Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
план-конспект занятия по экологии (10 класс) на тему
Конспект урока по экологии
Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по экологии
Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Цель урока:
- обучающая: познакомить обучающихся с основными задачами и предметом экологии; рассмотреть основные этапы развития экологии как науки; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
- развивающая: развить умение самостоятельной работы с учебником, научно-популярной литературой; развить общеучебные и интеллектуальные навыки, умение работы с табличным материалом; развить логическое мышление, познавательные интересы.
- воспитательная: формирование научного мировоззрения; формирование знания об экологии как области научной картины мира.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: интерактивный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: география, биология, физика
Оборудование: учебник, тетради, презентация занятия
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников.
ІІ. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.
Пришло время каждому осознать, что мы живем в призрачном озоновом пространстве, что наша Земля – уникальный небесный цветок. А мы уничтожаем этот цветок, разрушаем его оболочку, вырываем нежные ростки лепестков. Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку: «Сохрани то, где ты стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии протянутой руки». Необходимо ввести в нашу жизнь такие понятия, как «экологическое мышление», «экологическая деятельность», «экологическое воспитание», «экологическое сознание», «экологическая культура». Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей природной среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры. Оно вырастает на базе логической переработки знаний, но представляет качественно новую ступень, т.к. происходит превращение знаний в убеждения. Именно экологические знания, экологическая образованность, экологическая деятельность позволят научить экологически, мыслить молодое поколение.
ІІІ. Изучение нового материала.
Экология как наука.
В 1866 г. молодой немецкий биолог, профессор Йенского университета Эрнест Геккель в своем фундаментальном труде «Всеобщая морфология организмов» впервые употребил этот термин, который был образован из двух греческих слов: ойкос (oikos) - дом, жилище; логос (logos) — слово, логика, наука. Дословный перевод означает «наука о доме (жилище)» (Слайд 2)
История развития экологии как науки
Для дальнейшей работы необходимо начертить таблицу и по мере рассказа ее заполнять:
Ученый | Вклад в науку |
В истории развития экологии можно выделить 3 основных этапа.
1 этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.)
На данном этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
Ученые, внесшие вклад в развитии экологии в данный период:
Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней спячке, строительной деятельности, способах самозащиты и т. п. (Слайд 5)
Ученик Аристотеля, «отец ботаники» Теофраст Эрезийский (371-280 до н.э.) привел сведения о зависимости формы и роста растений от разных условий, почвы и климата (Слайд 6)
Гиппократ высказал идею о влиянии факторов среды на здоровье человека. (Слайд 7)
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.
Русские путешественники 17 – 18 вв. Крашенинников Степан Петрович, Лепехин Иван Иванович, Паллас Петр Симон: описание растительности и животного мира труднодоступных районов (Сибирь, Арктика), первые сведения об образе жизни различных видов, первые идеи о зависимости организмов от среды обитания. (Слайд 8)
Роберт Бойль (1627-1691) - первым осуществил экологический эксперимент. Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. (Слайд 9)
Жан Батист Ламарк (1744-1829) - автор первого эволюционного учения. «Философия зоологии» - дал представление о сущности взаимодействий в системе «организм – среда».(Слайд 10)
Английский священник и ученый Томас Мальтус (1766 - 1834) доказал, что рост численности населения Земли идет в геометрической прогрессии, а рост материальных благ, а первую очередь, сельскохозяйственной продукции – в арифметической, то есть недостаток питания является регулирующим фактором численности населения планеты. (Слайд 11)
2 этап - Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний.
Чарлз Роберт Дарвин (1809 - 1882) - основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии. (Слайд 13)
Эрнест Геккель – автор термина экология. «Экология» - наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования. (Слайд 14)
Большой вклад в развитие экологии внесли такие ученые:
Артур Тенсли выдвинул понятие экосистемы (1935).
Владимир Николаевич Сукачев (1880 - 1967) – ввел в науку понятие «биогеоценоз» (1942). Разработал учение о растительных сообществах. (Слайд 15)
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - создатель учения о биосфере. Он вводит новое понятие - ноосфера, что означает мыслящая оболочка, то есть сфера разума. Определил глобальные функции живого вещества. (Слайд 16)
3 этап (50-е гг. XX – до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.
Из строго биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики».
Юджин Одум в 1953 г. публикует один из лучших учебников по экологии «Основы экологии», который выдержал несколько изданий, в том числе и на русском языке. (Слайд 18)
Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране. (Слайд 19)
В 30-40 годах в связи с ростом индустриализации страны в России возникает новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов. (Слайд 20)
В 70-80-е годы практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы, но губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. (Слайд 21)
Современная экология превратилась в широкий цикл знаний объединив в себе:
- все разделы биологии,
- географии,
- химии,
- геологии,
- физики,
- социологии,
- физиологии человека,
- математики,
- экономики и др.
Связь экологии с другими науками. (Обсудите с соседом по парте (работа в парах) и предположите, как связаны): (Слайд 22)
Наука | Пример | Практическое значение |
Физическая география | ||
Биогеография | ||
Химия | ||
Климатология | ||
Физиология | ||
Физика | ||
Математика |
Таблицу заполняют с раздаточного материала.
В XXI веке экология возведена в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления самых различных наук. Так, например, на стыке экологии с другими науками получили развитие такие новые направления, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, промышленная экология, космическая экология и т. д.
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается глобальная экология, объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема (экосфера), а взаимоотношениями в системе «человеческое общество - природа» - социальная экология. Одним из новых самостоятельных ответвлений экологии человека становится быстро развивающаяся отрасль - здоровьесберегающие образовательные технологии в школе, рассматривающая вопросы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.
Что исследует экология?
Предметом экологии является совокупность связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того в область её изучения входят: отдельные виды организмов, популяции и биосфера в целом. (Слайд 23 )
Задачи экологии:
- исследует закономерности взаимоотношений различных групп организмов с факторами внешней среды и их влияние на среду обитания;
- разрабатывает основы рационального использования природных ресурсов человеком, прогнозирует антропогенные изменения среды;
- разрабатывает и внедряет биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками;
- разрабатывает и рекомендует безотходные технологии производства;
- формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали (Слайд 25 )
Общая экология изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды, включая человека как биологический вид. В общей экологии выделяют следующие разделы:
Аутэкология исследует индивидуальные связи отдельного организма с
окружающей средой. Эту часть экологии еще называют факториальной экологией, так как она изучает влияние различных экологических факторов на отдельные организмы.
Демэкология, или популяционная экология изучает структуру и динамику изменения популяций.
Синэкология, или биоценология изучает взаимоотношения популяций
внутри сообщества и сообществ между собой в рамках одной экосистемы (Слайд 27 )
У детей с нарушением слухового аппарата восприятие учебного материала идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому я использую презентацию при изучении нового материала, опорные текстовые схемы (прил.1).
ІV. Закрепление изученного материала в форме игры.
Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе. Для её организации обучающиеся объединяются в 3 команды. Игроки различных команд по очереди отвечают на вопросы, после ответа учитель демонстрирует правильный ответ на слайде и озвучивает его в устной форме.
Каждый правильный ответ приносит в «копилку» команд по одному баллу.
Вопрос 1. Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой)
Вопрос 2. В развитии экологического учения выделяют______основных этапа (3)
Вопрос 3. Кто является автором термина «Экология»? (Эрнест Геккель)
Вопрос 4. Назовите этапы развития экологии (1 этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.; 2 этап - Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний; 3 этап (50-е гг. XX – до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды)
Вопрос 5. Какой ученый предложил термин «Экосистема»?(А.Тенсли)
Вопрос 6. Что означает термин «ноосфера»? (ноосфера - мыслящая оболочка, то есть сфера разума)
Вопрос 7. Экология в переводе с греческого языка означает ______ (наука о доме)
Вопрос 8. Как самостоятельная наука экология оформилась в______ веке (XX )
Вопрос 9. Какие направления в экологии стали активно развиваться в наше время?
Вопрос 10. Какие годы называют «золотым веком экологии»?
Составление синквейна «Экология»
V. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями говорят, что им понравилось на уроке.
VI. Домашнее задание.
§ 1. Приготовить сообщение на тему: «Какой вклад в науку сделал Ч. Дарвин, В. Докучаев, Н. Реймерс, Ю. Одума»
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"
Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

История развития экологии как науки
Презентация подготовлена по материалу учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкл...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....
Конспект урока математики по теме: «Решение примеров и задач в пределах 100»_04.02.2021
Цель: Закрепление основных способов решения примеров и задач на действия сложения и вычитания в пределах 100.Задачи:Повторить компоненты сложения и вычитания.Закрепить навыки счёта в пределах 100.Выра...

Занятие "История развития экологии как науки"
Занятие "История развития экологии как науки" входит в систему непрерывного дополнительного естественнонаучного образования учащихся старших классов в рамках программы "Экология в 21 ве...