Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа
статья по литературе (11 класс)
Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования
познавательной активности обучающихся
1 курса педагогического колледжа
Щеглова Светлана Брониславовна, преподаватель литературы
ГБПОУ Некрасовский педагогический колледж № 1 Санкт-Петербурга
Аннотация: в статье рассматриваются формы организации и содержание внеурочной деятельности по литературе в течение текущего учебного года с обучающимися 1 курса педагогического колледжа
Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательная активность, библиотечные уроки, поэтические перемены, литературные вечера
Согласно современным требованиям к качеству образовательного процесса различных уровней образования внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств обучающихся в формах, отличных от классно-урочной системы обучения. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.[1, c]
Внеурочная деятельность в педагогическом колледже – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего специального образования.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности – дело не новое. В систему воспитательной работы колледжа всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. С другой стороны необходимо отметить современный подход к организации и содержанию такой деятельности. Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится помощь в формировании личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации, а это уже напрямую отражает новый взгляд на образовательные результаты. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязью таких её структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. [1, c]
Внеурочная деятельность – это, прежде всего процесс нахождения в действии, способ исполнения чего-либо. Перевод внеурочной работы в статус деятельности кардинально меняет ее качество.
Среди целевых установок внеурочной деятельности хочется выделить следующие задачи:
- расширение общекультурного кругозора обучающихся;
- формирование позитивного восприятия ценностей профессионального образования;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- создание пространства для межличностного общения;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности.
В целом важно отметить, что данная деятельность способствует развитию познавательной активности обучающихся. Рассмотрим реализацию данного направления деятельности на примере внеурочной деятельности по литературе среди студентов 1 курса ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 специальности Дошкольное образование в 2023-2024 учебном году. Планирование данного вида деятельности напрямую связано с юбилейными датами поэтов и писателей, значимыми датами в нашей истории.
08 сентября 1923 года родился Расул Гамзатович Гамзатов. 100-летие со дня рождения величайшего поэта XX века, переводчика, прозаика и публициста Расула Гамзатова, бессмертное творчество которого широко известно в России и во всем мире, стало темой первого библиотечного урока в текущем учебном году. Литературные занятия и поэтические перемены, посвященные этой юбилейной дате, были проведены в библиотеке колледжа. Студентов 1 курса познакомили с биографией и творчеством народного поэта. Будущие педагоги узнали, что автор пронзительного стихотворения «Журавли» окончил Аварское педагогическое училище накануне Великой Отечественной войны, работал школьным учителем, затем – помощником режиссера в театре, журналистом в газетах и на радио. Говорили со студентами о красоте и ценности слова, проникновенной искренности стихотворных строк великого мастера, верности и любви к Родине, сохранении мира и силе дружбы народов. Студенты исполнили песню «Журавли» и прочитали стихотворения Расула Гамзатова, которые нашли искренний отклик в сердцах будущих педагогов.
В сентябре была еще одна юбилейная дата: 09 сентября 1828 года родился Лев Николаевич. Толстой. К 195-летию со дня рождения великого писателя были проведены различные мероприятия.
Рис.1 Фотография пост-релиза мероприятия
Некрасовский колледж уделяет особое внимание изучению русского языка, сохранению красоты русского слова. Грамотная, красивая речь учителя играет значимую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. В библиотеке колледжа » прошло мероприятие в цикле «Великие писатели о воспитании». Духовность, гуманность, любовь – таковы базовые ценности педагогической системы писателя-гуманиста. Студенты 1 курса читали отрывки из повести «Детство», делились своими детскими впечатлениями, обсуждали особенности авторского взгляда Льва Толстого на процесс формирования ребёнка. Обучающиеся с интересом рассматривали «Азбуку», которую написал Толстой для крестьянских детей в школе Ясной Поляны.
09 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев. К 205-летию со дня рождения великого мастера слова в библиотеке колледжа были организованы выставка книг, просмотр видеофильма. Студентки с воодушевлением читали стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
Ежегодно 03 октября, в день рождения великого поэта Серебряного века Сергея Александровича Есенина, в колледже проводятся Есенинские чтения. В холле были организованы поэтические перемены. Студенты читали наизусть любимые строчки о любви, о природе, о России.
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить", - по этим строчкам сразу узнаешь авторский стиль великого поэта второй половины XIX века Фёдора Ивановича Тютчева. В честь юбилейного дня рождения Федора Ивановича Тютчева (5 декабря 2023 года поэту исполнилось бы 220 лет) в холле колледжа была организована еще одна поэтическая перемена, а позже в библиотеке прошло внеурочное занятие. "Зима не даром злится", " Люблю грозу в начале мая" и другие прекрасные стихотворные стихи о природе читали сегодня будущие воспитатели детей дошкольного возраста. Участники поэтического вечера были " околдованы" красотой русского слова. Чудесные строки о любви очаровывали девушек учебных групп 1-5/1 и 1-5/2. Романсы на стихи Тютчева прозвучали в аудиозаписи и украсили рассказ о женщинах в судьбе Фёдора Ивановича. Знаменитое стихотворение "Silentium" прозвучало как обращение к потомкам. Все участники данного мероприятия отметили, что стихи Фёдора Тютчева отличаются глубокой философией, метафоричностью и эмоциональностью. Творчество поэта затрагивает важные темы жизни, любви, природы, времени и судьбы.
Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Текущий учебный год не является юбилейным для поэта, но студенты-некрасовцы не могут не знать и не чтить его творчество. «Некрасов... Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, свое озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров», - писал Александр Трифонович Твардовский.
Творчество Николая Алексеевича Некрасова, чье имя носит педагогический колледж, хорошо знают студенты уже с 1года обучения. В библиотеке девушки наизусть читали стихотворения о родине, о матери, о назначении поэта и поэзии. Внеурочную деятельность по литературе невозможно представить без библиотеки. Хочется отметить, что библиотека колледжа, без сомнения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, педагогам, мастерам, кураторам, студентам и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности, студентов развития у педагогов и студентов потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера. [1, c]
27 января 2024 года все жители Санкт-Петербурга праздновали 80-летие полного снятия блокады. Этому событию были посвящены многие мероприятия в образовательных организациях города. Студенты-некрасовцы стали участниками молодежной патриотической акции, посвященной прорыву блокады Ленинграда, организатором которой выступил «Центр патриотического воспитания молодежи «Дзержинец». Будущие педагоги прочитали стихотворения о блокадном Ленинграде, передавая через строки всю боль и стойкость духа жителей осаждённого города. Стихотворные строки рассказали слушателям об истории непобежденного города, который выстоял в тяжелейшие годы блокады. Каждое прочитанное стихотворение – зеркало, отражающее наше единство и силу! Никто не забыт, ничто не забыто!
Рис.2 Фотография на память с ветеранами-жителями блокадного Ленинграда
Во 2 полугодии 2023-2024 учебного года внеурочная деятельность по литературе будет продолжена. Запланированы уже традиционные библиотечные уроки и поэтические перемены. Особое внимание будет уделено поэтам второй половины XX века. Поэтическая гостиная пригласит студентов и преподавателей колледжа прочитать и послушать стихи Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, И. Бродского, А. Вознесенского, Н. Матвеевой, Ю. Левитанского, А. Дементьева, И. Снеговой, А. Кочеткова, и это далеко не полный список мастеров поэтического слова, творчество которых вызывает неподдельный интерес со стороны будущих педагогов. Обстановка литературного вечера позволит участникам не только ближе познакомиться с «эстрадной» поэзией 1960-1970-х гг., но и даст возможность каждому присутствующему активно поучаствовать в обсуждении и поделиться своими переживаниями. Особое внимание будет уделено поэзии Юлии Друниной, 100-летие со дня рождения которой трогает сердца юных читательниц.
21 марта 20 (по решению ЮНЕСКО) ежегодно отмечается Всемирный день поэзии (World Poetry Day). «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья, и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга. Будущие педагоги прочитают в этот день свои любимые стихотворения известных и не очень известных авторов, кто-то прочтет строчки собственного сочинения. А в течение марта-апреля обучающиеся 1 курса выступят со своими творческими проектами «Мой любимый поэт XX века».
Таким образом, задачи по расширению общекультурного кругозора обучающихся; формированию позитивного восприятия ценностей профессионального образования; формированию нравственных, духовных, эстетических ценностей; созданию пространства для межличностного общения; включения в личностно значимые творческие виды деятельности будут, безусловно, реализованы в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся
Материал отражает опыт организации клубной работы во внеурочной работе по русскому языку и литературе...
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий
текст доклада для педагогической конференции...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по литературе «В МИРЕ КНИГ»
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру литературы и тем самым развивать позна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности
Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс...
Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».
Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....