Рабочая программа по географии 5- 6классы "Полярная звезда" 2018
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5–6 классов и разработана на основе следующих документов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografii_polyarnaya_zvezda_5-6_klassy_2018.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу «_____» ___________________2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
Составитель: Пыжонкова Н. Е.
Учитель географии
Категория _первая
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5–6 классов и разработана на основе следующих документов:
• Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ).
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
• Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
• Рабочая программа предметной линии «Полярная звезда» 5-9 класс. Алексеев А.И., Бахир М.А., Ильинский С.В. и др., 2019 год
• Образовательная программа основного общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»;
• Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020гг.
• Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».
Учебники:
- АлексеевА.И., НиколинаВ.В., ЛипкинаЕ.К. и другие « География» 5-6 класс, «Полярная звезда». Просвещение. Москва, 2018 г.
Программой отводится на изучение географии 68 часов, которые распределены по классам следующим образом:
- 5 класс – 34 часов, 1 час в неделю;
- 6 класс – 34 часов, 1 час в неделю;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде обитания всего живого, в том числе и человека;
- готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Метапредметными результатами изучения всего курс географии является формирование УУД (универсальных учебных действий), среди них:
Регулятивные:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.
Познавательные:
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные:
- самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Тема 1. Введение. Что изучает география
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Практические работы:
- Работа с картой «имена на карте»
Тема 2. На какой Земле мы живем
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Практические работы:
- «Описание, нанесение на контурную карту географических обьектов изученных маршрутов путешественников».
Тема 3. Земля во Вселенной (4часа)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Практические работы:
- « Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года».
Тема 4.План и карта.
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практические работы:
- «Определение азимута»
- «Определение высот и глубин географических объектов».
- «Определение географических координат по карте».
Тема5 . Литосфера
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники
Практические работы:
- « Работа с коллекцией горных пород, минералов»
- «Работа с контурной картой. Нанесение элементов рельефа».
- «Описание по плану равнины».
- « Работа с контурной картой. Нанесение элементов рельефа.
Описание по плану горы».
6 КЛАСС
Тема 1. Гидросфера
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные)
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 2. Атмосфера
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
1.Построение розы ветров,
2диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.
3.Выявление причин изменения погоды.
Тема 3. Биосфера.
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Практическая работа
- Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 4. Географическая оболочка
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Практические работы:
- Изучение строения почвы на местности.
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
- Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
7 КЛАСС
Тема1. Введение (3часа)
Практические работы:
- « Определение по картам и глобусу расстояний в градусной мере и километрах»
- «Характеристика карт по плану».
Тема2. Население Земли(5 часов)
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Практическая работа:
- 1. «Составление характеристики населения мира»
2. «Анализ изменения численности и плотности населения»
3. «Характеристика размещения этносов и распространения религии»
- Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности
Тема 3. Природа Земли(13 часов)
Литосфера.
Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Атмосфера.
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Практические работы:
1. «Сопоставительный анализ карт климатических поясов и природных зон мира»
2. «Определение типов климата по предложенным климатограммам».
Тема 4. Природные комплексы и регионы Земли(6 часов)
Мировой океан.
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Практические работы:
- «Сравнение географического положения материков»
Растительный и животный мир Земли.
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Практическая работа:
1. «Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах»
Тема 5. Материки и страны (38 часов)
Африка
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка – древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка – самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
- «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах».
- «Обозначение на контурной корте рельефа и месторождений полезных ископаемых».
Австралия
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Практические работы:
- « Сравнение географического положения Африки и Австралии».
- «Разработка туристического маршрута по Австралии».
Антарктида
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции
Практическая работа:
- «Сравнение природного комплекса Антарктиды и Антарктики».
Южная Америка
Географическое положение – основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
- «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки».
Северная Америка
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
- «Характеристика США».
- «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе; оценка значения климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности».
Евразия
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
1. « Характеристика природных зон на маршруте путешествия на основе различных источников информации».
2. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.
3. Определение типов климата по климатограммам.
4. Оценивание роли климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности
5. Характеристика географического положения страны по политической карте.
6. Характеристика природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран
Тема 6. Взаимодействие природы и общества (2 часа).
Охрана природы. Влияние человека на окружающую среду.
Практическая работа:
- Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности человека
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Количество практических работ, тестов. |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | На какой Земле мы живем | 4 | 1,тест 1 |
3 | Земля во Вселенной | 4 | 1,тест 1 |
4 | План и карта | 10 | 5, тест -1, 2 |
5 | Человек на Земле | 4 | 1,тест-1 |
6 | Литосфера - твердая оболочка Земли | 9 | 3,тест-1 |
7 | Итоговое повторение | 2 | тест-1 |
Итого | 34 | 12, тестов - 7 |
6 КЛАСС
№ п/п | Тема курса | Количество часов | Количество контрольных, практических работ. |
1 | Повторение, изученного в 5 классе | 1 | |
2 | Гидросфера | 11 | 2 |
3 | Атмосфера | 11 | 3, тест 1 |
4 | Биосфера | 4 | 1 |
5 | Географическая оболочка | 5 | 3 |
6 | Повторение | 2 | тест 1 |
Итого | 34 | 9, тестов - 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока
| Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение (1час) | |||||
1 | Что изучает география. Пр. раб. « Работа с картой «имена на карте». | 1 | |||
На какой Земле мы живем (4 часа) | |||||
2 | Познание Земли в древности. | 1 | |||
3 | Как люди открывали Землю. | 1 | |||
4 | География на современном этапе. | 1 | |||
5 | Пр. раб. «Описание на нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников». | 1 | |||
Земля во Вселенной (4часов) | |||||
6 | Земля и космос. Земля - часть Солнечной системы. | 1 | |||
7 | Осевое вращение Земли. | 1 | |||
8 | Обращение Земли вокруг Солнца. | 1 | |||
9 | Пр. раб. « Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». | 1 | |||
План и карта (10 часов) | |||||
10 | Ориентирование на земной поверхности Пр. раб. «Определение азимута». | 1 | |||
11 | Земная поверхность на плане и карте. Масштаб. | 1 | |||
12 | Земная поверхность на плане и карте. Пр. раб. «Определение высот и глубин географических объектов». | 1 | |||
13 | Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам. | 1 | |||
14 | Географические карты. Пр. раб. «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте». | 1 | |||
15 | Градусная сетка Параллели и меридианы. | 1 | |||
16 | Географические координаты Географическая широта. | 1 | |||
17 | Географические координаты географическая долгота. | 1 | |||
18 | Работаем с картой. Пр. раб. «Определение географических координат по карте». | 1 | |||
19 | Обобщение по теме «План и карта». | 1 | |||
Человек на Земле (4 часа) | |||||
20 | Как люди заселяли Землю. | 1 | |||
21 | Расы и народы. | 1 | |||
22-23 | Сравниваем страны мира. | 2 | |||
Литосфера - твердая оболочка Земли (9 часов) | |||||
24 | Земная кора-верхняя часть литосферы. | 1 | |||
25 | Разнообразие горных пород Пр. раб. « Работа с коллекцией горных пород, минералов». | 1 | |||
26 | Движения земной коры Землетрясения. | 1 | |||
27 | Движения земной коры. Вулканизм | 1 | |||
28 | Разнообразие рельефа Земли. Равнины Пр. раб. «Работа с контурной картой Нанесение элементов рельефа. Описание по плану равнины». | 1 | |||
29 | Разнообразие рельефа Земли. Горы. Пр. раб. « Работа с контурной картой Нанесение элементов рельефа. Описание по плану горы». | 1 | |||
30 | Выполняем проектное задание. Разработка туристического маршрута. | 1 | |||
31 | Литосфера и человек. | 1 | |||
32 | Обобщение по теме «Литосфера». | 1 | |||
33-34 | Итоговое повторение. | 2 |
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | |||
Гидросфера - водная оболочка Земли (11 часов) | |||||
2 | Состав и строение гидросферы | 1 | |||
3 | Мировой океан - основная часть гидросферы Части океана Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы». | 1 | |||
4 | Мировой океан - основная часть гидросферы. Рельеф дна океана | 1 | |||
5 | Выполняем проектное задание. Проложить маршрут по карте и заполнить «Круизный маршрут путешественника» | 1 | |||
6 | Свойства океанических вод. Движение воды в океане. Волны. Течения. | 1 | |||
7 | Реки Земли. Практическая работа№2. «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком». | 1 | |||
8 | Как работают реки и по каким правилам течет река. | 1 | |||
9 | Озера и болота. | 1 | |||
10 | Подземные воды и ледники. | 1 | |||
11 | Человек и гидросфера. | 1 | |||
12 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера». | 1 | |||
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11часов) | |||||
13 | Состав, структура атмосферы. | 1 | |||
14 | Нагревание атмосферы Температура, распределение тепла на Земле | 1 | |||
15 | Зависимость температуры воздуха от географической широты | 1 | |||
16 | Давление атмосферы. | 1 | |||
17 | Ветры. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства Практическая работа №3 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным». | 1 | |||
18 | Влага в атмосфере. | 1 | |||
19 | Влага в атмосфере. Виды облаков. Осадки Практическая работа №4 « Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным». | 1 | |||
20 | Погода и климат Практическая работа №5 «Выявление причин изменения погоды». | 1 | |||
21 | Изучаем информацию о погоде. | 1 | |||
22 | Обобщение материала по теме «Атмосфера». | 1 | |||
23 | Итоговый урок по разделу «Атмосфера». | 1 | |||
Биосфера - живая оболочка Земли (4 часа) | |||||
24 | Биосфера-земная оболочка Практическая работа №6 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности». | 1 | |||
25 | Почвы. Практическая работа №7 «Изучение строения почвы на местности». | 1 | |||
26 | Биосфера- сфера жизни Практическая работа №8 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности». | 1 | |||
27 | Обобщение материала по теме «Биосфера- живая оболочка Земли». | 1 | |||
Географическая оболочка (5 часов) | |||||
28 | Географическая оболочка Земли. | 1 | |||
29 | Практическая работа №9 «Природные зоны Земли». | 1 | |||
30 | Описание природных зон Земли по географическим картам. | 1 | |||
31 | Культурные ландшафты. | 1 | |||
32 | Обобщение материала по теме. | 1 | |||
33-34 | Повторение. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...