НТР: характерные черты и составные части
методическая разработка (география, 10 класс) по теме
Разработка урока географии в 10 классе по учебнику Максаковского В.П. с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ntr._harakternye_cherty_mm.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Научно-техническая революция (НТР).
Характерные черты и составные части.
Цели и задачи:
сформировать понятие НТР; выявить её характерные черты; познакомить учащихся с составными частями НТР: наукой, техникой и технологией, производством и управлением; сформировать у учащихся представление об эволюционном и революционном путях развития производства: продолжить формирование умений работать с цифровыми образовательными ресурсами, а также анализировать и делать выводы; расширить понятийный аппарат темы.
Основные понятия к уроку
- Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления.
- Революция – коренной переворот, глубокое изменение в развитии явлений природы или познания.
- НТР – коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. НТР – своеобразная вспышка, всплеск на фоне относительно спокойного, динамичного развития научно-технического прогресса.
- Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого - или чего-нибудь, подготавливающий качественное изменение.
- Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
- Технология – совокупность производственных процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.
- Техника – совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, предназначенных для повышения производительности труда и качества продукции.
- Система – множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определённое целостное образование.
- Аббревиатура НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
- Аббревиатура НИИ – научно-исследовательский институт.
- Аббревиатура КБ – конструкторское бюро.
- Наукоёмкость – уровень (доля) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции.
- Интернет – глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к ёмким специализированным информационным серверам и обеспечивающая электронную почту. (Современный Интернет есть информационное поле Земли)
- Управление – сознательное целенаправленное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направления действия и получения желаемых результатов.
- Производство – процесс создания разных видов экономического продукта.
Оборудование:
- Экономическая и социальная география мира. Учебное электронное издание для учащихся 10 классов общеобразовательных заведений страны (Электронный ресурс). – Электрон., текстовые, граф., зв. дан. /Максаковский В.П., Заяц Д.В., Горохов С.А., Роготень Н.Н., Таможняя Е.А. – Республиканский мультимедиа центр, 2003.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Максаковский. – 15-е изд. – М. : Просвещение, 2007.
- Политическая карта мира.
Ход урока
Первый этап – организационный момент
Второй этап – домашнее задание (с. 91-97, определения понятий)
Третий этап – вводное слово учителя
Четвёртый этап – знакомство с инструктивной карточкой и правилами работы
с Центральными образовательными ресурсами.
В ходе выполнения заданий к концу урока Вами должна быть заполнена таблица примерами стран. Перечертите таблицу в тетрадь.
Наиболее высокий уровень образования | Самые изобретательные страны | Большой парк промышленных роботов | Страны, использующие атомную энергию |
Вводное слово учителя:
Всё развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII – XIX вв.
Вопрос: Вспомните из курса истории, в какой европейской стране произошёл первый промышленный переворот и чем он ознаменовался?
Ответ: В Великобритании, переходом от ручного труда к крупному машинному производству на базе паровых машин (Показ на политической карте)
Далее Вы работаете с ПК в группах, пользуясь инструктивной карточкой. Всё необходимое отражаете в своей тетради.
Инструктивная карточка
Входим в Меню – География мирового хозяйства – Научно-техническая революция – текст
Вопрос: Что называется НТР?
Назовите характерные черты НТР, пользуясь схемой на компьютере.
Вопрос: Как Вы понимаете такую черту НТР как всеохватность или универсальность?
Вопрос: Как Вы понимаете такую черту НТР как интеллектуализм?
Задание: Назовите основные части НТР, используя схему на компьютере.
Что такое наука? наукоёмкость (смотри Основные понятия к уроку)?
Нажмите внизу Уровень образования
Задание: Перечислите страны мира с наиболее высоким уровнем образования (занесите в таблицу)
Нажмите на компьютере Финансирование науки
Задание: Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об источнике финансирования.
Приведите примеры стран с большой долей частного сектора в финансировании науки.
Нажмите Высокие технологии – Расходы на НИОКР (смотри Основные понятия к уроку)
Задание: Сравните по этому показателю США и Россию (во сколько раз больше тратится на науку?)
Страна | Расходы на НИОКР (миллиарды долларов) |
США Россия |
Задание: Проанализируйте показатель – Доля учёных и инженеров от общего числа в %
Страна | Доля учёных и инженеров в % |
США Россия |
80 % научных сотрудников находятся в США, Японии, Германии, Франции
Нажмите Расходы на науку
Задание: Приведите примеры самых изобретательных стран (занесите в таблицу)
Вопрос: Какова доля расходов на науку в развивающихся странах (в % от ВВП)?
Ключевые страны (Индия, Бразилия) –
Большинство стран Азии и Африки –
В среднем -
Вопрос: Как Вы понимаете понятия - техника и технология (если затрудняетесь, смотрите основные понятия к уроку)?
Наведите стрелку на слова техника и технология
Вопрос: Какими двумя путями идёт развитие техники и технологии, в чём их сущность?
Наведите стрелку на слово - производство.
Задание: Перечислите направления производства (первое и второе)
Нажмите Уровень образования – Парк промышленных роботов.
Задание: Перечислите страны, имеющие большой парк промышленных роботов (занесите в таблицу)
Назовите третье направление развития производства. Приведите примеры стран, использующих атомную энергию (стр. 96 в учебнике), (занесите в таблицу). Перечислите остальные направления развития производства.
Наведите стрелку на слово управление. Прочтите текст. Что такое кибернетика?
Выполнить задание практики уровень первый. Перенести таблицу в тетрадь. Вычертить схему «Составные части НТР»
Вопрос: Какие страны на уроке назывались Вами в качестве примеров чаще всего? Покажите их на политической карте мира.
Ответы
Вывод: Наука финансируется за счёт частного сектора, а не за счёт государства.
Страны с большой долей частного сектора в финансировании науки: Южная Корея – 82 %,
Швейцария – 75 %, Бельгия – 73 %.
Страна | Расходы на НИОКР (миллиарды долларов) |
США Россия | 158,5 0,9 |
Вывод: В США тратят на НИОКР в 176 раз больше, чем в России.
Страна | Доля учёных и инженеров в % |
США Россия | 25 12 |
Вывод: В США почти в 2 раза больше учёных и инженеров, чем в России.
Наиболее высокий уровень образования | Самые изобретательные страны | Большой парк промышленных роботов | Страны, использующие атомную энергию |
Россия, Германия, Великобритания, Франция, США, Австралия | США, Япония, Франция, ФРГ, Тайвань | Япония, США, Южная Корея, Италия | США, Франция, Япония. Россия, Украина |
Доля расходов на науку в развивающихся странах (в % от ВВП)?
Ключевые страны (Индия, Бразилия) – 0,5-1 %
Большинство стран Азии и Африки – очень незначителен или нет данных
В среднем - не превышает 0,5 % от ВВП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характерные черты советского общества в 20-30 годы.
Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....
Характерные черты личности суицидента. Типология суицидального поведения
Описываются типы суицидального поведения: демонстративный суицид, аффективный и истинный. Указываются отличия в мотивации совершения суицидальной попытки. Описано формирование черт суицидальной личнос...
Характерные черты личностно ориентированного урока
Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием для его развития, и, с другой стороны, сама личн...
План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»
План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...
Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....
«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия»....
Самоанализ урока географии в 10 классе по теме «Научно- техническая революция: характерные черты и составные части».
Тема урока актуальна для обучающихся, т.к. они современники развития высоких технологий, научно- технического прогресса, используют в своей жизни последние изобретения науки и техники. Класс, в которо...