнейший пищевой продукт, но и очень ценное промышленное сырьё, применяемое в различных отраслях народного хозяйства. Его применяют при выделке кож, в красильном деле, стекольном и керамическом производстве. В большом количестве расходуется для соления рыбы, мяса, овощей ( поваренная соль)
- Этот металл называют "благородным". В ряде стран он выполняет функцию денег. или же из него делают монеты. Он входит в состав некоторых лекарств, т.к. убивает микробы. В большом количестве этот металл используется для производства электрических приборов, столовой посуды. Он не боится сильных кислот, поэтому его можно применять для изготовления специальной химической посуды.( серебро) .
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Урюпинск
Урок в 8 классе
« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»
Урок подготовила и провела:
учитель географии
Караим Вера Геннадьевна
г. Урюпинск 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...
Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...
Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)...
ЭОР Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России" для 8 класса
Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России" для использования в работе на уроке обощения в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф,...
Контрольная работа по географии по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»для учащихся 8-го класса
Данная контрольная работа помогает учителю проверить знания учащихся по разделу: "Рельеф России". Она состоит из вопросов с кратким ответом и из заданий с развернутыми отве...