Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Караим Вера Геннадьевна

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе.

      Это заключительный урок темы «« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России».  Данный урок опирается на имеющиеся у учащихся знания о рельефе, геологическом строении Земли, происхождении полезных ископаемых, внешних и внутренних процессах, составе земной коры. На знания о разнообразии форм рельефа, движения земной коры, такие явления как землетрясения и вулканизм, а также на знания об изменении рельефа под влиянием внешних сил, человек и земная кора. Это курс 6 класса, раздел № 3 « Природа Земли и человек» В 7-м класса в разделе 1        « Земля – уникальная планета. Литосфера и рельеф Земли» учащиеся получают знания о происхождении Земли, литосферных плитах, сейсмических поясах Земли. Знакомятся с тектоническими и геологическими картами.

Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме.

Вид урока: игра – отчётно-докладная конференция.

Формы, методы и приёмы работы: работа с дополнительными источниками информации, групповая работа с использованием мультимедийной презентации.

     При изучении данной темы главный акцент ставился на явления, процессы, геологическое и тектоническое строение именно территории нашей страны. И было выделено главное: показать и объяснить все явления, связанные с литосферой на всех этапах геологического времени, показать, что Россия – это часть мира со своими особенностями и выделить их .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока:

 Систематизировать и обобщить знания , умения , навыки по теме: “Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России”.

Задачи:

 Образовательные:

 - определить уровень знаний учащимися основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа: равнин и гор, полезных ископаемых;

- показать особенности некоторых стихийных природных явлений, связанных с литосферой, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России;

- обобщить материал о  формах рельефа, связанных с деятельностью человека.

 Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности учащихся и интереса к изучаемому предмету при помощи новых информационных технологий.

Воспитательные: 

-формировать навык групповой работы в классе;

- продолжить формирование творческого отношения к решению учебных задач, самостоятельного выбора оптимального решения при работе в группе;

-  воспитание любви и уважения к своей Родине.

Оборудование:

  • карты России – физическая, тектоническая; физическая карта Волгоградской области;
  • атласы;
  • учебники;
  • компьютер и мультимедийная установка.

Тип урока:   повторение и обобщение полученных знаний по теме.

Формы, методы и приёмы работы: групповая работа, с использованием учащимися презентаций.

Форма проведения:  игровая – отчётно-докладная конференция.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся на урок

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

      На предыдущих уроках географии мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Ребята, тот багаж знаний, который вы получили при изучении данной темы, понадобится вам и в старших классах. НАПРИМЕР: в 9 классе при составлении экономико-географической  характеристики России, а также при изучении отраслей хозяйства страны.

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, используя нетрадиционную форму урока – игровую, провести отчетно-докладную конференцию.

Сегодня на уроке присутствуют 3 группы специалистов:

  1. группа: геоморфологи и геологи , они предоставят отчёт о рельефе и тектоническом строении территории России.
  2. группа: сейсмологи, дадут информацию о стихийных явлениях, наиболее часто встречающихся в нашей стране.
  3. группа :экологи и антропологи, составила отчетную информацию об антропогенных  проявлениях человека на литосферу в пределах России, нашего города.

Подготовка к уроку .За 10 дней  специалисты получают задания и источники литературы по определённому разделу. В течение данного времени дети готовят не только доклад,  материалы которого выходят за рамки учебника, но и сопровождают его демонстрацией объектов на карте и презентацией с использованием мультимедийной установки. Во главе каждой группы стоит главный специалист, а остальные учащиеся являются его помощниками ( 4-5 человек ). Во время подготовки доклады и презентации корректируются учителем. Выступают все: специалисты и помощники. После выступления каждой группе задаются вопросы другими специалистами.

3. Выступление специалистов.

УЧИТЕЛЬ: итак,  начинает 1 группа – руководитель Пименова Анастасия.

(слайд № 1) Рельеф и тектоническое строение России.

ГЕОМОРФОЛОГИ И ГЕОЛОГИ

        (слайд № 2) Изучив карты тектонического и геологического строения России, мы выяснили, что большая часть нашей страны занята равнинами, в основе земной коры России лежат древние (В – Е и Сибирская) и молодые (З – С, Печорская и Скифская) платформы. Мы знаем, что платформы - относительно устойчивые участки континентальной земной коры и они имеют 2-х ярусное строение: (слайд № 3). Давайте еще раз вспомним: нижний ярус составляет складчатый фундамент, верхний осадочный чехол. Фундамент древних платформ сложен смятыми в складки древнейшими породами докембрийского возраста .Такой фундамент называют кристаллическим  (помечен крестиками). Фундамент молодых платформ тоже состоит из смятых в складки, но более молодых пород. Это осадочный чехол. Поверхность фундамента, как мы знаем неровная и в некоторых местах осадочный чехол отсутствует, такие участки называются щитами (перечислить + показать).

        Платформы обрамляются горно – складчатыми областями, они отличаются характером залеганием горных пород и высокой подвижностью.В результате горообразования образуются 2 вида складок: простые и сложные. Простые складки называют синклиналями (вогнутая – отрицательная форма рельефа), примером служат небольшие возвышения на Таманском полуострове,  и антисинклиналями (выпуклая – положительная   форма рельефа.),

А сложные складки называются  (антиклинориями и синклинориями) , пример тому – Большой хребет Кавказа.

           (слайд № 4) Мы хорошо знаем, что земная кора неоднородна, поэтому изучив геохронологическую таблицу, установили – все формы рельефа и слагающие их горные породы имеют различный геологический возраст. Анализируя таблицу и сравнивая геологическую карту легко установить возраст тектонических структур и форм рельефа на территории России. Данные представлены в слайде (слайд № 5), здесь четко видно, что каждая складчатая область образовалась  в определенный период и ей соответствует своя форма рельефа. В настоящее время происходит складкообразование отдельных территорий России, кайнозойские (альпийская складчатость) горы формируются в результате взаимодействия литосферных плит, например: на территории полуострова Камчатка, где взаимодействуют несколько литосферных плит: Евразийская и Тихоокеанская.

(СЛАЙД  6) Еще раз рассмотрим и вспомним, что каждой тектонической структуре соответствует форма рельефа . С развитием геосинклинальных областей также связаны месторождения рудных полезный ископаемых, они размещаются в кристаллических( а также магматических и метаморфических) породах. В осадочных породах платформ в основном нерудные полезные ископаемые, но иногда находятся рудные, пример: Курская магнитная аномалия  ( Железо)

 В итоге мы выделили основные черты рельефа России. (слайд).

        Если говорить о рельефе Волгоградской области, то мы знаем, он равнинный, мы находимся на Ю – В Русской платформы, а раньше примерно 1,5 – 2,5 млрд. лет назад здесь были горные массивы, с вулканической деятельностью , землетрясениями. Постепенно горообразовательные процессы прекратились, а внешние силы – разрушили хребты и поверхность стала ровной с жестким фундаментом. Далее происходило образование осадочного чехла, в результате неоднократного поднимания и опускания территории, а так же многочисленные регрессии( отступление) и трансгрессии( наступление) моря. Некоторые крупные формы рельефа связаны с тектоническими движениями, поэтому заволжская часть нашей области медленно опускается, а правый берег Волги поднимается. Так образовалась Приволжская возвышенность и Прикаспийская низменность (слайд).

 А Хоперско – Бузулуцкая равнина, на которой живем мы располагается между Калачской возвышенностью и Приволжской, возникла на месте прогиба земной коры.

В заключении мы выделили несколько  причин изменения рельефа на территории нашей страны: ( СЛАЙД)

1. На разнообразие рельефа оказывают влияние экзогенные и эндогенные процессы, их действия параллельны друг другу.

2. В целом основные формы рельефа России – равнины и  горы, нагорья – обязаны своим происхождением внутренним силам Земли.

3. Неотектонические движения приводят к изменению в залегании горных пород и их деформации, что приводит к перемещению крупных блоков земной коры, не только в складчатых областях, но и на равнинах (Б. Кавказский хребет поднимается со скоростью 8 – 14 мм в год, Среднерусская возвышенность  - 6 мм в год).

4.  Существенные детали современного рельефа образовались в результате действия внешних сил:

- деятельности моря (трансгрессия и регрессия) – районы Прикаспия, Печорская, Сев. – Сиб. низменность.

- покровных четвертичных оледенений – северная половина европейской части России, Полярный Урал, плато Путорано и г. Таймыра.

- деятельность ветра (дюны, песчаные холмы, гряды) Прикаспийские низменности, Калининградская область, Куршская коса)

- текущих вод (эрозионные процессы) большую долину имеет река Обь в нижнем её течении – 160 км, Амур – 150 км.

- человека (антропогенез) – котлованы, Ж/Д насыпи, каналы.

Вопрос группе № 1: Всем известно, что горы расположены в основном на юге и востоке России. Объясните, почему так произошло?

Предполагаемый ответ: Горы Южной Сибири расположены на древнем докембрийском и палеозойском основании. Территория разбита глубокими тектоническими разломами, т.к. постоянно находится на месте взаимодействия Тихоокеанской, Индийской, Таримской платформ.

Доказательство этому служит тектоническое происхождение озера Байкал.

Горы Кавказ молодые и активные, поскольку находятся в зоне столкновения Евразийской и Аравийской литосферных плит.

Вопрос группе № 1: Какие геосинклинальные области возникли в результате альпийского горообразования?

Предполагаемый ответ: Кавказ, Корякское нагорье, горы Камчатки, Курильские острова, о. Сахалин, а также были активны горы Алтай, Саяны, хребты Забайкалья.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, продолжит отчет 2 группа – руководитель- Юрина Диана.

СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ – сейсмологи.

   ( СЛАЙД) При изучении темы рельефа и тектонического строения земной коры на территории России мы рассматривали такую важную тему, как стихийные природные явления, процессы не подвластные влиянию человека. Узнали о более часто встречающихся стихийных процессах. Коротко обобщили их в виде схемы. ( СЛАЙД). Поверхность Земли постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних сил и изменения в рельефе которые мы видим – это результат последних геологических отрезков времени.

       Вулканическая деятельность ( СЛАЙД)  всегда свидетельствует о том, что и в настоящее время продолжаются тектонические движения. Самыми вулканогенными территориями в нашей стране является полуостров Камчатка, Курильские острова,  ( СЛАЙД) ,причиной этого, как вы помните служит положение территории на стыке Евразийской литосферной плиты с  Тихоокеанской, именно здесь проходит Тихоокеанский сейсмический пояс - «огненное кольцо». Только здесь в нашей стране расположены действующие вулканы и гейзеры. Примером может служить извержение вулкана Шивелуч в июне 2001 г., последнее катастрофическое извержение этого вулкана случилось в ноябре 1964 г. в результате которого образовался 2 километровый кратер глубиной около 500 м, а по силе извержения можно было сопоставить с взрывом водородной бомбы,  высота пепла составила 2,5 кг/м2, также из действующих наиболее активны Авачинский, Безымянный. К затухающим вулканам относится: Кроноцкая Сопка. Недавно потухшие вулканы находятся на Кавказском Хребте - Эльбрус и Казбек, в Забайкалье, в Восточном Саяне. Даже основной центр исследования вулканизма в России   - институт вулканологии находится  в Петропавловске – Камчатке.

      Землетрясения  ( СЛАЙД) также частые явления в России, мы установили - более подвержены значительным землетрясениям Б. Кавказ, ю-в часть Алтая. В последние 16 лет на просторах нашей страны свершилось не менее 15 сильных землетрясений. Сейсмические карты показывают, что около 50 % площади находится в сейсмоактивной зоне. Среди последних землетрясений: Шикотанское (1994 г.), Кроноцкое (1997 г.), Алтайское (2004 г.).

      Землетрясение в 2007 г. на ю-з побережья Сахалина спровоцировало цунами, волны которого к счастью были невысокими. По данным РИА «Новости» в октябре 2005 г. на Камчатке и Курильских островах произошло данное стихийное явление силой 4,4 балла по шкале Рихтера в Кроноцком заливе. В Петропавловске – Камчатском, удаленном от эпицентра на 150 км значительных толчков не ощущалось. Последние подземные толчки произошли в Иркутске, интенсивностью 6 – 7 балов, в городе Байкальск 8 баллов, Ангарске  - 5 баллов. А в Читинской области совершилось сразу 4 землетрясения, силой около 5,5 баллов, а позже силой 8,2 балла по шкале Рихтера. По данным МЧС сообщении о жертвах и разрушениях не поступало. В 1995 г. в Нефтегорске погибло 2,5 тыс. человек, потому что , в эпицентре было 9 – 10 баллов.

        Цунами – ( СЛАЙД) большинство подводных сейсмоактивных участков расположено в Тихом океане, этому доказательством служат частые цунами на побережье Камчатки. Еще в XVIII веке были зафиксированы огромные массы воды из Тихого океана, всего было отмечено 20 цунами. В 1923 году на побережье полуострова  обрушилась волна, высотой более 20 м., с земли было стерто несколько заводов и строений. В 1952 году – цунами накрыло несколько поселков, волны высотой 10 м, дошли до берега (200 км) за 20 минут.

 В 1960 г. – волна, начавшаяся у побережья Чили дошла и до Камчатки, высота волн – 10 м.

   Наиболее благоприятное место на полуострове – Авачинский залив, он не позволяет волне высоко подняться, мешают тесные проходы и большие водные пространства.

         Экзогенные геологические процессы (оползни, обвалы, сели) имеют не территории России широкое распространение. ( СЛАЙД) В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль играет действие силы тяжести, что вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам. Такие процессы проявляются на Северном Кавказе, Камчатке, о. Сахалин, в Забайкалье, Поволжье, здесь пораженность территории оползнями достигает 10 – 30 %, а в некоторых местах до 70 – 90 %. Крупные оползни находятся в районе г. Волгограда и Камышинского района (с. Щербаковка  Даниловский овраг). Действиям оползней подвержены 725 городов России.

Опасность лавин ( СЛАЙД) существует на 9 % территории страны. Наиболее лавинными считаются Алтай, Сахалин, Забайкалье, Северный Кавказ (именно здесь в Кармадонском ущелье погиб актер Сергей Бодров).

      Губительными для человека являются сходы селевых потоков.  ( СЛАЙД) Селевой поток собирается в горах, идет несколько километров, набирает скорость и разрушает, примером служит город Тырнау на Кавказе,  районы Пятигорска, Ессентуков. Так в 2002 году здесь произошел разрушительный сход селя , жилые дома были разрушены, погибло много людей.

Вопрос группе № 2:  Какие меры предосторожности должен предпринимать человек  в хозяйственной деятельностью?

Предполагаемый ответ:  Причинами большой активности этих процессов становится человек, не соблюдающий меры безопасности при строительстве дорог, нефтегазопроводов, зданий, прокладке водопроводов, канализации, необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах подверженных действию тех или иных процессов и проводить специальные работы противоэрозионного, противооползневого характера. В России  создана карта экзогенных геологических процессов, и показаны наиболее опасные территории, где строительство ведение хозяйственной деятельности запрещено.

УЧИТЕЛЬ: молодцы, и в заключении свой отчёт предоставляет 3  группа – руководитель Митина Марина.

АНТРОПОГЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

- экологи, антропологи.

          Мы знаем, что наиболее активно человек преобразует литосферу. Изменения рельефа очень активно протекает и на территории нашей страны.

   Процесс технической деятельности человека (техногенез) изменяет поверхность Земли, создавая антропогенные формы рельефа: рельефоиды – инженерные сооружения (города, гидротехнические сооружения, карьеры) и рельефиды – механические устройства, самоходные установки.

   Человек ежегодно извлекает миллиарды тонн полезных ископаемых, разработка их открытым способом приводит к возникновению крупных отрицательных антропогенных форм, одна из распространённых форм – карьеры, в России они охватывают площадь 20 тыс. км2, ежегодно она увеличивается на 350 км2, средняя глубина карьеров к 2000 г. составляла 250 – 300 м. (слайд).

     Нам удалось найти космические снимки, на которых изображены карьеры в Оренбургской и Мурманской области (слайд). На  первом слайде  хорошо видны эти искусственные формы рельефа, они имеют округлую форму, белый и темно – голубой цвет, отвалы  нанесены пятнистым цветом (фиолетового и белых оттенков, озера  имеют темно синий и черный цвет т. к. являются отстойником жидких отходов).

   На слайде Мурманской области карьеры имеют неправильную форму и также темно – голубой цвет с четкими белыми полосками – дорогами в карьер, отвалы  имеют синий цвет, пятнистый рисунок. Все это приводит к просадке грунта,  активизированию процессов выветривания и эрозии.

      Перемещение материала при горных выработках вызывает техногенные землетрясения. Так в 1971 г. в 16 км от Грозного в районе нефтедобычи было зафиксировано землетрясение силой 7 баллов. Причиной послужила откачка нефти, которая не была компенсирована притоками подземных вод. По прогнозам такие землетрясения могут быть и в Волгоградской области в местах откачки нефти.

   Все перечисленные техногенные формы рельефа требуют либо рекультивации земель, либо предупредительных мер против их возникновения. В настоящее время активно используется рекультивация – мероприятия по восстановлению природных ландшафтов, утраченных в процессе производства или стихийных бедствий. Примером является силикатное озеро в Липецке. Происхождение озера  искусственное, это бывший карьер по добыче силикатного песка для кирпичного завода, его видно на заднем плане. По исчерпанию песка  - эти территории были заброшены, но потом заполнены водой, предназначенной для хозяйственных нужд. Со временем озеро приобрело естественные очертания, поросло деревьями и кустарниками. Вписалось в ландшафт как природный водоем. На следующих снимках изображен наш Песчаный карьер в районе трикотажной фабрики, который также был рекультивирован под гаражи, жилые постройки.

     Изменяя природную среду человек обязан думать о последствиях, ведь от изменения рельефа или горной породы изменяется весь природный комплекс , который находится на данной территории.

Вопрос группе № 3: Мы знаем, существует определение « культурный ландшафт».

Что вы понимаете под этим термином?

Предполагаемый ответ: «Культурный ландшафт» - это искусственно созданные устойчивые территории.

Данный ландшафт должен включать следующие компоненты:

- он не однообразен, в нем лучше чередовать небольшие участки, например: пашни и леса, чем укрупнять пашни и развивать эрозию

- здесь не должно быть свалок, пустошей, карьеров. Все должно быть рекультивировано.

- по возможности расширять площади лесных массивов

- сохранять естественные ландшафты ( заповедники, заказники, резерваты и нац.парки)

3. Закрепление материала.

В заключение выступлений, учитель задаёт несколько вопросов, которые учащиеся обсуждают в группе и дают ответы. Если дается не полный ответ или неправильный, то другие команды дополняют и дают верный ответ. Учитель помогает наводящими вопросами.

  1. Маленький мальчик, увидев книгу с названием « Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: « Горы не деревья! Они не могут расти и стареть, они не живые». А вы как думаете?
  2. Приведите примеры неблагоприятного воздействия человека на рельеф в результате его хозяйственной деятельности?
  3. Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия?
  4. Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа?
  5. Может ли деятельность человека спровоцировать движения земной коры?

4. Подведение итогов.

УЧИТЕЛЬ :  Ребята, всем большое спасибо за представленные работы, они были очень содержательные и интересные. Мы многое узнали о нашей стране нового и совершили необычное путешествие в страну Знаний по России. Любить, значит знать свою Родину.

Вы все поработали хорошо, но оценить вы можете себя сами, и не только себя, но и свою команду, а также своих соперников. Предлагаю вам оценочную шкалу, вы знаете как с ней работать.

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ( личная рефлексия)

5. Домашнее задание.

  1. Каждой группе составить кроссворд по своей теме.
  2. Ответить письменно на вопросы. ( вопросы раздаются каждому ученику).

Вопросы для домашнего задания:

  1. Назвать минерал, из которого изготавливали самые древние очки (хрусталь).
  2. Он бывает ландшафтный, перистый, цветочный, моховой, глазковый, морозный. Что за камень? (агат).
  3. Этот камень переходил из рук в руки, начиная с 1000 года. Наконец в 1829 году он был преподнесен русскому царю как искупление крови русского посла Грибоедова, автора комедии “Горе от ума”, растерзанного толпой фанатиков. Сейчас он хранится в нашей стране, на нем выгравированы имена всех прежних хозяев. Носит имя Шах. Что за камень? (алмаз).
  4. Назвать минерал, стоящий на втором месте после алмаза, но встречающийся реже алмаза (рубин).
  5. Перечислить ювелирные камни ( алмаз, рубин, опал, топаз, )
  6. "Черное золото" - вряд ли стоит объяснять, что это такое. Правда. в глубокой древности это полезное ископаемое называли иначе. Славяне - ропанкой; греки - петролеум. Но смысл был один - горное масло. С тех древних времен ещё сохранилось название "петролеум", а к нам пришло новое слово. Считают. что оно родилось от арабского слова "нафта" – вытекать ( нефть)
  7.  "Солнечный камень" - так долгое время называли этот минерал. Почему его       называют солнечным? Потому, что рождался он под лучами небесного светила из остатков растений. О нём давно узнали наши предки, а добывать его начали около 3 тысяч лет назад. Древним итальянцам и грекам он помогал выплавлять медь, выпаривать соль из растворов. В 1696 году "Солнечный камень" впервые показали русскому царю Петру I. Когда он увидел как горит этот "камень", то воскликнул: "сей минерал. если не нам. то потомкам нашим полезен будет"( каменный уголь)
  8. Этот минерал не только важнейший пищевой продукт, но и очень ценное промышленное сырьё, применяемое в различных отраслях народного хозяйства. Его применяют при выделке кож, в красильном деле, стекольном и керамическом производстве. В большом количестве расходуется для соления рыбы, мяса, овощей ( поваренная соль)
  9.  Этот металл называют "благородным". В ряде стран он выполняет функцию денег. или же из него делают монеты. Он входит в состав некоторых лекарств, т.к. убивает микробы. В большом количестве этот металл используется для производства электрических приборов, столовой посуды. Он не боится сильных кислот, поэтому его можно применять для изготовления специальной химической посуды.( серебро) .


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа город Урюпинск

Урок в 8 классе

« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

                                                    Урок подготовила и провела:  

                                                                           учитель географии

                                                                           Караим Вера Геннадьевна

г. Урюпинск 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....

Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...

Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)...

ЭОР Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России" для 8 класса

Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"  для использования в работе на уроке обощения в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф,...

Контрольная работа по географии по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»для учащихся 8-го класса

Данная контрольная работа помогает учителю проверить знания учащихся по разделу: "Рельеф России".  Она состоит из  вопросов с кратким ответом и из  заданий с развернутыми отве...