урок -суд "Охрана вод мирового Океана"
материал (география, 6 класс) по теме
Урок 38 (вариант 2)
Обобщение по теме «Гидросфера»
(урок-игра «Морской бой»)
Цель урока:
Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.
Оборудование:
Игровое поле, карточки с цифрами от 1 до 3 (по 3 шт.) разного цвета (по 20 шт.); карточка с изображением человечка.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Класс разбивается на команды не более чем по 4-5 чел. Выбираются капитаны. Готовятся приветствия, атрибуты и костюмы с морской тематикой и т. д.
Изготавливается игровое поле размером 50 см х 50 см.
II. Проведение игры
Приветствие команд.
Команды занимают места. Учитель объясняет условия игры.
На игровом поле в кармашках по 20 белых карточек, 20 синих, 20 красных, 20 зеленых, 20 черных. Капитаны выбирают цвет команде, желательно по жребию.
На другой стороне карточек записаны цифры от 1 до 3. Капитаны в порядке очередности (тоже по жребию) выходят к игровому полю и переворачивают любую карточку соответствующего цвета, чем больше баллов записано на карточке, тем труднее вопрос и ближе
победа.
В каждой команде ученики по очереди отвечают, если не справился один член команды, то другие участники группы могут помочь, но количество очков уменьшается в 2 раза. Если команда отвечает, то карточка переворачивается тыльной стороной. Выигрывает та команда, которая больше перевернет карточек и наберёт больше очков. Ученики тоже индивидуально получают оценки, т.к. отвечают по отдельности.
Вопросы на 1 балл
- Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?
- Что такое Мировой океан? Сколько знаешь океанов? Перечисли их.
- Дайте определение ледник. Какие виды ледников знаете?
- Что называется речной системой? Из каких частей она состоит?
- Перечислите основные формы рельефа дна океана.
- Что такое речной бассейн? речной водораздел? Что такое мс
- Какие типы морей вы знаете?
- Что такое соленость? В чем она измеряется?
- Что такое водоупорный слой? Приведите примеры.
- Какая вода чище грунтовая или межпластовая?
- Какие виды устьев вы знаете?
- Как определить левый берег и правый?
- Какая река самая длинная?
- Какая река в мире самая полноводная?
- Что такое половодье?
- Перечислите типы питания рек?
- Что такое озеро?
- Опишите внешний вид тектонического озера в прогибе.
- Приведите примеры озер в разломах.
- Что такое снеговая линия?
- Какие виды ледников вы знаете?
- Айсберг - это ледник или нет?
- Какие искусственные водоемы вы знаете?
- Что такое речная долина? Из каких частей она состоит?
- Что такое приток первого порядка, второго порядка?
- Что такое течение?
- Какие бывают течения по происхождению?
- Какие бывают течения по температуре?
- В чем причина происхождения отливов и приливов?
- Что такое цунами?
- Перечислите составные части волны?
- Как изменяется температура океанских вод с глубиной?
- Что такое остров, архипелаг?
Вопросы на 2 балла
- Чем отличается море от залива?
- В чем отличие внутренних морей от окраинных?
- Перечисли океаны по мере уменьшения их площади.
- Почему айсберг не является ледником?
- От чего зависит уровень снеговой линии?
- По атласу перечисли составные части речной системы р. Обь.
- По атласу (или по карте) покажи границы речного бассейна р. Лена.
- Водоразделом каких рек является Верхоянский хребет?
- К бассейну какой реки относится ваша река? (к системе какой реки относится ваша река?)
- Что является устьем у вашей реки?
- От чего зависит соленость?
- Какое море самое соленое? Какие причины повлияли на высокую концентрацию соли в этом море?
- От чего зависит проницаемость горных пород?
- Приведите примеры водопроницаемых и водоупорных горных пород.
- Приведите примеры типов питания для Амазонки, Волги, Сырдарьи.
- Чем отличается половодье от паводка?
- Чем отличается дельта от эстуария?
- Почему в Белом и Охотском морях самые высокие приливы в нашей стране?
- Есть ли закономерность направления течения теплого и холодного?
- Объясните происхождение вулканических озер, приведите примеры.
- Как образуются запрудные озера? Приведите примеры.
- Почему озера старицы не показываются на физической карте полушарий?
- Каких по происхождению озер больше?
- Какие искусственные водоемы построены на следующих реках: Ангара, Волга, Дон.
- По карте определите притоки I4 II и III порядка у реки Обь (Волга).
- Река Подкаменная Тунгуска - левый или правый приток р. Енисей?
- Какое течение самое мощное?
- Почему цунами чаще бывают в Тихом океане?
- Как движется вода в волне?
- Почему прибой всегда движется в сторону берега?
- Какое влияние на температуру морских вод оказывает вертикальное перемешивание вод?
- Какое направление ветра может охладить температуру прибрежных вод?
- Объясните изменение температуры океанских вод с глубиной.
Вопросы на 3 балла
- Почему у Амазонки устье - эстуарий, а у Волги (Оби) - дельта?
- Почему часть Мирового океана к западу от полуострова Индостан называют морем, а к востоку - заливом?
- Что является устьем и истоком у вашей (местной) реки?
- К речной системе какой реки относится ваша местная река?
- Чьим притоком, какого порядка является местная река?
- Горная или равнинная местная река? По каким признакам это определили?
- Какие озера есть в вашей местности? Каково их происхождение?
- Каково питание вашей реки? Отличается ли оно по сезон года?
- Расскажет о режиме местной реки.
- В какой сезон года в вашей местности лучше рыть колол
- Почему именно тогда?
- Где будете искать родник, если в походе у вас закончилась вода?
- Почему говорят, что вода «бьет ключом»?
- Расскажите о роднике в вашей местности. Где он находится? Почему именно здесь подземные воды выходят на поверхность?
- На каких склонах Гималаев снеговая линия будет выше? Почему?
- Есть ли в вашей местности ледники? Если есть, то объясните их появление, если нет, то при каких условиях они могли появиться?
- Каково значение ледников?
- На какой высоте может проявиться снеговая линия, подножья горы температура летом +36°С?
- Эль-Ниньо - теплое течение, является настоящим беда для западных берегов Чили. Почему?
- В теплых экваториальных водах, или в умеренных растворенного кислорода? Почему вы так думаете?
- Корабль плывет из Индии в Санкт-Петербург. Капитан корабля заметил, что уровень усадки судна меняется в разных морях, таких как Аравийское, Красное, Средиземное, Балтийское. Где усадка корабля будет больше, а где меньше?
- Канарское течение и Северо-Атлантическое образовались теплого течения Гольфстрим. Почему тогда Канарское - холодное, а Северо-Атлантическое - теплое?
- Портреты мореплавателей (Дж. Кук, Скотт.) Определить фамилии мореплавателей.
- Этот мореплаватель первым совершил кругосветное плавание.
- Назовите государства, полностью находящиеся на островах. (Работа с атласом.)
- В Байкал впадает множество рек, а вытекает одна. Объясните чистоту байкальских вод. (Впадающие реки имеют снеговое питание.)
- Чад - уникальное озеро. Одна из причин его уникальности - это то, что озеро находится в пустыне, являясь бессточным, имеет пресные воды. Почему?
- Иногда отдыхающим на п-ове Крым погода приносит неприятные сюрпризы. При ясной погоде вода холодная. Объясните данный факт.
- В пустынях не хватает пресной воды. Есть проекты переброски рек из водоизбыточных в пустынные районы. Какие бы реки вы перебросили в пустыню Каракумы? (Другой вариант: в Аральское море.)
- Почему границы берегов некоторых озер показаны пунктирной линией? Можете ли вы привести примеры таких берегов?
- Почему Танганьику называют сестрой Байкала? Есть ли братья и сестры Каспийского моря?
- Почему Каспийское море является озером? Приведите еще примеры таких морей-озер.
- Существует ли море, у которого нет берегов? Объясните, почему эту территорию выделяют в море.
- Какие цветные водоемы вы знаете? Почему они так называются? (Объяснение можно оценить дополнительным баллом.)
III. Подведение итогов игры
Выставление оценок.
Учитель благодарит учеников за работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodyanoy_par_v_vozduhe.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Водяной пар в воздухе
Цель урока:
Сформировать представление о насыщенном и ненасыщенном воздухе. Научить вычислять относительную и абсолютную влажность
Оборудование:
Таблица «Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры; раздаточный материал с условиями задач; гигрометр.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Опрос
Задания на знание понятий, фактов
- Что такое ветер?
- Дайте определения бриз, муссон.
- С помощью какого прибора определяют направление ветра?
- Каково значение ветра в природе и жизни человека?
- Какие типы ветров в зависимости от скорости вы знаете?
Задания на знание закономерностей
- От чего зависит происхождение ветра?
- Покажите стрелочками направление ветра. В каком случае скорость ветра будет больше?
1) 735 мм рт. ст., 750 мм рт. ст.;
2) 770 мм рт. ст., 730 мм рт. ст.
- Почему направление бриза меняется в течение суток?
- Почему в жаркий день от леса веет прохладой? В каком направлении будет дуть ветер от пашни к лесу или от леса к пашне?
Задания на проверку умений
- Как построить розу ветров?
- Проанализируйте розу ветров (Г.: рис. 75; К.: рис. 91).
- Сравните бриз и муссон.
План описания | Бриз | Муссон |
1. Название в переводе на русский язык. 2. Причины образования 3. Где их можно наблюдать? 4. Как далеко проникают на сушу? 5. Когда приносят осадки? |
Задание на причинно-следственные связи и применение знаний
- Почему на южных склонах Гималаев выпадает очень осадков?
- В Индии к этим ветрам приспособились следующим образом. В сухой сезон года они выращивают хлопчатник, а во влажный - рис. Какое явление помогает индийцам на одной и же территории выращивать столь различные культуры?
- Где в России бывают муссоны? Какое влияние на климат территории они оказывают?
III. Изучение нового материала. Абсолютная влажность
Учитель протирает доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (ученики отмечают, доска высыхает).
- Куда девается вода с доски? (Испаряется.)
- Какое значение это имеет для атмосферы? Для ее состава? (В атмосфере содержится вода.)
- В каком состоянии из трех вам уже известных находится в атмосфере? (В газообразном - водяной пар.)
- Видим ли мы водяной пар? (Нет.)
Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью, измеряется в граммах в 1 м3 воздуха.
- Какие явления в природе увеличивают количество водяного пара в атмосфере? (Испарение с поверхности водоемов и земной поверхности.)
- Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 км3 воды, или слой воды толщиной в 1,2 м, а с поверхности суши - 71 тыс. км3 воды. Таким образом, со всей поверхности земного шара испаряется 510 тыс. км3 воды. (Можно предложить ученикам сосчитать самим.)
- Вы, наверное, замечали, что лужи в теплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему? (В теплую ясную погоду испарение происходит быстрее, чем в прохладную.)
- Почему?
Ученики затрудняются, тогда учитель предлагает обратить внимание на рисунок в учебнике (Г.: рис. 77, с. 121; К.: текст на с. 120).
- Прочитайте, от чего зависит скорость испарения и почему? Если занятия происходят по К., следует изготовить демонстрационную таблицу «Зависимость количества водяного пара в насыщен ном воздухе от его температуры».
Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе
от его температуры
-20°С 1 г 10°С 9 г
-10°С 2,5 г 20°С 17 г
0°С 5 г 30°С 30 г
Ученики должны обратить внимание на то, что чем выше температура, тем больше может содержаться воды в таком воздухе.
- Решим задачу. Рассмотрим 2 случая:
1) при t +30°С в 1 м3 воздуха содержится 30 г воды;
2) при t +30°С в 1 м3 воздуха содержится 20 г воды.
- Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой ненасыщенным? (В первом случае насыщенный, а во втором случае - ненасыщенный.)
Учитель предлагает написать в тетради свои версии определений: 1 вариант записывает, что такое насыщенный воздух, а второй вариант - ненасыщенный.
Затем ученики о1крывают учебники (Г.: с. 120; К.: с. 120) и сравнивают свои определения с определениями в учебнике. Следует рассмотреть те аспекты определений, в которых ученики сделали неточности или ошибки. Затем для закрепления ученики выполняют задания, которые предложены в учебниках.
- Пользуясь демонстрационной таблицей, определите:
а) Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0°С до +10°С? (4 г.) От +20°С до +30°С? (13 г.)
б) Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С 1 м3 его содержит 7 г водяного пара? (Нет, не хватает 10 г до насыщения.)
в) Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м3 воздуха, содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10°С? (Нет, т. к. воздух будет ненасыщен, кроме того, воздух при этих условиях способен впитывать водяной пар.)
Учитель предлагает решить проблемное задание:
- Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?
Если ученики самостоятельно не смогут ответить, то учитель в беседе с учениками объясняет.
- Днем температура воздуха была 30°С. Сколько воды могло содержаться в 1 м воздуха (при условии, что он насыщен 30 г)?
- Утром температура упала до +10°С. Сколько грамм воды может содержаться при данной температуре? (9 г.)
- Какой возникает вопрос? (Куда девалась «лишняя» вода массой 21 г?)
- Какой напрашивается ответ? (Вода выпала в виде росы.)
- А теперь объясните сами - куда исчезла роса днем и почему? (Температура повысилась до +300С, и воздух, имея в себе 9 г воды, превратился в ненасыщенный, и поэтому началось испарение, и роса исчезла.)
- Таким же образом объясняется появление и исчезновение туманов.
IV. Относительная влажность
- Всегда ли при t = +30°С содержится 30 г воды? (Ученики выдвигают несколько версий - да и нет, чтобы выделить главную, учитель напоминает о пустынях.)
- Итак, не всегда при определенной температуре может содержаться максимальное для этих условий количество водяного пара. При t = +30°С содержится 30 г водяного пара. Выразите 30 г в процентах (100%), а, если содержится 17 г водяного пара?
Составление пропорции:
30 г-100%
17-х%
x= (17*100)/30=56%
56% - относительная влажность.
- Прочтите в учебнике (Г.: с. 121; К.: с. 120): что такое относительная влажность?
Далее можно познакомить учащихся с устройством гигрометра принципом действия.
V. Решение задач на относительную влажность
К.: задачи №4,5,6, с. 121.
Г.: задачи № 2, 3, с. 124.
Дополнительные задачи в раздаточном материале
1. Определите абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре +20°С 50% (при +20°С может ее жаться 17 г водяного пара, 50% от этого количества - 8,5 г). (Ответ: 8,5 г ± абсолютная влажность.)
2. 1 м воздуха имеет температуру +10°С и содержит 6 г вод Такой воздух насыщен или нет? Ответ поясни.
(При t = +100C может содержаться 9 г водяного пара, а содержится 6 г. До насыщения не хватает 3 г, значит, воздух ненасыщен.)
3. Определите относительную влажность, если при температуре +10°С в воздухе содержалось 1 г воды.
9 г-100%
1 г-х%
x=100/9=11%
Ответ: относительная влажность при t = +10°С при 1 г водяного пара равняется 11%.
4. В воздухе при температуре +30°С содержится 15 г вод Сколько грамм воды не хватает до насыщения?
(Ответ: не хватает 15 г воды.)
Домашнее задание
Г.: § 40 (кроме п. 4), вопрос № 2.
К.: § 41, географическая задача № 8, с. 121.
Дополнительный материал
Искусственное воздействие на туманы
Все знают, как опасен туман, а особенно чувствуют это те, кто находится в пути. Все виды транспорта замедляют или вовсе прекращают свое движение. Туман особенно сказывается на авиационном транспорте. Как только видимость сокращается, число самолётов, совершающих посадку, сразу уменьшается.
Туман продолжается по 5-6 часов, и видимость в нем понижается до нескольких десятков метров. (При видимости меньше 1,5 км почти никто из летчиков не решается на посадку или взлет).
В аэропортах при прогнозе тумана в борьбу с ним вступает отряд, который, вылетая на специальном самолете, засеивает его углекислотой (сухой лед, которым охлаждают мороженое) при помощи установки, названной «Метель». Температура в облаках понижается и выпадает снег. Он падает, облака редеют и в итоге через 40-45 минут туман рассеивается.
Использование росы
В древности обитатели пустынь собирали воду так. Вокруг дерева, возле его корней, клали много камней. На этих камнях поутру собиралась роса. Она стекала в землю, и дерево получало влагу.
Один человек, наверное, знавший про этот способ, придумал другой. На острове Брава, одном из островов Зеленого Мыса, очень редко выпадают дожди. Зато туманы - дело обычное. Но ведь туман - это вода! Человек увидел, что на листьях фуркройи - гигантской лилии - из-за туманов так много оседает росы, что она стекает на землю.
Человек взял и связал листья так, что она стала стекать не на землю, а на другой лист, расположенный ниже, а с него - на следующий... В самом низу образовался целый ручей. Потом изобретатель посадил по склону в один ряд шестьдесят гигантских лилий и выкопал канавку. И роса стала стекать в канавку. 200 литров воды, а в сильные туманы даже 600 л собирали листья фуркройи. Целый водопад росы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии "Части Мирового Океана"
Разработан линии учебника А.А. Лобжанижзе, Сферы,урок-путешествие,в течении урока выполняется практическая работа в контурной карте,в завершении путешествия...
Урок "Движение вод Мирового океана"
Урок в 7 классе с использованием ИКТ (презентация)...
План-конспект урока географии "Части Мирового океана"
План -конспект урока "Части Мирового океана"...
Конспект урока "Рельеф дна Мирового океана"
Тема: Рельеф дна Мирового океана.Цели: Образовательная: сформировать представления о формах рельефа дна мирового океана.Развивающая: формирование умения эффективно работать с текстом учебника, г...
Урок "Гидросфера - часть Мирового океана"
Урок в пятом классе по УМК Летягина,ФГОС. План-конспект....
Конспект урока "Рельеф дна Мирового океана"
Материал может быть использован при изучении рельфа в 6 классе....
Презентация к уроку "Свойства вод Мирового океана"
Презентация к уроку "Свойства вод Мирового океана"...