Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"
план-конспект урока по географии на тему
Тема: Зарубежная Европа
Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы
Цель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,
рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций
населения, религиозного состава и расселения населения по территории
Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурны-
ми картами, умение анализировать и выделять главное.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы: Информационно-рецептивный
самостоятельная работа учащихся
Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Зарубежная Европа
Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы
Цель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,
рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций
населения, религиозного состава и расселения населения по территории
Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурны-
ми картами, умение анализировать и выделять главное.
Тип урока: Изучения нового материала
Методы: Информационно-рецептивный
самостоятельная работа учащихся
Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»
Ход урока:
1.Организационная часть урока
Цель: Проверить посещаемость и готовность учащихся к уроку
2.Повторение изученного материала
Цель:Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ре
сурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.
Фронтальный опрос учащихся по материалу прошлого урока:
Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? ( 5,4 млн.кв.км. )
Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран
Зарубежной Европы?
(соседским и приморским положением)
Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы?
(трижды:После Первой и Второй мировой войн и в последние годы – объединение
Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Че-
хословакии и т.д..)
Д.! Просмотр диска « Политическая география « - изменения на политической карте Европы
Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Ев
ропе? ( связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных иско-
паемых, хотя состав отличается )
Д.! Просмотр диска « Природные ресурсы «
Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа?
( В сев.части-рудные и топливные полезные ископаемые
каменный уголь – Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в Польше
нефть и газ – Североморский
железная руда – Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции
В южной части- бокситы и топливные ресурсы)
Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа?
(гидроэнергетические и лесные)
В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.
Вывод: То есть Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы
- Изучение нового материала
Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.
-Учащиеся записывают тему урока в тетради.
1.Заселение региона ( рассказывает учитель )
-До Великих географических открытий и после
-Заселение региона в первой и второй половине 20 века
2.Воспроизводство населения Зарубежной Европы
Преподаватель: Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.
Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.
Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увели
чение средней продолжительности жизни,что приводит к постепенному старению на-
селения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жиз-
ни, непрочность семьи, слабое влияние религии.
Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».
Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показате-
лям рождаемости, смертности и естественного прироста.
- На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют вместе с учителем.
Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости – Болгария, Испания, Италия, ФРГ.
Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая
проблема?
(В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)
Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?
Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую
рождаемость и низкий естественный прирост
Преподаватель: Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика.
Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.
В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости.
В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости
В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.
.Миграции населения
В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)
Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией | Страны с массовой эммиграцией |
На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения
-На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод
Вывод: Страны эммиграции – страны бывшие колонии, страны иммиграции – страны метрополии.
3.Народы и языки Зарубежной Европы
Преподаватель: По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из
62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой
семье.
Д.: Карта « Народы и языки Европы «
Атлас стр. 12-13
-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.
Преподаватель: Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.( Например,Швейцария, Великобритания, Испания)
Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.
-СООБЩЕНИЕ учащегося « Проблемы межнациональных конфликтов в Европе»
Преподаватель: В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.
Д.: Просмотр и анализ карты на диске « Религии Зарубежной Европы»
-Учащиеся анализируют, учитель обобщает и делает вывод.
Можно составить схему в тетради « Религии Зар.Европы
Религии Европы
Вывод: Господствующая религия- христианство
В Южной Европе – католицизм
В Северной Европе – протестантство
В Средней Европе – и католицизм и протестантство
В Европе находится Рим – мировой центр католицизма.
В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.
- СООБЩЕНИЕ учащегося «Течения протестантизма»
Преподаватель:Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов.
То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.
Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зару-
бежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления горо-
дов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.
По географическому положению города – миллионеры:
Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно
сделать?
Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании-7, ФРГ-6,
Италия-5, Франция-3, Польша -3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европей-
ского коридора
Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)
Закрепление изученного материала
Д.: Диктор ещё раз читает материал, учащиеся слушают, затем обобщается материал урока и делается вывод по уроку.
Домашнее задание
-текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зар.Европы
-по желанию:составить кроссворд «Города Зар.Европы»
Технологическая карта
Тема урока: Население Зарубежной Европы
Задание 1:На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».
Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показате-
лям рождаемости, смертности и естественного прироста.
Задание 2: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:
Страны с массовой иммиграцией | Страны с массовой эммиграцией |
На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения
Задание 3: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зару-
бежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления горо-
дов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Сравните страны по чис-
лу городов миллионеров. Какой вывод можно сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговой урок по теме: "Страны Зарубежной Европы"
Некоторые уроки повторения и обобщения стараюсь проводить в форме игры...
Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"
характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...
Открытый урок по теме: "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"
Пояснительная записка; сценарий урока; приложения; самоанализ....
Урок "Население Зарубежной Европы", 10 класс
В презентации представлены статистические и картографические материалы по новой теме...
презентация к уроку в 10 классе "Зарубежная Европа"
Презентация "Зарубежная Европа" - это итоговый урок обобщение к теме "Зарубежная Европа". Презентация содержит картографический материал, слайды с заданиями на знание столиц европейских государств, ре...
Открытый урок "Население Зарубежной Европы"
Открытый урок по географии для учащихся 10-11 классов....
Урок в 11 классе: " Население Зарубежной Европы".
Урок в 11 классе: " Население Зарубежной Европы". По учебнику В.П. Максаковского....