Тема урока «Лес – бесценный дар природы»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Кулигина Людмила Васильевна

В рамках проведения акции «Всероссийский день знаний о лесе», приуроченной к Международному дню лесов, 21 марта 2013 года в 7-м классе был проведён урок «Лес – бесценный дар природы» по географии Алтайского края. Изучая параграф 11 «Растительность» (Ревякин В. С. География Алтайского края: Учебник./Гл. ред. А. Ю. Муравьёв; науч. Ред. В. А. Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век»), ученики познакомились с растениями лесной зоны, выяснили, что лесные растения составляют важную его часть природных ресурсов. Узнали о том, что «в процессе почти трёхвекового использования значительная часть их (лесов) вырублена или приведена в крайне угнетённое состояние. Рубки, выпас скота, лесные пожары сопровождаются серьёзными изменениями породного состава». На урок был приглашён начальник пожарной части посёлка, который рассказал о причинах пожара в лесу, их видах и правилах поведения во время лесного пожара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list._7_klass.doc94.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_o_lese_7_klass.doc50 КБ
Microsoft Office document icon belozyorov_nikita.doc581.5 КБ
Microsoft Office document icon zheltyakov_vladimir.doc498 КБ
Microsoft Office document icon spirina_liliya.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

Троицкий район Алтайский край

Урок географии Алтайского края.

Тема «Растительность»

7 класс

        

        Кулигина Людмила Васильевна,

учитель географии

Пос. Гордеевский

Март 2013



Предварительный просмотр:

Тема урока «Лес – бесценный дар природы»

Пояснительная записка

Ведущий компонент краеведческой направленности уроков географии Алтайского края – эмоционально-нравственные, духовные ценности личности. Основную концептуальную идею составляет обучение с целью воспитания. Важным этапом современного обучения является  включение учащихся в программируемую социальную деятельность, в которой находит практическое применение материал, усвоенный в процессе обучения.

Цели урока:

Обучающие:

1. Знать растения и животных местных лесов.

2. Уметь работать с атласом Алтайского края,  уметь читать карту

3. Расширить    представление о приспособленности организмов к условиям лесной среды обитания

 4. Систематизировать представления об экологических связях в лесу.

Воспитывающие:

 1. Воспитание норм поведения в лесу, следование которым составляет основу экологической культуры.

2. Формирование готовности к природоохранной деятельности.

Развивающие:  

  1.    Развитие коммуникативных умений. Формирование навыков речевой культуры, культуры дискуссии.
  2.   Развитие логического мышления, мыслительных операций: анализ и синтез, классификация. Развитие самостоятельных суждений.

Задачи: 

  1. Формировать положительные эмоции к лесу, как к единому из основных видов растительного сообщества края, страны, планеты.
  2. Формирование положительного отношения к изучаемым предметам: география, биология, изобразительное искусство, русский язык, литература.
  3. В единстве противоположных действий человека найти возможные пути рационального отношения к природе.
  4. Воспитание культуры общения с природой.
  5. Воспитывать патриотическое отношение к своему краю.
  6. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
  7. Развивать творческие способности учащихся через практические творческие работы прикладного характера.
  8. Развивать познавательные способности учащихся, как необходимое условие успешного обучения

Тип урока:

Урок приобретения новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент

-Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок, в котором одновременно участвуют все ученики нашей страны – это Всероссийский урок знаний о лесе. Но мы с вами будем говорить о растительности нашего края «Лес – бесценный дар природы». Эпиграфом нашего урока будут слова о значении леса: «Лес, будто добрый дух планеты,

Прибои пьет от солнечного света.

Таит зверье, целебность, родники,

И свежесть воздуха, и качество реки.

Лес удивляет праздничностью вида.

С болезнью борется летучим фитонцидом».

II. Актуализация знаний

- Вспомните, что вы знаете о лесе.

  1. Является рекреационным ресурсом (местом отдыха)
  2. Хорошее и надежное укрытие для многих зверей
  3. Лечит своими фитонцидами от многих болезней
  4. Из древесины сегодня изготавливают 20 тыс. наименований изделий
  5. Лес кормит человека

- Что такое фитонциды?

Ионизированный воздух, фитонциды - летучие антибиотики

На одном га. леса за сутки:

  1. 2 кг фитонцидов - лиственный лес
  2. 5 кг - хвойный (ель, пихта, сосна)
  3. 30 кг - можжевеловый

- Что ещё можно сказать о лесе?

  1. Творец комфортного климата
  2. Увлажнитель атмосферы
  3. Выравнивает сток рек
  4. Возвращает в атмосферу значительное количество осадков
  5. Ослабляет эрозию почв
  6. Обогащает воздух водяными парами

III. Изучение нового материала

- Назовите основные природные зоны России. Какие типы растительности  являются господствующими в той или иной природной зоне? Какие факторы влияют на размещение растительности в природных зонах? Как растительность связана с другими компонентами природы?

- Что вы можете сказать о зоне лесов нашего края?

Вывод: леса края разделены на четыре района, исходя из состава древесных и кустарниковых пород, площади лесов и других признаков.

Схема (начертить в тетради)

IV. Работа с учебником

- Прочитайте на стр. 131 последний абзац. Выпишите ключевые слова (сосновые леса, лесной пояс, темнохвойные леса, лиственничники, парковые леса).

Как вы понимаете высказывание П. Н. Крылова о тайге?

Работа с картой на стр. 128-129, рис. 37 «Леса Алтайского края»

Пользуясь картой, определите их породный состав, оцените обеспеченность края лесными ресурсами. Запишите.

- Какая порода является самая распространённая?

Взаимопроверка (стр. 138):

1. Сосна обыкновенная – 1072,6 тыс. га

2. Берёза  - 592,0 тыс. га

3. Осина – 582,4 тыс. га

4. Пихта – 288,3 тыс. га

5. Лиственница – 69,3 тыс. га

6. Ель – 14,8 тыс. га

Вывод: общая площадь лесного фонда края – 3365,0 тыс. га. Запас древесины исчисляется в 394,3 млн м3

V. Творческие задания

- Рассказать об уникальных памятниках природы нашего края. Что вы нашли о ленточных борах? Черневой тайге? Реликтовой липовой роще? (Сообщения учащихся).

- Опишите ленточный бор. Какие растения, грибы, мхи, папоротники там встречаются?

- Какие ценные породы деревьев, кустарников, трав произрастают в окрестных лесах нашей местности?

- Какие мероприятия по охране растительного покрова проводится в нашей местности?

VI. Итог урока:

- Давайте подведём итог нашего урока, а поможет нам наш гость – начальник Пожарной части посёлка Гордеевский Рац Е. Д.

Беседа с учениками и просмотр фильма о видах лесных пожаров и правилах поведения в лесу.

VII. Домашнее задание

§ 11 – прочитать, ответить на вопросы.

Творческое задание – подготовить листовки и плакаты на противопожарную тематику

Литература:

1. Ревякин В. С. География Алтайского края: учебник/Гл. ред А. Ю. Муравьёв? Науч. ред В. А. Рассыпнов

Леса края

Салаирский среднегорный

Приобский водоохранный

Ленточноборовой - почвозащитный

Алтайский среднегорный



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Век двадцать первый молчаливо         осуждает:

«Людской бездумности чего-то не хватает!

Лес берегите, люди, в целом мире!»

И мы поклонимся живым лесам Сибири!!!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"

урок с применением технологии развития критического мышленния...

Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."

биология – 5  классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...

биология-5 Тема урока: Наука о живой природе.

Тема урока:  Наука о живой природе.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»....

Урок географии в 9 классе по теме "Байкал - бесценный дар природы".

Тема урока: «Байкал – бесценный дар природы».Форма урока - деловая игра (Круглый стол)            Педагогические технологии:·...

Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека

Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Тема урока «Нахождение алюминия в природе, его свойства, получение и применение»

Прививание навыков самостоятельной работы, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать и формировать коммуникативных качеств и чувства ответственности, аккуратности....