Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа
статья по литературе (11 класс)
Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования
познавательной активности обучающихся
1 курса педагогического колледжа
Щеглова Светлана Брониславовна, преподаватель литературы
ГБПОУ Некрасовский педагогический колледж № 1 Санкт-Петербурга
Аннотация: в статье рассматриваются формы организации и содержание внеурочной деятельности по литературе в течение текущего учебного года с обучающимися 1 курса педагогического колледжа
Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная активность, библиотечные уроки, поэтические перемены, литературные вечера
Согласно современным требованиям к качеству образовательного процесса различных уровней образования внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств обучающихся в формах, отличных от классно-урочной системы обучения. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.[1, c]
Внеурочная деятельность в педагогическом колледже – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего специального образования.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности – дело не новое. В систему воспитательной работы колледжа всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. С другой стороны необходимо отметить современный подход к организации и содержанию такой деятельности. Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится помощь в формировании личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации, а это уже напрямую отражает новый взгляд на образовательные результаты. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязью таких её структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. [1, c]
Внеурочная деятельность – это, прежде всего процесс нахождения в действии, способ исполнения чего-либо. Перевод внеурочной работы в статус деятельности кардинально меняет ее качество.
Среди целевых установок внеурочной деятельности хочется выделить следующие задачи:
- расширение общекультурного кругозора обучающихся;
- формирование позитивного восприятия ценностей профессионального образования;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- создание пространства для межличностного общения;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности.
В целом важно отметить, что данная деятельность способствует развитию познавательной активности обучающихся. Рассмотрим реализацию данного направления деятельности на примере внеурочной деятельности по литературе среди студентов 1 курса ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 специальности Дошкольное образование в 2023-2024 учебном году. Планирование данного вида деятельности напрямую связано с юбилейными датами поэтов и писателей, значимыми датами в нашей истории.
08 сентября 1923 года родился Расул Гамзатович Гамзатов. 100-летие со дня рождения величайшего поэта XX века, переводчика, прозаика и публициста Расула Гамзатова, бессмертное творчество которого широко известно в России и во всем мире, стало темой первого библиотечного урока в текущем учебном году. Литературные занятия и поэтические перемены, посвященные этой юбилейной дате, были проведены в библиотеке колледжа. Студентов 1 курса познакомили с биографией и творчеством народного поэта. Будущие педагоги узнали, что автор пронзительного стихотворения «Журавли» окончил Аварское педагогическое училище накануне Великой Отечественной войны, работал школьным учителем, затем – помощником режиссера в театре, журналистом в газетах и на радио. Говорили со студентами о красоте и ценности слова, проникновенной искренности стихотворных строк великого мастера, верности и любви к Родине, сохранении мира и силе дружбы народов. Студенты исполнили песню «Журавли» и прочитали стихотворения Расула Гамзатова, которые нашли искренний отклик в сердцах будущих педагогов.
В сентябре была еще одна юбилейная дата: 09 сентября 1828 года родился Лев Николаевич. Толстой. К 195-летию со дня рождения великого писателя были проведены различные мероприятия.
Рис.1 Фотография пост-релиза мероприятия
Некрасовский колледж уделяет особое внимание изучению русского языка, сохранению красоты русского слова. Грамотная, красивая речь учителя играет значимую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. В библиотеке колледжа » прошло мероприятие в цикле «Великие писатели о воспитании». Духовность, гуманность, любовь – таковы базовые ценности педагогической системы писателя-гуманиста. Студенты 1 курса читали отрывки из повести «Детство», делились своими детскими впечатлениями, обсуждали особенности авторского взгляда Льва Толстого на процесс формирования ребёнка. Обучающиеся с интересом рассматривали «Азбуку», которую написал Толстой для крестьянских детей в школе Ясной Поляны.
09 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев. К 205-летию со дня рождения великого мастера слова в библиотеке колледжа были организованы выставка книг, просмотр видеофильма. Студентки с воодушевлением читали стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
Ежегодно 03 октября, в день рождения великого поэта Серебряного века Сергея Александровича Есенина, в колледже проводятся Есенинские чтения. В холле были организованы поэтические перемены. Студенты читали наизусть любимые строчки о любви, о природе, о России.
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить", - по этим строчкам сразу узнаешь авторский стиль великого поэта второй половины XIX века Фёдора Ивановича Тютчева. В честь юбилейного дня рождения Федора Ивановича Тютчева (5 декабря 2023 года поэту исполнилось бы 220 лет) в холле колледжа была организована еще одна поэтическая перемена, а позже в библиотеке прошло внеурочное занятие. "Зима не даром злится", " Люблю грозу в начале мая" и другие прекрасные стихотворные стихи о природе читали сегодня будущие воспитатели детей дошкольного возраста. Участники поэтического вечера были " околдованы" красотой русского слова. Чудесные строки о любви очаровывали девушек учебных групп 1-5/1 и 1-5/2. Романсы на стихи Тютчева прозвучали в аудиозаписи и украсили рассказ о женщинах в судьбе Фёдора Ивановича. Знаменитое стихотворение "Silentium" прозвучало как обращение к потомкам. Все участники данного мероприятия отметили, что стихи Фёдора Тютчева отличаются глубокой философией, метафоричностью и эмоциональностью. Творчество поэта затрагивает важные темы жизни, любви, природы, времени и судьбы.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Текущий учебный год не является юбилейным для поэта, но студенты-некрасовцы не могут не знать и не чтить его творчество. «Некрасов... Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, свое озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров», - писал Александр Трифонович Твардовский.
Творчество Николая Алексеевича Некрасова, чье имя носит педагогический колледж, хорошо знают студенты уже с 1года обучения. В библиотеке девушки наизусть читали стихотворения о родине, о матери, о назначении поэта и поэзии. Внеурочную деятельность по литературе невозможно представить без библиотеки. Хочется отметить, что библиотека колледжа, без сомнения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, педагогам, мастерам, кураторам, студентам и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности, студентов развития у педагогов и студентов потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера. [1, c]
27 января 2024 года все жители Санкт-Петербурга праздновали 80-летие полного снятия блокады. Этому событию были посвящены многие мероприятия в образовательных организациях города. Студенты-некрасовцы стали участниками молодежной патриотической акции, посвященной прорыву блокады Ленинграда, организатором которой выступил «Центр патриотического воспитания молодежи «Дзержинец». Будущие педагоги прочитали стихотворения о блокадном Ленинграде, передавая через строки всю боль и стойкость духа жителей осаждённого города. Стихотворные строки рассказали слушателям об истории непобежденного города, который выстоял в тяжелейшие годы блокады. Каждое прочитанное стихотворение – зеркало, отражающее наше единство и силу! Никто не забыт, ничто не забыто!
Рис.2 Фотография на память с ветеранами-жителями блокадного Ленинграда
Во 2 полугодии 2023-2024 учебного года внеурочная деятельность по литературе будет продолжена. Запланированы уже традиционные библиотечные уроки и поэтические перемены. Особое внимание будет уделено поэтам второй половины XX века. Поэтическая гостиная пригласит студентов и преподавателей колледжа прочитать и послушать стихи Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, И. Бродского, А. Вознесенского, Н. Матвеевой, Ю. Левитанского, А. Дементьева, И. Снеговой, А. Кочеткова, и это далеко не полный список мастеров поэтического слова, творчество которых вызывает неподдельный интерес со стороны будущих педагогов. Обстановка литературного вечера позволит участникам не только ближе познакомиться с «эстрадной» поэзией 1960-1970-х гг., но и даст возможность каждому присутствующему активно поучаствовать в обсуждении и поделиться своими переживаниями. Особое внимание будет уделено поэзии Юлии Друниной, 100-летие со дня рождения которой трогает сердца юных читательниц.
21 марта 20 (по решению ЮНЕСКО) ежегодно отмечается Всемирный день поэзии (World Poetry Day). «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья, и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга. Будущие педагоги прочитают в этот день свои любимые стихотворения известных и не очень известных авторов, кто-то прочтет строчки собственного сочинения. А в течение марта-апреля обучающиеся 1 курса выступят со своими творческими проектами «Мой любимый поэт XX века».
Таким образом, задачи по расширению общекультурного кругозора обучающихся; формированию позитивного восприятия ценностей профессионального образования; формированию нравственных, духовных, эстетических ценностей; созданию пространства для межличностного общения; включения в личностно значимые творческие виды деятельности будут, безусловно, реализованы в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-420707-1395002775.jpg)
Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся
Материал отражает опыт организации клубной работы во внеурочной работе по русскому языку и литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-517775-1679908736.jpg)
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий
текст доклада для педагогической конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/07/picture-902327-1488903941.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1122963-1553089414.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1173041-1570644878.jpg)
Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности
Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189108-1573914637.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/14/picture-560592-1699936339.jpg)
Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».
Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....