Урок по теме "Атмосферное давление и ветер"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Урок из курса географии 6 кл. с использованием электронного учебника. Урок комбинированного типа. Большое внимание на данном уроке уделялось составлению схем причинно-следственных связей, а также были использованны стихи, загадки и занимательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_kl._atmosfernoe_davlenie_i_veter.doc57 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ «БООШ  № 4»













Открытый  урок



по  теме









(с использованием материалов электронного учебника)



6  класс









Учитель  географии



Мосеева  И. И.











2011 г.




                                                                                                                Цели  урока:

1.Закрепить, проверить и дополнить знания учащихся об атмосферных закономерностях, атмосферном давлении и видах барометров.

2.Сформировать представление о понятии «ветер» и причинах его образования.

3.Сформировать навыки по определению направления, силы и скорости ветра.

4.Ознакомить с видами ветров.

Учебно-наглядный комплекс:

1.Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» / Петрова Н. Н.

2.Рабочие тетради

3.Обучающая таблица-конструктор с набором карточек.

4.Таблички с цифровыми данными атмосферного давления.

5.Схематические рисунки «Дневной бриз» и «Ночной бриз».

6.Таблички для составления цепочки причинно-следственных связей.

7.Барометр-анероид.

Ход  урока:

I. Организационный момент.

II. Опрос:

1.Фронтальный опрос по вопросам раздела «Контроль» из электронного учебника.

2.Два ученика на доске воспроизводят опорные схемы   «Атмосферное давление» и «Виды барометров», а затем в стихотворной форме излагают изученный материал и демонстрируют барометр-анероид.

3.Решение задачи из раздела «Практика» (электронный учебник) на закрепление знаний об атмосферных закономерностях (изменении температуры и давления с высотой).

4.Один ученик работает у доски по сбору таблицы-конструктора и затем делает вывод о зависимости атмосферного давления от высоты точки над уровнем моря.

5.Самостоятельная работа по заданиям №1 и №2 стр. 66 (Рабочая тетрадь).

III. Изучение нового материала:

1.Проблемный вопрос.

Это было во время Великой Отечественной войны. В оккупированном немцами городе, нужно было разбросать листовки, но фашисты установили жесткий контроль. Одному мальчику удалось выполнить задание партизан с помощью заводской трубы, печь которой не работала с начала войны. Объясните, какую закономерность он использовал.

(Тягу от топки к вершине трубы, которая возникла из-за разности в давлении.)

Учитель проводит эвристическую беседу по данному вопросу  отмечая, что такое явление - движение воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении и просит учеников, послушав загадку назвать это явление.

Шелестит и шумит, ветки ломает,

Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает.

Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!

Нет от него покоя, что это такое? 

2. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение термина «ветер», а затем прослушать объяснение по теме «Ветер» из электронного учебника и записать в тетрадь правильное определение.

3. Игровое задание «Цепочка».

К доске вызываются четыре ученика. Каждому учитель выдаёт табличку и просит учащихся стать так, чтобы получилась цепочка причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.

 Солнечное

 излучение

 Разный нагрев

 поверхности

   

  Разница в

  давлении

 Образование

 ветра

4. Рассказ учителя о характеристиках ветра: направлении, силе и скорости.

5. Самостоятельное выполнение задания №1, стр.67 (Рабочая тетрадь) по формированию навыка определения направления ветра.

6. Игровое задание «Я – ветер».

К доске выходят 4 ученика. Им выдаются таблички с различными показателями атмосферного давления. Приглашается один ученик, который должен двигаться в качестве ветра, в том направлении, которое определяют показатели атмосферного давления на табличках и со скоростью пропорциональной разности давления воздуха.

Ученики делают вывод о влиянии разности давления на силу(скорость) ветра и вставляют пропущенные слова в задании № 4, стр.68 (Рабочая тетрадь).

7. Иллюстрированный рассказ учителя о флюгере и анемометре.

8. Демонстрация шкалы Бофорта (электронный учебник) и рассмотрение рисунков на форзаце учебника.

Один из учеников рассказывает:

Давно когда-то не было приборов,                                  Как ветер действует на воду?

Чтоб скорость, силу ветра измерять.                               Как надувает парус кораблей?

По местным признакам на суше и на море                     Как из трубы дым рвётся на свободу?

Учился человек о ветре узнавать.                                    Как вызывает колыхание ветвей?

          С учётом многолетних наблюдений

Придумана та бальная шкала.

         По ней мы производим измерения,

   Какие дуют каждый день ветра.

9. Практическая работа в парах.

Рассматривая фотографии (электронный учебник) учащиеся должны определить направление ветра и его примерную силу и скорость.

10. Иллюстрированный рассказ учителя о бризах и муссонах.

                                                              Бриз

Земная поверхность нагрелась,                                   А ночью земля остывает,                                  

И воздух над сушей теплей.                                        И выше давленье над ней.

Вот только вода не согрелась,                                    А водная гладь согревает,

И воздух над ней холодней.                                       И воздух над нею теплей.

Возникло различье в давлении                                   У моря есть ветра движенье,

Над сушей, а также водой.                                          Что бризом в науке зовут.

И свежего ветра движенье,                                          И дважды своё направление

Почувствуешь ты над землёй.                                     За сутки меняет он, плут.

                                               Днём дует он с моря на сушу,

                                               А ночью наоборот,

                                               Запомните это получше,

                                              Он с суши на море идёт.

                                                              Муссон

Есть муссоны на Дальнем Востоке,                             С океана идёт влажный воздух,

Ветры те незнакомые вам.                                             Летом пасмурно, сильный туман,

Летом все ветровые потоки                                           С затяжными дождями погода

Поставляет для нас океан.                                             В это время господствует там.

Материк летом больше прогрелся,                                А зимой материк остывает.

А вода холоднее его.                                                       Океан сохраняет тепло.

Океан ведь ещё не согрелся,                                          Сухой ветер, зимой завывая,

Ветер дует на сушу с него.                                             Дует на море, как бы назло.

                                                И зима там такая холодная,

                                                Да к тому же сухая совсем,

                                                А ещё она чаще безоблачна –

                                                Вот зима примечательна чем.

11. На доске прикреплены два рисунка «Дневной бриз» и «Ночной бриз».

К доске выходит один ученик, который должен с обеих сторон каждого рисунка правильно написать произвольные значения температуры воздуха и атмосферного давления.

12. Практическая работа по нанесению на контурную карту территорий, где распространены муссоны.                                                                        (№ 6, стр. 68. Рабочая тетрадь)

13. Игровое задание «Геодетективы».

 

Учитель предлагает ученикам пофантазировать и представить себя в роли следователя детективного агентства, который расследует дело об убийстве, совершённом днём в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега.

Поверите ли вы подозреваемому или усомнитесь в его алиби?

(Дневной бриз дует с моря на сушу, поэтому он не мог унести шляпу в море.)

IV. Закрепление изученного материала:

Решение тестовых заданий из электронного учебника.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

     Домашнее задание §39, письменно задание № 3,стр.67 (Рабочая тетрадь).

     Творческое задание по написанию рассказа «Я - муссон».

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс Атмосферное давление и ветер. Конспект урока.

Развёрнутый конспект урока по теме: Атмосферное давление и ветер....

открытый урок по теме: "Давление. Единицы давления".

эта разработка к учебнику физика-7 под редакцией Шахмаева и др., но также можно использовать к учебнику ПёрышкинаА.В....

Презентация к уроку по теме "Давление. Сила давления"

Мультимедийная презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Давление. Сила давления". Данная презентация позволяет сделать обяснение нового материала нагляднным, а закрепление изученной темы провест...

Разработка урока по теме "Давление.Единицы давления."

Конспект урока по теме "Давление. Единицы давления." + презентация к уроку....

Презентация к уроку "Атмосферное давление и ветер"

Презентация к уроку географии по теме "Атмосферное давление и ветер"...

Атмосферное давление и ветер

Методическая разработка урока по географии 6 класс....

Практическая работа по теме "Давление и ветер" 6 класс

Практическая работа по теме "Атмосферное давление и ветер" по учебнику Лобжанидзе А.А. География 5-6 класс...