Тема урока «Нахождение алюминия в природе, его свойства, получение и применение»
план-конспект урока по химии (9 класс)
Прививание навыков самостоятельной работы, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать и формировать коммуникативных качеств и чувства ответственности, аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_9_klass_-alyuminiy.docx | 901.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нахождение алюминия в природе, его свойства,
получение и применение»
Учитель: Адзиева З.М.
Класс: 9
Цель: Рассмотреть природные соединения алюминия, важнейшие свойства, получение и изучить практическое значение
Задачи:
- Образовательная: охарактеризовать свойства алюминия, сформировать представление о природных источниках, свойствах и применении алюминия.
- Развивающая: прививать навыки самостоятельной работы, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать.
- Воспитывающая: формирование коммуникативных качеств и чувства ответственности, аккуратности.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: проблемный
Организационные формы: беседа, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Оборудования: раздаточный материал, Al металлический, неметалл – окислитель: А12 (SO4)2, HCl, NaOH колбы, пробирки, спиртовка.
Ход урока
I. Организационный момент.
В начале урока разминка и проверка домашнего задания.
Разминка.
#1052;еталл, обладающий бактерицидными свойствами?
2. Разрушение металлов под воздействием окружающей среды называется? (коррозия).
3. Ионы какого металла способствуют свертываемости крови? (Са)
#1057;колько в организме взрослого человека содержится кальция? (2%)
#1057;колько из них содержится в костях и зубах (99%).
#1057;колько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов металлов? (1-2)
#1050;акими физическими свойствами обладают металлы? (металлический блеск, пластичность, ковкость, тепло и электропроводность, температура плавления).
#1050;ак объяснить свойство металлов проявлять металлический блеск? (способность кристаллической решётки отражать лучи света)
9. Что такое электропроводность? (направленное движение свободных электронов).
#1063;то такое пластичность? (смещение пластов кристаллической решётки; электроны выполняют «цементирующие» свойства).
#1050;акие металлы называют легкими? (плотность не более 5 г/см3).
#1050;акие существуют способы получения металлов?
II. Проверка домашнего задания.
а) Тестовые задания.
1-вариант
- Элемент по распространенности занимает 4 место в земной коре:
а) Са
в) Na
б) Аl
г) Fe
- Самым активным металлом среди перечисленных является:
а) Fe
в) Аl
б) К
г) Мg
- Амфoтерные соединения образует:
а) Са
в) Аl
б) Na
- Сплав на основе железа называется:
а) бронза
в) сталь
б) латунь
г) дюралюминий
- В самородном состоянии встречается в природе:
а) Аl
в) Na
б) Сu
г) Мg
- Кальций входит в состав следующего природного соединения:
а) сильвинит
в) мрамор
б) кварц
г) корунд
- Самый тугоплавкий металл:
а) К
в) W
б) Сu
г) Мg
8. При растворении кальция в воде получается раствор:
а) кальция
в) гидроксида кальция
б) оксида кальция
г) гидрида кальция
9. Какая из ниже перечисленных уравнений реакций практически осуществима:
а)Са + О2 →
б)Сu +НС1→
в)Сu +FеSО4 →
г)Fе +НNО3(конц) →
10. Сумма коэффициентов в уравнение реакции Fe(OH)2+ O2+ H2O = Fe(OH)3
а) 8
б) 11
в) 12
г) 10
2-вариант
#1053;а пластинке какого металла появится красный налет при помещении их в раствор сульфата меди (II)
а) Fе
б) Сu
в) Аg
г) Нg
#1052;агний входит в состав следующего природного соединения
а) сильвинит
в) мрамор
б) кварц
г) доломит
3. В самородном состоянии встречается в природе
а) К
в) Na
б) Аu
г) Мg
4. Сплав на основе магния называется
а) бронза
в) сталь
б) электрин
г) дюралюминий
#1050;акой металл хранят под слоем керосина
а) Fe
в) Аl
б) К
г) Мg
#1053;егашенная известь это:
а) кальция
в) гидроксида кальция
б) оксида кальция
г) гидрида кальция
7. В ряду Na – Мg – Аl – Si
а) увеличивается число энергетических уровней в атомах
б) усиливаются металлические свойства элементов
в) уменьшается высшая степень окисления элементов
г) ослабевают металлические свойства элементов
#1050;акой оксид, реагируя с водой, образует щелочь?
а) Fе2О3
б) МnО2
в) К2О
г) СиО
#1050;акая из ниже перечисленных уравнений реакций практически осуществима:
а) Сu +НNО3(конц) →
б)Сu + Н2О →
в)Аu +FеSО4 →
г) Сr+ НNО3(конц) →
#1057;умма коэффициентов в уравнение реакции: FeCl3+KI → FeCl2+I2+KC1
а) 8
б) 11
в) 9
г) 10
б) Задание у доски.
Осуществить цепочку превращений
CO2 → К2CO3→СаCO3→Са(HCO3 )2→СaCO3 → CaO
Постановка цели.
“Спрятан в ящике предмет –
Без него не съесть обед,
Вещь незаменимая.
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать,
Тот предмет нам очень нужен.
Из чего же сей предмет
Серебристо-белый цвет
Вам позволит дать ответ”.
-Сегодня на уроке мы рассмотрим природные соединения алюминия, важнейшие свойства, получение и практическое значение.
-Открываем тетради. Записываем число и тему урока: «Нахождение алюминия в природе, его свойства, получение и применение.
в) Творческое задание.
-Круг исследуемых проблем
1 и 2. Характеристика алюминия как химического элемента.
3. Нахождение в природе
Рассмотрите диаграмму.
-Сделайте вывод о распространенности алюминия в земной коре по сравнению.
-Рассмотрите электрохимический ряд металлов.
-В каком виде (в свободном или в соединении) находится алюминий в природе?
Сообщение. В земной коре алюминия очень много; 8,8 % по массе Он занимает первое место среди всех металлов и третье среди других элементов. Алюминия в двое больше, чем железа, и в 350 раз больше, чем меди, цинка, хрома, олова и свинца вместе взятых. Важнейший минерал алюминия - боксит, смесь основного оксида алюминия Al O(OH) и гидроксида AL(OH)3. Крупнейшие месторождения боксита находятся в Австралии, Бразилии, Гвинее. Богат алюминием и нефелин. Известно 250 минералов, в состав которых входит алюминий, большинство из них алюмосиликаты. Это глина, полевые шпаты, многие полудрагоценные камни: гранат, александрит.
Алюминий - простое вещество
#1048;з истории открытия алюминия
Сообщение. Алюминий впервые был получен датским химиком Эрстедом в 1825 году.
*В 1827 г Фридрих Велер получил алюминий путем вытеснения хлорида металлическим калием промышленным способом
Название этого элемента происходит от латинского - алюмен, так в древности называли квасцы, которые использовали для крашения тканей.
*Самые древние изделия из алюминия датированы III веком н.э. в трудах Плиния старшего. Римскому императору Тиберию ремесленник принес кубок из серебристо-белого металла, утверждая, что его он сделал из глины. Опасаясь за обесценивание золота и серебра, император велел казнить мастера.
*Древние римляне использовали квасцы для подавления секреции потовых желез.
*В 1860 году изделия из алюминия были дороже изделий из золота.
*Племянник Наполеона III приказал изготовить сервиз и столовые приборы для торжеств, во время которых важные персоны ели алюминиевыми приборами, а менее важные золотыми и серебряными
*В 1889 году в Лондоне Д.И. Менделееву за заслуги в химии вручили драгоценные весы из золота и алюминия.
* В 1955 г.в Венгрии выпустили почтовую марку на алюминиевой фольге толщиной 0,09мм/
Деление на группы. Раздать карточки-задания.
Решение задачи.
Каков будет выход продукта реакции, если из 800г глинозема (Аl2О3) получено 400г алюминия.
1 группа. Исследование физических свойств.
Карточка задание.
Исследовать важнейшие физические свойства алюминия в сравнении со свойствами других металлов.
Выявить причины, обуславливающие эти признаки.
Гипотеза: свойства металлов возможно прогнозировать.
В чём причины физических свойств алюминия.
Попробуем установить зависимость между строением Al и его физическими свойствами.
Физические свойства.
Особенности строения.
#1052;еталлический блеск.
#1057;пособность кристаллической решётки отражать лучи света.
#1069;лектропроводность.
#1053;аправленное движение свободных электронов.
#1055;ластичность.
#1057;мещение пластов кристаллической решётки; электроны выполняют «цементирующие» св-ва.
4 .Лёгкие металлы
4. Имеют плотность не более 5 г/см3
#1051;егкоплавкие металлы (Лёгкие металлы обычно являются легкоплавкими)
#1056;азличие в температурах плавления объясняются различием прочности химической связи.
Вывод: Характерные физические свойства алюминия находятся в зависимости от его внутренней структуры. Зная строение, можно прогнозировать свойства металлов.
2-группа.
Карточка задание
Химические свойства.
#1054;т чего зависят химические свойства?
#1050;акова химическая активность алюминия ?
#1050;акие свойства проявляет алюминий, вступая в химические реакции ?
#1057;оставьте уравнения реакций алюминия с кислородом, йодом, водой, кислотой, щёлочью и солью.
Допишите уравнение реакции. Методом электронного баланса подберите коэффициенты
Al+ CuCl2 =
Демонстрация опытов:
Практически осуществить цепочку превращения Аl2(SО4)3→ Аl(ОН)3 → АlСl3.
Демонстрация опытов.
Вывод: Химические свойства .
1. На внешнем энергетическом уровне находится три электрона, которые он отдаёт при химическом взаимодействии. Во всех устойчивых соединениях Al имеет с.о. +3.
#1040;люминий - очень активный металл.
В ряду напряжений он стоит после щелочных и щелочноземельных металлов.
"Пассивность" алюминия связана с наличием оксидной плёнки.
#1040;люминий проявляет переходные свойства, так как вступает в реакции и с кислотой и основанием. В реакциях он проявляет восстановительные свойства.
3-группа. Получение алюминия
Карточка задание
#1050;то впервые получил алюминий? Почему этот способ не используют для промышленного получения. Напишите уравнение реакции.
#1050;акой метод получения используют в настоящее время. Почему? Напишите уравнение реакции получения алюминия.
3. Какие же свойства алюминия позволяют ему найти широкое применение в технике, быту, промышленности.
#1054;твет. В 1827 г Фридрих Велер получил алюминий путем вытеснения хлорида металлическим калием.
#1054;ксид алюминия растворяют в расплаве криолита Na3AlF6 c использованием графитовых электродов. Чистый алюминий плавится при 2050оС.не растворяется в воде ввиду наличия оксидной пленки. В результате электролиза температура понижается до 1000оСВ присутствии AlF3получается технический алюминий. Образуется AlF (одновалентный), который легко возгоняется и распадается при 800оС получается чистый алюминий.
Вывод: На данной таблице установлена зависимость областей применения алюминия и его свойствами.
Закрепление.
1)Осуществить превращения:
А1 → А12О3 → А1С13→ А1(ОН)3 → А12О3
2)Правильны ли следующие утверждения:
#1042;стречается ли алюминий в природе свободном виде -
#1040;люминий легкий металл +
#1055;одвергается ли алюминий коррозии -
#1042;осстанавливает ли алюминий металлы из оксидов+
#1056;авнозначное ли понятие «алюминий « и «квасцы» +
3)Ещё недавно считалось, что алюминий как весьма активный металл не может встречаться в природе в свободном состоянии, однако в породах Сибирской платформы был обнаружен самородный алюминий - в виде нитевидных кристаллов длиной всего 0,5мм. В лунном грунте, также обнаружен самородный алюминий. Предполагают, что металлический алюминий может образоваться конденсацией из газа.
#1057;амым распространенным в земной коре металлом является …
#1057;плав на основе алюминия называется …
#1053;е подвержен коррозии …
#1055;ри растворении алюминия в воде получается раствор …
4)Почему алюминий так нужен человеку?
А)легкий Б) устойчив к коррозии В)хорошо проводит ток.
Домашнее задание: §39, задание 2,3,4 Или сочинить сказку об алюминии или металлах. Составить ребус о металлах
Рефлексия
1-слово существительное
2-прилагательных
3-глагола
-составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
Что означают мосты?
Подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"
Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...
«Свойства, получение и применение кислорода»
Урок в 8 классе на тему «Свойства, получение и применение кислорода»Цели: 1. Изучение физических, химических свойств кислорода, способов его получения, применения....
Кислород.Физические и химические свойства. Получение и применение.
Данный материал может применяться на уроках химии для 8 класса. В нем подробно рассматриваются физические, химические свойства кислорода, его получение и применение....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине: Химия на тему: Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение и применение
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДП.п.13 Химия на тему: «Ацетилен. Строение его молекулы, свойства, получение ...
Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"
Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...
Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение
Конспект урока для 9 класса Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение...
Урок по химии для 11 класса вечерней школы по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот"
Цели урока:Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных ...