Ветер
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе по теме «Ветер»
Цели:
- Образовательные: познакомить с понятием «ветер», выяснить его роль, причины возникновения и его типы, изучить способы измерения ветра.
- Развивающие: развивать кругозор, пополнять словарный запас, развивать интерес к предмету, продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления.
- Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, усидчивость.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийная программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», презентация на тему «Ветер»
Словарная работа: дискуссия, аргумент, анемометр, флюгер
ХОД УРОКА:
- Орг. момент: психологический настрой. Учащимся раздаются опорные конспекты.
- Повторение изученного материала (актуализация опорных знаний): Слайд №1, Слайд №2, вспоминаем правило: При подъеме на 100 м атмосферное давление понижается на 10 мм. рт. ст.
3.Попробуем отгадать загадку и определим тему урока: Слайд №3
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)
4.На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре. Мы познакомимся с понятием «ветер», причиной образования ветра, с различными его видами, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека. А также мы будем учиться сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Слайд №4.
Ребята, я предлагаю первому ряду придумать определение термина
«Ветер», а второму – прочитать в учебнике, что такое ветер.
5.Запишем определение ветра в опорном конспекте.
Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении. Слайд №6
А сейчас мы с вами поспорим. Обсуждение какого-либо спорного вопроса называется дискуссией.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Тема дискуссии: «значение ветра». Ветер- это добро или зло?
Разделимся на 2 команды. Первая команда будет приводить аргументы в пользу ветра. А вторая команда – против.
Подведем итоги дискуссии: Слайд№7,8,9
- Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)
- Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
- Вырабатывает электроэнергию
- Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
- Помогал мореплавателям
- Переносит семена растений и споры грибов
-Установим причину возникновения ветра. Слайд №10.
Какой воздух легче, холодный или легкий?
Теплый воздух легче холодного, поэтому давление теплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.
-Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх,
давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).
-С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или уменьшается? (увеличивается).
Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.
Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении. Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер. Слайд №11
Задание на доске: поставьте стрелкой направление в обоих случаях.
- Как вы думаете, где ветер будет сильнее? В первом или втором случае?
( Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость.)
1) 760 720; 2) 740 720.
У ветра 3 основные характеристики: скорость, сила и направление. Как их измерить? Слайд №12
Прибор для измерения скорости ветра называется анемометр. Современные анемометры с микропроцессорами могут показывать скорость ветра в м/с на встроенном экране. Слайд №13
Работа с форзацем учебника : Определение силы ветра в баллах и м/с и его название.
Физминутка
Доклады учеников по теме «торнадо и смерчи» и «Бора»
Например Смерч.
В результате нарушения равновесия атмосферы над перегретой земной поверхностью перед холодным фронтом возникают спиралевидные воздушные вихри. Вращаясь с большой скоростью против часовой стрелки вокруг вертикальной оси и имея внутри очень низкое атмосферное давление, они действуют как насосы, втягивающие всё, что попадается на пути: брёвна, камни, людей, животных, машины, вагоны и даже водоёмы. 10 января 1973 г. на город Сан - Хусто Аргентине обрушился смерч, со скоростью ветра 170 км\ч. Погибло более 50 человек, свыше 500 ранены.
Сила, энергия смерча велика. Он может бросить на Землю самолёт массой 10 тонн. Смерчи были в районе г. Москвы в 1945, 1951, 1956, 1984 годах. В Белоруссии из местной речки выбрал воду и вылил на луг со всеми её обитателями. Перенёс на расстояние 100 м трактор Т- 74,железнодорожный вагон, «Уазик» с шофёром и пассажиром. Всё, что попадает в «хобот» смерча, резко теряет в весе, поэтому в воздух легко поднимаются даже очень тяжёлые предметы.
Работа по мультимедийной программе:
«Тренинг: направление ветра»
Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер.
Издавна флюгер был популярен, особенно в портовых городах. Выполняя свою главную задачу, можно было определить зайдут ли корабли в гавань. Таким образом, указание направления ветра в сторону города предвещало много торговых кораблей в гавани с различным товаром и продовольствием. Наиболее популярно присутствие флюгера на куполе собора или церкви. Далее флюгер нашел свое место и на домах и крепостных башнях. Самый популярный флюгер в виде петуха.
Со временем появляются легенды и истории о флюгере. Таким образом у флюгера появляется еще одно назначение – талисман дома или оберег. Настоящие мастера-кузнецы могут сделать флюгер своими руками, он будет не похож на другие, оригинален и изыскан. Такой флюгер выделит ваш дом среди окружающих своей индивидуальностью и покажет ваш вкус.
Флюгеры могут быть разных форм. Например, флюгер в форме насекомых, самолета, корабля, животных, знака зодиака, персонажа из сказки и т.д. Так на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге установлен флюгер в форме ангела.
Бриз и муссон - виды ветра. Слайд №17, 18
Бриз - слабый ветерок, дующий в прибрежной зоне морей, крупных рек и озёр. Интересно, что днём бриз дует с моря на сушу, поэтому называется "морской бриз", а ночью - с берега на воду, поэтому называется "береговой бриз".
Так происходит, потому что суша нагревается быстрее, чем море и остывает тоже быстрее. В жаркие дни суша накапливает огромное количество тепла, которое прогревает воздух над сушей и он поднимается вверх. У поверхности образуется область пониженного давления, куда перемещается холодный (и более плотный) воздух с моря, получается морской бриз.
Ночной ветер дует в обратном направлении - воздух над сушей остывает быстрее тогда, как над морем прогретый воздух поднимается, образуя область пониженного давления, куда и устремляется остывший и более плотный воздух с суши, получается береговой бриз.
Таким образом, смена направления бризов происходит два раза в сутки.
Муссоны - гигантские морские ветры, дующие летом с моря на сушу, а зимой наоборот, с суши на море. Название происходит от арабского слова "маусим" - сезон. Слайд №19, 20
Летние муссоны приносят на сушу проливные дожди. В зимнее время, когда муссоны дуют с суши на море, осадки не выпадают.
Закрепление изученного материала: Слайд №21
Вариант 1 итоговое тестирование(с использованием мультимедийной программы)
Вариант 2 закончи фразу:
– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).
Домашнее задание: изготовить флюгер из бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока природоведения по теме "Ветер и почва"
дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород; продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием; ...
Урок:"Ветер"
Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию...
Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"
Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....
конспект урока по теме Ветер в 6 классе
Изучение новой темы, использование стихов....
Математическое путешествие по следам ветерана
Дәресләрдә, класстан тыш чараларда Интернеттан файдалану, дәресләрне компьютер презентацияләреннән файдаланып үткәрү укучыларның белем алу процессын кызыклы, мавыктыргыч итү юлларының кайберләре...
Ветер.
Презентация к уроку в 6 классе....
Урок по теме "Атмосферное давление и ветер"
Урок из курса географии 6 кл. с использованием электронного учебника. Урок комбинированного типа. Большое внимание на данном уроке уделялось составлению схем причинно-следственных связей, а также были...