Урок "Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок с элементами ФГОС (системно-деятельностный подход), с межпредметными связями (литература)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapadnaya_sibir._geologicheskoe_stroenie_relef_i_poleznye_iskopaemye.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока
8 класс
«Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Учитель географии:
Дунайцева А.В.,
высшая квалификационная категория
20016 г.
Тема урока. Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Цель: начать формировать представление о Западно-Сибирской равнине как крупном ПТК
Задачи урока:
Образовательные:
- выделить главные особенности географического положения Западной Сибири
- определить связи между геологической историей развития территории, рельефом и полезными ископаемыми
Развивающие:
- развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету географии;
- совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы с географическими источниками.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие природы.
Методы обучения: системно-деятельностный, поисковый.
Наглядность и оборудование: мультимедиакомплекс, мультимедийная презентация "Западная Сибирь"; карты в атласе: физическая России, карты Западной Сибири, тектоническая России, рабочие тетради на печатной основе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
приветствие;
проверка готовности к уроку;
2. Изучение нового материала.
Слайд №2
- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с природными районами нашей страны.
Девиз нашего урока: "Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания" (И.В. Гёте)
- Какие же страницы этой книги мы уже изучили?
(Восточно-Европейскую равнину, Кавказ, Урал)
- Послушайте слова поэта А.Твардовского из поэмы «За далью-даль».
3. Формулирование темы
Слайд №3
Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань:
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль...
- А о какой дали писал Александр Твардовский? (Сибирь)
Учитель: Сибирь – с китайского " Западное захолустье", на картах Азии в 13 веке - показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь – " дремучий лес".
Слайд №4
- Начнём мы знакомство с Сибирью с природного района Западная Сибирь.
Запишите тему урока в тетрадь: Западная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
4. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности:
- Итак, какие задачи мы должны решить в ходе урока?
(Определить ГП, изучить геологическую историю развития территории, рельеф и полезные ископаемые.)
5. Планирование
- Какими способами мы можем решить эти задачи?
(Используя физическую, тектоническу, геологическую карты и материал учебника)
6. Практическая деятельность. Определение ГП Западной Сибири
- Познакомимся с географическим положением Западной Сибири.
Слайд №5
- Западно-Сибирская равнина вторая по величине равнина Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности.
Площадь Западно-Сибирской равнины 2 745 тыс.кв.км.
Работа в парах, выяснение главных особенностей ГП
(Учащиеся зачитывают)
- Главные особенности запишем в тетрадь:
1) Огромные размеры
Большая протяженность равнины по широте и долготе. С запада на восток простирается она от Урала до Енисея на 1000-2000 км, расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км.
2) Расположение в умеренных и частично в полярных широтах.
3) Удаленность от Атлантического и Тихого океанов.
«Открытость» к Северному Ледовитому океану
4) Наличие отчетливо выраженных естественных рубежей:
на севере - береговая линия Карского моря;
на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
на западе - восточные предгорья Урала;
на востоке - долина р. Енисей.
Вывод: Все эти особенности ГП сказываются на формировании ее природных условий, в первую очередь на климатические условия.
Работа с контурной картой: отметить природные рубежи Западной Сибири. Взаимопроверка
Гимнастика для глаз:
1. Посмотреть на контур Западно-Сибирской равнины. Закрыть глаза, начертить его в воздухе носом.
2. Обвести контур по часовой стрелке, а затем – против.
7. Особенности рельефа.
Слайд № 6
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт И. Фролов.
Работа с картой (индивидуальная)
- Определите преобладающие высоты равнины, максимальную отметку высоты. Слайд № 7
- Покажите на карте.
Западно-Сибирская равнина – это плоская равнина с приподнятыми краями, с преобладающими высотами 100-200 м и мах высотой 286 м.
Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к центру. Северную и Центральную части представляют низменности, располагающиеся на высоте до 100 м над уровнем моря, южную низменности и равнины, поднимающиеся до 150 км.
- Что может являться следствием такого рельефа?
(Рельеф способствует заболоченности территории) Слайд №8
На территории Сибири находится самое большое болото мира - Васюганское болото. Его площадь сравнима с площадью некоторых европейских государств.
Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система мореных возвышенностей - Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м. Слайд №9
Физкультминутка
- Каким образом мы можем объяснить особенности рельефа Западной Сибири?
( Объясним особенности рельефа, используя тектоническую и геологическую карты).
- Территория Западно-Сибирской равнины совпадает с Западно-Сибирской плитой. В чем особенность данной тектонической структуры, что отличает ее от платформы?
(Более молодой фундамент, более мощный осадочный чехол)
- Это результат не только внутренних, но и внешних факторов, каких? (Затопление морем, четвертичное оледенение) Слайд №10
И в настоящее время процесс рельефообразования не завершен.
Определите по карте атласа новейшие тектонические изменения:
(прогиб территории в северных и южных частях, остальная территория испытывает медленные поднятия 1 см за 100 лет)
Т.е. если уровень мирового океана увеличится, то произойдет очередное затопление равнины.
8. Полезные ископаемые
Задание: Такое геологическое развитие территории способствовало накоплению осадочных пород. Каких? Рис .177 в учебнике. (В первую очередь углеводородного сырья).
Слайд №11
-И ныне Западная Сибирь это крупнейший нефнегазоностный район и России и мира.
Отметим крупнейшие месторождения нефти и газа на к/к. На к/к отметьте месторождения нефти: Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Стрежневое, Мамонтовское
месторождения газа: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Губкинское, Заполярное.
Взаимопроверка
Сообщения учащихся о первых месторождениях (подготовленные из интернета):
21 июня 1960 открыто Шаимское месторождение, первое нефтяное месторождение в Тюменской области.
1953. г. в селе Березово Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области в песчаных отложениях юрского возраста на глубине 1305,75—1309 м открыта залежь горючего газа с ориентировочным дебитом в несколько сотен тысяч кубических метров в сутки.
- Какими еще топливными ресурсами обеспечен регион? ( торф, т.к Западная Сибирь самая заболоченная часть России)
Болота содержат огромные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Разведанные запасы торфа составляют более 1 млрд тонн, средняя глубина залегания — 2,4 м, максимальная — 10 м.
Люди издавна используют торф как топливо и удобрение. Торф – это сырьё для промышленности. Из него получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, воск, парафин, изоляционные ленты и др. материалы.
9. Закрепление изученной темы.
1) Используя текст параграфа учебника, составьте по одному вопросу для класса.
2) Работа с магнитной доской: используя карточки с ключевыми словами составить краткую характеристику Западной Сибири (несколько учеников по желанию)
Выводы:
Западная Сибирь – это молодая платформа с мощным осадочным чехлом;
плоская равнина; сильно заболоченная территория; территория, богатая природными ресурсами, особенно топливно-энергетическими такими, как нефть и газ, торф.
11. Подведение итогов урока. Рефлексия
Урок:
- Привлёк меня тем…
- Показался интересным…
- Взволновал…
- Заставил задуматься…
- Навёл на размышления…
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вы считаете нужным запомнить?
- Над чем ещё надо поработать?
Оценивание
12. Инструктаж по домашнему заданию.
Параграф 40, вопросы на стр.227 (простые и более сложные)
Учитель: Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.
Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...
Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области (интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)...
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
Итоговый тест: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Итоговый тест:"Геологическое строение,рельеф и полезные ископаемые России"...
План-конспект урока по теме "Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"
План урока на областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Мой лучший урок"...