Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.
Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.
Развивающие задачи: Формирование навыка самообразования и дискуссионной культуры.
Воспитывающие задачи: Формирование уважительного отношения к людям с иной культурой и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Сравнительная характеристика Японии и Китая" | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока в 10 классе по теме
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ И КИТАЯ» (2 часа)
Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.
Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.
Развивающие задачи: Формирование навыка самообразования и дискуссионной культуры.
Воспитывающие задачи: Формирование уважительного отношения к людям с иной культурой и обычаями.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня нам предстоит знакомство с двумя очень своеобразными государствами Азии – Японией и Китаем.
- Посмотрите на тему урока (слайд 1)- какие цели урока вы можете сформулировать?
Цели (слайд 2) 1. Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.
2. Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.
- Достигнуть поставленных целей урока мы сможем, работая с различными источниками информации: картами, статистическими данными, учебником, дополнительными материалами. Результатом нашей работы должны стать заполненные технологические карты урока и, конечно же, ваши новые знания и умения по данной теме. Начнём!
Общие сведения о стране (слайд3,4)
1. Определение экономико – географическое положение стран. (по плану на партах) — работа с картами.
- Ребята, мы работаем по группам (Япония и Китай), результаты записываем в таблицу технологической карты и озвучиваем по очереди.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СТРАНЫ (в табл.)
Каждая парта по одному пункту
- Определить положение страны на карте мира (в состав какого субрегиона входит).
- Оценить политико – географическое положение: с какими странами граничит, каков уровень экономического развития стран-соседей, имеются ли на границах страны очаги международных конфликтов, удобны ли границы страны для осуществления внешнеэкономических торговых связей.
- Оценить положение страны по отношению к мировым транспортным магистралям.
- Сделать вывод благоприятном или неблагоприятном положении страны для её экономического развития.
- В чём особенность географического положения Японии? (1.островное положение, 2.отсутствие сухопутных границ со странами-соседями, морская граница с Россией, 4.находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона) — заслушиваем дополнения
- В чём особенность географического положения Китая (2. Много стран-соседей, много труднодоступных участков границ, граница с Россией), — заслушиваем дополнения
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
2. Население (слайд 5,6)
- Ребята, что вы уже знаете о численности населения этих стран? Определите их место в мире, пользуясь данными учебника (стр. 66, таб. 10 - анализ 10 стран мира по численности населения) в табл.
- Давайте подумаем, какой тип воспроизводства в этих странах, его современные особенности; (заслушиваем дополнения - Япония, Китай) в табл.
- В чём особенности полового (Китай-заслушиваем дополнения) и возрастного (Япония-заслушиваем дополнения ) состава населения? Определите национальный состав населения по атласу (стр. 6); основные религии; (заслушиваем дополнения) (слайд 7)
- Проанализируйте карты плотности населения мира (атлас стр. 4) и определите размещение населения, крупные города (слайд 8). В табл. заслушиваем дополнения
* дополнения учителя - Мегалополис Токайдо – Токио, Нагоя, Осака 40 % жителей страны
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
3. Природные ресурсы
- Природа этих стран своеобразна: Япония – это страна гор (слайд 9), а на территории Китая высочайшие горы мира соседствуют с великими равнинами. (слайд 10)
- Какими ещё природными богатствами выделяются страны? Каждая группа изучает свою страну по карте атласа «Добывающая промышленность мира» стр.14, таблицы 3,4,5,6 на стр.356-359 в учебнике.
– Какими полезными ископаемыми богата Япония? (полезных ископаемых почти нет).
- Какими полезными ископаемыми богат Китай? - особенно велики запасы – ( заслушиваем дополнения ) – записи в табл.
- Какой вывод можно сделать из полученных данных – как влияют природные ресурсы на экономическое развитие страны?
- Как Япония решает проблему нехватки природных ресурсов? Анализ схем на партах (Закупает у других стран, развивает наукоёмкие отрасли)
- Какие преимущества даёт Китаю его богатый ресурсный потенциал? (Многие отрасли промышленности развиваются на своём сырье)
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
4. Промышленность
- Исходя из особенностей ЭГП и ресурсной базы вашей страны, сделайте предположение о пути развития её экономики. Ведущие отрасли промышленности Японии – работа с картой атласа стр. 35,текстом учебника стр. 234. Энергетика (из анализа схем)
- Для чего Япония закупает энергоресурсы? (ТЭС 60%); - Почему стали развивать атомную энергетику? (АЭС 30%), ГЭС 10% (слайд 11)
* дополнения учителя о АЭС
записи в табл.: Электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, химическая, судостроение, станкостроение, автомобилестроение, электроника и робототехника и тд.(слайд 12, 13, 14)
- В чём, по вашему мнению, заключается особенность японской экономики?(внедрение новейших достижений науки и техники плюс высокая квалификация рабочих ) – заслушиваем дополнения
* дополнения учителя - «Торговать или умереть» - лозунг японских бизнесменов – почему?
- Определите по картам ведущие отрасли промышленности Китая –(атлас стр.34), дополните информацией из текста учебника
записи в табл.: Добывающая промышленность (уголь, нефть, руды чёрных и цветных металлов), нефтепереработка, чёрная металлургия, текстильная и пищевая промышленность, машиностроение (автомобилестроение). (слайд 15,16)
- В чём особенности экономики Китая?(очень быстрые темпы роста, развитие новых отраслей, но плановая с государственным управлением)
* дополнения учителя - Китайская экспортная продукция, поставляемая в США, Европу, Японию имеет высокие стандарты качества. Она производится в крупных приморских городах Китая на современных предприятиях. А в северных и внутренних районах расположены многочисленные кустарные предприятия, выпускающие низкокачественную и дешёвую продукцию для продажи в России, странах СНГ и Восточной Европы.
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
5. Сельское хозяйство
- Какие природные условия способствуют развитию сельского хозяйства Японии? - Какие природные особенности затрудняют его развитие? заслушиваем дополнения
Особенность сельского хозяйства Японии – анализ карт атласа; Какие с\х культуры выращивают в Японии? (слайд 17) Что ещё входит в традиционный рацион японцев? марикультура – заслушиваем дополнения- записи в табл.
* дополнения учителя - Изменения в рационе японцев в последние годы, последствия.
Особенность сельского хозяйства Китая – анализ карт – Какие с\х районы можно выделить на территории Китая?(*Жёлтый и зелёный Китай) - В производстве каких с\х культур лидирует Китай (учебник стр.368-373) записи в табл.(слайд 18)
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
6. Транспорт
- Исходя из особенности ЭГП Японии, подумайте, какие виды транспорта получили наибольшее развитие в этой стране? – работа с текстом учебника стр. 236, записи в табл.(слайд 19) заслушиваем дополнения
* дополнения учителя - Показать по карте, где проходит «Синкансен»
- Какие виды транспорта получили наибольшее развитие в Китае? - Работа с текстом учебника стр.243, как размещены транспортные пути на территории Китая – анализ карты, записи в табл.
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
7. Экономические районы
– Исходя из анализа карт атласа, определите, существуют ли различия в территориальной структуре хозяйства внутри стран? Какие экономические районы можно выделить в Японии и Китае? - работа с текстом учебника стр. 237, 243. (Общее – более развита восточная тихоокеанская часть страны) , записи в табл.
Отметили черты сходства и различия в таблице технологической карты
8. Культура
Япония и Китай – страны с древней и самобытной культурой.(слайд 20, 21) (слайд 22,23)
* дополнения учителя и учащихся об особенностях японской и китайской культуры
9. Вывод об уровне и перспективах развития стран
- Определите объём (стр.111, .ВВП на душу населения (стр.111) и структуру ВВП Японии и Китая (стр.233, 238)
- К какому типу экономики относятся экономика Японии и экономика Китая? (Стр. 99, рис. 41)
- Ребята, в течении двух уроков вы изучали и сравнивали Японию и Китай. Чего же больше у этих двух стран – сходства или различия? - заслушиваем различные мнения, записываем свой вывод.
- В конце урока давайте посмотрим, сможете ли вы применить на практике полученные знания. Проверьте себя с помощью тестов во второй части ваших технологических карт.
Самопроверка и взаимопроверка знаний
10.Заключение (слайд 24)
- Ребята, давайте подведём итоги нашего урока.
Целью урока было:
- Изучить особенности двух стран – Японии и Китая.
- Сравнить и найти черты сходства и различия Японии и Китая.
- Как вы думаете, достигли мы своих целей? Осталось ли что-то неизученным? Нам есть к чему стремиться?
- Какой вывод в завершение урока мы можем сделать?
- Домашнее задание у вас будет состоять из двух частей. Первое — изучить п. 41 и п. 42. Второе — доделать технологическую карту урока. Если вы хорошо работали на уроке, то ваше задание на дом становится меньше.
- Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
Сценарий открытого урока в 8 классе
Сценарий открытого урока в 8 классе....
Методический сценарий открытого урока в 5 классе по теме «Рождество в Великобритании»
Методический сценарий урока по теме "Рождество в Великобритании разработан для учащихся 5 класса....
Сценарий открытого урока - Путешествие в католическое Рождество УМК Spotlight 6 класс
Урок появящён празднику Рождества в англоязычных странах и проводится в системе уроков Модуля 5 (УМК Spotlight 6).Учащиеся овладевают социокультурной информацией о рождественских традициях, связанными...
Урок в 11 классе по теме "Характеристика Японии"
Представлена методическая разработка урока в 11 классе по теме "Япония". Цели и задачи: Образовательные: сформировать представление о стране Восточной Азии – Японии, изучить географическое положе...
Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".
Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...
Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.
Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...