Урок Структура населения, 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Опыт показывает, что любознательные учащиеся предпочитают работать в группах. Подобная работа вырабатывает умение распределять время и функции среди участников мини-группы, а ограниченность времени на выполнение задания вынуждает ребят генерализовывать полученный из различных источников материал, отбирать главное. В итоге получается интересная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_struktura_naseleniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии и экономики высшей квалификационной категории
Горбунова Елена Юрьевна
E-mail: lissa9@yandex.ru
Тема «Структура населения» - 2 часа
Цели урока: 1. Выявить географические особенности полового, возрастного, этнического и религиозного состава населения мира
2. Выработка умения работать в группе
3. Выработка умения публичного выступления
Форма урока: семинар-исследование
Оборудование: карта мира, плакаты «Возрастной состав населения», «Половозрастные пирамиды», папки со статистическим материалом, атласы, учебники (Максаковский В.П.), авторское методическое пособие (I часть).
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Определите, к какому типу воспроизводства населения относятся следующие утверждения
- Формула воспроизводства населения (ФВН) звучит как 14-11=3
- Характерен преимущественно для развитых стран.
- Характерны высокие показатели рождаемости и относительно невысокие показатели смертности.
- Демографическая политика в этих странах направлена на увеличение рождаемости.
- Страны находятся на стадии демографического взрыва.
- Страны, относящиеся к этому типу воспроизводства населения, определяют демографическую ситуацию во всем мире.
- ФВН страны звучит как 12-14=-2
- Характерен высокий естественный прирост
- ФВН страны звучит как 29-10=19.
- Демографическое развитие находится на стадии стабилизации
- Этот тип воспроизводства характерен для развивающихся стран.
- Наблюдается депопуляция.
Для выполнения этого задания лист бумаги разбивается на две части, в первую колонку – записываются номера утверждений, относящихся к первому типу воспроизводства населения, во вторую – ко второму.
- Изучение нового материала
Класс разбивается на 3 группы, даются задания (см. ниже). Вопросы распределяются между членами группы, обсуждаются возможные варианты ответов, составляется общий ответ.
Если урок проводится в течение одного академического часа, то результаты работы группы оформляются к концу урока письменно и сдаются учителю. Если длится пару – то вторая часть занятия отводится на обсуждение. Оценка ставится всей группе.
Карточки-задания для исследовательских групп
Карточка № 1 Половой состав населения
1. Изучив материал учебника и карту «Состав населения по полу» в атласе, ответьте не следующие вопросы
- Как различаются страны мира по соотношению мужского и женского населения Объясните причины этих различий.
- Почему в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина, ведь продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин
- Проанализировав таблицу «Основные демографические показатели по всем странам мира в 2005 г.» в приложении, выберите на разных континентах страны, в которых разность между продолжительностью жизни мужчин и женщин минимальна (максимальна).
Карточка № 2 Возрастной состав населения
1. Изучив текст учебника, рисунки № 12, 14 в блоке 4, ответьте на следующие вопросы - Что такое возрастно-половая пирамида?
- В чем заключаются отличительные особенности возрастно-половых пирамид развитых и развивающихся стран?
- Какие проблемы возникают в связи с этим в данных странах?
- Как, на ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная с социально-экономической точки зрения возрастная структура стран и регионов мира?
- Проанализируйте таблицу № 15 (стр. 388) приложений учебника. Как данные этой таблицы отразятся на возрастном составе населения данных стран? Какой тип воспроизводства населения в этих странах?
2. Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия).
Карточка № 3 Национальный и религиозный состав
Изучив текст учебника и карты национального состава и распространения религий в атласе, выполните следующие задания
- Распределите по языковым группам следующие национальности индоевропейской языковой семьи: англичане, бенгальцы, латыши, немцы, персы, румыны, русские, французы, хиндустанцы, шведы.
- Отобразите схему «религии мира».
- По карте религий охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите преобладание религий по отдельным крупным регионам Земли.
- Приведите примеры того, как религиозные противоречия приводят к возникновению «горячих точек».
4. Рефлексия
- Ребята, что понравилось вам в данной форме работы, а что показалось сложным?
- Хотите ли вы в дальнейшем работать на уроках в группах?
5. Домашнее задание:
Тема 3 § 2, записи в тетрадях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира
Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...
Социальная структура населения и занятость населения Европы
Презентация к уроку...
Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"
В презентации приведены ссылки на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться в то...
Половая и возрастная структура населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс
Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме: "География населения мира"...
презентация по теме: "Состав (структура) населения", 10 класс
Презентация по теме "Состав и структура населения"...
Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".
Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...
Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.
урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология: ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...