Конспект урока по географии в форме игры. Тема: "Путешествуем по Антарктиде" (7 класс).
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Урок-игра по теме "Путешествуем по Антарктиде". Урок можно использовать при обобщении знаний по материку Антарктида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida_7kl.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Антарктида – полюс южный,
Климат там суровый, вьюжный,
Сильный холод, снег и льдины,
Ходят важно там пингвины.
Урок – игра « Путешествуем по АНТАРКТИДЕ» (7 КЛАСС)
Цели:
1. Закрепить знания по материку, обобщить изученный материал.
2. Развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить делать
самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний.
3. Развивать познавательный интерес к предмету и творческую активность каждого
школьника.
4. Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний,
развивать чувство ответственности и взаимопомощи.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: игровая, групповая.
Оборудование: географическая карта Антарктиды; картины по теме “Антарктида”; выставка
книг по материку; карточки, разные по цвету (с вопросами); карточки с ответами.
Схема работы на уроке:
Постановка цели урока.
Инструктаж учителя (установление правил деятельности).
Класс делится на 3 группы (команды: название + девиз); выбираются капитаны (назначают, кто будет отвечать; оценивают правильность ответов; дополняют ответы членов своей команды) и их помощники (ведут подсчет очков).
Индивидуальная помощь (учитель).
Учащиеся выбирают для ответа тему + вопрос по данной теме, исходя из уровня подготовки; через 10-15 с отвечают на него. На каждой карточке написано количество баллов, которое может получить ученик при правильном ответе.
Работа в группах предполагает:
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного
процесса;
- взаимопонимание;
- ориентацию на высшие конечные результаты;
- высокую интенсивность группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания учащихся;
- воспитание у школьников чувства коллективизма, взаимовыручки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа по группам (игра идет по круговой схеме; выигрывает команда с наибольшим количеством баллов)
Каждой группе предлагаются вопросы по темам:
1. Географическое положение.
2. История открытия и исследования.
3. Рельеф.
4. Климат.
5. Внутренние воды.
6. Растительный и животный мир.
3. Подведение итогов урока.
4. Оценка работы группы (+ оценки наиболее активным ученикам группы за правильные ответы).
(Карточка красного цвета - 1 балл (лёгкий вопрос); синего - 2 балла; зеленого - 3 балла;
жёлтого - 10 баллов).
Вопросы к игре «Путешествуем по Антарктиде»
Баллы | Вопрос | Ответ | |
(+показ объектов по карте) | |||
1 |
область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 градусов ю.ш.? | 1)Антарктика | |
2 |
| 2)14 млн квадратных км | |
1 |
| 3)Австралия | |
2 |
| 4)Африка, Южная Америка, Северная Америка, Евразия | |
2 |
| 5) 2000 км | |
2 |
| 6) Южная Америка | |
2 |
| 7) Пролив Дрейка | |
1 |
| 8) Тихий, Атлантический, Индийский | |
2 |
| 9) «Анти» - «против», «Арктикос» - «северный», т.е. лежит против полярной области земного шара – Арктики. | |
10 |
| 10) Находится на территории Антарктиды. После 1961 г. названа Антарктическим полуостровом. |
Баллы | Вопрос | Ответ | |
(+наглядный материал, портреты) | |||
2 | 1.Экспедиция какого английского путешественника охладила желание пускаться в рискованное плавание на поиски южного материка? | 1) Джеймс Кук | |
3 | 2.Кто и когда открыл Антарктиду? | 2) Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев в 1820 году | |
3 | 3.Кем и когда впервые был покорен Южный полюс? | 3) Рауль Амундсен, 14 декабря 1911 г. | |
3 | 4.Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? | 4) Роберт Скотт, 18 января 1912г. | |
1 | 5.Назовите любые три научные станции нашей страны? | 5) Пионерская, Мирный, Восток | |
1 | 6.Какому государству принадлежит Антарктида? | 6) Ни одному государству не принадлежит Антарктида | |
3 | 7.Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? | 7) «Восток» и «Мирный» | |
1 | 8.Представители какой страны покорили первыми Южный полюс? | 8) Норвегия | |
1 | 9.Представители какой страны покорили Южный полюс вторыми? | 9) Англия | |
10 | 10.В Антарктиде 13 февраля 1956 г. была открыта научная обсерватория «Мирный». В чью честь она получила это название? | 10) В честь шлюпа «Мирный», совершивший первую экспедицию к берегам Антарктиды | |
10 | 11.Назовите советского исследователя, одного из участников создания “Атласа Антарктики” в 2-х томах? | 11) Алексей Федорович Трешников | |
10 | 12.Какой русский ученый принимал участие в экспедиции Амундсена в Антарктиду? | 12) Океанограф Александр Степанович Кучин |
Баллы | Вопрос | Ответ | |
| |||
1 | 1.Как называется платформа, которая лежит в основании материка Антарктида? | 1) Антарктическая платформа | |
3 | 2.Какова средняя высота материка с учетом ледникового покрова? | 2) 2040 м | |
2 | 3.Какие горы протягиваются от моря Уэддела до моря Росса? | 3) Трансантарктические горы | |
3 | 4.Какова высота самого высокого массива материка? | 4) Массив Винсон, его высота – 5140 м | |
3 | 5.Какова абсолютная высота глубочайшей впадины материка? | 5) - 2555 м | |
3 | 6.В состав какого древнего материка входила Антарктида? | 6) Древний материк Гондвана | |
2 | 7.Какой вулкан есть в Антарктиде? | 7) Вулкан Эребус | |
1 | 8.На каком полуострове располагается самая северная точка материка? | 8) На Антарктическом п-ве | |
3 | 9.Какая часть Антарктиды лежит ниже уровня океана? | 9) 1/3 часть | |
10 | 10.Какой горный хребет был открыт в 1841 году в Антарктиде английской экспедицией Джеймса Росса? | 10) Хребет Адмиралти (его высота превышает 4000 м) |
Баллы | Вопрос | Ответ | |
4. Климат | |||
1 | 1.Какой климатический пояс преобладает в Антарктиде? | 1) Антарктический климатический пояс | |
2.В каком климатическом поясе находятся прилегающие к Антарктиде южные части трех океанов? | 2) САП | ||
2 | 3.Какова самая низкая температура на Земле, которая была зафиксирована в Антарктиде? | 3) - 89,2 градусов C | |
2 | 4.На какой научной станции была зафиксирована самая низкая температура на Земле? | 4) «Восток» | |
2 | 5.Какую научную станцию называют полюсом холода Земли? | 5) «Восток» | |
3 | 6.Почему в прибрежной полосе дуют постоянные ветры с материка? | 6) Разница атмосферного давления (объяснить) (В Н) В | |
1 | 7.Почему Антарктиду называют «Страной пурги»? | 7) Сильные ветры, почти всегда наблюдается сильный поток воздуха, насыщенный снегом | |
1 | 8.Почему Антарктиду называют «холодильником Земли»? | 8) Очень низкие температуры воздуха (min t –ры) | |
2 | 9.Какое атмосферное давление возникает во внутренних областях Антарктиды? | 9) Высокое давление | |
1 | 10.Какая воздушная масса господствует во внутренних областях материка? | 10)Антарктическая воздушная масса | |
2 | 11.Дайте качественную характеристику антарктической воздушной массе по температуре, влажности, прозрачности. | 11)Холодная, сухая, прозрачная |
Баллы | Вопрос | Ответ | |
5. Внутренние воды | |||
3 | 1.Какова максимальная толщина ледникового покрова? | 1) 4500 м (точнее 4744 м) | |
1 | 2.Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? | 2) 80% пресных вод Земли | |
1 | 3.Как называют огромные плавающие ледяные горы у берегов материка – обломки материкового льда, сползшего в океан? | 3) Айсберги | |
1 | 4.В каком направлении движется ледниковый лед в Антарктиде? | 4) Материковый лед движется от центра к периферии | |
3 | 5.Какова причина появления подледниковых озер? | 5) Гипотеза: таяние ледника снизу | |
1 | 6.Какой крупный остров в северном полушарии покрыт мощной ледяной шапкой, напоминающей ледяной щит Антарктиды? | 6) остров Гренландия | |
3 | 7.Как называются ледники, расположенные в пределах материковых отмелей морей? | 7) Шельфовые ледники | |
10 | 8.Как называется один из самых крупных на Земле ледников, который находится в Антарктиде? | 8) Ледник Бирдморо. Его длина около 200 км, ширина – 40 км. Он был открыт экспедицией Э.Шелктона в 1908г. и назван в честь лорда У.Бирдморо, который оказал значительную финансовую помощь экспедиции. | |
10 | 9.Чем удивительны озера Антарктиды? | 9) Одно – незамерзающее, в другом температура +8 гр.С, в третьем – +22 гр.С, хотя оба круглый год покрыты льдом. | |
10 | 10.Вспомните название самого крупного шельфового ледника на территории Антарктиды? | 10) Ледник Росса ( его площадь 500 тыс. кв.км) |
Баллы | Вопрос | Ответ | |
6. Растительный и животный мир (+наглядный материал) | |||
2 | 1.Самые крупные животные нашей планеты, обитающие в водах Антарктиды? | 1)Синие киты | |
1 | 2.Назовите растения Антарктиды? | 2) Мхи, водоросли, лишайники, грибы | |
1 | 3.Какое животное может быть символом Антарктиды? | 3) Пингвин | |
3 | 4.Какой вид пингвинов является наиболее распространенным в Антарктиде? | 4) Пингвин Адели | |
3 | 5.Как называются свободные ото льда участки, где на поверхность выходят обнаженные скалы и показываются мхи и лишайники, а в углублениях располагаются соленые и пресные озера?
| 5) Антарктические оазисы | |
1 | 6.В какой природной зоне располагается большая часть Антарктиды? | 6) Зона Антарктической пустыни | |
3 | 7.Какой вид пингвинов имеет массу до 50 кг и высоту более 1 м? | 7) Императорский пингвин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".
Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...
Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту" (в соответствии с ФГОС основного общего образования)...
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку по теме "Путешествие в сказку",6 класс
Внеклассное мероприятие по английскому языку, разработанное для проведения в неделю мотивации....
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока физической культуры в форме игры-квеста. 6 класс
Тема: «Альпинисты».Цель: Применение предметных знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных заданий.Задачи:1. Научить применять индивидуальные способности организма в...
Конспект урока по географии "Как люди используют реки" (корр. школа 6 класс)
6 класс.География. Тема урока: «Как люди используют реки». Цель урока: Познакомить учащихся, с опорой на имеющиеся у них знания с использованием рек людьми в технике и в бы...
Конспект урока по географии на тему: "Население и хозяйство Поволжья" (9 класс )
Характеристика этапов хозяйственного освоения территории; особенностей состава населения; современного хозяйства района; основных факторов становления крупнейших городов Поволжья. Практическая работа....