Горные породы и минералы
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе.
Урок № 19. тема: «Горные породы и минералы, слагающие земную кору».
Цели: дать знания учащимся о горных породах; формировать умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы.
Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема залегания горных пород.
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие
- Подготовка к работе
- Наличие учащихся
- Повторение пройденного материала (Фронтальный опрос)
- Как устроена Земля?
- Для чего изучают земные глубины?
- Какие горные породы вы знаете?
- С какими горными породами вы познакомились на экскурсии?
Вывод: минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с горными породами, слагающие земную кору. А урок сегодня будет не совсем обычный. В течение урока я вам буду рассказывать сказку, а вы должны будете внимательно меня слушать и по ходу выполнять предложенные мною задания.
Итак, слушаем меня внимательно.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать, да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а коли найдешь – будешь ты царем».
Отправился Иван, Закиров сын, в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с Золотой крышей, а над ним надпись – «ЛИТОСФЕРА». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «Литосфера».
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть в вашей стране таковой?» - отвечает Иван. «Есть – то он есть, но найти его не просто. Хранится он глубоко под Землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Для этого тебе нужно вырыть глубокий колодец», - ответил ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату, и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске можно нарисовать условные знаки эти полезных ископаемых)
- Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите их по плану в виде таблицы:
Происхожде ние | Название | Цвет | Твердость | Пачкает ли руки? | Где применяется |
осадочные | - песок - глина - мел - соль каменная | ||||
магматические | - бурый железняк - магнитный железняк - руды полезных металлов | ||||
метаморфические | - кварц - мрамор - гнейс - алмаз |
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов.
- Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому их называют магматическими. Ребята, найдите эти породы в коллекции и опишите их.
Совсем глубоко опустился Иван-Царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие:
песок песчаник кварцит кварц;
известняк мрамор;
гранит гнейс;
графит алмаз.
Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала, на троне, сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
- Ребята, давайте поможем Ивану отгадать загадки.
1. Черен, как ворон,
а греет, как солнце. (Уголь)
2. Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ открывают любые замки и двери», - сказала царевна.
Поклонился Иван царевне и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем уме вспомнить путь обратно.
4. Закрепление
Работа с текстом учебника.
- Дайте определение осадочные горные породы.
- Где можно встретить осадочные горные породы?
- Где и как образуются химические горные породы?
- Рассмотрите рисунок «Образование органических пород»
- Какие породы называют магматическими горными породами?
- Прочитайте, как они образуются.
- Что такое метаморфические горные породы?
5. Итог, оценивание.
6. Домашнее задание
§ 17, зад.5 стр. 44 (заполнить таблицу):
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ | |||||
Магматические | Осадочные | Метамор-фические | |||
глубинные | излившиеся | неорганические | органические | ||
обломочные | химические | ||||
гранит диорит габбро | пемза базальт андезит липарит | песок глина песчаник | поваренная соль калийная соль гипс | горючие сланцы известняк уголь нефть | гнейс мрамор кварцит |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"
урок географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...
Горные породы и минералы.
Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...
Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация
Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...
Разработка урока географии Горные породы и минералы
Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Горные породы и минералы.
Презентация составлена по географии для 6 класса на тему: "Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Свойства горных пород и минералов.\'\' Сформировать у учащихся представление о мно...
Проект урока "Горные породы и минералы"
Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....