Урок по экологии.
учебно-методический материал по географии по теме

Гнидина Надежда Ивановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования,Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность»:

Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи.

Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.

Школьная география, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов, интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания.

Глава 1. Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в истории географической науки и школьной географии как методологическая основа развития экологического образования

Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования школьного. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в отечественном школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой школьной дисциплины в реализацию экологического образования. Образовать и очертить роль школьной географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития школьного экологического образования

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению .Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия ,мышления и речи каждого ребенка.Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к природе.

Экологическое воспитание.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение и география .В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, этим значение предмета не ограничивается .Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим –воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подрастающего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.

Все формы работы с  детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников, недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение норм поведения .Задача учителя– вовремя заметить эти отрицательные черточки, а главное –предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие приемы ,которые воспитывают уважение учащихся друг к другу доброту, справедливость, личную ответственность за выполняемую работу.

Глава 2.Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения .Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна– набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок ,подснежников .Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы.

В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов...Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается ,в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы(например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами(чаще всего это родители учащихся).На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.

В городских условиях проводятся заочные экскурсии–беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности.

Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают ,какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания ,классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен ,дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву).

Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку ,чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей .Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?

Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся школьного возраста отвечают дидактические(познавательные)игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде .Играя, ребенок не думает учиться– учение здесь протекает непреднамеренно.

Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры«в кого-нибудь» или «во что-нибудь» В педагогической литературе эти игры называются по-разному –сюжетными ,подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.

При разработке содержания игр экологического характера необходимо,чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное,заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е.о проблемах,которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне.Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения.Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений,животных и других обитателей местных природных сообществ,людей, которые используют и охраняют природу.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения,активности и свободы действий,разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии,развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.

Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными,привлекательными для детей.

Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов,газет, календарей небольшие тексты, загадки,ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия«Интересные или забавные странички»,«Тетрадь занимательного материала».Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий,уроков естествознания.

Изменение,движение, развитие– это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах,он быстрее научится обобщать то, что видит.Наблюдая за явлениями живой природы,дети знакомятся с ростом и развитием живых существ,видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер,определяемый временными промежутками.Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление,которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.

Цель  и задачи :экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных -формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального( способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).

Типы экскурсий.

Один из лучших путей познания природы и хозяйства в ближайшем окружении школы — географические экскурсии.
Во время экскурсии учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий. Наблюдая географические объекты или явления, школьники сравнивают их, выделяют существенные черты и признаки сходства или различия, устанавливают между ними связи .На экскурсиях приобретаются важные умения и навыки.
Изучение своей местности во время экскурсий способствует воспитанию любви к родному краю, интереса к трудовым успехам местного населения; вооружает школьников необходимыми знаниями о природе  и экологии, хозяйстве для будущей практической деятельности. Экскурсии убеждают учащихся в том, что география — это не только учебник, по которому они учатся, а сама жизнь, окружающая их.

Необходимость проведения учебных экскурсий определяется как особенностями содержания курсов географии, так и спецификой усвоения.
В связи с изучением географии экскурсии проводятся преимущественно в природу. Они имеют целью дополнить и конкретизировать программный материал; организовать наблюдение географических объектов и явлений, накоплению у учащихся сведений о непрерывно происходящих изменениях в природе; познакомиться с местными ландшафтами, а на их основе изучить общие закономерности в развитии природы; показать достижения в изучении, охране и рациональном использовании природы для хозяйственных целей.
Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией социалистического производства, с принципами и закономерностями его размещения

Школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают,что важно «научить детей любить природу». Учащиеся   имеют представление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия– от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако  школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек– часть природы»; «Надо стремиться превратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же  школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. У школьников старшего звена уже сформирована  экологическая  ответственности.

Глава 3.Принципы формирования экологического мышления.

Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы,способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение,занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Воспитательные задачи предполагают формирование:

потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природопользования;

убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Реализация данных воспитательных задач тесно связана с обучением школьника,решением ряда общеобразовательных задач, которые включают в себя формирование:

системы знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования как практической задаче коммунистического строительства;

системы идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентации;

умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении;

умений использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности.

В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности.Рассмотрим ряд принципов,специфических для экологического образования и воспитания.

 В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности.Рассмотрим ряд принципов,специфических для экологического образования и воспитания.

Единство познания,переживания,действия.Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта,чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде. Формирование экологической культуры в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и природной среды с чувственным восприятием его результатов.Взгляды и убеждения человека, в том числе и в отношениях с окружающей средой, так или иначе, всегда опосредованы личной практикой.Формируясь на основе опыта,они определяют духовный мир личности, ее чувства, потребности,мотивы поведения.

Для воспитания общественно ценных черт необходимо не только воздействовать на сознание,чувства, волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения.Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные виды ученической деятельности,моделирующие в игровых и реальных ситуациях определенное отношение, к окружающей среде.

Принцип прогностичностина практике в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей –повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни,но и для будущих поколений. Тем самым принцип прогностичности объективно ставит перед педагогической наукой и практикой задачу отражать в содержании школьного образования государственные планы природопотребления и природовосстановления как две стороны единого процесса взаимодействия человека с природной средой. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить, со взглядами людей, которые своей деятельностью преобразуют эту среду.

Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки,но и вовлекать в доступные для школьников способы научного исследования.

Взаимосвязь глобального,национального и локального(краеведческого)уровней экологических проблем; реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью,способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельности.Это требует включения в содержание различных учебных предметов таких фактов,понятий, закономерностей,которые бы позволили ученику сопоставлять экологические проблемы разного масштаба. Рассуждения школьников оказываются формальными,если они не могут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. Важно подвести учащихся к выводу о том,что возникновение многих экологических проблем зависит практически от поведения и поступков каждого человека в том месте,где он живет и трудится.Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюдению экологически целесообразных ограничений в личном поведении.Все это содействует развитию потребности экологически грамотного поведения в повседневной жизни.

Глава 4.Актуальность экологического образования и воспитания.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Среди всех сегодняшних переживаний все явственней просматривается тревога экологическая. Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими.
К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, воды, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
Главные отравители атмосферы - промышленные предприятия и автотранспорт. Сюда же следует прибавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, сельскохозяйственной техникой, а так же большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах.
Промышленные предприятия Самарской области выбрасывают в воздух 240 видов загрязненных веществ. Самый загрязненный город области - Самара, на его долю приходится 81% всего объема выбросов. Сложность экологической обстановки в Самаре  усугубляет его планировка: промышленные зоны чередуются с жилыми. Поэтому откуда бы ветер ни подул, он принесет загрязнители на жилые кварталы.
Еще 60 лет тому назад ученый В.И.Вернадский писал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Воды всех рек и озер, верхних водоносных горизонтов земной коры и прибрежных частей морей несут в своем химическом составе те или иные следы человеческой деятельности, причем очень часто они содержат в растворимом виде тяжелые металлы и другие вещества, опасные для здоровья человека.
Сегодня мы можем сказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен в результате деятельности человека. На своих уроках, на внеклассных мероприятиях я привожу наглядные примеры, подтверждающие вышесказанное. Так, например, выброшенная в море апельсиновая корка будет разлагаться
6 месяцев, бумага 2,5 месяца, коробка из-под молока 5 лет, а пластиковая бутылка - не разложится никогда. А всевозможные кораблекрушения и выбросы нефтепродуктов в Мировой океан приносят невосполнимый ущерб.
Волга, Байкал, Арал, Черное море - это только некоторые адреса экологических проблем, информация о которых наиболее часто попадает на страницы газет. Реже пишут о бедах множества маленьких речек и озер. А ведь они не только теряют чистоту, но и зачастую совсем исчезают с лица Земли.
Основным источником воды в Самарской области является Волга. В нее и ее притоки сбрасываются тысячи тонн органических и других веществ: нефтепродуктов, железа, цинка, меди. Из-за загрязнения водоемов ежегодно имеют место случаи массовой гибели рыб, участились случаи гибели рыбы из-за недостатка в воде кислорода, вызванного «цветением» воды.
Загрязнение почв происходит, прежде всего, из-за массивного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в почву свинца, ртути, меди и других веществ. Какие овощи и фрукты вырастут на ней не трудно себе представить.
В Самарской области широкое развитие получили процессы заболачивания и подтопления почв. Особенность ситуации состоит в существовании на территории области крупного водохранилищ а(Жигулёвского) Под воду ушли сотни тысяч гектаров великолепных земель с лугами, дававшими некогда великолепное сено . Сейчас вдоль берегов водохранилища возникли обширные полосы подтопленных земель с высоким уровнем стояния грунтовых вод. Многие земли подверглись эрозии, падает плодородие почв, происходит загрязнение почвенного покрова выбросами промышленных предприятий. Особенный вред нанесли широко применявшиеся ранее химобработки с воздуха, чрезмерное внесение азотных удобрений в почву.

Истощение почвы произошло за несколько лет, а на восстановление ее плодородия понадобятся десятилетия.
Постоянно растут и горы бытового мусора. Большая его часть пополняет свалки, малая часть сжигается и только 1,3% перерабатывается. А между тем, именно переработка мусора - лучший способ не только от него избавиться, но и получить некоторую пользу.

В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях по планете - разнообразных видах растений и животных. А они ведь испытывают двойной гнет: во-первых, от загрязнения и разрушения мест своего обитания, во-вторых, от непосредственного преследования со стороны человека (сборы растений, охота и рыболовство, случайное уничтожение и т.д.). В результате, многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Темпы исчезновения растений и животных постоянно растут.
Разрушающая сила воздействия человека на природу усугубляется тем, что, как известно, между неживой природой и живой, между растениями и животными существуют весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей нарушает природные сообщества. Например, вырубка старых дуплистых деревьев в лесу или парке приводит к сокращению численности насекомоядных птиц и летучих мышей, которым необходимы дупла. А это, в свою очередь, ведет к размножению растительноядных насекомых. В итоге оказываются поврежденными многие деревья в лесу.
Специфические экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в ледяной зоне это растущее загрязнение северных морей, обеднение их рыбных запасов, сокращение численности редких птиц и зверей. В зоне тундры - загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова вездеходами, перевыпас оленей. В лесной золе наиболее драматично складываются отношения в системе «лес - человек». Нарушаются правила лесозаготовки, а часть заготовленной древесины оказывается брошенной. Лесопосадки отстают от лесозаготовок. В степной зоне почти не осталось целинных земель - все степи распаханы! Жизнь степных растений и животных висит на волоске. В пустынях мелеют реки, из-за неумеренного орошения усиливается засоление почв. А из-за уничтожения растительного покрова приходят в движение пески.
Загрязнение окружающей среды оказывает влияние на здоровье человека. Первыми принимают на себя удар дети. У детей младшего школьного возраста наблюдается высокий процент аллергических заболеваний, все меньше в школу приходит здоровых детей.
Вот лишь некоторые экологические проблемы, которые необходимо решать. Даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования и воспитания школьников не надуманана.

Вывод.

Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы.Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»

Методическая разработка по теме:
Экологическое образование и воспитание  школьников.
Гнидина Надежда И вановна
,
учитель географии.ГБОУ СОШ с.Хворостянка.
Содержание:
1.Актуальность экологического образования.
2. Формирование экологических знаний у школьников.
2.1.Роль опытов, экскурсий в формировании бережного отношения к природе.
2.2. Формирование положительного отношения к «злым» животным
3. Экологическое образование и воспитание младших школьников во внеклассной  работе.
3.1. Экологическое воспитание детей в семье.

Актуальность экологического образования и воспитания
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Среди всех сегодняшних переживаний все явственней просматривается тревога экологическая. Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими.
К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, воды, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
Главные отравители атмосферы - промышленные предприятия и автотранспорт. Сюда же следует прибавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, сельскохозяйственной техникой, а так же большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах.
Промышленные предприятия нашей области выбрасывают в воздух 240 видов загрязненных веществ. Самый загрязненный город области - Самара, на его долю приходится 84% всего объема выбросов.
Еще 60 лет тому назад ученый В.И.Вернадский писал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Воды всех рек и озер, верхних водоносных горизонтов земной коры и прибрежных частей морей несут в своем химическом составе те или иные следы человеческой деятельности, причем очень часто они содержат в растворимом виде тяжелые металлы и другие вещества, опасные для здоровья человека.
Сегодня мы можем сказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен в результате деятельности человека. На своих уроках, на внеклассных мероприятиях я привожу наглядные примеры, подтверждающие вышесказанное. Так, например, выброшенная в море апельсиновая корка будет разлагаться
6 месяцев, бумага 2,5 месяца, коробка из-под молока 5 лет, а пластиковая бутылка - не разложится никогда. А всевозможные кораблекрушения и выбросы нефтепродуктов в Мировой океан приносят невосполнимый ущерб.

Волга, Байкал, Арал, Черное море - это только некоторые адреса экологических проблем, информация о которых наиболее часто попадает на страницы газет. Реже пишут о бедах множества маленьких речек и озер. А ведь они не только теряют чистоту, но и зачастую совсем исчезают с лица Земли.
Основным источником воды в Самарской области является Волга. В нее и ее притоки сбрасываются тысячи тонн органических и других веществ: нефтепродуктов, железа, цинка, меди. Из-за загрязнения водоемов ежегодно имеют место случаи массовой гибели рыб, участились случаи гибели рыбы из-за недостатка в воде кислорода, вызванного «цветением» воды.
Загрязнение почв происходит, прежде всего, из-за массивного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в почву свинца, ртути, меди и других веществ. Какие овощи и фрукты вырастут на ней не трудно себе представить.
В Самарской области широкое развитие получили процессы заболачивания и подтопления почв. Особенность ситуации состоит в существовании на территории области крупного водохранилища( Жигулёвское). Под воду ушли сотни тысяч гектаров великолепных земель. Сейчас вдоль берегов водохранилища возникли обширные полосы подтопленных земель с высоким уровнем стояния грунтовых вод. Многие земли подверглись эрозии, падает плодородие почв, происходит загрязнение почвенного покрова выбросами промышленных предприятий. Особенный вред нанесли широко применявшиеся ранее химобработки с воздуха, чрезмерное внесение азотных удобрений в почву.
Истощение почвы произошло за несколько лет, а на восстановление ее плодородия понадобятся десятилетия
Постоянно растут и горы бытового мусора. Большая его часть пополняет свалки, малая часть сжигается и только 1,3% перерабатывается. А между тем, именно переработка мусора - лучший способ не только от него избавиться, но и получить некоторую пользу.
В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях по планете - разнообразных видах растений и животных. А они ведь испытывают двойной гнет: во-первых, от загрязнения и разрушения мест своего обитания, во-вторых, от непосредственного преследования со стороны человека (сборы растений, охота и рыболовство, случайное уничтожение и т.д.). В результате, многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Темпы исчезновения растений и животных постоянно растут.
Разрушающая сила воздействия человека на природу усугубляется тем, что, как известно, между неживой природой и живой, между растениями и животными существуют весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей нарушает природные сообщества. Например, вырубка старых дуплистых деревьев в лесу или парке приводит к сокращению численности насекомоядных птиц и летучих мышей, которым необходимы дупла. А это, в свою очередь, ведет к размножению растительноядных насекомых. К примеру, в ледяной зоне это растущее загрязнение северных морей, обеднение их рыбных запасов, сокращение численности редких птиц и зверей. В зоне тундры - загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова вездеходами, перевыпас оленей. В лесной золе наиболее драматично складываются отношения в системе «лес - человек». Нарушаются правила лесозаготовки, а часть заготовленной древесины оказывается брошенной. Лесопосадки отстают от лесозаготовок. В степной зоне почти не осталось целинных земель - все степи распаханы! Жизнь степных растений и животных висит на волоске. В пустынях мелеют реки, из-за неумеренного орошения усиливается засоление почв. А из-за уничтожения растительного покрова приходят в движение пески.
Загрязнение окружающей среды оказывает влияние на здоровье человека. Первыми принимают на себя удар дети. У детей младшего школьного возраста наблюдается высокий процент аллергических заболеваний, все меньше в школу приходит здоровых детей.
Вот лишь некоторые экологические проблемы, которые необходимо решать. Даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования и воспитания школьников не надумана.
Формирование экологических знаний у  школьников.

Любая наука что-то изучает, помогает нам узнать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова - «эко» (или «ойкос»), что означает «дом». Получается, что экология - это наука о доме. Но дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, окнами, полом. А как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом - необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему - природа.
Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Если сможем, то, наверное, перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем больше становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще нам хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать подальше от удушливого воздуха городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом - природа. Дом, без которого нам не прожить. Природа - дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи - словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он еще постоит, но потом начнет разрушаться. А чтоб этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае нельзя. Помогает все это узнать экология.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы, формировать ответственное отношение к ней.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, - писал В.А. Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе». Отношение детей к
 объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.
Какой же должен быть результат экологического воспитания младших школьников? К концу начального обучения у детей может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам; деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных учебных и внеучебных ситуациях; интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов. Но уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природе, а тем, как он выполняет эти правила. Учитывая психологические особенности младших школьников, мы знаем, что более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектами природы, а не сведения о них, полученные от взрослого или из книг. Ученики получают много знаний о природе и экологических связях в ней, но необходимо формировать и экологическую культуру, Воспитание экологической культуры начинается с информации, которая предназначена не для разума ребенка, а для его чувств. Например, дети идут на прогулку в лес. Редкий ребенок устоит против желания сбить ногой мухомор. Учитель не предлагает запомнить правила «нельзя сбивать мухоморы, потому что...», а просто рассказывает ученикам, что мухоморы - любимое лакомство лосей, чем их больше в лесу, тем сытнее и вкуснее питаются лоси летом и осенью. Такой рассказ (без строгой команды взрослого «нельзя, запомни») вызывает эмоциональный отклик ребенка и определяет его поступки.
В системе экологического образования на первом месте должна стоять задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучие ее объекта, но и найти способ устранения причины. Опора на положительное становится главным условием в экологическом воспитании. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние, ребенок встает на место другого, пытается понять его, увидеть все чужими глазами (например, растение такое же, как и я - живет, питается, дышит, болеет, растет).
Экологическое образование в нашей стране включено как обязательный элемент во все ступени общего образования. Оно направлено на то, чтобы дать основы экологических знаний, превратить их в убеждения, в практические навыки, заложить творческий интерес к познанию природы. Начинается оно в курсе природоведения, а затем продолжается при изучении целого комплекса учебных предметов, таких как биология, зоология, география, экология. В начальном школьном курсе природоведения (окружающего мира) формируются, в основном, понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника.
К
 первоначальным научным понятиям о природе и использовании человеком, в начальной школе можно отнести понятия «Неживая природа», «Живая природа», «Смена времен года», «Почва», «Вода в природе», «Полезные ископаемые» и другие. Все эти сведения о природе и взаимосвязях в ней ученики получают в процессе изучения курса природы.
Роль опытов и экскурсий в формировании бережного отношения к природе.
В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С этой целью программой природоведения и сельскохозяйственного труда предусмотрено широкое использование опытов в процессе обучения.
По сравнению с наблюдением, опыт является более сложной формой изучения природы, т.к. он предполагает:
1. активное воздействие на изучаемое явление или предмет
2. умение соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природе и сделать выводы
3. специально подготовленные условия проведения.
Ценность опытов заключается в том, что проведение способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению взаимосвязей. Опыты дают возможность познакомить учеников в доступной форме с законами природы.
Программой предусматривается четкий отбор объектов и явлений природы, с которыми проводятся опыты, в ходе которых учащимися доказывается связь растений с окружающей средой, с деятельностью человека. В процессе проведения опытов сформируется творческое, доказательное мышление детей, привычка и потребность искать истинные причины, происходящего.
Опыты в курсе природоведения, в основном, проводятся при изучении воды
воздуха, почвы, растений, полезных ископаемых. Ставя опыты по изучению свойств воды и почвы, ученики убеждаются, что вода и почва столь же необходимы человеку, как и растениям, животным. Дети узнают, что вода обладает свойством самоочищаться в процессе круговорота, но и здесь же убеждаются, что везде нужна чистая вода: в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. При этом очень важно обратить внимание детей на рациональное ее использование. Как трудно очистить воду от загрязнений! В итоге, ребята приходят к выводу, что к водным источникам нужно относиться бережно, экономно, рационально.
В теме «Почва», в результате опыта, формируется понятие «почва», изучается ее состав, свойства. Проанализировав состав почвы, ребята делают вывод: почва - верхний слой земли, она состоит из песка, глины, остатков растений, животных, воздуха, воды. Делается вывод, что почва может разрушаться, а отсюда - к ней нужно относиться бережно.
Важным условием - педагогической эффективности опытов является обеспечение максимально - возможной степени самостоятельности детей при их выполнении: при определении цели опыта, разработке его плана, подборе и монтировании оборудования, изучения инструкции и рисунка учебника, характеристике наблюдаемых явлений, формулировании вывода. Дети не должны оставаться пассивными наблюдателями и исполнителями команд. Особенно важно создать на уроке атмосферу поиска, исследования, в которых участвуют все дети и каждый ребенок в отдельности. Так, например, при изучении темы «Почва», в классе мы провели следующий опыт. Взяли 5 цветочных горшков, наполнили их землей:
1- горшок наполнили смесью песка и глины
2 - смесью песка, глины, торфа
3 - дерновой землей, торфом и песком
4 –
ГОТОВЫМ ГРУНТОМ ИЗ ТЕПЛИЦ.
5 - неперегнившим навозом с землей.
Во все горшки посадили семена тыквы (заранее проверив их на всхожесть). Через некоторое время показались ростки в 1, 2, 3, 4-м горшках. Дети были удивлены, что в последнем горшке, где, казалось, была самая плодородная почва, не было всходов. Был сделан вывод, что семена «сгорели» от избытка органики, а развитие растений зависит от состава почвы. В первом горшке с песком ростки были слабыми, низкими, бледными. Ребята сделали вывод, что растению не хватило питательных веществ. Продолжая опыт с растениями в 1, 2, 3, 4-м горшках, мы проверили влияние состава воды на растения. Растение в 1-м горшке мы не поливали, 2-е - поливали 2 раза в день, 3-е - поливали раствором минеральных удобрений сильной концентрации, а 4-е растение было контрольным. Спустя 2 недели ребята сделали вывод о том, как недостаток влаги, ее избыток, загрязненная вода влияют на рост растений. Перед, ребятами был поставлен вопрос: «Можно ли пить воду из-под крана?» Для этого мы провели такой опыт. Взяли три сосуда и наполнили их родниковой водой, водопроводной и кипяченой. Через некоторое время появился осадок и налет на стенках сосуда с водопроводной водой. Ребята увидели, какую воду можно пить.
Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у младших школьников бережного отношения к природе. Мы обычно проводим экскурсии тогда, когда нам необходимо рассмотреть предметы и явления природы в их естественной среде.
Экскурсии, связанные с сезонными изменениями природы, мы проводим на одно и то же место, чтобы была возможность наблюдать за одними и теми же объектами живой и неживой природы. К самой первой встрече детей с природой я долго и тщательно готовлюсь. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки». Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и, по ходу занятия, они читают их. Стихи помогают ребятам почувствовать красоту природы, обобщить в образной форме свои наблюдения. Повышение познавательной активности учащихся на экскурсии служат игры. Например, «Узнай дерево по листу», «Что изменилось», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было. Я считаю своей главной задачей на первой экскурсии показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Во время экскурсий я наблюдаю за детьми: кто сломал ветку, кто растоптал цветок, кто поймал жука, кто сорвал листок. Но пока никаких замечаний: надо, чтобы от первой встречи с природой у детей остались только самые приятные воспоминания. «Гораздо сильнее, чем окрик или нотация воздействует на детей сказка, ведь через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка»,- утверждал В.А.Сухомлинский. Так, например, увидев, что ребята нашли жука, можно предложить им внимательно рассмотреть его. Какого он цвета? Какие у него крылышки? Сколько у него лапок? И вот начинается сказка. «Жил - был жук. Долго летал он над поляной, устал и опустился отдохнуть на травку. Вдруг видит: навстречу ему идет великан с двумя ногами, с двумя руками. Кто этот великан?
Замер жук от страха, не шевелится, а великан нагнулся и говорит...». Что сказал великан жуку? Й ребята с удовольствием сочиняют сказку дальше.
По дороге в парк ребята проводят наблюдения. Я обращаю их внимание на красоту и разнообразие окраски осенней природы, на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на ясное солнце, пестроту листьев. Детям дается время молча послушать шелест листвы, шум ветра. И, только после этого, начинается беседа по вопросам, выясняется, умеют ли дети определять разные породы деревьев. Ученики находят знакомые им березу, дуб, клен, ель. И начинается исследовательская работа. Эта работа состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола». «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, птиц, насекомых, связанных с деревом», «Изучение снега», «Изучение почвы» и другие. Каждое задание состоит из комплекса вопросов. Например, есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа? Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны? Что произойдет, если человек срубит все деревья в парке? Что произойдет, если люди будут мыть автомобили в озере? Дети обсуждают эти вопросы, строят динамические схемы, сочиняют экологические сказки, делают выводы, вырабатывают «Кодекс правил поведения в природе».
Ребята знакомы с правилами поведения в гостях, за столом, в школе, но как вести себя в гостях у природы? Правила поведения в природе носят, в основном, запрещающий характер. Вот и получается: «Не делай того, не делай этого». На ребенка сверху обрушивается слишком много запретов, а этого делать нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и открытые самими детьми, только тогда они станут их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перейдут в простую и естественную привычку, подобную привычке говорить «спасибо» или вытирать ноги перед входом в дом. Нужно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми не просто, как пожелания или запреты, а именно, как правила со всей строгостью и значимостью. Для этого каждое правило должно иметь формулировку, предложенную детьми. Желательно, чтобы помимо словесной формулировки, каждое правило имело и графическое выражение. Это может быть сделано в виде знаков. Дети сами их придумывают, рисуют, доказывают необходимость соблюдения этого правила. Каждый новый рисунок после урока остается перед глазами ребят на несколько дней. По мере их накопления, проводятся различные игры, упражнения. Некоторые известные знаки могут появляться в классе накануне экскурсии с тем, чтобы напомнить детям о соответствующих правилах поведения в природе.
Вот какие правила поведения в природе были сформулированы и нарисованы моими учениками.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе.
З.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4.Не лови диких животных и не уноси их домой.
5. Не обрывай в лесу паутину и не убивай паукоВ.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не повреждай кору деревьев!
8. Не разоряй птичьи гнезда!
9. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
10. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
11. Береги лягушек, жаб и головастиков.
12. Не убивай змей, даже ядовитых. Все они нужны природе.
13. Нельзя собирать редкие и лекарственные растения.
Такая работа над правилами поведения в природе помогает формировать у детей ответственное отношение к ней, которое так необходимо жителям нашей Земли. В конце экскурсии я спрашиваю ребят, какое у них настроение, что принесла им встреча с природой. Следующие встречи с природой - всегда праздник и новый шаг к познанию окружающего мира.
Формирование положительного отношения к «злым» животных.
Сейчас перед учителем встала важная задача: воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Возник вопрос о пересмотре существующего ранее в учебниках деления животных на «полезных» и «вредных». Ученики относят к «добрым» животным кошку, зайца, собаку, а к «злым» - волка, змей, собак. Такая особенность детского восприятия природы не может не учитываться в экологическом воспитании, в том числе, и при формировании положительного отношения к животным. Основными направлениями работы по преодолению негативного отношения к «злым» животным являются, во-первых, доведение до сознания детей данных о том, что бытующие мнения об опасности для человека крупных хищников, змей сильно преувеличено, что этих животных по вине человека становится все меньше и меньше и встреча с ними в природе маловероятна; во-вторых, необходимо показать экологические особенности этих животных, их роль в жизни природы, формировать представление о том, что хищники убивают других животных не потому, что они «злые», а потому, что они не могут существовать иначе, что злыми могут быть только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных; в-третьих, надо обращать внимание школьников на заботу зверей о своем потомстве, на факты взаимопомощи.
Необходимо подводить детей к пониманию взаимной связи всех видов, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия: исчезновение одного вида животных повлечет за собой гибель других.
Существенно дополняет представление детей о «вредных» и «полезных» организмах урок «О незаметных защитниках урожая». Разумеется, нельзя отрицать, что некоторые организмы причиняют человеку вред. Но дело не в том, что они изначально и весьма вредны, а в нарушении природного равновесия между ними и их естественными врагами , не употребляется термин «вредители, вредные животные». На этом уроке рассматриваются опасные последствия применения ядохимикатов в сельском хозяйстве, формируется представление о биологической защите урожая. На уроке строится динамическая модель для сада, поля, огорода. Например:
в саду - яблоня -
 яблонная плодожорка - насекомоядные птицы;
в поле - колосья пшеницы - полевые мыши- хищные птицы;
в огороде - капуста - слизни - жаба.
У детей сформировано негативное отношение к жабам, но если убрать жабу из этой цепочки, то слизни погубят весь урожай капусты, т.е. происходит нарушение природного равновесия.
В теме «Насекомые, птицы весной» можно вспомнить комаров, которые сосут кровь человека. Нередко их очень много и тогда люди не могут нормально работать и отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше, но, может быть, совсем следует уничтожить этих насекомых? Такую ситуацию следует рассмотреть детям. Оказывается, комары необходимы природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки - прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров, а личинки стрекоз - на личинок комаров в воде. Да, людям приходится бороться с теми насекомыми, которые приносят ущерб здоровью или хозяйству человека. Но ученые подсчитали, что из каждой сотни различных насекомых ущерб человеку приносит только одно. К насекомым нужно относиться бережно, вдумчиво, чтобы ни одно насекомое от руки человека не погибло зря.
Изучая тему «Сбережем природу своего края», мы стараемся преодолеть традиционное разделение организмов на «вредные» и «полезные». Мы учимся смотреть на связанные с этим проблемы глазами экологов.
Узнали ребята и о значении Красной книги в охране природы. У себя в классе мы составили свою Красную книгу нашего края. Ребята с удовольствием рисовали животных, растения, подбирали и писали краткие сведения о них, указывали, что угрожает данным видам, что требуется для их спасения. В поисках материала активную помощь оказывали родители. По окончании этой работы в классе был проведен праздник по защите тех животных и растений, которые оказались в Красной книге. Ребята выступили от имени животных и растений с просьбой помочь им и защитить их.
Создание такой книги послужило воспитанию бережного отношения к природе в целом и совершенно конкретным ее представителям.
Э
кологическое воспитание детей в семье.
Школьник проводит значительное время дома, в семье. Его жизнедеятельность тесно связана и зависит от взрослых членов семьи. Поэтому интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи и, в частности, отношением к природе его ближайших родственников.
Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность проводится на уровне призывов: «Ко мне!», «Не рви!», «Не топчи!» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут, топчут, поэтому призывы взрослых не получают отклика, не эффективны.
Тяга к прекрасному проявляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянется к ней, а мама уже спешит сорвать цветок и вложить в руки ребенка. Остановитесь, не рвите! Полюбуйтесь вместе с ребенком красотой цветка и дайте возможность полюбоваться другим. Часто можно наблюдать и такое, когда мама, гуляя с малышом, говорит ему: «Ну, иди на полянку, сорви цветочек». Хотя ребенок тут же бросит этот цветок и помнет газон, который выращивают другие люди. Необходимо терпеливо, ласково, спокойно, но настойчиво дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое его желание может быть выполнено.
Все мы знаем, как тянется ребенок к животным, стремится иметь и опекать котенка, щенка, рыбок, птиц, хомячка и других. Конечно, их содержание в доме доставляет много хлопот родителям, но на такую жертву надо идти. Наличие в доме живого существа, которое требует заботы и внимания, нуждается в защите, способствует формированию важных качеств личности.
Обо всем этом ведется разговор на родительских собраниях класса. И результатом этих бесед является совместная работа родителей с детьми. Вместе с папами мы сажали около школы березы, а мамы помогали в озеленении класса
Дети становятся, более радостны, отзывчивы, доброжелательны там, где любят животных, и равнодушны в семьях, где к природе проявляется неприязнь. Забота о животном, как о более слабом существе, способствует формированию самосознания детей.
Работа с родителями начинается с установления постоянного контакта учителя с семьей, выработки единых требований, определения конкретных дел и обязанностей в семье. Родители должны стать союзниками, надежными помощниками в работе с учителем по воспитанию бережного отношения к природе, к заботе ко всему живому.
Огромное воспитательное значение имеют походы детей с родителями в лес. А сколько у ребенка радостей, когда в поход вместе с классом идут мамы и папы! Папы учат мальчиков, как правильно развести костер, какие ягоды и грибы можно собирать, как уйти из леса, оставив после себя порядок и чистоту. Результатом этих походов будут рассказы, стихи, рисунки детей, фотографии и море впечатлений от увиденного. Большую воспитательную ценность имеют совместные субботники, праздники, экскурсии, походы.
Большую роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе играет такая форма общения, как чтение вслух. Совместное чтение вслух произведений, посвященных жизни животных или описанию природных явлений, играют важную роль в воспитании детей
. Чтение дает возможность вместе с родителями обсудить прочитанное, помогает понять основную суть и направить интересы ребенка на жизнь природы.
Только все вместе - школа и семья - могут повысить уровень экологической ответственности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.

Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...

Материалы к уроку по экологии животных

Вашему вниманию предлагаются материалы к уроку по экологии животных в 7 классе на тему "Взаимоотношения животных и человека". Тут вы найдете краткий конспект урока и инструктивные карты для организаци...

Интегрированный урок географии, экологии, химии "Богатства Урала и химические производства"

Урал- горная страна, протянувшаяся от Карского моря до степей Казахстана. Никакие другие горы России не имели столько названий: Рифейские,Гиперборейские,  Большой Камень,  Земной пояс. Урал ...

Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем»

Урок  по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем» ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЭКОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ Тема урока: «Способы добывания пищи»

Тема урока: Способы добывания пищи.  Цели урока: обучающая: формирование знаний у учащихся о способах добывания пищивоспитательная:: воспитывать интерес к предмету, к природеразвивающая: ум...

Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...