технологическая карта к уроку Вулканы и гейзеры. 5кл.ФГОС
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Козлова Александра Давыдовна

План - конспект урока "Вулканы и гейзеры" 5 класс ФГОС. В плане определены действия учителя и учащихся, есть приложения к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_k_uroku_vulkany_i_geyzery.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока:

«Вулканы. Гейзеры»

  1. ФИО: Козлова Александра Давыдовна
  2. Место работы: МОУ «СОШ п. Возрождение  Хвалынский район
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: география
  5. Класс: 5
  6. Тема и номер урока в теме: Урок №4 в теме «Литосфера»
  7. Базовый учебник: А.И.Алексеев  География 5-6 классы М. « Просвещение» 2012
  8. Цель урока:
  • сформировать представление учащихся  о вулканах и гейзерах, закономерностях  распространения вулканизма,

объяснить необходимость обеспечения безопасности населения;

  1. Задачи:
  • формирование исследовательского подхода при изучении темы;
  • формировать знания обучающихся о вулканах и гейзерах
  • развивать умения анализировать разные источники географической информации;
  • продолжить формирование умений работать с контурной картой
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде
  1. Тип урока:  урок открытия новых  знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, картины, слайды, физическая карта полушарий; картина К.Брюлова «Последний день Помпеи», видеофильм «Вулканы».
  4. Структура и ход урока:

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место

Приветствуют учителя.

Продолжить формирование ответственного

отношения  к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

 

2.Проверка домашнего задания

Предлагает ответить на вопросы, оцененные в баллах.

(Приложение №1)

Выбирают вопросы. Готовятся к ответу. Отвечают.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с измерительными материалами.

Продолжить формирование представлений о движении земной коры и землетрясениях.

Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения  цели определённой сложности.

3.Актуализация знаний

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Вулканы». Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока?

Записываем тему урока в тетради.

Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на оборотной стороне доски и поочерёдно открывает записи)

Ученики предлагают варианты тем урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Будут сформированы знания о вулканах и гейзерах  России, сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Научатся выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб.

Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца

Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.  

Формировать умение планировать пути достижения целей  на основе самостоятельного анализа  условий и средств  их достижения.

4.Мотивация

(задание на столкновение мнений)

Перед вами картины разных художников. Распределите эти картины на две группы: горы и вулканическая гора.

-Как Вы выполнили это задание?

- Задание было одно, а выполнили мы его по-разному.

-Почему?

Выясняет,  какими знаниями владеют школьники о вулканизме.

-Дети предлагают варианты ответов.

-Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы.

Рассказывают  о том, что они знают о вулканах.

Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом

Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения,объяснения.

5.Усвоение новых знаний и способов деятельности

Формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются.

Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок 51 на стр.77 в учебнике.

Чтение учащихся о процессе извержения вулкана сопровождает слайдами, рисунками.

Помогает сравнивать разные виды вулканов по рисунку.

Предлагает найти в учебнике определение понятия «Гейзер»

Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него.

Отвечают на вопросы при помощи рисунка. Находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры действующих и потухших вулканов находят на карте (рис.50). Зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (стр.77)

В тетради составляют кластер «Вулканы». По карте (рис.50 стр.76) «Землетрясения и вулканы» определяют районы вулканизма. Выясняют, что такое  гейзер. Как он образуется. На карте находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо.

Выясняют насколько опасно это явление, каковы были последствия  наиболее сильных извержений вулканов.

Продолжить формирование познавательной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,

ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания  уровня безопасности окружающей среды.

Формирование умения давать определение понятиям «вулкан».

Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов.

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма.

Отображать в речи содержание совершаемых действий.

Формирование умений  извлекать информацию из различных источников  знаний,

проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

6.Первичная проверка понимания изученного

Применение изученного.

Предлагает

подписать составные части вулкана в тетради «Мой тренажёр»   на стр.37

Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с сообщением о вулкане Везувий. Предлагает отметить в контурной карте России действующие и потухшие вулканы.

Консультирует учащихся при необходимости.

Работают в тетради «Мой тренажёр»

Ученик сообщает краткие сведения о гибели Помпеи. Остальные слушают.

Выполняют задания на контурной карте

Продолжить формирование  познавательной и информационной культуры.

Продолжить формирование навыков работы на контурной карте.

Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем.

7.Самостояте

льная работа с самопроверкой по эталону

Выдаёт тесты по основным понятиям темы.

(Приложение №2)

Работают в парах.

Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами.

Освоение социальных норм и правил поведения в в небольших группах.

8.Рефлексия учебной деятельности

Предлагает учащимся ответить изученные вопросы и оценить свою работу на уроке.

(Приложение №3)

Оценивают свои знания по пятибалльной системе.

Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности.

9.Информация о домашнем задании

Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике, хорошо работали.

Сообщает домашнее задание: мини:1.Изучить*23

сред.2.Ответить на вопросы 2-4.

Макси:3.Задания 8-9 по выбору.

Записывают задания в дневник.

Приложение №1 Тема « Землетрясение»

Вопросы по теме / количество баллов за ответ

1. Какие районы Земли называют «сейсмически активными»?  1

2. Почему сотрясается Земля? 2

3. В каких районах Земли наиболее часты землетрясения?  2

4. Что называется очагом и эпицентром землетрясения?  1

5. Как измеряют силу подземного удара?  2

6. Как землетрясение может изменить рельеф?  3

7. Сейсмограф, сейсмолог, сейсмология… Что общего у этих понятий?  3

8. Могут ли землетрясения произойти в Москве, Саратове?  3

9. Бывают ли землетрясения на Луне?  3

Критерии оценки:

«5» – 15–20 баллов

«4» – 11–14 баллов

«3» – 5–10 баллов

Приложение №2 Контроль по теме «Вулканы»

Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б

1. Кратер

А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло

Б Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы

В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

4.Лава

Г Самый высокий действующий вулкан России

5.Конический вулкан

Д Вулкан, извержения которого прекратились

6. Щитовой вулкан

Е Канал, по которому поднимается магма

Вулканические бомбы

Ж Магма, излившаяся на поверхность

8.Действующий вулкан

З Вулкан, извержения которого повторяются

9.Потухший вулкан

И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

10.Ключевская Сопка

К Расплавленная мантия в глубинах Земли

Приложение №3 Основные вопросы темы «Вулканы»

1

Образование и строение вулканов

2

Различия вулканов по внешнему виду из-за состава лавы

3

Действующие и потухшие вулканы

4

Размещение вулканов на Земле

 5

Изучение вулканов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.)

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.)  Все уроки....

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Продолжение

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Уроки с февраля по май....

Технологическая карта к уроку по английскому языку по ФГОС "My room".

Технологическая курта к уроку по английскому языку по требованиям ФГОС в 4 классе. Учебник Биболетова....

технологическая карта к уроку физики 7 класс по ФГОС

Тема урока: Способы увеличения и уменьшения давления. Данный урок  помогает развивать способности  к  выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе...

Учебная технологическая карта на уроке истории в рамках введения ФГОС.

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по учебным ТК и рассказать, как я к этому пришла и какие перспективы они обеспечивают в рамках ФГОС.Добрый день, уважаемые коллеги! ...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме " Мишка Тедди замечательный".

Учебный предмет: английский язык         Класс: 2Тема урока: “ Мишка Тедди замечательный. Игрушки. Отрицательные предложения с глаголом «иметь»  &rdquo...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме "Мой дом"

Тема урока: Проект "Мой дом"Тип урока:комбинированный урокЦель урока:научить детей описывать комнаты дома.Задачи:Практическая:Овладение английским языком как средством общения по теме «...