Тема урока «Лес – бесценный дар природы»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
В рамках проведения акции «Всероссийский день знаний о лесе», приуроченной к Международному дню лесов, 21 марта 2013 года в 7-м классе был проведён урок «Лес – бесценный дар природы» по географии Алтайского края. Изучая параграф 11 «Растительность» (Ревякин В. С. География Алтайского края: Учебник./Гл. ред. А. Ю. Муравьёв; науч. Ред. В. А. Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век»), ученики познакомились с растениями лесной зоны, выяснили, что лесные растения составляют важную его часть природных ресурсов. Узнали о том, что «в процессе почти трёхвекового использования значительная часть их (лесов) вырублена или приведена в крайне угнетённое состояние. Рубки, выпас скота, лесные пожары сопровождаются серьёзными изменениями породного состава». На урок был приглашён начальник пожарной части посёлка, который рассказал о причинах пожара в лесу, их видах и правилах поведения во время лесного пожара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list._7_klass.doc | 94.5 КБ |
urok_o_lese_7_klass.doc | 50 КБ |
belozyorov_nikita.doc | 581.5 КБ |
zheltyakov_vladimir.doc | 498 КБ |
spirina_liliya.doc | 448 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Троицкий район Алтайский край
Урок географии Алтайского края.
Тема «Растительность»
7 класс
Кулигина Людмила Васильевна,
учитель географии
Пос. Гордеевский
Март 2013
Предварительный просмотр:
Тема урока «Лес – бесценный дар природы»
Пояснительная записка
Ведущий компонент краеведческой направленности уроков географии Алтайского края – эмоционально-нравственные, духовные ценности личности. Основную концептуальную идею составляет обучение с целью воспитания. Важным этапом современного обучения является включение учащихся в программируемую социальную деятельность, в которой находит практическое применение материал, усвоенный в процессе обучения.
Цели урока:
Обучающие:
1. Знать растения и животных местных лесов.
2. Уметь работать с атласом Алтайского края, уметь читать карту
3. Расширить представление о приспособленности организмов к условиям лесной среды обитания
4. Систематизировать представления об экологических связях в лесу.
Воспитывающие:
1. Воспитание норм поведения в лесу, следование которым составляет основу экологической культуры.
2. Формирование готовности к природоохранной деятельности.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных умений. Формирование навыков речевой культуры, культуры дискуссии.
- Развитие логического мышления, мыслительных операций: анализ и синтез, классификация. Развитие самостоятельных суждений.
Задачи:
- Формировать положительные эмоции к лесу, как к единому из основных видов растительного сообщества края, страны, планеты.
- Формирование положительного отношения к изучаемым предметам: география, биология, изобразительное искусство, русский язык, литература.
- В единстве противоположных действий человека найти возможные пути рационального отношения к природе.
- Воспитание культуры общения с природой.
- Воспитывать патриотическое отношение к своему краю.
- Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Развивать творческие способности учащихся через практические творческие работы прикладного характера.
- Развивать познавательные способности учащихся, как необходимое условие успешного обучения
Тип урока:
Урок приобретения новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент
-Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок, в котором одновременно участвуют все ученики нашей страны – это Всероссийский урок знаний о лесе. Но мы с вами будем говорить о растительности нашего края «Лес – бесценный дар природы». Эпиграфом нашего урока будут слова о значении леса: «Лес, будто добрый дух планеты,
Прибои пьет от солнечного света.
Таит зверье, целебность, родники,
И свежесть воздуха, и качество реки.
Лес удивляет праздничностью вида.
С болезнью борется летучим фитонцидом».
II. Актуализация знаний
- Вспомните, что вы знаете о лесе.
- Является рекреационным ресурсом (местом отдыха)
- Хорошее и надежное укрытие для многих зверей
- Лечит своими фитонцидами от многих болезней
- Из древесины сегодня изготавливают 20 тыс. наименований изделий
- Лес кормит человека
- Что такое фитонциды?
Ионизированный воздух, фитонциды - летучие антибиотики
На одном га. леса за сутки:
- 2 кг фитонцидов - лиственный лес
- 5 кг - хвойный (ель, пихта, сосна)
- 30 кг - можжевеловый
- Что ещё можно сказать о лесе?
- Творец комфортного климата
- Увлажнитель атмосферы
- Выравнивает сток рек
- Возвращает в атмосферу значительное количество осадков
- Ослабляет эрозию почв
- Обогащает воздух водяными парами
III. Изучение нового материала
- Назовите основные природные зоны России. Какие типы растительности являются господствующими в той или иной природной зоне? Какие факторы влияют на размещение растительности в природных зонах? Как растительность связана с другими компонентами природы?
- Что вы можете сказать о зоне лесов нашего края?
Вывод: леса края разделены на четыре района, исходя из состава древесных и кустарниковых пород, площади лесов и других признаков.
Схема (начертить в тетради)
IV. Работа с учебником
- Прочитайте на стр. 131 последний абзац. Выпишите ключевые слова (сосновые леса, лесной пояс, темнохвойные леса, лиственничники, парковые леса).
Как вы понимаете высказывание П. Н. Крылова о тайге?
Работа с картой на стр. 128-129, рис. 37 «Леса Алтайского края»
Пользуясь картой, определите их породный состав, оцените обеспеченность края лесными ресурсами. Запишите.
- Какая порода является самая распространённая?
Взаимопроверка (стр. 138):
1. Сосна обыкновенная – 1072,6 тыс. га
2. Берёза - 592,0 тыс. га
3. Осина – 582,4 тыс. га
4. Пихта – 288,3 тыс. га
5. Лиственница – 69,3 тыс. га
6. Ель – 14,8 тыс. га
Вывод: общая площадь лесного фонда края – 3365,0 тыс. га. Запас древесины исчисляется в 394,3 млн м3
V. Творческие задания
- Рассказать об уникальных памятниках природы нашего края. Что вы нашли о ленточных борах? Черневой тайге? Реликтовой липовой роще? (Сообщения учащихся).
- Опишите ленточный бор. Какие растения, грибы, мхи, папоротники там встречаются?
- Какие ценные породы деревьев, кустарников, трав произрастают в окрестных лесах нашей местности?
- Какие мероприятия по охране растительного покрова проводится в нашей местности?
VI. Итог урока:
- Давайте подведём итог нашего урока, а поможет нам наш гость – начальник Пожарной части посёлка Гордеевский Рац Е. Д.
Беседа с учениками и просмотр фильма о видах лесных пожаров и правилах поведения в лесу.
VII. Домашнее задание
§ 11 – прочитать, ответить на вопросы.
Творческое задание – подготовить листовки и плакаты на противопожарную тематику
Литература:
1. Ревякин В. С. География Алтайского края: учебник/Гл. ред А. Ю. Муравьёв? Науч. ред В. А. Рассыпнов
Леса края
Салаирский среднегорный
Приобский водоохранный
Ленточноборовой - почвозащитный
Алтайский среднегорный
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Век двадцать первый молчаливо осуждает:
«Людской бездумности чего-то не хватает!
Лес берегите, люди, в целом мире!»
И мы поклонимся живым лесам Сибири!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"
урок с применением технологии развития критического мышленния...
Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."
биология – 5 классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...
биология-5 Тема урока: Наука о живой природе.
Тема урока: Наука о живой природе.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»....
Урок географии в 9 классе по теме "Байкал - бесценный дар природы".
Тема урока: «Байкал – бесценный дар природы».Форма урока - деловая игра (Круглый стол) Педагогические технологии:·...
Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека
Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
Тема урока «Нахождение алюминия в природе, его свойства, получение и применение»
Прививание навыков самостоятельной работы, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать и формировать коммуникативных качеств и чувства ответственности, аккуратности....