Характерные черты личности суицидента. Типология суицидального поведения
классный час (9 класс) по теме

Описываются типы суицидального поведения: демонстративный суицид, аффективный и истинный. Указываются отличия в мотивации совершения суицидальной попытки. Описано формирование черт суицидальной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_profilaktike_suicida.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

        Характерные черты личности суицидента.

 Типология суицидального поведения.

Самоубийство – это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой.как, например, отчуждение, смерть близких, детство, проведённое в разбитой семье, серьёзная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения. Наркомания. последние годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем выбирают добровольный уход из жизни – суицид.

        Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.

        Если за фактом самоубийства нет явных криминальных обстоятельств, то, кроме. Возрастных кризисов, следует анализировать и социальную ситуацию, провоцирующую подростков на фатальный шаг. При этом можно говорить как о микро-, так и о макросоциальной ситуации.

Нарушение привычных жизненных условий, будь то внешние обстоятельства или состояние здоровья индивида, далеко не всегда сами по себе приводят к намерениям

уйти из жизни. Очень важно, как человек сам интерпретирует эти обстоятельства, что это для него6 жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить и продолжать жить или нет. Многое здесь зависит от его личностных качеств. Какие же черты личности способствуют формированию суицидального поведения?

        Анализ конкретных ситуаций показывает, что самоубийцы отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка.

        Все эти характерологические особенности при наличии личностно-травмирующей ситуации облегчают суицид, они формируют психическое состояние, предрасполагающее к самоубийству. Человек находится в состоянии депрессии6 испытывает тоску, находится в состоянии подавленности, тревоги, страха или апатии, безрадостности, скуки. У него легко развивается чувство безнадёжности, вины. Стыда и позора.

ОБЫЧНО ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

        Эгоцентизм – ЧЕЛОВЕК ВЕСЬ ПОГРУЖЁН В СЕБЯ, СОСРЕДОТОЧЕН ТОЛЬКО НА СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ, НА СВОИХ СТРАДАНИЯХ. Всё остальное для него просто перестаёт существовать. Высок негативизм по отношению к себе.

        Аутоагрессия – негативное отношение к себе, достигшее своей крайней степени. Проявлением аутоагрессии являются самообвинения, с безмерным преувеличением свой вины, крайне негативная самооценка, мысли о самоубийстве и суицидальные действия. Аутоагрессии в поведении суицидента практически всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких ему людей: подозрительность. Необоснованные обвинения, равнодушное отношение к болезни или смерти другого человека.

        Пессимистическая личностная установка на перспективы выхода из кризиса – суицидальные мысли и намерения, состояние депрессии, тревоги, чувство вины, подготовка и реализация суицидальных действий.

        Паранойяльность – ригидность нервно-психических процессов, следование готовым мыслительным стереотипам и поведенческим паттернам, моральный догматизм, склонность к образованию сверхценных идей (при суицидальном поведении – это идея «ухода из жизни» как единственного способа выхода из кризиса).

        Выделяется 4 главные категории самоубийства.

  1. Эгоистическое самоубийство. Суть его коренится в отчуждённости. Люди, склонные к такому виду уходов из жизни, предоставлены главным образом самим себе, их мало что связывает с окружающим миром, людьми. У них малая зависимость от этих людей. Они склонны к одиночеству.

2.Альтруистическое самоубийство – когда человек тесно связан с другими людьми, коллективом и готов пойти ради него на всё, например, лётчики – камикадзе времён Второй мировой войны или люди, наши современники, свершившие самосожжение, чтобы привлечь внимание к какой-либо проблеме.

3. Аномическое самоубийство – такое самоубийство, когда люди не могут рационально справиться с трудностями и видят единственный выход в уходе из жизни. Такое часто происходит. Когда внезапно и шокирующее меняются отношения человека с обществом. Например, у успевающего ученика случается ряд срывов на одном из предметов и учитель вместо поддержки констатирует закономерность случившегося.

4. Фаталистическое самоубийство. Оно, как правило, вызывается чрезмерно строгим кнтролем над личностью, её свободой. Жертва не видит перед собой будущего.

        Весьма распространённой и очень полезной с позиций организации и проведения психологической экспертизы является классификация самоубийств по их видам и типам. По личностному смыслу самоубийства можно классифицировать следующим образом.

1.Протест или месть.

Человек считает, что никто его не любит. Никто не понимает. Агрессию на обидчиков он переносит в агрессию на себя. Например, своей смертью подросток выражает протест давлению со стороны матери. Это подтверждается и выбором момента времени для совершения суицидального поступка. Например, когда родители обычно возвращаются с работы.

  1. Призыв.

Человек считает, что он никому не нужен, своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей. Наиболее часто данные виды самоубийств встречаются у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм и эмоциональная неустойчивость.

  1. Избегание.

Человек испытывает какое-то страдание и считает, что дальше ему будет ещё хуже и он не в силах этого вынести. Единственный способ избежать это – смерть.

4.Самонаказание.

Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя, он тем самым искупает свою вину.

  1. Отказ.

Человек отказывается от жизни в силу того, что по его мнению, он потерял что-то важное для себя и никогда не вернёт того, что было.

Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, в остальных 90% - это крик о помощи. Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного шантажа.

Описывается 3 типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение.

Данный вид самоубийства предпринимается с единственной целью – воздействовать на окружающих: избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сочувствие или просто привлечь к себе внимание, а может быть и наказать кого-то, вызвав гнев со стороны окружающих. Истинного намерения покончить с жизнью тут нет. Человек, совершающий демонстративный суицид, рассчитывает на то, что его вовремя спасут. Способы суицида при этом избираются лишь безопасные: порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьёзная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т.п.). Место и время человек выбирает таким образом, чтобы его вовремя заметили и оказали помощь. Суицид совершается либо на глазах у присутствующих, либо за несколько минут до их прихода. Подростки чаще всего прибегают к данному типу суицида.

        Обильная суицидальная 2сигнализация» нередко предшествуют демонстрации или сопровождает её: пишутся прощальные записки, делаются «тайные» признания приятелям, записываются на магнитофон «последние слова» и пр. В качестве причины, толкнувшей подростка на 2суицид», им самим чаще всего называется 2несчастная любовь». Однако обычно за этим кроется лишь романтическая завеса или же просто выдумка, направленная на то, чтобы «облагородить» свою личность, создать вокруг себя ореол исключительности.

        Действительной причиной чаще всего оказывается уязвлённое самолюбие, утрата ценного для подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников.  Конечно, отвергнутая любовь наносит чувствительный удар по личности подростка.  Тем более, если это происходит на глазах сверстников.

        Другой причиной демонстративного суицида может служить необходимость выпутаться из серьёзной ситуации, в которую попал подросток, избежать наказания. Вызвать сочувствие и сострадание. Сам же демонстративный суицид с переживаниями и суетой окружающих может давать некоторое удовлетворение «эгоцентризму» подростка. Суицидальные демонстрации, которые осуществляются повторно 9особенно если предыдущие «имели успех»), превращаются «суицидентом» в своеобразный поведенческий стереотип, к которому прибегают в случаях возникновения конфликтов. Как к способу их разрешения.

        К суицидальным демонстрациям примыкает бравада «игрой со смертью» с претензией получить репутацию исключительной личности.

        У некоторых подростков суицидальные намерения могут носить характер явного суицидального шантажа. Такие попытки чаще всего спровоцированы наказаниями, которые подросток считает несправедливыми, и бывают окрашены возникающим чувством мести по отношению к обидчику, желанием доставить ему большие неприятности. Иногда это может быть ревность к объекту своего увлечения (влюблённости). Такая попытка чаще всего может совершаться на глазах у возлюбленной и испуг подруги доставляет немалое удовольствие.

2.Аффективное суицидальное поведение.

        Иногда суицидальные демонстрации могут быть следствием реакции на острые аффективные ситуации. подобные «аффекты» у подростка чаще всего могут быть вызваны ударами по самолюбию, унижением в глазах окружающих, утратой надежд. На фоне сильного аффекта в какой-то момент его развития может возникнуть истинная суицидальная цель или желание махнуть на всё рукой и положиться на волю случая. На фоне аффекта демонстративные по замыслу действия могут также закончиться завершённым суицидом, поскольку подобные действия могут легко переходить грань безопасного и вести к смертельному исходу.

        Этот вид суицидального поведения развивается на высоте аффекта. В какой-то момент может возникнуть мысль, чтобы расстаться с жизнью, но чаще всего  предпринимаемая затем попытка суицида носит демонстративный характер. Но на высоте аффекта человек может решиться и на истинный суицид.

        Суицидальное поведение может возникать на фоне аффективных переживаний у некоторых подростков и в так называемых «депрессивных фазах», если в это время подросток подвергается в результате стечения обстоятельств психической травматизации,  которая укрепляет в нём не только его собственные представления о своей неполноценности, но и возникшие мысли и желания суицида как «единственного средства» избавления от субъективно невыносимо тяжёлых условий действительности.

3. Истинное суицидальное поведение.

        Это результат обдуманного решения уйти из жизни. Возможны неоднократные вспышки суицидальных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Они могут обычно появляться при ударах жизни по «слабым местам» подростка, особенно если при этом у подростка возникают представления о собственной неполноценности. И в критических ситуациях могут носить истинный суицидальный характер.

        Суицидальные действия обычно совершаются под влиянием цепи неудач, разочарований, причём последней каплей может служить довольно-таки ничтожный повод. Это бывает обычно совершенно неожиданно для окружающих. Часто это решение бывает постепенно выношенным: составляется план действий и предпринимаются все меры к тому, чтобы ему никто не смог помешать. Обычно в этих случаях оставляют предсмертные записки. В которых указывают причину самоубийства. большей частью для того, чтобы снять подозрение с других.

        Как правило, суицидальное поведение вызывается не каким-то одним мотивом, а целой системой мотивов, но один из них обязательно является ведущим, остальные могут к нему присоединяться.

        Можно выделить некоторые признаки желания покончить с собой, среди которых:

- проблемы со сном, потеря аппетита, апатия;

- склонность к уединению и отчуждению;

- побеги из дома;

- резкие изменения во внешности и поведении;

- злоупотребление алкоголем и наркотиками;

- возбуждённое или агрессивное состояние;

- разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в чёрном свете и отображающие жестокость, особенно направленную на себя;

- угрызения совести;

- чувство безнадёжности. Тревога, депрессия, плач без причины;

- раздача личных вещей;

- неспособность долго оставаться внимательным;

- утрата интереса к любимым занятиям;

- самобичевание;

- неожиданное ухудшение успеваемости, непосещаемость школы;

- членство в группировке или секте;

- эйфория после депрессии и др.

Возрастные особенности суицидального поведения.

До 13 лет суицидальные попытки редки. А начиная с 14-15 лет суицидальная активность возрастает и достигает своего максимума в 16-19 лет. Юноши совершают самоубийство чаще девушек. Хотя девушки предпринимают такие попытки чаще. Многие из них носят демонстративный характер. Хотя суицидальное поведение имеет много общего с суицидальным поведением взрослых, всё же в нём есть возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов. Свойственных растущему организму и личности в период её становления.

        Важнейшим моментом в каждом случае суицида является установление истинности суицидальных действий. Цель истинного самоубийства – лишить себя жизни.

        Как же фомируется представление о смерти у детей? Оно проходит несколько этапов: от полного отсутствия представлений о смерти до формального знания о ней. Но смерть для ребёнка является понятием отвлечённым. Он никак не связывает его ни со своей личностью. Ни с личностью близких. У ребёнка не сформировано представление, что смерть необратима. Он считает, что его какое-то время не будет. А потом он вернётся.

        Характерные для подросткового возраста общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм. Недостаточность критики – способствует снижению ценности жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида.

        Выше говорилось о том. Что суицидальное поведение формируется под действием психотравмирующей ситуации, неразрешимого конфликта, но опять же важным является то. как воспринимает всё это сам человек. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков и предвидеть исходы сложившейся ситуации. отсутствие жизненного опыта могут породить у подростков чувство отчаяния и одиночества. И незначительная конфликтная ситуация может оказаться суицидоопасной.

        Психологические особенности подросткового возраста при своей резкой выраженности получили название «подросткового комплекса». Для которого характерными можно считать следующие реакции:

- реакции эмансипации;

- реакция группирования со сверстниками;

- реакции, обусловленные сексуальным влечением.

        Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки. Контроля, покровительства старших 9родных. Учителей и т.д.). Эта реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила. Законы и ценности. Это связано  с борьбой ребёнка за самоутверждение себя как личности. Реакция группирования проявляется в том. Что подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками, главная цель которого – общение.

        К третьему типу реакций относятся все изменения, происходящие в сексуальной сфере подростка.

        Поэтому в подростковом возрасте особенно важным является удовлетворение потребности в самоутверждении и общении. Блокирование их может вызвать у подростка тяжёлый внутренний конфликт. Выступающий в ряде случаев причиной суицидов.

        Характерным для подросткового возраста является и кризис. Связанный с половым созреванием организма. Который может также усугублять жизненную ситуацию.

 Ограничения и запрет на взаимоотношения с противополжным полом могут послужить причиной суицидальной попытки. Т.к. это нарушает сферу интимно-дружеского общения и нарушает контакты с сексуально привлекательным партнёром.

        Вообще подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями. Что его можно считать «сплошным затянувшимся конфликтом».

Факторы, играющие важную роль в стимуляции суицидального поведения.

        На первое место среди социально-психологических факторов самоубийств  выдвигается семейная дезорганизация. Это: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточность материнской привязанности к ребёнку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье. гиперавторитарность родителей, телесные наказания ребёнка. Суицидальный характер носит и распад семьи6 разводы родителей, сожительство, заключение повторных браков. Конфликты между родителями, болезнь и смерть родственников, наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.

Существенную роль играет и тип семьи. Каждый из них может по-своему влиять на формирование суицидального поведения. Чаще всего это авторитарные семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи. от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властногородителя может вызвать у подростка протест и привести к суициду.

Ещё встречаются проблемные семьи, те, в которых один из членов семьи, а иногда и вся семья ведут преступный образ жизни. Это семьи алкаголиков, наркомановили те, в которых один из членов семьи болен. В них существует опасность суицида у детей, которые усваивают девиантные формы поведения.

        Другим фактором. Оказывающим существенное влияние на формирование суицидального поведения в подростковом возрасте. Является неправильное отношение к ребёнку со стороны родителей.

        Ребёнок в семье может выступать в семье в роли 2опекаемого» или «отвергаемого». У опекаемых обычно завышена самооценка, они считают себя очень значимыми для окружающих, которые практически изолировали их от негативных переживаний, поэтому в любой психотравмирующей ситуации они беспомощны и не могут найти из неё выхода. Другая крайность – это отвергаемые дети. Они постоянно испытывают эмоциональное отталкивание со стороны взрослых и нередко страдают от одиночества. Наиболее ранимые из них и представляют суицидоопасную группу. Их суицидальное поведение – способ обратить на себя внимание. Отомстить обидчикам.

        Наконец. Для данного возраста характерны проблемы сексуального плана. Они обычно редко одни выступают как факторы дезадаптации, часто они бывают дополнены другими.

        Разрыв с влюблёнными толкает на суицидальные попытки, если он сочетается с унижением чувства собственного достоинства или же его привязанность была сильной.

        Страх перед раскрывшейся беременностью, импотенцией или страх стать гомосексуалистом могут выступать одними из факторов. Формирующими суицидальные намерения.

Эти проблемы чаще всего формируют истинные суициды.

2Развязывающим» фактором суицидального поведения подростка является алкагольное опьянение.

        Наиболее часто способами, к которым прибегает подросток при совершении самоубийства, является отравление девочек, повешение у мальчиков. У подростков обнаруживается склонность к повторению суицидальных попыток и поэтому здесь очень остро стоит вопрос о профилактике суицида и психотерапевтической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты советского общества в 20-30 годы.

Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....

Характерные черты личностно ориентированного урока

Личностно ориентированный подход к образованию, с одной стороны предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием для его развития, и, с другой стороны, сама личн...

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

НТР: характерные черты и составные части

Разработка урока географии в 10 классе по учебнику Максаковского В.П. с использованием ИКТ...

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

ПРОГРАММА МБОУ СОШ №2 с.Дивное по профилактике суицидального поведения среди подростков «У последней черты»

laquo;Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал…»                             ...