Рабочая программа,11 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
рабочая программа по географии (11 класс) по теме

            Рабочая программа по географии для 11  классов  составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012).   Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени  в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.

    Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.p.domogackiy_11.docx59.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

Количество часов в неделю:  1час

Количество часов в год: 35  часов

Составлена в соответствие с Примерной программой основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программой: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012).

Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. География. Экономическая и социальная география мира: в 2 частях. Ч.2. Общая характеристика мира : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

                                     Пояснительная записка

            Рабочая программа по географии для 11  классов  составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012).   Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени  в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.

    Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Цель  образовательной программы школы:

подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со  сформированными компетентностями  и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.

3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.

4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

6.Организовать  научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.

7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

               Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира»  «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине.  Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить  курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.  Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю. Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема  не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается  частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется.  В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе свого развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.

Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Домогацких, Е. М. География: Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 2. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Домогацких, Е. М. Рабочая тетрадь  по географии к учебнику Е. М. Домогацих и Н. И. Алексеевского «География: Экономическая и социальная географии мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

     Программа рассчитана на 35 часов при одночасовой учебной нагрузке в неделю.


Практические работы: (оценочные выделены жирным шрифтом)

1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «Большой семерки»
2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии
3. Составление картосхемы,  отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США,  выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
5. Составление характеристики Канады.        

Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный.

Основные формы работы:    Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.

Содержание программы

Часть 2. Региональный обзор мира

Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.  Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.  Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. 

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 3. Зарубежная Азия (9 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения,  национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо.  Объекты Всемирного наследия.  Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя  Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства  и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.  Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как  растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.  Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.  Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.  Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.  Международные экономические связи.  Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.  Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы: 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

Тема 4. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка,  Латинская Америка.

Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».  

Тема 5. Латинская Америка (4 часа)

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.

Тема 6. Африка  (5 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи.  Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практические работы: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.  Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.  Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа: 1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Требования к подготовке учащихся.

Знать:

- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;

- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Учебно-тематический план:

№ раздела/

темы

Название раздела темы

Количество

часов

                  В том числе

Контрольных работ

Практических работ

Лабораторных работ

1

Политическая карта мира

2

2

Зарубежная Европа

6

1

3

Страны Азии

9

1

4

Америка

7

1

2

5

Африка

5

6

Австралия и Океания

3

1

7

Россия и современный мир

2

8

Обобщающее повторение

1

1

Итого

35

2

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Политическая карта мира (2 ч)

Этапы формирования политической карты мира

Вводная лекция, слайд-лекция

Территория и границы страны. Политическая карта (ПК) как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, количественные и качественные сдвиги. Причины изменения ПК. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды

Называют виды государственных границ, основные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное государство». Объясняют особенности 12-и 200-мильных зон, причины изменения ПКМ; изменение ПК мира под влиянием международных отношений. Прогнозируют изменение ПКМ в XXI веке

Фронтальный опрос

§ 1, задание, с. 11

21.01-26.01

2

Регионы мира и международные организации

Объяснительно-иллюстративный, слайд-лекция

Понятие о регионах. Историко-географические регионы мира. Социально-экономические регионы. Международные организации, их многообразие и виды

Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным международным организациям. Называют признаки понятий «ВВП»

Составление логического опорного конспекта «Классификация крупнейших международных организаций»

§ 2, задание, с. 17-18

3

Зарубежная Европа (6 ч)

Состав и географическое положение

Лекция, демонстрация

Визитная карточка региона, территория. Характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Политическая карта и государственный строй. Деление на субрегионы: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Обострение межнациональных противоречий. Особенности миграций, национального и регионального состава. Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Экологическая политика

Называют и показывают по карте географическое положение стран зарубежной Европы; различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Описывают специализацию специфику стран «Центральной оси». Объясняют специализацию хозяйства отдельных стран Европы, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда. Оценивают изменения возрастного состава населения стран Западной Европы

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§ 3, задание, с. 23-24, контурная карта, с. 4

28.01-1.02

4

Природа и люди

Круглый стол

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы

§ 4, задание, с. 30-31

28.01-2.02

5

Хозяйство и внутренние различия

Практикум

Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства, географические и отраслевые особенности. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Охрана окружающей среды и экологические проблемы

Оценивают изменения в территориальной структуре  хозяйства отдельных стран. Объясняют специализацию районов старого и нового освоения. Прогнозируют изменения в территориальной структуре хозяйства. Приводят примеры топливного, продуктового кризисов в странах Европы. Оценивают уникальность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры

Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации

Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран. Составление сравнительной ЭГ характеристики двух стран «Большой семерки»

§ 5, задание, с. 40

4.02-9.02

6

Федеративная республика Германия

Семинар

ФРГ – экономически мощная страна зарубежной Европы. Основные черты ЭГП Германии и стран Восточной Европы, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства

Называют и показывают территорию ФРГ, особенности ее экономико-географического положения. Объясняют специализацию хозяйства страны, особенности его состава и структуры, участие в географическом разделении труда. Характеризуют новые экономические отношения России и ФРГ

Поиск и анализ информации для составления информационных листов

Составление информационных листов «Поездка за рубеж»: а) для туриста; б) для делового человека

§ 6, задание, с. 48; контурная карта, с. 8. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Европы

4.02-9.02

7

Республика Польша

Практикум

Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения: однонациональность и религиозная однородность. Хозяйство: горнодобывающие отрасли. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны

Называют и показывают по карте территорию Польши, особенности ее экономико-географического положения. Объясняют специализацию, особенности состава и структуры хозяйства, участие в географическом разделении труда.Характеризуют новые экономические отношения Польши со странами мира (Россия и ФРГ); ПГП страны по плану:
1. Общие сведения (размеры, социально-экономический тип, столица).
2. Положение страны на материке, географическое положение.
3. Участие в международных организациях.
4. Страны-соседи (союзные, враждебные и нейтральные), их участие в международных организациях.
5. Какими морями омывается страна.
6. Выход к важнейшим линиям международных коммуникаций.
7. «Горячие точки», угрожающие безопасности страны

Работа с картами, учебником

Характеристика ПГП страны. Вывод о ПГП страны

§ 7, задание, с. 55-56. Подготовка к защите проекта

11.02-16.02

8

Обобщающее повторение темы

Проектный

Защита проекта маршрута туристической поездки по странам Европы

11.02-16.02

9

Страны Азии (9 ч)

Географическое положение и ресурсы

Вводная лекция, слайд-лекция

Визитная карточка региона. Территория, границы, положение, природные ресурсы. Политическая карта. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности национального и религиозного состава, миграций. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Азиатский тип города. Хозяйство: главные отрасли промышленности, типы сельского хозяйства. Уровень развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Интеграционные группировки, международные экономические связи

Называют и показывают ведущие страны зарубежной Азии. Оценивают: изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран; причина возникновения региональных группировок; тенденции возрастного состава населения стран Азии. Объясняют: различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения экологических проблем в регионе

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии

§ 8, задание, с. 64. Обозначение на контурной карте границ субрегионовАзии

18.02-23.02

10

Население и хозяйство

Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний

§ 9, задание, с. 72

18.02-23.02

11

Япония. Географическое положение, ресурсы и население

Практикум

Особенности ГП. Население. Главныетехнополисы, мегаполис Токайдо. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура

Называют и показывают направление экспорта и импорта Японии, географическую специфику страны. Объясняют специализацию хозяйства Японии, особенности состава и структуры хозяйства, участие в географическом разделении труда (ГРТ). Прогнозируют основные направления социально-экономического развития

Работа с атласом и дополнительной литературой

§ 10, задание, с. 79. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии

25.02-2.03

12

Хозяйство Японии

Эвристическая беседа

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, заполнение таблицы

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии

§ 11, задание, с. 85, контурная карта с. 11

25.02-2.03

13

Китайская Народная Республика

Урок актуализации знаний и умений

Особенности ГП. Хозяйство: место в мире, главные отрасли промышленности. Достижения и проблемы современной экономики. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Население

Называют и показывают территорию Китая. Знают географическую специфику страны. Объясняют: специализацию хозяйства Китая, особенности состава и структуры его хозяйства; участие в географическом разделении труда; «китайское чудо». Прогнозируют: основные направления социально-экономического развития; изменение роли страны в мировом хозяйстве; экологическую ситуацию в регионе

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§ 12, задание, с. 93, контурная карта, с. 12

4.03-9.03

14

Хозяйство Китая

Урок актуализации усвоенных (опорных) знаний

Индивидуальный опрос, работа с картами

§ 13, задание, с. 99. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии

4.03-9.03

15

Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население

Комбинированный

Особенности ГП. Население. Индия – страна контрастов. Хозяйственная деятельность. Главные отрасли промышленности. Типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Роль Индии в мировом хозяйстве. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура

Называют и показывают направление экспорта и импорта Индии. Объясняют: специализацию хозяйства отдельных районов Индии; участие в географическом разделении труда. Прогнозируют: основные направления социально-экономического развития; изменение значения страны в мировом хозяйстве; экологическую ситуацию

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§ 14, задание, с. 106, контурная карта, с. 10

11.03-16.03

16

Хозяйство и внутренние различия республики Индии

Практикум

Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта

§ 15, задание, с. 112. Разработка проекта маршрута туристической поездки по странам Азии

11.03-16.03

17

Обобщающий урок

Проектный

Защита проекта маршрута туристической поездки по странам Азии

18.03-21.03

18

Америка (7 ч) Северная Америка (3 ч)

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население

Практикум

Визитная карточка региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Североамериканский тип города. Хозяйство: ведущее место США в мире. Главные отрасли промышленности, промышленные пояса США. География сельского хозяйства, транспорта: главные магистрали и узлы

Знают: географическую специфику страны и особенности ее ЭГП; состав США; макрорегионы, их специализацию; крупнейшие города, «столицы» отраслей промышленности; объекты всемирного наследия. Называют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, эмиграционных процессах. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства США

Работа с картографическим материалом, информацией из Интернета. Составление опорного конспекта

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

§ 16, задание, с. 125

18.03-21.03

19

Соединенные Штаты Америки. Хозяйство и внутренние различия

Урок актуализации усвоенных (опорных знаний)

Внешняя торговля. Туризм в США. Заповедные места. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: худшее позади. Макрорайонирование. Северо-Восток, Средний Запад, Юг. Крупнейшие города США. Крупнейшие мегаполисы США и мира

Причины возникновения экологических проблем и пути их решения. Объясняют специализацию хозяйства регионов, участие в географическом разделении труда. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития США

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§ 17, задание, с. 134, контурная карта, с. 14

1.04-6.04

20

Канада. Географическое положение, ресурсы и население

Самостоятельная работа

Канада – второе по площади государство мира. Государственный строй. Население: историческое прошлое нации, размещение, воспроизводство. Хозяйство страны. Внутренние различия. Очаговый тип освоения территорий

Называют особенности ЭГП страны, географическую специфику Канады. Объясняют специализацию хозяйства регионов, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда

Работа с картой, ресурсами Интернета, информацией из СМИ, с дополнительной литературой

Составление экономико-географической характеристики страны

§ 18, задание, с. 142

1.04-6.04

21

Латинская Америка (4 ч)

Географическое положение, ресурсы и население

Формирование практических умений (практикум)

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и мини-фундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи

Описывают: географическую специфику региона; латиноамериканский тип города; различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Характеризуют: изменения в территориальной структуре хозяйства стран; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Объясняют причины возникновения экологических проблем в регионе. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития ведущих стран Латинской Америки

Работа с табличным материалом

Составление картосхемы

§ 19, задание, с. 148

8.04-13.04

22

Хозяйство и внутренние различия

Эвристическая беседа

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 20, задание, с. 154; контурная карта, с. 15

8.04-13.04

23

Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население

Семинар

Бразилия – тропический гигант. Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на Запад… «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы

Называют географическую специфику макрорегионов Бразилии. Определяют особенности экономико-географического положения страны. Объясняют специализацию хозяйства регионов, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда

Учебное исследование по картам, материалам Интернета. Работа с дополнительной литературой

Презентация рекламного проекта о Бразилии

§ 21, 22, задание, с. 159, 165; контурная карта, с. 15

15.04-20.04

24

Контрольная работа по теме «Америка»

Урок проверки знаний

Тестовый

15.04-20.04

25

Африка (5 ч)

Географическое положение и природные ресурсы

Формирование практических умений (практикум)

Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов

Определяют особенности экономико0географического положения объектов. Сравнивают регионы Африки. Называют заповедники и национальные парки, объекты всемирного наследия

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Работа по заполнению таблицы

Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Определение стран, имеющих наибольшие перспективы развития

§ 23, задание, с. 174. Подготовка к защите проекта

22.04-27.04

26

Население и хозяйство

Лекция, слайд-лекция

Население: демографическая ситуация. Национальный и религиозный состав. Урбанизация. Арабский тип города. Преобладающее значение горнодобывающей промышленности, районы размещения. Сельское хозяйство. Монокультура земледелия – причина деградации земель

Оценивают: изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран Африки, в миграциях; причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают арабский тип города. Характеризуют международные экономические связи

Составление логического опорного конспекта

§ 24, задание, с. 183 контурная карта, с. 13. Подготовка к защите проекта

22.04-27.04

27

Южно-Африканская республика. Географическое положение, ресурсы и население

Комбинированный

ЮАР – страна с двойной экономикой, единственная экономически развитая страна Африки. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство». Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование

Оценивают и объясняют: ресурсообеспеченность ЮАР и Кении; демографическую ситуацию; уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации

Защита проекта

§ 25, задание, с. 190

29.04-4.05

28

Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население

Комбинированный

Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации

Защита проекта

§ 26, задание, с. 196

29.04-4.05

29

Обобщающее повторение темы

Контроль знаний

Итоговые тесты, с. 197 (в учебнике)

6.05-11.05

30-31

Австралия и Океания (3 ч)

Австралия

Вводная лекция, слайд-лекция

Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации

Называют и показывают страны, их особенности в географическом положении. Объясняют специализацию хозяйства Австралии, Океании; особенности состава и структуры хозяйства, участие в географическом разделении труда. Оценивают и объясняют ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, внутренние географические различия стран

Учебное исследование по картам, материалам Интернета. Работа с дополнительной литературой

Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

§ 27, задание, с. 208, контурная карта, с. 16

6.05-11.05

32

Океания

Урок актуализации знаний и умений

Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§ 28, задание, с. 213

13.05-18.05

33

Россия и современный мир (2 ч)

Экономико-географическая история России. Современная Россия

Практикум

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени. Экономико-географическая история и роль России в мировом хозяйстве. Россия на современной политической и экономической карте мира

Оценивают и объясняют: ресурсообеспеченность России; ее демографическую ситуацию; уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применяют разнообразные источники информации

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции

§ 29, задание, с. 219

13.05-18.05

34

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации

Проблемная лекция, проблемные задачи

Современное геополитическое положение. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразований

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами и дополнительными источниками информации

§ 30, задание на с. 223

20.05-25.05

35

Обобщающее повторение

 (1 ч)

Итоговая контрольная работа

Урок актуализации знаний и умений

Итоговая контрольная работа

Анализ карт

20.05-25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа,10 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Составлена в соответствие с Примерной программой основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программой: Домогацких Е. М. Программа п...

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...

Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский

Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...