Урок по экологии.
учебно-методический материал по географии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolgeograficheskikh_ekskursiy_v_ekologicheskom_obrazovanii_shkolnikov.docx | 64.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования,Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность»:
Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи.
Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.
Школьная география, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов, интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания.
Глава 1. Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в истории географической науки и школьной географии как методологическая основа развития экологического образования
Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования школьного. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в отечественном школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой школьной дисциплины в реализацию экологического образования. Образовать и очертить роль школьной географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития школьного экологического образования
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению .Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия ,мышления и речи каждого ребенка.Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе.
Экологическое воспитание.
В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение и география .В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, этим значение предмета не ограничивается .Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим –воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подрастающего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.
Все формы работы с детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение норм поведения .Задача учителя– вовремя заметить эти отрицательные черточки, а главное –предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие приемы ,которые воспитывают уважение учащихся друг к другу доброту, справедливость, личную ответственность за выполняемую работу.
Глава 2.Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения .Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна– набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок ,подснежников .Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы.
В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов...Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается ,в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы(например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами(чаще всего это родители учащихся).На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.
В городских условиях проводятся заочные экскурсии–беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности.
Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают ,какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания ,классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен ,дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву).
Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку ,чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей .Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?
Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся школьного возраста отвечают дидактические(познавательные)игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде .Играя, ребенок не думает учиться– учение здесь протекает непреднамеренно.
Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры«в кого-нибудь» или «во что-нибудь» В педагогической литературе эти игры называются по-разному –сюжетными ,подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.
При разработке содержания игр экологического характера необходимо,чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное,заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е.о проблемах,которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне.Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения.Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений,животных и других обитателей местных природных сообществ,людей, которые используют и охраняют природу.
Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения,активности и свободы действий,разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии,развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными,привлекательными для детей.
Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов,газет, календарей небольшие тексты, загадки,ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия«Интересные или забавные странички»,«Тетрадь занимательного материала».Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий,уроков естествознания.
Изменение,движение, развитие– это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах,он быстрее научится обобщать то, что видит.Наблюдая за явлениями живой природы,дети знакомятся с ростом и развитием живых существ,видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер,определяемый временными промежутками.Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление,которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
Цель и задачи :экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального( способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).
Типы экскурсий.
Один из лучших путей познания природы и хозяйства в ближайшем окружении школы — географические экскурсии.
Во время экскурсии учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий. Наблюдая географические объекты или явления, школьники сравнивают их, выделяют существенные черты и признаки сходства или различия, устанавливают между ними связи .На экскурсиях приобретаются важные умения и навыки.
Изучение своей местности во время экскурсий способствует воспитанию любви к родному краю, интереса к трудовым успехам местного населения; вооружает школьников необходимыми знаниями о природе и экологии, хозяйстве для будущей практической деятельности. Экскурсии убеждают учащихся в том, что география — это не только учебник, по которому они учатся, а сама жизнь, окружающая их.
Необходимость проведения учебных экскурсий определяется как особенностями содержания курсов географии, так и спецификой усвоения.
В связи с изучением географии экскурсии проводятся преимущественно в природу. Они имеют целью дополнить и конкретизировать программный материал; организовать наблюдение географических объектов и явлений, накоплению у учащихся сведений о непрерывно происходящих изменениях в природе; познакомиться с местными ландшафтами, а на их основе изучить общие закономерности в развитии природы; показать достижения в изучении, охране и рациональном использовании природы для хозяйственных целей.
Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией социалистического производства, с принципами и закономерностями его размещения
Школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают,что важно «научить детей любить природу». Учащиеся имеют представление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия– от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.
Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек– часть природы»; «Надо стремиться превратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. У школьников старшего звена уже сформирована экологическая ответственности.
Глава 3.Принципы формирования экологического мышления.
Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы,способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение,занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
Воспитательные задачи предполагают формирование:
потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природопользования;
убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Реализация данных воспитательных задач тесно связана с обучением школьника,решением ряда общеобразовательных задач, которые включают в себя формирование:
системы знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования как практической задаче коммунистического строительства;
системы идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентации;
умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении;
умений использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности.
В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности.Рассмотрим ряд принципов,специфических для экологического образования и воспитания.
В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности.Рассмотрим ряд принципов,специфических для экологического образования и воспитания.
Единство познания,переживания,действия.Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта,чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с чувственным восприятием его результатов.Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой.Формируясь на основе опыта,они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности,мотивы поведения.
Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание,чувства, волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения.Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятельности,моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде.
Принцип прогностичностина практике в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей –повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни,но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей деятельностью преобразуют эту среду.
Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки,но и вовлекать в доступные для школьников способы научного исследования.
Взаимосвязь глобального,национального и локального(краеведческого)уровней экологических проблем; реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью,способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельности.Это требует включения в содержание различных учебных предметов таких фактов,понятий, закономерностей,которые бы позволили ученику сопоставлять экологические проблемы разного масштаба. Рассуждения школьников оказываются формальными,если они не могут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том,что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте,где он живет и трудится.Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюдению экологически целесообразных ограничений в личном поведении.Все это содействует развитию потребности экологически грамотного поведения в повседневной жизни.
Глава 4.Актуальность экологического образования и воспитания.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Среди всех сегодняшних переживаний все явственней просматривается тревога экологическая. Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими.
К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, воды, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
Главные отравители атмосферы - промышленные предприятия и автотранспорт. Сюда же следует прибавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, сельскохозяйственной техникой, а так же большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах.
Промышленные предприятия Самарской области выбрасывают в воздух 240 видов загрязненных веществ. Самый загрязненный город области - Самара, на его долю приходится 81% всего объема выбросов. Сложность экологической обстановки в Самаре усугубляет его планировка: промышленные зоны чередуются с жилыми. Поэтому откуда бы ветер ни подул, он принесет загрязнители на жилые кварталы.
Еще 60 лет тому назад ученый В.И.Вернадский писал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Воды всех рек и озер, верхних водоносных горизонтов земной коры и прибрежных частей морей несут в своем химическом составе те или иные следы человеческой деятельности, причем очень часто они содержат в растворимом виде тяжелые металлы и другие вещества, опасные для здоровья человека.
Сегодня мы можем сказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен в результате деятельности человека. На своих уроках, на внеклассных мероприятиях я привожу наглядные примеры, подтверждающие вышесказанное. Так, например, выброшенная в море апельсиновая корка будет разлагаться 6 месяцев, бумага 2,5 месяца, коробка из-под молока 5 лет, а пластиковая бутылка - не разложится никогда. А всевозможные кораблекрушения и выбросы нефтепродуктов в Мировой океан приносят невосполнимый ущерб.
Волга, Байкал, Арал, Черное море - это только некоторые адреса экологических проблем, информация о которых наиболее часто попадает на страницы газет. Реже пишут о бедах множества маленьких речек и озер. А ведь они не только теряют чистоту, но и зачастую совсем исчезают с лица Земли.
Основным источником воды в Самарской области является Волга. В нее и ее притоки сбрасываются тысячи тонн органических и других веществ: нефтепродуктов, железа, цинка, меди. Из-за загрязнения водоемов ежегодно имеют место случаи массовой гибели рыб, участились случаи гибели рыбы из-за недостатка в воде кислорода, вызванного «цветением» воды.
Загрязнение почв происходит, прежде всего, из-за массивного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в почву свинца, ртути, меди и других веществ. Какие овощи и фрукты вырастут на ней не трудно себе представить.
В Самарской области широкое развитие получили процессы заболачивания и подтопления почв. Особенность ситуации состоит в существовании на территории области крупного водохранилищ а(Жигулёвского) Под воду ушли сотни тысяч гектаров великолепных земель с лугами, дававшими некогда великолепное сено . Сейчас вдоль берегов водохранилища возникли обширные полосы подтопленных земель с высоким уровнем стояния грунтовых вод. Многие земли подверглись эрозии, падает плодородие почв, происходит загрязнение почвенного покрова выбросами промышленных предприятий. Особенный вред нанесли широко применявшиеся ранее химобработки с воздуха, чрезмерное внесение азотных удобрений в почву.
Истощение почвы произошло за несколько лет, а на восстановление ее плодородия понадобятся десятилетия.
Постоянно растут и горы бытового мусора. Большая его часть пополняет свалки, малая часть сжигается и только 1,3% перерабатывается. А между тем, именно переработка мусора - лучший способ не только от него избавиться, но и получить некоторую пользу.
В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях по планете - разнообразных видах растений и животных. А они ведь испытывают двойной гнет: во-первых, от загрязнения и разрушения мест своего обитания, во-вторых, от непосредственного преследования со стороны человека (сборы растений, охота и рыболовство, случайное уничтожение и т.д.). В результате, многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Темпы исчезновения растений и животных постоянно растут.
Разрушающая сила воздействия человека на природу усугубляется тем, что, как известно, между неживой природой и живой, между растениями и животными существуют весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей нарушает природные сообщества. Например, вырубка старых дуплистых деревьев в лесу или парке приводит к сокращению численности насекомоядных птиц и летучих мышей, которым необходимы дупла. А это, в свою очередь, ведет к размножению растительноядных насекомых. В итоге оказываются поврежденными многие деревья в лесу.
Специфические экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в ледяной зоне это растущее загрязнение северных морей, обеднение их рыбных запасов, сокращение численности редких птиц и зверей. В зоне тундры - загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова вездеходами, перевыпас оленей. В лесной золе наиболее драматично складываются отношения в системе «лес - человек». Нарушаются правила лесозаготовки, а часть заготовленной древесины оказывается брошенной. Лесопосадки отстают от лесозаготовок. В степной зоне почти не осталось целинных земель - все степи распаханы! Жизнь степных растений и животных висит на волоске. В пустынях мелеют реки, из-за неумеренного орошения усиливается засоление почв. А из-за уничтожения растительного покрова приходят в движение пески.
Загрязнение окружающей среды оказывает влияние на здоровье человека. Первыми принимают на себя удар дети. У детей младшего школьного возраста наблюдается высокий процент аллергических заболеваний, все меньше в школу приходит здоровых детей.
Вот лишь некоторые экологические проблемы, которые необходимо решать. Даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования и воспитания школьников не надуманана.
Вывод.
Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы.Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.
Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...
Материалы к уроку по экологии животных
Вашему вниманию предлагаются материалы к уроку по экологии животных в 7 классе на тему "Взаимоотношения животных и человека". Тут вы найдете краткий конспект урока и инструктивные карты для организаци...
Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"
Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские, Большой Камень, Земной пояс. Урал ...
Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем»
Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем» ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: «Способы добывания пищи»
Тема урока: Способы добывания пищи. Цели урока: обучающая: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищивоспитательная:: воспитывать интерес к предмету, к природеразвивающая: ум...
Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."
Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...