Тема урока: «Океанические течения.»
методическая разработка (география, 6 класс) по теме

Фолимонова Татьяна Николаевна

 

Цели: сформировать представление об океанических течениях;

           совершенствовать умение работать с физической картой полушарий, картой         

           океанов,  контурными картами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Океанические течения.» 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 География 6 класс.

                               Тема урока: «Океанические течения.»

Цели: сформировать представление об океанических течениях;

           совершенствовать умение работать с физической картой полушарий, картой          

           океанов,  контурными картами.

Оборудование: карта океанов,  физическая карта полушарий, бутылка с запиской,

                           учебник, тетрадь, контурные карты.

                                                        Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Работа с терминами.

-Прилив, цунами, шторм, залив, море, остров, промилле, Тихий океан.

2.Географический диктант.

1. Причина образования волн в океанах и морях. (ветры)

2. Причина возникновения цунами. (подводные землетрясения или моретрясение)

3. Причина возникновения отливов и приливов. (Луна)

4. Какие движения производит вода в волне?  (колебательные или вертикальные)

5. По два раза в сутки это происходит у берегов в узких заливах и бухтах некоторых морей.  (приливы и отливы)

6. С глубиной температура воды в море…..( понижается)

7. В каких широтах вода более солёная: экваториальных или тропических?  (в тропических)

       III.     Изучение нового материала

        В море у берегов Мурманска выловили бутылку, она была запечатана сургучом. В бутылке оказалась записка: «Корабль «Святая Мария» терпит бедствие у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с.ш. и 500 з.д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число».

   Записке около 500 лет. Но каким образом бутылка попала в Мурманск?

   При расследовании нашего случая надо прежде всего найти место в океане, где была брошена бутылка в море. В записке даны координаты.

        Ученики определяют район в северной части Атлантики. Вероятно они увидят течение, затем ищут на карте Мурманск. Предположение о течении появилось у многих учеников.

 Молодцы. Сегодня мы подробнее познакомимся ещё с одним видом движения воды в океане – океаническими течениями.

 Работа по учебнику. Учитель руководит темпом работы.

 - Читаем п.1 § 27. Ищем ответ на вопрос: что же такое течение? С чем его можно сравнить? (Т.-это перемещение воды в океане в горизонтальном направлении. Река без берегов)

- Читаем п. 2 параграфа и находим ответ на вопрос: как образуются течения? (причина течений- постоянные ветры)

        Постоянные ветры- пассаты и западные ветры. Самое мощное течение в Мировом океане- течение Западных Ветров. Его скорость 3,5 км/ч, а ширина 2500км. Найдём на карте это течение.

   - Читаем п. 3. Ищем ответ на вопрос: чем отличаются тёплые течения от холодных?

   -Откройте атласы. Как показываются течения на карте? (стрелками)

   -Какие бывают стрелки? ( синие и красные)

   -В чём отличие течений, изображённых синими и красными стрелками? (холодные и  тёплые)

  - Гольфстрим у берегов Скандинавии имеет температуру +40С. Какое это течение? (тёплое)

  - А Канарское течение у берегов Африки +230С, какое оно? (холодное)

  - В чём противоречие? (+40С – тёплое, +230С - холодное)

  - Какой возникает вопрос? (Какие течения называются холодными, а какие тёплыми.)

  -Какова скорость течения Гольфстрим?  (10 км/ч)

  -Какое течение имеет большую скорость?  (Гольфстрим)                                                               ( Зараннее подготовленный ученик делает сообщение о течении Гольфстрим)

  Теперь мы знаем, что Гольфстрим вовсе не река, а скорее система отдельных потоков, движение которых сложно и нерегулярно. Иногда эту систему сравнивают со струями и кольцами дыма, поднимающегося от сигареты.

      -Читаем пп. 4 и 5. В чём значение течений в природе и в жизни человека?

      - Посмотрите на карту океанов. Кто внимателен, тот обнаружит закономерность в распределении течений. (от экватора- тёплые, к экватору- холодные)

Верно. Есть ещё закономерность. Течения образуют круги, вернее круговороты. В Северном полушарии – по часовой стрелке, а в Южном – против часовой стрелки.             Ещё закономерность в распределении течений. У восточных берегов материков течения тёплые, а у западных берегов – холодные.

               -На контурную карту нанесите 5 тёплых и 5 холодных течений. Синими стрелками укажите холодные течения, а красными – тёплые. Подпишите течения вдоль стрелок.

- Найдите на карте уникальное течение, которое направлено от экватора, но является холодным. (муссонное течение в Индийском океане)

  В XVII – XVIII вв. корабли, плывущие к Моллукским островам, огибали южную оконечность Африки и не плыли сразу на северо – восток, а удлиняли путь, двигаясь сначала на восток, и лишь у берегов Австралии поворачивали на север. При этом достигали Моллукских островов на две недели раньше.

   -Почему это происходило? (корабли шли по течению Западных Ветрое, это течение ускоряло движение кораблей)

IV.Подведём итоги урока. Что нового мы узнали о течениях?

1. Течения образуют постоянные ветры.

2.  Течения бывают  холодные и  тёплые.

3. Тёплые течения имеют температуру, которая выше температуры окружающей воды.

4.  Течения образуют круговороты: в Северном полушарии – по часовой стрелке, а в Южном – против часовой стрелки.  

5.  У восточных берегов материков течения тёплые, а у западных берегов – холодные.

  Домашнее задание: § 27, вопросы к параграфу.

                                        Подготовить сообщения: Морские коньки; Морские звёзды; Медузы;

                                                                                        Скаты; Акулы; Киты; Дельфины.

         

 

 

  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Океанические течения

урок по географии с использованием ИКТ. Презентацию можно скачать с личной странички на сайте "ПроШколу.ру"...

Урок географии "Океанические течения" 7 класс

Как осуществить деятельностный подход на уроке географии при изучении темы "Океанические течения"?...

Конспект 7 класс. Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений

Тема урока: Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Цель урока: продолжить формирование представлений о Мировом океане; познакомить учащихся с движением вод М...

Практическая работа "Океанические течения" 7 класс

Практическая работа для 7 класса по теме "Океанические течения"...

Презентация по географии на тему "Океанические течения" 7 класс

Презентация по географии на тему "Океанические течения" 7 класс...

Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему: "Океанические течения"

Разработка технологической карты открытого урока по географии в рамках ФГОС...