Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Усть-Бюрская СОШ»
Метелкина Зарина Зекереевна, учитель географии
Итогово-обобщающий урок по теме: "Рельеф России".
8-й класс
Цель урока:
обобщить и систематизировать полученные знания по теме "Рельеф территории России"
Задачи:
- Повторить основные понятия по теме "Рельеф".
- Найти закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа.
- Формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации
- Воспитание умения работы, как в индивидуальном порядке так и в группе.
- Осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Форма урока: урок-восхождение
Оборудование:
Компьютеры с выходом в Интернет, экран, мультимедийный проектор, карты по географии России (физическая, тектоническая, минеральные ресурсы)
Ход урока:
- Организационный момент (сообщить тему урока, сформулировать цель урока, сориентировать детей на работу в группах).
На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в памяти надолго.(слайд 1)
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, выполняя различные задания. Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Нам предстоит совершить восхождение к вершине знаний. На пути вас будут встречать преграды и испытания. С каждым выполненным заданием вы становитесь ближе к цели. Оценивать себя вы будете сами. Если выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь. (в течении урока маршрут отражается на экране)
1 высота (слайд 2) Проведем разминку
- Вспомните, что такое рельеф? (слайд 3)
- Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют? (слайд 4)
- Как различаются горы по высоте?
- Как различаются равнины по высоте?
- С чем связаны эти различия?
- В чем различия гор и равнин? Почему? (слайд 5)
- Какая форма рельефа преобладает в нашей стране? Равнины или горы?
- Где в России расположены равнины?
- А где расположены горы?
- Самая высокая гора России. (Эльбрус).
- Самые длинные горы России.
- Подвижные участки земной коры называются ….
- Устойчивые участки земной коры.
2 высота (слайд 6)
Основные понятия вы знаете, первая высота взята, теперь проверим, как вы умеете определять объекты по координатам
С помощью географических координат определить формы рельефа: (слайд 7)
-560 с.ш.,330 в.д. – Валдайская возвышенность. (светло желтый)
-600 с.ш., 720 в.д. – Западно – Сибирская равнина. (светло зеленый)
- 440 с.ш., 430 в.д. – гора Эльбрус. (коричневый)
- 460 с.ш., 500 в.д. - Прикаспийская низменность (темно зеленый)
- 660 с.ш., 1000 в.д.- Среднесибирское плоскогорье (светло коричневый)
- Почему найденные объекты окрашены в разный цвет? (т.о. с помощью послойной окраски на физической карте отмечают формы рельефа)
3 высота (слайд 8)
Впереди сложный участок. На каждом сложном участке должен быть первопроходец - тот кто прокладывает путь остальным. От его действия зависит, насколько быстро группа будет продвигаться вперед.
На интерактивную карту нанести формы рельефа (1 группа) и тектонические структуры (2 группа) (слайд 9)
Среднерусская возвышенность Русская платформа
Урал область герцинской складчатости
Кавказ область кайнозойской складчатости
Западно – Сибирская равнина Западно Сибирская плита
Западный Саян область каледонской складчатости
Восточный Саян область байкальской складчатости
Становой хребет Алданский щит
Сихотэ – Алинь область мезозойской складчатости
Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа
Хибины Балтийский щит
- Какой можно сделать вывод?
(Представители от групп поочередно по карте показывают названные объекты и устанавливают между ними взаимосвязь, остальные учащиеся проверяют работу на местах)
4 высота (слайд 10)
Представьте, что мы попали в обвал, наша задача выжить в данной ситуации. Для этого нам без промедления необходимо определить объект по описанию.
(слайд 11)
- Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”
- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.
- Самые высокие горы Юга Сибири.
- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.
- Крупнейший горный хребет Камчатки.
- Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.
- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.
- Самое восточное нагорье России.
- Горы, между Черным и Каспийским морем.
- На какой равнине расположена столица России?
5 высота (слайд 12)
Мы на полпути к вершине. Сделаем привал.
Откроем геохронологическую таблицу в учебнике (стр. 44-45). Ответьте на вопросы: (слайд 13)
1. Протерозой
2. Силур, палеозой
3. Пермь, мезозой
4. Юрский, мезозой
5. четвертичный, кайнозой
6. неоген, кайнозой
6 высота (слайд 14)
Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы) (слайд 15)
- Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания,
землетрясения, вулканизм)
- Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа (слайд 16)
- Деятельность ветра
- Карстовые процессы – вода
- Деятельность человека
- Моренный рельеф - ледник
- Эоловые процессы – ветер
- Землетрясения
- Вулканизм
- Овраг – деятельность текучих вод
7 высота (слайд 17)
- Что называют месторождениями? (слайд 18)
- Какой можно сделать вывод?
8 высота (слайд 19)
Все очень устали, но чем ближе к цели, тем задания становятся легче и легче.
- Что такое сейсмический пояс?
- Где в России находится сейсмический пояс?
- Что образуется в сейсмическом поясе?
С помощью Интернет – ресурсов дать характеристику влк. Ключевская Сопка (1 группа) и Долина Гейзеров (2 группа) (слайд 20-22)
9 высота (слайд 23)
А теперь последнее задание перед восхождением. (слайд 24)
- Какой рельеф преобладает в Хакасии?
- Высочайшая точка Хакасии?
- Какими физико-географическими районами представлен рельеф Хакасии?
- Чем представлена Минусинская котловина
- Длиннейшая в России пещера, протяжённостью 13 км.?
- Сталактитовое и сталагмитовое чудо?
Третий лишний. Определите, что лишнее в рельефе Хакасии (слайд 25)
Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян
Абаканский хребет, Минусинская котловина, Чулымо-Енисейская котловина
Батеневский кряж, Сыдо-Ербинская впадина, Абаканская впадина
-Что у нас получилось? Флаг Хакасии, который мы водрузим над покоренной нам вершины. (слайд 26)
Подведение итогов.
- Благодаря командной работе вы успешно завершили восхождение на вершину знаний по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России». Надеюсь, полученные знания вы донесете до выпускного экзамена. Мне бы хотелось оценить и индивидуальные знания учащихся. Поэтому вам предоставляется мини-тест.
Наше восхождение к знаниям подошло к концу. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.
Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...
Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...
Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)...
ЭОР Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России" для 8 класса
Тестирование по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России" для использования в работе на уроке обощения в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф,...
Контрольная работа по географии по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»для учащихся 8-го класса
Данная контрольная работа помогает учителю проверить знания учащихся по разделу: "Рельеф России". Она состоит из вопросов с кратким ответом и из заданий с развернутыми отве...