Урок:"Ветер"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-veter.odt | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК: ВЕТЕР
ЗАДАЧИ УРОКА
- Сформировать представление о понятии «ВЕТЕР»
- Развивать умение выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра
- Воспитание потребности в познавательной деятельности
ФОРМА УРОКА
Комбинированный. Практическая работа.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Объяснительно-иллюстративный.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
Карты: физическая полушарий, физическая РФ, учебные таблицы, флюгер, анемометр, календарь погоды.
ХОД УРОКА
- Понятие ветер
- Термины и понятия
- Ученые, экспедиции
- Инструментарий географа
- Практическая работа
- Интересное
- Обобщение знаний
- Домашнее задание для любознательных
ВЕТЕР-движение воздуха, обычно параллельно земной поверхности. Ветер возникает и поддерживается при наличии разницы в давлении воздуха.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
СКОРОСТЬ ВЕТРА (сила ветра) измеряется в м\с (при обслуживании авиации -км\час, при обслуживании морского флота -в узлах, то есть морских милях в час)
Примечание- 1 морская миля – 1852 м, сухопутная – 1609 м.
Существует оценка скорости ветра в баллах, эта система предложена в 1805 году английским адмиралом Ф. Бофортом и называется шкалой Бофорта. Скорость ветра изменяется в больших пределах от почти полного затишья. Штиля. Скорость ветра не более 15- 20 м\с, и урагана, со скоростью ветра более 30 м\с,- продолжительность ветров разрушительной силы, обычно связанных с прохождением атмосферных фронтов, циклонов, смерчей. (Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии -М.: Просвещение.1980. с.126)
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА – сторона (точка) горизонта, откуда дует ветер. Таким образом, северный ветер всегда дует на юг. Юго- восточный – на северо- запад и т. д.
В метеорологии направление ветра определяют по 8 или по 16 румбам.
РУМБ – направление к точкам видимого горизонта, относительно стран света или угол между ними.
РОЗА ВЕТРОВ – диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого- либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона. Года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывается в определенном масштабе отрезок пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются прямыми линиями. Письменные упоминания розы ветров относятся к 12 в.
БРИЗ – местный ветер, обычно небольшой силы, образующийся на берегах морей, озер, иногда крупных рек, днем дует с моря или озера на сушу, ночью – с суши на море.
МУССОН – устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний – малооблачную сухую погоду.
Примечание: штиль-( голландское - stil), шторм (голландское- storm), ураган (испанское huracan, из языка карибских индейцев), бриз ( от французкого brise-легкий ветер), муссон ( от арабского маусим- сезон)
УЧЕНЫЕ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
ГИППАЛ – римский купец, установивший особенности муссонов.
ФРЕНСИС БОФОРТ – английский адмирал, предложивший в 1805 году бальную систему оценки скорости ветра.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГЕОГРАФА
АНЕМОМЕТР – прибор для определения скорости ветра
ФЛЮГЕР – прибор для определения направлений и скорости ветра. На вертикальной оси расположен металлический флажок, поворачивающийся под воздействием ветра; противовес этого флажка направлен в сторону, откуда дует ветер; направление ветра читается по горизонтальным штифтам, ориентированным по 8 румбам. На флюгере перпендикулярно направлению ветра укреплена свободно качающаяся металлическая дощечка, по углу отклонения которой от вертикали можно с помощью специальной таблицы определить силу ветра. Флюгер устанавливается на высоте 8-10 метров.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Построение розы ветров по данным наблюдений за погодой
Цель работы: формирование представления о понятии «ветер», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра.
Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь.
А. Используйте данные календаря погоды за месяц, постройте розу ветров. Для этого:
1. Начертите в тетради пересекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта.
2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5см.) 0 1 день и количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку.
3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений.
4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией.
5. В центре графика подпишите количество безветренных дней.
Б. По розе ветров определите преобладающие ветры.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Может ли ветер способствовать распространению инфекций ?
Может. Возбудители ряда болезней распространяются не только посредством диффузии, но и с помощью ветра. Так распространению ящура (болезнь, поражающая животных) в 1967-1968г.г. в Англии и континентальной Европе, как показали исследования, способствовал ветер. Ветром переносятся и споры вредителей растений.
Почему флюгер украшен фигурой петуха?
В Европе обычай украшать указатель направления ветра фигурой петуха берет начало с 9 века, когда по указанию папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы – эмблема апостола Петра (Петр, по преданию, отрекся от Христа трижды, прежде чем успел прокричать петух. Таким образом, петух – символ духовной бдительности)
Что такое смерч?
Летом в разных уголках земного шара, там где стоит жаркая погода, сопровождающаяся развитием мощных грозовых облаков, возникают вертикальные или слегка наклоненные к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха, названные «смерчем». Смерчи рождаются над водой и над сушей. Смерчи на суше в Европе называют тромбами, а в Америке – торнадо.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Вычеркните лишнее слово
- Дождь, град, бриз, иней, снег
- Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр
- Бриз, дождь, муссон, ветер
- Роса, иней, дождь, туман
- Роса, дождь, снег, ливень
Составьте правильно пары
1. Термометр А) Количество осадков
2. Барометр Б) Температура воздуха
3. Гигрометр В) Направление и сила ветра
4. Осадкомер Г) Атмосферное давление
5. Флюгер Д) Влажность воздуха
Викторина
- Название этого ветра вам знакомо, оно созвучно с электробытовым прибором для сушки волос. Этот ветер, дующий с гор в долины, сильный, порывистый и сухой. О каком ветре идет речь?
- Бора – сильный холодный порывистый ветер, дующий с низких горных хребтов в сторону относительно теплого моря. С давних пор бора известна на побережье Черного моря. Бора всегда вызывает понижение температуры воздуха, продолжительность этого ветра от 1 – 3 суток до недели. В каком городе России жители сталкиваются с ветром под названием бора?
- Жаркий или сильно иссушенный ветер в степях, полупустынях и пустынях в разных местах называется по – разному: в Италии – сирокко, на северо – востоке Африки и Аравии - хамсин. А как называют этот ветер в России?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Исследование причин, приводящих к образованию ветра
Найдите доказательства причин образования ветра
Требуется: наблюдательность, солнечный день, костер, воздушный шарик, нитка, батарея центрального отопления, полоски бумаги.
Ход эксперимента:
- Найди подтверждение тому, что воздух поднимается вверх. В безветренную погоду внимательно присмотрись к дыму костра. Дым от костра поднимается вертикально вверх. Нагретый огнем воздух легче, чем холодный – окружающий его. Вот дым и устремляется вверх, как наполненный гелием воздушный шар.
- Найди подтверждение тому, что воздух расширяется. Измерь ниткой воздушный шарик и оставь его на некоторое время под горячими лучами солнца или около батареи центрального отопления. Спустя некоторое время измерь шарик – и ты заметишь, что он стал больше. Таким образом, нагретый воздух не только поднимается вверх, но и расширяется.
Объясните
- Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
- Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко?
- Объясните поговорку: «Много снега – много хлеба»
- Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом ,зима, зима»
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Физика, биология
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТИГНУТЫ УЧАЩИМИСЯ
Знания о ветре, о причинах его возникновения. Образование бризов, муссонов, смерчей. Познакомятся с инструментарием. Получат практические знания по построению розы ветров. Умение применять теоретические знания в повседневной жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
- Еженедельник «География» № 35 – 2000
- Максимов Н. А. хрестоматия по физической географии – М.: Просвещение,1980
- Константинова Т. В. Еженедельник «География» № 21. 2001.
- Смирнов В. Ф. Путешествие в страну тайн – М.: Новая школа, 1993
- Пашканг К. В. Физическая география. – Высшая школа, 1991
- Глушкова В. Т. Физическая география – М. : «Аркти»., 2001
- Я иду на урок географии: Физическая география России. Книга для учителя. – М. : «Первое сентября», 2000.
Примечание: Данный урок можно применять в 8 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий урока "Ветер" в 6 классе
полный подробный конспект урока в 6 классе....
Урок Ветер
Учебное занятие «Ветер» для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской программой курса географии для 6 классов общеобразовательных учреждений...
Презентация к уроку. Ветер
Презентация рассказывает об образовании ветра. Знакомит с бризами, муссонами, розой ветров....
презентация к уроку "Ветер"
Презентация содержит иллюстративный материал, помогающий проверить ранее полученные знания, закрепить новый материал....
Конспект урока "Ветер"
Конспект урока "Ветер"...
урок Ветер
Данный урок раскрывает всю сущность работы учитель и ученик. Урок составлен по новым требованиям ФГОСС. Данный урок участвовал в конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок"....
Технологическая карта по теме урока "Ветер"
Технологическая карта по теме урока в 6 классе "Ветер" Урок по ФГОС...