Конспект урока по теме "Взаимодействие природы и общества"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

Конспект урока по обществознанию по теме "Взаимодействие природы и общества" для 8 класса по учебнику А.И Кравченко с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Конспект урока по теме:

 «Взаимосвязь общества и природы» 8 класс

Цель: дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы.

Задачи:

  • познакомить с определением  природы в широком и узком смысле;
  • объяснить взаимосвязь человека, общества и природы;
  • формировать навыки анализа взаимного влияния общества на природу и природы на общество;
  • формировать активную экологическую позицию школьников по защите природы.

Форма урока: изучение нового материала.

Методы: работа в группах, «Ожидания», ассоциации, тренинг, анализ документов, творческое задание.

Межпредметные связи: география, история.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, бумага, фломастеры.

План урока.

  1. Что такое природа?
  2. Как взаимодействуют природа и общество?
  3. Деятельность человека по защите природы.

Ход урока.

  1. Тренинг. Участники групп встают парами лицом друг к другу. Надо стоять на одной ноге, не сходя с места.

 Вопросы: Вы себя комфортно чувствуете? Что нужно сделать, чтобы стоять было легче? Как нужно работать в группе?

  1. Учебная мотивация.

«Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается» (слайд 1)

                                (Цицерон).

Вопрос (на доске):

Как вы понимаете данное высказывание?

  1. Объявление темы урока (слайд 2)
  2. Метод «Ожидания». Дети высказывают свои ожидания от урока.

Возможные варианты:

Что такое природа?

Как взаимодействуют природа и общество?

Как сохранить природу? И другие.

  1. Объявление плана урока (слайд 3)
  2. Целеполагание. Важно подчеркнуть, что наши цели частично или полностью совпадают.
  3. Работа с понятием методом ассоциаций (слайд 4)

Что такое природа? Учащиеся называют ассоциации: лес, озеро, животные, цветы, горы и т.д., затем дают определение: Природа – это все, что нас окружает.

Учитель: Вы дали определение природы в широком смысле, но существует узкий смысл этого понятия. Природа – это биосфера, т.е. естественные условия жизни человека и общества (слайд

Задание: сравнить, в чем отличие широкого смысла определения от узкого.

  1. Работа в группах по вопросу: Как могут взаимодействовать между собой природа и общество? (слайд 5).

Положительное влияние общества на природу и природы на общество

Отрицательное влияние общества на природу и природы на общество

Выступление групп. Дополнения. (слайды 6-7)

  1. Анализ ситуаций. Что должен сделать человек для своего дальнейшего существования? Сохранить природу. Группы анализируют ситуации, отвечают на вопросы (смотри дидактическое приложение).
  2.  Рефлексия. Группы составляют коллаж по теме: Перспективы развития общества при условии сохранения и уничтожения природы.
  3. Возвращение к «Ожиданиям», осуществились ли они на уроке.
  4. Объявление оценок, д/з. п.2, задания 4-7 (по выбору). Можно предложить творческое задание по составлению программы по охране:

- леса;

- животных;

- озер и т.д.

Дидактическое приложение.

Ситуация 1.

В последние годы зарегистрировано огромное количество больных эндокринными заболеваниями (патология щитовидной железы и др.). В  результате этого рождаются карликовые дети, психически нездоровые и т.д. Основная причина – нарушение экологии, нехватка йодированных продуктов. Это приводит к замедлению роста, умственной отсталости. Врачи констатируют, что природные продукты прошлого, не подвергавшиеся обработке, гораздо благотворнее воздействовали на человека.

Вопросы:

  1. Какой вывод о взаимодействии природы и человека можно сделать?
  2. Каким образом можно предотвратить экологические проблемы и почему в этом должен быть заинтересован сам человек?

Ситуация 2.

В ст. 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещении ущерба, причиненного здоровью, имуществу экологическим правонарушением. Так, государство обязуется проводить мероприятия по предупреждению, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, осуществлять контроль за окружающей средой. В соответствии с принципом «загрязнитель платит», в РФ установлена плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ. Действуют такие законы, как Земельный кодекс, Лесной кодекс, закон «О животном мире», Водный кодекс и др.

      За нарушение экологии предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Вопросы:

  1. Почему право вмешивается во взаимоотношения человека и природы?
  2. Что означает право на благоприятную окружающую среду? Чем оно гарантировано?
  3. Что вам известно о мероприятиях по защите окружающей среды?

Прилуцкая                МОУ СОШ№19

Валентина Геннадьевна                п.Светлый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Семья - ячейка общества"

Урок обществознания в 6 классе по теме "Семья - ячейка общества"...

конспект урока "Конституция - механизм взимодействия человека, общества и государства"

20-летний юбилей Конституции РФ - важное политическое событие. Урок посвящен работе с текстом Конституции, ученики принимают участие в деловой игре "законотворческий процесс в РФ", работают с тестами....

конспект урока по курсу "Человек и общество" на тему "Деньги"

Данный конспект урока по курсу "Человек и общество" на тему "Деньги" состален для учащихся класса послешкольного обучения с умереннной степенью умственной отсталости проживающих в условиях детского до...

Конспект урока по обществознанию: "Семья- ячейка общества" (6 класс).

Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н. для 6 класса. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."

Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....

План-конспект урока по теме "Люди и общество" по учебнику "English lХ" О.В.Афанасьева. И.В.Михеева для школ с углублённым изучением английского языка

Урок-проект по теме "People and Society"Целью урока : Формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.С...