Мел судьбы (эссе)
статья по географии по теме
Предварительный просмотр:
Мел судьбы
(эссе)
Вам не удастся никогда
создать мудрецов, если будете
убивать в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье ,-
гласят строки таджикского поэта Рудаки. И с ними трудно не согласиться. Но вот в чём противоречие: если знания - это важно, то почему появляются неуспевающие ученики, почему на уроках исчезает детский интерес? Отчего это происходит?
«Есть вещи, которым учат лишь сама жизнь да время» - истину содержит мысль мудрецов, не правда ли ?! действительно, некоторые педагогические постулаты узнала не тогда, когда стала учителем, и не в студенческие годы, а будучи ещё ученицей. Сидя за партой, как и мои ученики, слушала объяснение учителя, отвечала на вопросы и, случалось, параллельно успевала размышлять и мечтать о чём - то другом, совершенно постороннем (хотя на занятиях другого педагога некогда было думать «о своём» да и желания такого не возникало). Уже сейчас понимаю, что в такие минуты моё мышление оставалось невостребованным, и поэтому тут же находило новый предмет «для забавы». И эту ситуацию не изменит внушением: «Ученье - свет, а не ученье - тьма». Необходимы другие средства воздействия. Это могут быть походы с учителем не только по родным и знакомым местам, но и по своей стране.
Помню, какие яркие впечатления остались у ребят после поездки в Горную Шорию, где дети впервые увидели горы, горную речку, в которой с удовольствием накупались. Смогли на себе ощутить резкий перепад температуры дня и ночи - все это осталось в их памяти. Увиденное стало не только ярким впечатлением для ребят, но и дополнительным источником информации на уроках географии. Ведь теперь учитель и дети могли дополнить «сухой материал» учебника личными впечатлениями, что не сомненно лучше закрепляло изученное.
Ни в университете, ни в научном журнале (я вовсе не оспариваю их важность и необходимость) не научат универсальным приёмам работы на уроках. Всё необходимое дала Матушка - природа, наделив каждого ребёнка цепким вниманием, неуёмной энергией к познанию. Необходимо только грамотно и верно распорядиться данным потенциалом, а точнее, помочь маленькому «хозяину» правильно распределить свой «капитал», не растратив его впустую.
Одного персидского мудреца спросили однажды, как он приобрёл такое множество знаний. «Постоянно спрашивая о том, чего я не знал», - ответил он. В каждом из моих учеников есть такой «мудрец», и для меня важно, чтобы он задавал вопросы, чтобы его юное сознание не дремало. Но, главное, выстраивая свою работу, помню, что ученик должен оставаться активным соавтором, иначе –
знаний не добыть. И, конечно, не считаю себя и урок единственными источниками информации.
И вот новый день. Готовлюсь к уроку. Беру в руки мел и делаю необходимые записи. А, по сути говоря, я вывожу на доске знания моих учеников, предопределяя их дальнейшую судьбу. Моя ответственность велика. И многое зависит от того, какую «запись» я сделаю.
Каждый выбирает для себя дорогу в жизни, мной выбор уже сделан, а моим ученикам ещё предстоит принять это важное решение. Но я знаю, что сегодняшние мои «шалуны» обязательно станут «мудрецами» своего дела. А мои уроки, надеюсь, послужат прочными «кирпичиками» в основании этого нелёгкого пути под именем Судьба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Профессия - моя судьба".
Размышления вслух о профессии педагога....
Эссе "Школа-моя судьба"
На многие вопросы нужно ответить учителю,который решил свою жизнь связать со школой.Как сделать урок интересным? Как найти взаимопонимание с учеником?Как зажечь огонёк в глазах детей?Надо найти к ним ...
Эссе «Школа - моя судьба»
Эссе«Школа - моя судьба»Моя педагогическая философия....
Эссе "Моя педагогическая философия" ("...Судьбы человечьи подают мне голоса")
В эссе рассматривается важность влияния литературы на воспитание школьников, показана важная роль учителя - словесника в формировании эстетически развитого читателя....
Эссе "Быть учителем это судьба"
Написано к конкурса "Педагог года"...
Эссе (размышление) о роли педагога (взрослого) в судьбе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Эссе (размышление) о роли педагога (взрослого) в судьберебенка с ограниченными возможностями здоровья....
Конкурсный материал. Эссе "Учитель - это судьба?!"
Конкурсный материал. Эссе....