Рабочая программа по географии 6 класс линия"Полярная звезда"
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Пояснительная записка, календарно- тематическое планированиеи т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

УТВЕРЖДАЮ


Директор ГБОУ СОШ № 262

____________ /Л.Р.Иваненкова

«30»  августа         2013 г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УР

______________ /_________________

«30»  августа         2013 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

______________________________

______________________________

Протокол № ________

от  30 августа         2013 г.

Руководитель МО

_____________ /________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « _____география________________________________________________»

Класс      _________________6А класс___________________________          

____2013-2014_________________________________      учебный год

 Ф. И.О. учителя ________Захарычева В. П.________________

Категория __________высшая___________________

        

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013



Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Нормативная основа программы 

 

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень);  
  •    Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008 г, Москва, Просвещение) Примерные программы по …….
  •  Программа для общеобразовательных учреждений. _география______ (предмет). _6___ класс. Автор __А.И.Алексеев__В.В.Николина____________. – М.: Просвещение_______ (издательство), _2008______ (год)
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 262  Красносельского  района Санкт-Петербурга
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 262  Красносельского  района Санкт-Петербурга – 2013

  • Структура документа
  • Рабочая  программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
  • Общая характеристика учебного предмета
  • .

 Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Федеральный базисный учебный план отводит 35часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

       Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Целью данной программы является обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников.

Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных коммуникативных,  географических компетенций.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страны и континенты»(7 класс), Россия(8 класс), учебников линии «Полярная звезда». Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов взаимосвязан со всеми остальными, поэтому основная часть курса - изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, а также человек.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:

Знать/понимать:

- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей; результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,                              основные источники географической информации, методы изучения Земли, географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца, различия между планом местности, картой,  глобусом, современные способы создания карт, как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы, состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них, изменения ,происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека, географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:- показывать по физической карте полушарий,  физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу - географические объекты; обозначать и надписывать их на контурной карте, давать описания существенных признаков географических объектов и явлений, находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета; приводить примеры:  развития представлений человека о Земле;  крупнейших по площади и населению стран;  крупнейших рас и народов мира;  крупнейших географических объектов на Земле, в России, в своей местности;  адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры, источников загрязнения геосфер; использования и охраны природных ресурсов;  составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, описание образа природных  объектов, описывать  природные  объекты  по типовому плану,                                определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в Коллекциях);

 

 

Тематическое планирование .Количество часов-34

Содержание

Кол-во часов

1.

Тема 1

Введение.

На какой Земле мы живём.


3

2.Тема 2

Планета Земля.

2

3.Тема 3

План и карта.

5

4 Тема 4

Человек на Земле.

2

5.Тема 5

Литосфера – твердая оболочка Земли.

5

6.Тема 6

Гидросфера – водная оболочка Земли.

5

7.Тема 7

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

5

8.Тема 8

Биосфера – живая оболочка Земли.

2

9.Тема 9

Географическая оболочка.

4

 2часа- резерв

Программой предусмотрено проведение оценочных практических работ-7

Оценочные практические работы:                                                                            

1.П.р.№1 Организация и обучение приемам работ; наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, ,ориентирование по солнцу . измерение высоты солнца над горизонтом.

2. П.р. №2 Топографический диктант

3.П.р.№3 Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

4.П.р.№4 Определение по карте и глобусу с помощью приборов расстояний и направлений.

5.П.р.№5 Определение по карте и глобусу географических координат.

6.П.р.№6 Изучение свойств горных пород и минералов.

7.П.р.№7 Построение и анализ розы ветров.

Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой-основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картой основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическим материалом как знакомство с основным содержанием карты, выявлению основных картографических явлений и объектов и использование карты для решения простейших картографических задач определения местоположения объекта и составления несложной географической характеристики. Практические работы являются частью урока.

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

 

Учет особенностей обучающихся класса

Характеристика особенностей усвоения материала в этом классе. Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 6 класса.

К среднему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов .Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.

В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память .Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

При разработке рабочей программы учитывались индивидуальные особенности детей.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения

Формы обучения:

* фронтальная (общеклассная)

* групповая (в том числе и работа в парах)

* индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.

Средства обучения:

* для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, картинки), технические средства обучения (компьютер , магнитофон, DVDплеер) , мультимедийные дидактические средства;

* для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

* вводный,

* текущий,

* тематический,

* итоговый,

* комплексный

Формы контроля:

* проверочная работа;

* тест;

* фронтальный опрос;

* индивидуальные разноуровневые задания;

*практические работы;

* сообщения;

* результаты проектной и исследовательской деятельности;

* оценка и самооценка учащимися своих работ;

Рабочая программа рассчитана на применение следующего УМК:

1.География. Природа и люди. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений/под редакцией А.И.Алексеева-М. Просвещение,2010-2011

2.Географический атлас,6 класс

3.Николина В.В.География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя - М. Просвещение,2008

4 Николина В.В..Тренажер по географии (рабочая тетрадь), М.Просвещение,2010

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое ство

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России



Предварительный просмотр:

Раздел II. Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:



тесты

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся (10- 15 мин.)

Уроки

практические работы

1.

Тема 1На какой Земле мы живём.

3

3

1

2.

Тема 2Планета Земля.

2

2

1

3.

Тема 3 План и карта.

5

5

5

1

3

4.

Тема 4 Человек на Земле

2

2

1

1

5.

Тема 5 Литосфера – твердая оболочка Земли

5

5

1

1

3

6.

Тема 6 Гидросфера – водная оболочка Земли

5

5

1

1

2

7.

Тема 7 Атмосфера – воздушная оболочка Земли

5

5

1

2

8.

Тема 8 Биосфера – живая оболочка Земли.

2

2

1

1

9.

.Тема 9 Географическая оболочка.

4

4

1

1

2ч-резерв

2

2

Итого;                                          35                  35                                         7                                             7                        15



Предварительный просмотр:

Раздел III. Содержание  рабочей программы  

Содержание тем учебного курса.

Содержание  рабочей программы  

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

 Тема 1. На какой Земле мы живем (3 ч)

(3 ч)

Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

 

Тема 2. Земля как планета (2 ч)

(2 ч)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.
      
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

 Тема 3. План и карта (5 ч)

5 ч

Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

  Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.

Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.

 Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3.Ориентирование по плану города.4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

 Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

 Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов

Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

(2 ч)

 Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.

 Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера (5 ч)

(5 ч)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.

 Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.

 Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.

 Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.

Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.

Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.

6.

Тема 6. Гидросфера (5 ч)

(5 ч)

 Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

 Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.

 Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

 Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.

 Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
 Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

 Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

7.

Тема 7. Атмосфера (5 ч)

(5 ч)

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы

 Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

 Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.

Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.  5.Анализ погоды на   ближайшие два-три дня.

8.

Тема 8. Биосфера (2 ч)

(2 ч)

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.

Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

 Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.

 Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

 Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.

 

9.

Тема 9. Географическая оболочка Земли

(4 ч)

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.

 Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

2час а– резерв времени



Предварительный просмотр:

IV. Календарно-тематическое планирование по  ___географии     6 класс______________________________________________

на 2013 – 2014  учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Практические, \работы

Формы контроля

Планируемые результаты обучения

Задания для учащихся в классе/ д/з

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

I триместр

1.

Тема 1 На какой Земле мы живём.(3 ч)1.Что такое география и как мы будем ее изучать.

Изучение нового материала

Вводная беседа

Оценить значимость географ. науки. Задачи. Методы.

П. 1 ответить на вопросы.

Географ. карты. Учебник

2.

2.Как люди открывали Землю.

Урок- путешествие .комбинированный.

1. Анализ источников географической информации.

 

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос. Составление по карте маршрута путешествий

Узнают об освоении Земли,великие геогр. открытиях ,.путешественниках..

П.2 ответить на вопросы.

карта. Видеофильм.

3.

3. География сегодня.

Урок актуализации знаний и умений комбинированный.

2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о способах получения геогр. информации. (Карты ,книги, справочники, журналы).

П.3 ответить на вопросы.

Карты ,книги, справочники, журналы.

4.

Тема 2Планета Земля(2ч) 1.Мы во Вселенной.

Изучение нового материала

1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. ».

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Понимать значение движении Земли.,обобщение имеющихся знаний.

П.4 ответить на вопросы.

Глобус ,атлас ,учебник.

5.

2.Солнечный свет на Земле

Урок актуализации знаний и умений комбинированный.

3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли             1. Организация и обучение приемам работ; наблюдение за погодой, фенологическими явлениями, ,ориентирование по солнцу . измерение высоты солнца над горизонтом.

».

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают значение понятий-  знит ,тропики ,полярные круги  и т.д.

П.5 ответить на вопросы.

Глобус , атлас ,учебник.

6.

Тема 3 План и карта.(5ч)1.Ориентирование на местности.

Изучение нового материала

1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Определять стороны горизонта, ориентироваться по компасу, звездам, солнцу .Определять азимут.

П.6 ответить на вопросы.

Компас , таблицы.

7.

2.Земная поверхность на плане и карте.

Урок актуализации знаний и умений

2. Топографический диктант.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о плане местности, масштабе ,горизонталях и т.д.

П.7 ответить на вопросы.

Атлас ,компас, линейка.

8.

3.Географическая карта.

Практикум комбинированный.

3.Ориентирование по плану города..

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Роль карты в жизни людей, свойства карты.

П.8 ответить на вопросы.

Глобус ,атлас ,учебник.

9.

4.Градусная сеть.

Практикум комбинированный.

4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о параллелях и меридианах.

П.9 ответить на вопросы.

Глобус ,атлас ,учебник.

10.

5.Географические координаты

Практикум комбинированный.

5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

тест

Узнают о широте и долготе, научаться определять геогр. координаты .их значимость.

П.10 ответить на вопросы.

Глобус ,атлас ,учебник.

11.

Тема 4 Человек на Земле(2ч )1.Как люди заселяли Землю.

Изучение нового материала

1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают об освоении Земли человеком.

П.11 ответить на вопросы.

Глобус ,атлас ,учебник.

12.

2. Расы и народы.

Урок актуализации знаний и умений

2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

тест

Узнают о расах и народах. Плотности, государства.

П.12 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник, карты

II триместр

13.

Тема 5 Литосфера – твердая оболочка Земли(5ч)1.Земная кора –основная часть литосферы.

Изучение нового материала

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о строении литосферы. И строении Земли.

П.13 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник ,карты, таблица.

14.

2.Горные породы ,минералы ,полезные ископаемые.

Урок актуализации знаний и умений

.1. Изучение свойств горных пород и минералов

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о разнообразии гор. пород, полез. ископаемых.

П.14 ответить на вопросы.

Образцы горных пород.

15.

3.Движение земной коры.

Практикум комбинированный.

2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.

Работа с конт. Картой Сопоставление карт атласа.

Узнают о движениях земной коры,          землетрясениях и вулканах.

П.15 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник, карты, видеофильм.

16.

4.Рельеф Земли. Равнины.

Практикум комбинированный.

4. Описание по карте равнин и гор по плану

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

узнают о разнообразии рельефа

П.16 ответить на вопросы.

Карты, картины, учебник.

17.

5.Рельеф Земли.Горы.

Практикум

 5. Описание рельефа своей местности

тест

узнают о разнообразии рельефа

П.17 ответить на вопросы.

Карты, картины, учебник. ,видеофрагмент.

18.

Тема 6 Гидросфера – водная оболочка Земли (5ч )1. Состав и строение гидросферы.

Изучение нового материала

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о гидросфере круговороте воды.,охране.

П.18 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник

19.

2.Мировой океан.

Изучение нового материала

4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о частях мирового океана(моря, заливы, проливы и т.д.)

П.19 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник

20.

3.Воды океана.

Урок актуализации знаний и умений комбинированный.

3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о свойствах воды ,течениях, приливах и отливах.

П.20 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник ,карты,

21.

4. Реки- артерии Земли.

Практикум комбинированный.

1.Описание реки и озера по плану

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о реке и ее частях, режиме, источниках питания.

П.21 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник ,карты,

22.

5. Озера, подземные воды, ледники.

Практикум комбинированный.

2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

тест

Узнают и видах озер,значении.

П.22 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник ,карты,,видеофрагмент

23.

Тема 7 Атмосфера – воздушная оболочка Земли(5ч)1.Состав и строение атмосферы.

Изучение нового материала

1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о строении атмосферы, ее значении.

П.23 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник ,

24.

2. Тепло в атмосфере.

Урок актуализации знаний и умений комбинированный.

2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Научаться определять температуру воздуха, определять среднюю.

П.24 ответить на вопросы.

Учебник ,приборы  для изучения погоды.

III триместр

25.

3.Давление и ветер.

Изучение нового материала

3. Построение и анализ розы ветров

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о давлении и видах,ветра.

П.25 ответить на вопросы.

Барометр, флюгер,

26.

4.Влага в атмосфере.

Практикум комбинированный.

. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают виды облаков, влажности воздуха.

П.26 ответить на вопросы. ответить на вопросы.

Гигрометр.

27.

5. Погода и климат.

Практикум комбинированный.

5.Анализ погоды на   ближайшие два-три дня.

тест

Узнают о погоде и климате.

П.27 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник

28.

Тема 8 Биосфера – живая оболочка Земли.(2ч)1.Биссфера –земная оболочка.

Изучение нового материала

1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о биосфере ,почвах, круговороте веществ.

П.28 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник

29.

2.Биосфера –Сфера жизни.

Урок актуализации знаний и умений

2. Описание одного растения или животного своей местности.

 

тест

Жизнь в биосфере .Человек.

П.29 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник,видеофильм.

30.

Тема 9 Географическая оболочка.(4ч)1.Географическая оболочка Земли.

Изучение нового материала

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают о геогр. оболочке и ее частях.

П.30 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник

31.

2.Природные зоны Земли.

Урок актуализации знаний и умений

1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Узнают широтной зональности и высотной поясности.

П.31 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник ,карты.

32.

3.Культурные ландшафты.

Практикум комбинированный.

2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

Работа с картой. Индивидуальный и фронтальный опрос.

Культурный, городской , промышленный ландшафт.

П.32 ответить на вопросы.

Атлас ,учебник,видеофильм.

33.

Обобщающий урок по теме Географ. оболочка.

Урок обобщения и повторения.

тест

Обобщение знаний

Не задано.

Атлас ,учебник

34.

Резерв времени.(2 ч)



Предварительный просмотр:

V.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по __географии_______________

к концу __6_______ класса

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
      
1) знать / понимать:
      значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
      результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
      основные источники географической информации, методы изучения Земли;
      географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
      различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
      как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли    основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие   в них  изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
      географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
      
2) уметь: 
      показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
      находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
      приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов; составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям; определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);

 применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
      
3) оценивать:
      роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
      универсальное значение природы



Предварительный просмотр:

VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по _____________географии        6 класс_____________________________________________

Критерии и нормы оценки обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю



Предварительный просмотр:

VIII. Ресурсное обеспечение программы

Литература:

  1. География. Природа и люди. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ (А.И.Алексеев, С.Б. Болысов, В.В.Николина) под ред. А.И. Алексеева, М., Просвещение, 2010.
  2. В.В. Николина. География. Мой тренажер. 6 класс, М., Просвещение,2011.
  3. В.В. Николина. Методические рекомендации. 6 класс, М., Просвещение, 2009 .
  4. В.В. Николина. Конструктор текущего контроля. 6 класс, М, Просвещение, 2009.
  5. Географический атлас, 6 класс.

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое ство

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 класс линия"Полярная звезда"

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование и т. д....

Рабочая программа для 5 класса линия "Полярная звезда"

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 5-9 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда". Базовый уровень. 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы.ФГОС...

Рабочая программа по географии 5- 6классы "Полярная звезда" 2018

Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5–6 классов и разработана на основе следующих документов:...