Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Ход урока:
1.Организа-ционный момент 1 мин.
| Приветствие. Учитель и дети приветствуют гостей урока Подготовить учащихся к активной работе. Снять напряжение от присутствия на уроке гостей. Мотивация учения, организация работы на уроке /раздача индивидуальных карточек ( приложение № 1, 2 ) |
Готовятся к уроку, слушают, знакомятся с индивидуальными карточками (с приложением 1, 2) |
Слайд №1
2. Проверка домашнего задания. Географичес-кий диктант и работа с терминами. 10 мин.
| Учитель проводит географический диктант (читает вопросы). Географический диктант. 1. Причина возникновения приливов и отливов. (Луна) 2. Причина возникновения цунами. (Подводные землетрясения). 3. Причина образования волн в океанах и морях. (Ветры) 4. С глубиной температура воды в море …(понижается). 5. Какие движения производит вода в волне? (Колебательные, или вертикальные). 6. По два раза в сутки это происходит у берегов в узких заливах и бухтах некоторых морей. (Приливы и отливы). 7. В каких широтах вода более соленая: тропических или экваториальных? (В тропических). 8. Где наблюдаются самые высокие приливы на Земле? (Залив Фанди 18 м у берегов Северной Америки). 9. В каких еденицах измеряется соленость океанической воды? ( в промиллях). 10. Какой вид волн и для чего человек использует в хозяйственных целях? (приливы, для получения электроэнергии).
|
Дети отвечают на вопросы географического диктанта.
|
Слайд №2
|
Работа с терминами. На слайде – задание: подберите каждому из нижеперечисленных географических понятий соответствующее определение (например, 4-а).
- Длина волны
| а) волны, вызываемые землетрясениями и извержениями вулканов | - Высота волны
| б) периодическое понижение уровня моря | - Прибой
| в) расстояние от подошвы до гребня волны | - Цунами
| г) расстояние между двумя соседними гребнями волны | - Прилив
| д) пенистый водяной вал, образующийся при разрушении волн о берег | - Отлив
| е) периодическое поднятие уровня моря |
|
|
Дети выполняют задание учителя (работа с терминами).
|
Слайд №3
|
Ответы географического диктанта и работы с терминами высвечиваются на слайде.
Ответы ( географический диктант):
- луна
- подводные землетрясения
- ветры
- понижается
- колебательные или вертикальные
- приливы и отливы
- в тропических
- залив Фанди
- в промиллях
- приливы. Для получения электроэнергии.
Ответы (работа с терминами): 1-г, 2-в, 3- д, 4-а, 5-е, 6-б
|
Дети меняются тетрадями, осуществляют взаимопроверку и записывают результаты в оценочную таблицу (приложение 1)
|
Слайд №4
| Критерии оценок: «5» - 15-16 баллов «4» - 9-14 баллов «3» - 5-8 баллов «2» - менее 5 баллов
|
|
Слайд №5
3. Актуализация знаний 3 мин. |
I - Стадия вызова Решение учебно-познавательной задачи: В море у берегов Мурманска выловили бутылку. Она была запечатана сургучом. В бутылке нашли записку: «Корабль «Святая Мария» терпит крушение у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с.ш. и 500 з.д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число»
Записке около 500 лет. Но как бутылка попала в Мурманск? Нам предстоит выяснить путь этой и многих других бутылок, отправленных с кораблей и до сих пор не нашедших своих адресатов. При расследовании нашего случая надо прежде всего найти место в океане, где бутылка была брошена в море. В записке даны координаты.
|
Ученики определяют район в северной части Атлантики. Скорее всего они увидят течение. Затем ищут на карте Мурманск. Это город на берегу Баренцова моря. Предположение о почтальоне – течении появилось у большинства учеников. |
4. Целепола- гание мотивация 3 мин.
Слайд №6
Слайд №7-8
| Молодцы! Сегодня мы подробнее познакомимся еще с одним видом движения воды в океане – океаническими течениями. Итак, открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока « Океанические течения». Давайте определим круг вопросов, на которые мы должны найти ответы по нашей теме. Для этого я предлагаю вам заполнить первые две колонки таблицы: (использование одного из приемов критического мышления – таблица «ЗХУ»). Примерные ответы детей:
Знаю (вызов)
| Хочу узнать (вызов – ставим цели)
| Узнал (реализация смысла или рефлексия) |
- Течения это один из видов движения вод в океане
|
-Что такое течение? - Чем течения отличаются от волн? - Как они образуются? - Какие бывают течения? - Чем теплые течения отличаются от холодных? - Почему одни направлены от экватора, а другие – к экватору? - Какое течение самое быстрое, самое мощное, самое широкое?
|
Заполняется в конце урока
|
Учитель обсуждает таблицу с учениками. - На эти и другие вопросы таблицы мы сможем ответить во время нашего урока.
|
Дети заполняют первые две колонки таблицы .
|
Слайд №9
4. Введение нового мате- риала Первичное усвоение новых знаний 15 мин.
|
II - Стадия осмысления
Итак, что же такое течение в океане? Поразмыслите с соседом по парте.
Обратимся к тексту учебнику (с 80 параграф 27)
Течение – это перемещение воды в горизонтальном направлении. | Размышляют, выдвигают свои версии, читают текст учебника, выделяют главные слова определения. Записывают определение «Течение»в тетрадь.
|
Слайд №11
| Виды течений. Обратим внимание на физическую карту полушарий на условные знаки. Как обозначаются течения на карте? (работа с картой). Течения бывают теплые и холодные.
Океанические течения
тёплые холодные
Работа с картой. - Стрелками какого цвета обозначаются теплые течения? С помощью физической карты полушарий приведите примеры теплых течений. - Самое знаменитое теплое течение – Гольфстрим. Ваша одноклассница приготовила сообщение об этом течении. Давайте послушаем ее.
|
Отвечают на вопросы, рассматривают физическую карту полушарий, анализируют легенду карты,
приводят примеры теплых течений
Двум ученикам было задано домаш. задание: Подготовить сообщение о течениях Гольфстрим и Течении Западных ветров (опережающие задания).
|
Слайд №12
| Примерный рассказ ученицы: Свое название это течение получило по ошибке. «Гольфстрим» - «река из залива». Думали, что оно зарождается в Мексиканском заливе и течёт широкой рекой от берегов Центральной Америки к Западной Европе. Но на самом деле оно начинается там, где объединяются Северное и Южное пассатное течения. Течение проходит вдоль побережья Северной Америки на северо-восток и доходит у берегов Европы до СЛО. Длина течения – 3000 км, ширина - 100-200 км, температура воды от +28оС до +10оС, средняя скорость до 10 км/ч. Гольфстрим переносит теплые тропические воды к умеренным широтам и подобно водяной отопительной системе обогревает высокие широты Земли. Это уникальное течение, от капризов которого зависит жизнь Европейского региона и нашей местности в частности. Именно благодаря этому течению Европа получила мягкий, теплый климат и стала землей обетованной для цивилизации, несмотря на свое северное положение. Около 45ос.ш. Гольфстрим поворачивает и переходит в Северо-Атлантическое течение, часть вод которых движется в СЛО. Здесь эти воды тоже меняют климат , под их влиянием Баренцово море не замерзает, а Мурманский порт доступен для судов круглый год.»
| Одна из учениц у доски рассказывает о течении Гольфстрим, показывает его на физической карте
|
Слайды №13, 14,15
|
- Стрелками какого цвета обозначаются холодные течения? С помощью карты назовите холодные течения. Самое мощное холодное океаническое течение – течение Западных ветров. А об этом течении вам более подробно расскажет другой ваш одноклассник (имя): Примерный рассказ ученика: «Самое мощное течение Мирового океана – холодное течение Западных ветров. Посмотрите на карту, оно образует кольцо вокруг Антарктиды и протекает между 40 о - 50 о ю.ш., соединяя в едином круговороте воды 3-х океанов: Тихого, Индийского и Атлантического. Над всем пространством у побережья Антарктиды преобладают сильные и устойчивые постоянно дующие Западные ветры, которые и образуют это течение. Течение Западных ветров переносит огромное количество воды и каждую секунду выносит около 200 млн. тонн воды (в несколько раз больше чем Гольфстрим).Длина этого течения 30 тыс. км, ширина – 2500 км, скорость течения – 3,5 км/ч. Зону этого течения из-за частых и сильных штормов называют «ревущими сороковыми широтами».
| Работают с физической картой, приводят примеры холодных течений
Один из учеников у доски рассказывает о течении Западных ветров и показывает его на физической карте и на слайдах презентации.
|
Слайд №16 | Проблемный вопрос. Итак, теперь мы знаем, какие бывают течения. Как вы думаете, чем отличаются теплые течения от холодных? Известно, что Перуанское холодное течение имеет температуру воды +22оС, а теплое Северо-Атлантическое +2оС. Первое течение называется холодным, а второе – теплым. Почему?
|
Выдвигают гипотезы, предполагают. Работают с картой
|
| Так как же отличить теплое течение от холодного? (по температуре окружающей воды)
Теплое течение – это такое течение, температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды. Холодное течение – это такое течение, температура воды которого ниже на несколько градусов температуры окружающей воды.
| Записывают определения в тетрадь. |
Слайд №17 | Причины возникновения течений. - Океанические течения можно классифицировать не только по температуре, но и по другим признакам. Например, по происхождению. Причины возникновения течений в реке и океане различны. Реки текут в том направлении, куда наклонено их дно. - Как вы думаете, ребята, а что же является причиной возникновения течений в океане? Давайте ответ на этот вопрос найдем в тексте учебника. В ходе работы с текстом учебника, обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие причины возникновения течений: 1.Ветровые течения. Да, действительно, одной из главных причин возникновения течений в океане являются постоянно дующие ветра – пассаты и западные ветра , которые всегда дуют в одном и том же направлении и гонят воду в одну и ту же сторону. 2. Стоковые – течения, образующиеся в результате нагона воды к берегам материков и оттекающие от него. 3. Плотностные – течения, образующиеся из-за разной плотности воды. Более соленая или холодная вода плотнее и тяжелее, чем теплая и менее соленая. Охлаждаясь в приполярных широтах, холодная тяжелая вода опускается на глубину и движется в сторону экватора, образуя глубинные течения, которые по направлению противоположны поверхностным течениям. |
Дети работают с текстом учебника. Находят ответы на вопрос учителя
|
Слайды №18,19,20,21 | Закономерности размещения течений в океане. Эвристическая беседа. Если вы внимательно рассмотрите карту океанов, вы увидете, что в распределении океанических течений существуют определенные закономерности.
|
|
| - Давайте посмотрим на карту и попытаемся выявить эти закономерности. В ходе обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие закономерности: 1.Течения в океане образуют гиганские замкнутые круговороты: в северном п/ш – по часовой стрелке, в южном п/ш – против часовой стрелки. Образованию гиганских круговоротов способствует сила Кориолиса, которая образуется из-за вращения Земли вокруг своей оси. Об этом мы более подробно будем говорить в 7 классе. 2.Течения, идущие от экватора – теплые, а направленные к экватору – холодные. 3.У восточных берегов материков течения теплые, у западных – холодные.
|
Рассматривают карту океанов, размышляют, анализируют, выдвигают свои версии. |
Слайд №22
Динамическая пауза 3 мин. | Учитель читает стихотворение (несколько раз) Дети на первые три команды 1)активно и быстро двигаются или 2) потягиваются, а на четвертую замирают в той позе, в которой его застала последняя команда четверостишия, и находятся в таком положении до тех пор, пока учитель снова не начнет читать стихотворение. « Море волнуется» Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри...
|
Дети выполняют различные упражнения |
| Значение океанических течений. - Как вы думаете, ребята, какова роль океанических течений в природе и в жизни человека? В ходе обсуждения ученики вместе с учителем делают выводы: 1.Океанические течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла и влаги на планете, влияют на климат Земли, смягчая его. 2.Течения способствуют перемешиванию воды в океане, насыщая глубинные воды кислородом, а поверхностные воды – питательными веществами. 3.Течения влияют на судоходство. Корабль быстрее движется по течению, а против течения – медленнее.
|
Размышляют, высказывают свои предположения.
|
| Экологический аспект.
- Ребята, как вы думаете, почему очень важно, чтобы все страны мира заботились о чистоте океана?
|
Размышляют, высказывают свои предположения: «Течения вместе с водой и организмами перемещают отходы производства. При авариях танкеров течения распространяют нефтяные пятно на огромные расстояния. При этом гибнут растения и животные океана.»
|
6. Первичная проверка понимания 5 мин.
| Сейчас, мы проведем «Географические исследования». Вы получите задания по группам. Раздача дидактических карточек с заданиями. 1. Капитан каждое утро требовал снимать показания температуры воды за бортом на носу и на корме. Однажды показания матросов отличались на 120 Возможно ли это? Где находился корабль? 2. У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки. 3. В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ 4. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36º с.ш. и 50º з.д. а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём. б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток. Заслушиваются и оцениваются результаты исследова- ний в оценочную таблицу (оценивание с помощью учителя).
| Работают в группах, один учащийся от группы делится результатами исследований
|
7. Первичное закрепление
Слайд №24
|
1.Задание на контурной карте. - На контурную карту нанесите 3 теплых и 3 холодных течений. Красными стрелками укажите теплые, а синими – холодные течения. Подпишите течения вдоль стрелок.
.
|
На контурных картах наносят и подписывают теплые и холодные течения. По окончании работы проверяют контурные карты соседа по парте. |
Слайд №25
|
2. Просмотр видеосюжета «Океан и ветер» - А сейчас, для того, чтобы вы образно и наглядно представляли себе все то, о чем мы с вами говорили на уроке, я покажу вам небольшой видеосюжет.
|
Ребята смотрят видеосюжет «Океан и ветер»
|
8.Рефлексия 5 мин. | III – Стадия рефлексии (информационная)
А теперь, давайте вернемся к началу нашего урока, к нашей таблице, в которой мы с вами записывали, что хотим узнать об океанических течениях.
|
Учащиеся заполняют третью колонку таблицы «ЗХУ», сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной на уроке.
|
| - Итак, давайте подведем итоги урока. Что вы написали в 3-й колонке своей таблицы? Что нового вы сегодня на уроке узнали о течениях?
| Учащиеся по очереди отвечают на вопрос учителя. Примерные ответы: 1.Течения образуют постоянные ветры. 2.Течения бывают теплые и холодные. 3.Теплые течения имеют температуру, которая выше температуры окружающих вод. 4.Течения образуют круговороты: в Северном п/ш – по часовой стрелке, в южном- против. 5.У восточных берегов материков течения теплые, а у западных-холодные. |
| Рефлексия (оценочная)
Самооценивание работы учащегося на уроке
Индивидуальная карточка (приложение №1)
|
Домашнее задание и работа на уроке оцениваются отдельно по заданным критериям (д/з – взаимопроверка, работа на уроке – самооценивание
|
|
Индивидуальная карточка ( приложение №2 Рефлексия) (подчеркнуть нужное)
|
Заполняют индивидуальную карточку |
7. Окончание урока Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайды №26,27,28
| Подведение итогов урока (учащиеся сдают инвидуальные карточки)
Домашнее задание:
Базовый уровень: 1.Параграф 27, ответить на вопросы в конце параграфа
2.Выполнить практическую работу «Описание физико-географического положения течения Гольфстрим ( I в.) и Перуанского течения ( II в.) по плану:
План описания течения | Ответы | 1.Название |
| 2.В каком океане находится |
| 3.Где образуется |
| 4.В каком направлении течет |
| 5.Тип течения по температуре |
|
Повышенный уровень (творческое задание): (по выбору и желанию учащихся за дополнительную оценку) 3.Составить синквейн на слово «Течение» 4.Составить кроссворд по теме «Виды движения вод в океане»
|
Записывают домашнее задание в дневник, таблицу – в тетрадь. Дополнительно предлагается творческое д/з по выбору и желанию учащихся (синквейн или кроссворд ). |