Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

 

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relef.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Усть-Бюрская СОШ»

Метелкина Зарина Зекереевна, учитель географии

Итогово-обобщающий урок по теме: "Рельеф России".

 8-й класс

Цель урока:

обобщить и систематизировать полученные знания по теме "Рельеф территории России"

Задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме "Рельеф".
  2. Найти закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа.
  3. Формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации
  4. Воспитание умения работы, как в индивидуальном порядке так и в группе.
  5. Осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Форма урока: урок-восхождение

Оборудование:

Компьютеры с выходом в Интернет, экран, мультимедийный проектор, карты по географии России (физическая, тектоническая, минеральные ресурсы)

Ход урока:

  1. Организационный момент (сообщить тему урока, сформулировать цель урока, сориентировать детей на работу в группах).

На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь,  останется в памяти надолго.(слайд 1)

Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, выполняя различные задания. Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Нам предстоит совершить восхождение к вершине знаний. На пути вас будут встречать преграды и испытания. С каждым выполненным заданием вы становитесь ближе к цели. Оценивать себя вы будете сами.  Если выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь. (в течении урока маршрут отражается на экране)

  1. Повторение изученного материала.

1 высота  (слайд 2) Проведем  разминку

- Вспомните, что такое рельеф? (слайд 3)

- Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют? (слайд 4)

- Как различаются горы по высоте?

- Как различаются равнины по высоте?

- С чем связаны эти различия?

- В чем различия гор и равнин? Почему?  (слайд 5)

- Какая форма рельефа преобладает в нашей стране? Равнины или горы?

 - Где в России расположены равнины?

- А где расположены горы?

- Самая высокая гора России. (Эльбрус).

- Самые длинные горы России.

- Подвижные участки земной коры называются ….

- Устойчивые участки земной коры.

2 высота  (слайд 6)

Основные понятия вы знаете, первая высота взята, теперь проверим, как вы умеете определять объекты по координатам

С помощью географических координат определить формы рельефа: (слайд 7)

-560  с.ш.,330  в.д. – Валдайская возвышенность. (светло желтый)

-600  с.ш., 720  в.д. – Западно – Сибирская равнина. (светло зеленый)

- 440  с.ш., 430  в.д. – гора Эльбрус. (коричневый)

- 460 с.ш.,  500 в.д. - Прикаспийская низменность (темно зеленый)

- 660 с.ш., 1000 в.д.- Среднесибирское плоскогорье (светло коричневый)

- Почему найденные объекты окрашены в разный цвет? (т.о. с помощью  послойной окраски на физической карте отмечают формы рельефа)

3 высота (слайд 8)

Впереди сложный участок. На каждом сложном участке должен быть первопроходец - тот кто прокладывает путь остальным. От его действия зависит, насколько быстро группа будет продвигаться вперед.

На интерактивную карту нанести формы рельефа (1 группа) и тектонические структуры (2 группа) (слайд 9)

Среднерусская возвышенность                   Русская платформа

Урал                                                               область герцинской складчатости

Кавказ                                                            область кайнозойской складчатости

Западно – Сибирская равнина                     Западно Сибирская плита

Западный Саян                                              область каледонской складчатости

        Восточный Саян                                           область байкальской складчатости

Становой хребет                                           Алданский щит

Сихотэ – Алинь                                             область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье                    Сибирская платформа

Хибины                                                          Балтийский щит

- Какой можно сделать вывод?

(Представители от групп поочередно по карте показывают названные объекты и устанавливают между ними взаимосвязь, остальные учащиеся проверяют работу на местах)

4 высота (слайд 10)

Представьте, что мы попали в обвал, наша задача выжить в данной ситуации. Для этого нам без промедления необходимо определить объект по описанию.

(слайд 11)

- Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”

- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

- Самые высокие горы Юга Сибири.

- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.

- Крупнейший горный хребет Камчатки.

- Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

- Самое восточное нагорье России.

- Горы, между Черным и Каспийским морем.

- На какой равнине расположена столица России?

5 высота  (слайд 12)

Мы на полпути к вершине. Сделаем привал.

Откроем геохронологическую таблицу в учебнике (стр. 44-45). Ответьте на вопросы: (слайд 13)

1. Протерозой                                          

2. Силур, палеозой

3. Пермь, мезозой

4. Юрский, мезозой

5. четвертичный, кайнозой

6. неоген, кайнозой

6 высота  (слайд 14)

Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы) (слайд 15)

- Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания,

землетрясения, вулканизм)

- Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа (слайд 16)

  1. Деятельность  ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф - ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

7 высота   (слайд 17)

       - Что называют месторождениями? (слайд 18)

- Какой можно сделать вывод?

 8 высота  (слайд 19)

Все очень устали, но чем ближе к цели, тем задания становятся легче и легче.

- Что такое сейсмический пояс?

- Где в России находится сейсмический пояс?

- Что образуется в сейсмическом поясе?

С помощью Интернет – ресурсов дать характеристику  влк. Ключевская Сопка (1 группа) и Долина Гейзеров (2  группа) (слайд 20-22)

9  высота  (слайд 23)

А теперь последнее задание перед восхождением. (слайд 24)

  1. Какой рельеф преобладает в Хакасии?  
  2. Высочайшая точка Хакасии?
  3. Какими физико-географическими районами представлен рельеф Хакасии?
  4. Чем представлена Минусинская котловина 
  5. Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.?
  6. Сталактитовое и сталагмитовое чудо?

Третий лишний. Определите, что лишнее в рельефе Хакасии (слайд 25)

Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян

Абаканский хребет, Минусинская котловина, Чулымо-Енисейская котловина

Батеневский кряж, Сыдо-Ербинская впадина, Абаканская впадина

-Что у нас получилось? Флаг Хакасии, который мы водрузим над покоренной нам вершины. (слайд 26)

Подведение итогов.

- Благодаря командной работе вы успешно завершили восхождение на  вершину знаний по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России». Надеюсь, полученные знания вы донесете до выпускного экзамена.   Мне бы хотелось оценить и индивидуальные знания учащихся. Поэтому вам предоставляется мини-тест.

Наше восхождение к знаниям  подошло к концу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...

Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....

Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".

Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...

Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)...

ЭОР Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России" для 8 класса

Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"  для использования в работе на уроке обощения в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф,...

Контрольная работа по географии по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»для учащихся 8-го класса

Данная контрольная работа помогает учителю проверить знания учащихся по разделу: "Рельеф России".  Она состоит из  вопросов с кратким ответом и из  заданий с развернутыми отве...