ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
«Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.
Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,
- люди, которые должны сформировать инновационную среду"
(Д. А. Медведев)
Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Новые стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Развитие учеников одной возрастной группы очень неоднородно. Не одинаковый также интерес учеников к изучению физики. Ограниченность времени и зарегламентированость форм организации учебы не дают возможности учесть все индивидуальные особенности учеников. Поэтому учитель решает все задания вне границ школы, класса, урока. Вся эта работа получила название внеурочной или внеклассной.
Основной особенностью внеклассной работы является ее очень слабая зарегламентированость. Учитель свободен в выборе форм, содержания и методов работы. Ценным есть и то, что он имеет возможность вовлекать учеников в активную практическую деятельность. Поэтому проведение внеурочной работы позволяет формировать умение и навыки, творческое мышление, осуществлять политехническую учебу, профориентацию учеников, формировать моральные качества. И если возможности внеурочной работы совпадают с заданиями, которые стоят перед школьной физикой в целом, то эффективность учебного процесса становится значительно выше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ростошинская СОШ»
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ :
«Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»
Учитель физики: Стебунова Ольга Анатольевна
2019-2020 у.
Введение
«Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.
Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,
- люди, которые должны сформировать инновационную среду"
(Д. А. Медведев)
Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Новые стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Развитие учеников одной возрастной группы очень неоднородно. Не одинаковый также интерес учеников к изучению физики. Ограниченность времени и зарегламентированость форм организации учебы не дают возможности учесть все индивидуальные особенности учеников. Поэтому учитель решает все задания вне границ школы, класса, урока. Вся эта работа получила название внеурочной или внеклассной.
Основной особенностью внеклассной работы является ее очень слабая зарегламентированость. Учитель свободен в выборе форм, содержания и методов работы. Ценным есть и то, что он имеет возможность вовлекать учеников в активную практическую деятельность. Поэтому проведение внеурочной работы позволяет формировать умение и навыки, творческое мышление, осуществлять политехническую учебу, профориентацию учеников, формировать моральные качества. И если возможности внеурочной работы совпадают с заданиями, которые стоят перед школьной физикой в целом, то эффективность учебного процесса становится значительно выше.
Целью данного доклада является изучение системы внеклассной работы по физике в основной школе как средство для самореализации и творческого развития каждого школьника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
выделить цели и задачи внеклассной работы по физике;
рассмотреть основные формы организации внеклассной работы по физике.
1. Научно-теоретические основы организации внеклассной работы по физике
2 Роль внеклассной работы по физике в условиях внедрения ФГОС основного общего образования
В последние годы перед школьным учителем встало сразу несколько проблем – это и переход от ФК ГОС, к которому мы вот только привыкли, к ФГОС и соответственно связанные с этим изменения, и изменения, которые, как сказано в официальных нормативных документах, должны произойти с самим учителем. «Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение». И если второе полностью зависит от нас самих, то первое переход на ФГОС НОО, ООО, и в ближайшие годы на СОО – это выполнение соответствующих, вступивших в силу приказов.
Работа по внедрению ФГОС ООО – переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании, обозначает необходимость изменения в целях, содержании, технологиях, формах и методах работы, которые определяют формирование компетенций в определенной сфере деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа НОО, ООО предусматривает внеурочную деятельность.
Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внклассной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Особенностью внеклассной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Внеклассная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеклассная деятельность организуется в следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.
План внеклассной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов.
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике. Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
1.2. Цели и задачи внеклассной работы по физике
Под внеклассной работой понимаются систематические, не являющиеся обязательными, занятия с учащимися во внеурочное время. Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Основной целью внеклассной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.
Перед внеклассной работой по физике ставятся следующие основные задачи:
развитие устойчивого интереса учащихся к физике и её приложениям;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
оптимальное развитие способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
воспитание высокой культуры математического мышления;
развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении физики в технике и практике;
расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности физики;
воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Внеклассная деятельность основывается на обще дидактических принципах, важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения физике, внеурочная работа не может не оставаться на методических принципах: внимание к предмету, оценки знаний. Общеизвестно, что существует некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.
Во внеклассной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется воспитание будущих специалистов в различных областях. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.
Глава 2. Методика организации внеклассной работы по физике
Внеклассная работа сравнительно давняя форма организации работы с учениками. Ее корни прячутся в первых годах ХХ век, а массовое развитие приобрела лишь в середине ХХ века.
2.1.Виды и формы внеклассной работы по физике в основной школе
Установились разные формы внеклассной работы. Одна из классификаций осуществляется за мерой охватывания учеников, а именно:
индивидуальная;
групповая;
массовая.
Все виды внеклассной работы должны быть хорошо организованными и согласованными. Это возможно при использовании передового опыта учителей, результатов научных исследований ученых-методистов.
2.1.1. Особенности организации групповых мероприятий
Одной из самых сложных и самых распространенных групповых форм организации внеклассной работы есть физические кружки.
Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только школьные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке учитель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.
Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов учителя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий учеников.
В зависимости от тематики работы кружки могут быть:
Теоретические (история физики, рассмотрение определенных теоретических вопросов физики, развязывания задач).
Физико-технические (моделирования, радиотехнические, авиамодели и т.п.).
Экспериментальные (конструирования физических приборов, проведения физических опытов и исследований).
Комплексные (общефизические).
После изучения тематики кружка и надлежащей агитационной работы проводится организационное заседание, на котором утверждается план работы, избираются руководящие органы кружка (староста, редколлегия, завхоз). Практика показывает, что оптимальным количеством членов кружка будут 10-15 человек. Если же запишется большее количество, то это не может служить причиной для перебора учеников.
На первом занятии выясняется распорядок работы кружка, ученики выбирают предложенные учителем задания для индивидуальной работы. Если кружок объединяет учеников разных возрастных групп и с разным стажем кружка, то целесообразно создать небольшие бригады по 2-3 человек во главе со старшим и более опытным учеником. Этим достигается взаимообучение и обмен опытом.
Работа планируется таким образом, чтобы теоретические занятия чередовались с практическими. Результаты работы освещаются на специальных зачетных мероприятиях: выставках, вечерах, конференциях.
В частных случаях организуются творческие группы. Они комплектуются из хорошо подготовленных учеников, которые объединяются общим интересом в определенной отрасли физики. Такие группы дают возможность эффективно готовить будущих участников олимпиад разных уровней.
2.1.2. Особенности организации массовых внеклассных мероприятий
Наиболее распространенными среди массовых мероприятий во внеклассной работе являются вечера физики. Это форма, которая соединяет все наиболее интересные формы работы и имеет большое активизирующее действие на учеников.
Вечера физики разделяются на тематические и занимательной физики.
Тематические вечера посвящаются определенной теме школьной программы, или какой-либо проблеме науки физики. Например, "Механика в космосе", "Сверхпроводимость в технике", "Проблемы электроники" и т.п.
Вечера занимательной физики переносят акцент на заинтересованность учеников физикой и чаще организуются для учеников 7-8 классов.
Вечер занимательной физики готовится предварительно. Прежде всего, составляется его план. Один из таких планов имеет такой вид:
Вступление и открытие вечера.
Выбор жюри.
Интересное сообщение.
Занимательные опыты.
Викторина.
Подведение итогов и награждения победителей.
Как правило, ведущими вечера выступают ученики, предварительно подготовленные учителем.
В состав жюри избирают лучших учеников, но обязательно вводят учителя, который исполняет роль консультанта и арбитра.
Во время вечера ученики слушают доклады, наблюдают опыты, принимают участие в их обсуждении. Жюри регистрирует правильные ответы и определяет победителей, награждение которых проводится в конце вечера.
Вечера занимательной физики могут проводиться также в форме КВН.
Часть учеников и кружковцев вовлекается в подготовительную и агитационную работу. Они изготавливают интересные объявления, выпускают физическую газету, организуют выставку физических приборов.
Тематические вечера имеют более простую структуру, но должны обязательно содержать элемент соревнования. С этой целью часто организуют тематические вечера занимательной физики.
2.1.3. Выпуск информационных материалов
Школьные средства пропаганды физики имеют несколько видов:
физические газеты;
физические бюллетени;
викторины.
Выпуск физической газеты посвящается определенному событию: годовщине выдающегося ученого, открытию, вечеру физики, началу изучения новой темы. Их оформление и подбор материалов осуществляют ученики под руководством учителя. Газета должна содержать интересный материал и быть хорошо иллюстрированной.
Физический бюллетень выпускается чаще, чем газета. Он дополняет ее, поскольку содержит оперативный материал об интересных событиях в физике на данное время. Поэтому он имеет меньший объем и более слабый изобразительный ряд.
Физические викторины могут быть как элементом вечера физики, так и самостоятельным элементом активизации учеников вне урока. Ее содержание составляют интересные вопросы или короткие задачи из всего курса физики или отдельных разделов. Если викторина проводится самостоятельно, то все ее вопросы предлагаются ученикам в виде большого плаката.. За ответами определяются победители, которые определенным образом отмечаются.Если же викторина является составной частью вечера, то и вопрос, и ответы на них подается в устной форме. Поздравление победителей осуществляется в рамках вечера.
2.1.4 Неделя физики в школе.
2.1.5 Деловая игра «Клуб физиков». Здесь я провожу встречи команд в клубе физиков «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?». Игра в клубе одного класса или между классами, или лучшие ученики разных классов. Игра может быть тематической( по одной теме) или на разные темы.
2.1.6 Проекты по физике. Проектно-исследовательская деятельность по физике.
2.1.7 Онлайн олимпиады по физике.
2.1.8 Конкурсы по физике.
2.2.Использование современных технологий обучения при организации внеклассной работыПри организации внеклассной работы широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ). Это такие формы, в которых учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой специально организованное самообучение, управляемое посредством индивидуальных образовательных программ и технологических карт прохождения учебного материала и измерения полученных результатов.В этих условиях меняется роль учителя, деятельность которого направлена не на воспроизводство информации, а на психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося в учебно-познавательном процессе.
На современном этапе внеклассная работа по физике эффективно осуществляется посредством:
системы дистанционного обучения;
системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);
работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет, через внутришкольные и межшкольные серверы поддержки и индивидуального сопровождения.
ФГОС ставит задачу перед школой использовать материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.
Таким образом, цель учителя - сделать внеклассную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по физике в основной школе.
Заключение
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка, реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На наш взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий есть – это системная организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС ООО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Я считаю, что внеклассная деятельность в целом и особенно внеклассная деятельность по физике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Таким образом, активно внедряя внеклассную деятельность в образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.
Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...
Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих обучающихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы н...
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету
Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...
Предметная декада по английскому языку как средство развития интересов учащихся
В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выдели...
Внеклассная работа по предмету как средство развития личности учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя.
Презентация к выступлению на педагогическом совете....
Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету.
Главной задачей современной школы является создание нужных и полноценных условий для личного развития каждого учащегося, формирование активной жизненной позиции. В связи с этим внедрение активны...
Краеведческая направленность работы музея как средство развития интереса учащихся к изучению истории своей Родины.
В современном образовании отводится огромное место приобщению детей к культурным ценностям своей страны, к изучению народных традиций и историческим корням Родины.Большую роль в этой работе играет дея...