конспект урока в 6 классе "Волны в океане"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
конспект урока в 6 классе "Волны в океане"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока в 6 классе "Волны в океане" | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила
учитель географии
I квалиф. категории
Сажина О.А.
Цель урока:
Сформировать представления об образовании видов движения вод. Познакомить с основными видами волн в океане их строением, причинами возникновения. Рассказать о главных различиях ветровых волн и цунами. Приливами и отливы, причины их образования и значение для жизни человека. Научить учащихся делать выводы. Продолжить развивать умения работать с картой и атласами. Прививать любовь к географии.
Оборудование: Карта полушарий, атласы, контурные карты, простые карандаш, компьютерный диск , тесты.
Ход урока:
- Организационный момент.
( проверить готовность учащихся к уроку)
- Проверка домашнего задания:
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с основными частями Мирового океана. Сейчас мы проверим, на сколько вы поняли изученный материал. И начнем с проверки определений. Перед вами тест. Вам необходимо найти соответствие понятие – определение. Кто дома готовился, тот быстро сделает задание.
тест: Найди соответствие «понятие - определение»
1. Остров 2. Полуостров 3. Материк 4. Залив 5. Пролив
А) Большой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Б) Участок суши с трех сторон окруженный водой. В) Участок моря или океана, далеко вдающийся в сушу. Г) Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. Д) Неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов
- А сейчас напомним еще раз - из чего состоит наша Земля? для этого вы заполните таблицу «Облик Земли»
Прокомментировать заполненную таблицу учащимися.
Учитель: Значит, делаем вывод, что суша состоит из материков и океанов.
? - А какие вы знаете материки? Назовите и покажите их на карте.
( ученик выходит к карте и показывает материки)
? - А какие вы знаете океаны? Назовите и покажите их на карте.
( ученик выходит к карте и показывает океаны)
- Океан же состоят из морей, заливов и проливов.
? - На какие виды делятся моря? (окраинные и внутренние)
? - Какие моря называют окраинным? Покажите их на карте.
( ученик выходит к карте и показывает окраинные моря)
? - Какие моря называют внутренними? Покажите их на карте.
( ученик выходит к карте и показывает внутренние моря)
- А сейчас я буду показывать на карте географические объекты, а вы называете, что это.
(учитель показывает на карте моря, заливы, проливы, полуострова, а ученики называют географ. объект)
- Новая тема
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой темой – Движением вод в Океане. ( называет цель урока)
- Вода в Океане находится в непрерывном движении. Океан бывает спокойным и ласковым, но иногда оно бывает грозным и страшным.
? - А что происходит? Почему океан меняется?
( Чаша с водой, учитель дует – образуются волна в одну сторону)
( ученики отвечают - появляются волны)
Правильно ребята, если в океане нет волн, то он спокоен, а если поднимаются волны, то он очень опасен.
И так, волна. Из чего она состоит?
Строение волны
____________________________________________________
Главная причина образования волн – это ветер.
Чем сильнее ветер, тем больше высота волн. ( высота волн может быть от 4 до 30 метров – это высота 10 этажного дома)
? - Куда направлены волны? (учитель дует на воду с разных сторон)
Правильно, куда дует ветер.
Волнения в Океане оценивают по 9-балльной школе. Когда волнение силой 0 баллов, т.е. отсутствие волн – называется штилем , а волнения в 7-9 баллов – шторм
(показать на слайдах)
Но существует еще одна причина образования волн в Океане – это движение земной коры
(Хлопает ладонью – волны в разные стороны )
( т.е. землетрясения и извержения вулканов, которые происходят под водой. Такие волны называют – цунами.
Они имеют направление от центра в разные стороны и охватывают всю толщу воды от дна до поверхности. В океане цунами не опасны, они имеют высоту -1метр и бывают малозаметны, но движутся со скоростью реактивного самолета (700-800 км/час)
Но подходя к берегу, высота волн резко увеличивается ( до высоты 20 этажного дома) Огромная масса воды обрушивается на берег, неся с собою смерть и разрушения.
(показать на слайдах)
Предсказать цунами не возможно, но предупредить можно (из космоса – спутники)
? - Если приближается цунами, то все суда находящиеся в порту, стараются уйти в открытое море. Почему?
Есть еще один вид движения воды и особенно он заметен у берега – это приливы и отливы
О нем расскажет нам ….. доклад ….
(показать на слайдах)
? Что называют приливом? ( вода находит на берег)
? Что называют отливом? ( вода уходит от берега)
Причина приливов и отливов - притяжение вод Луной. Этот процесс повторяется в определенное время суток, поэтому это движение можно предсказать. Ученые даже составили таблицы приливов и отливов.
? - А скажите зачем нужны эти таблицы? ( чтобы суда не остались на берегу)
Подходя к берегу волна касается дна. Ее основание начинает тормозить, а гребень наклоняется вперед и опрокидывается – возникает прибой
-----------------------------------------------------------------------------
На берег набегает пенистый вал, а навстречу ему стекает вода предыдущей волны
Происходит постоянное перемещение песка,
гравия и других наносов.
? - Куда будет направлены волны прибоя ? (Всегда к берегу. )
? – вы находитесь на необитаемом острове. Решили обойти весь берег.
Нарисуйте движение волн по отношению к берегу.
Правильно. Волны всегда направлены к берегу.
- Если вода в волне колеблется вверх-вниз и горизонтального движения не происходит, почему тогда на берег, где находился Робинзон Крузо, выбросило сундук ? (из-за прибоя)
Вывод:
1) от ветра 1) извержение 1) притяжение Луны 1) ветер
вулканов, землетряс.
2) В одном направлении 2) от центра, в разные 2) всегда к берегу и 2) всегда к берегу как дует ветер стороны от берегу,
V. Закрепление.
Сегодня на уроке мы познакомились с новой темой. Что же вы узнали сегодня?
Заполните таблицу. Поставьте + или -
характеристики | приливы | цунами | прибой |
1. Образуется под влиянием фаз Луны | |||
2.Переодически повторяются | |||
3. Образуются в результате землетрясений | |||
4. Обладает разрушительной силой ( приносят бедствия) | |||
5. Образуется только у берегов. | |||
6. Имеют скорость реактивного самолета. | |||
7. Всегда к берегу |
- Домашнее задание: § -19, с. 97-100; с. 100 вопросы 1-5.
- Выставление оценок.
Дополнительный материал ( рассказывают учащиеся)
- Причиной цунами являются извержения вулканов и подводные землетрясения. Самым грандиозным цунами было извержение вулкана на о. Кракатас, находящемся между о. Явой и Суматрой. 27 августа 1883 г., во время извержения вулкана, произошел сильный взрыв, расколовший остров на части. Грохот взрыва был слышан за тысячи километров. Образовалась волна высотой 30 метров – погибли почти все жители острова.
- 1апреля 1946г. подводное землетрясение породило волны которые двигались со скорость 800 километров в час . Длина волны составляла 185 км. Волны неслись в сторону Гавайских островов и обрушились на остров. Высота волны достигала 30 метров. За секунды все портовые сооружения и дома были разрушены. Погибло более 1730 человек.
- В некоторых районах океана 2 раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, низины и 2 раза в сутки отступает от берега. И из воды выныривают камни, пляжи, а океан кое-где отступает от берега на 10-20 метров. Кажется. Что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Еще 2000 лет назад люди поняли их связь с фазами Луны, но научное объяснение дал в 1687 году Исаак Ньютон на основе закона всемирного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются друг к другу. Сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику. Такое место у нас в стране находится на Дальнем Востоке, у берегов Камчатки.
Заливы, проливы
Окраинные
Материки
Суша
Земля
Волны
Ветровые
Цунами
Приливы, отливы
остров
Прибой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
Конспект урока "Открытие Австралии и Океании"
Урок изучения нового материала. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке применены технологии: проблемного обучения, деятельностного типа, продуктивного чтения. Материал урока возмо...
Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.
Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....
Конспект урока по теме "Тихий океан"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС :развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....
Конспект урока по географии "Тихий океан"
Цели и задачи: познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием,...
Конспект урока по теме "Мировой океан"
Технологическая карта урока в 6 классе по географииТема урока_ «Мировой океан и его части»...
Конспект урока Движение воды в океане
Виды движения воды в океане и их причины. Разница между волнами и океаническими теченичми...