От занимательности к проблемному обучению
статья по географии по теме

От занимательности к проблемному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Земля — мать человеку. Защита окружающей среды может оказаться лишь абстрактным понятием, если мы не внушим каждому молодому человеку простую и убедительную мысль: люди являются частью природы, они должны беречь реки, пашни, леса как саму жизнь. Если школа, особенно сельская, не станет источником практических решений, то будут и дальше вырубаться деревья, уничтожаться плодородный слой почвы, загрязняться вода.

Природа — незаменимый источник эмоционального развития ребёнка. Я часто провожу экскурсии, походы и прогулки на природу, где дети учатся слушать музыку весеннего леса, летнего поля. Вместо разговоров о природе в классе мы наблюдаем за живой природой. Каждое дерево, выросшее из крохотного семечка, является лучшим наглядным примером. В прошлом году с учащимися 9 б класса была проведена экологическая оценка учебных кабинетов школы. Обобщив результаты, они выступили на республиканской научно-практической конференции «Excelsior».

Практической деятельности своих учеников уделяю большое внимание: работа старшеклассников по изучению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями Новочебоксарска и близлежащих населённых пунктов. Подобные исследования мы проводим при изучении тем «Химическая промышленность России», «Электроэнергетика России» в 9 классе и «Химическая промышленность мира», «Электроэнергетика мирового хозяйства», «Глобальные проблемы человечества» в 10 классе. По некоторым данным, в городах Чувашии 80% заболеваний — это результат неблагополучного биогеохимического окружения. Для жителей нашего посёлка это не пустые слова. Посёлок Новое Атлашево расположено рядом с ОАО «Химпром». Хочется отметить, что среди жителей нашего посёлка в 1998 году состоялся экологический референдум по вопросу размещения здесь производства с использованием свинца, 99% населения проголосовали против.

Наша школа — сельская. Кроме проживающих в Новом Атлашеве, в ней обучаются дети из 8 близлежащих деревень. Школа поддерживает тесную связь с СХК «Атлашевский». Каждое лето для школьников организуем трудовой лагерь «Солнышко», чтобы дети могли и отдохнуть, и подзаработать во время каникул. Пять лет без перерыва я работала воспитателем в трудовом лагере. Одновременно с трудом с ребятами ставим опыты на полях хозяйства по определению количества нитратов и нитритов в овощах, влияния климатических условий на вегетацию растений и т.д. В опытнической работе дети приобщаются к делу охраны окружающей среды, растительного и животного мира.

На уроках социально-экономической географии зарубежных стран я обращаю внимание на проблемы охраны природы в той или иной стране. В развитых странах на такие мероприятия тратится до 5% ВНП. Американцам удалось очистить Великие озёра только за счёт больших дополнительных ассигнований. Приходится считаться с тем, что восстанавливать природу очень дорого. Поэтому нельзя скупиться на её охрану. При изучении темы «Хозяйство Японии» акцентирую внимание на том, что японцы научились беречь и уважать природу. В префектуре Хоккайдо есть добрая традиция в честь каждого родившегося ребёнка высаживать берёзу, на которой вывешивается именная таблица. Примеры, подобные этому, можно привести и по нашему посёлку.

В 11 классе мы провели интересный интегрированный урок на тему «Экологическое состояние атмосферы как глобальная проблема человечества». На своеобразной пресс-конференции учащиеся читали свои подготовительные доклады о том, как загрязнение природы влияет на человека. А помогали им в этом учителя Л.А. Павлова (физика), Д.Г. Алихметкина (химия и биология), Н.В. Андреева (обществознание) и я. В средних классах провожу конкурсы рисунков на тему природы, старшеклассники готовят оригинальные сообщения, например, об экологической безопасности жилых помещений. Ниже приведены приемы активизации умственной деятельности в процессе обучения географии по методике Е.Н. Кабановой-Меллер и Л.М. Панчешниковой. Тестирование учащихся 7—10 классов по ассоциативной методике «ЭЗОП» показало, как они представляют себе природу.

В каждом пункте выберите одно из четырех предлагаемых понятий, которые, по вашему мнению, ассоциируются с главным, подчеркнутым словом.

- Лес: поляна (к); муравейник (и); заповедник (о); дрова (п).

- Лось: следы (и); лесник (о); трофей (п); рога (к).

- Трава: поливать (о); силос (п); роса (к); стебель (и).

- Озеро: улов (п); острова (к); моллюски (и); очищать (о).

- Медведь: хозяин (к); малина (и); редкий (о); шкура (п).

- Дерево: осень (к); кольца (и); вырастить (о); мебель (п).

- Болото: головастик (и); заказник (о); торф (п); туман (к).

- Утка: запрет (о); жаркое (п); рассвет (кольцевание (о).

- Рыба: жабры (и); серебристая (к); нерест (о); жарить (п).

- Сад: цветущий (к); опыление (и); ухаживать (о); урожай (п).

- Бобр: ловкий (к); резцы (и); расселение (о); шуба (п).

- Природа: красота (к); изучение (и); охрана (о); польза (п).

После проведения теста предлагалось подсчитать, сколько раз встретились в ответах буквы «к», «и», «о», «п». Если в ответах преобладает буква «к», значит, обучающийся воспринимает природу как объект красоты. В случае выбора буквы «и» природа — объект изучения. Буква «о» означает охрану природы. Выбор «п» говорит о потребительском отношении к природе. Как показывают результаты, учащиеся 7 классов больше всего видят в природе пользу, то есть воспринимают ее с потребительской точки зрения. Но, становясь старше, школьники понимают, что природа хрупка, и ее нужно охранять, беречь, хотя от пользы природы не отказываются.

В развивающем обучении основная дидактическая цель заключается в том, чтобы обучить умению опираться на знания, оперировать ими, пользоваться ими для обретения новых знаний. Умению мыслить надо учить. И дело не в том, чтобы самому учителю раскрывать географические взаимосвязи, а в том, чтобы научить обучающихся приёмам умственных действий, специфичным при изучении ряда явлений.

Задача: Большинство рек, текущих в Нидерландах, впадает непосредственно в Северное море, хотя морское побережье Нидерландов лежит ниже уровня океана.

На первый взгляд, в ней идёт речь о совершенно непонятном явлении: как в стране, значительная часть которой лежит ниже уровня моря, реки могут впадать в это море? Возникает явное противоречие между обычными представлениями об устьевом отрезке реки с фактами, наблюдающимися в Нидерландах. Создаётся проблемная ситуация, то есть возникает затруднение, которое вызывает у школьников желание одолеть его путём новых знаний, необходимых для этого.

Предположим, что мне предстоит объяснить школьникам такое трудное даже для взрослых понятие, как линия перемены дат и связанные с нею расчёты.

Задача: Можно ли вернуться во вчерашний день?

Вопрос интригует, имеющихся у школьников знаний недостаточно, чтобы ответить на него. Необходимы дополнительные сведения для выяснения проблемы.

За годы работы мною подготовлено достаточное количество таких задач для сознательного и глубокого усвоения знаний на основе активного мышления, их занимательности.

1. Приём отделения существенных признаков от несущественных. Учащиеся должны уметь не только по крупным, но и по мелким деталям узнать географический объект.

а) В приведённом ниже стихотворении поэт сумел выделить те признаки своего родного края, по которым нетрудно узнать и назвать его. При решении задачи надо обратить внимание на геологические и климатические особенности края, утверждение, что «нет его щедрей», и упоминание пушных зверей.

В краю рассвет —

что хвост лисицы красной,

А вечера его —

как соболиный мех.

Весною дым листвы висит

на небе ясном,

Зимою, как песец,

его сверкает снег.

Хотя и говорят,

что край у нас суровый:

Метели, мерзлота и мало

тёплых дней,

А я вот говорю,

что край у нас здоровый,

Что лучше края нет

и нет его щедрей.

б) В огне желтеют тростники,

И гладь реки в дыму,

Налево — чёрные пески,

Направо — красные пески,

А посреди — Аму.

По какой реке плыл автор стихов В. Павлинов? Названия пустынь — точные переводы с тюркских языков — определить легко (Кызылкум и Каракум). Немного труднее сообразить, вверх или вниз по течению реки плыл поэт.

2. Приём установления причинно-следственных связей. Нужно уметь оперировать понятиями физической географии (климат, расположение и т.п.), помнить, где могут располагаться горы, а где — нет, где возможно только теплое течение, а где — холодное.

Пример. Многие читали книгу Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Швамбрания — это выдуманный материк, расположенный, по воле автора, в Южном полушарии, между Австралией и Южной Америкой. «…Северные окончания Швамбранского материка, доходя до экватора, цвели тропическим изобилием, южные границы леденели от близкого соседства Антарктики… Как и всякая страна, Швамбрания должна была иметь географию, флору, фауну и население…» (Показываю карту Швамбрании. Она дана в книге Л. Кассиля, но вряд ли она есть в библиотеках современных школ.)

Хотя Кассиль пишет, что Швамбрания имела свою географию, но подробного географического описания этой страны не даёт. Предположим, что такой материк существует и именно там, где его поместил автор, то есть в южной половине Тихого океана. Попробуем ответить на следующие вопросы:

— В каких частях Швамбрании должно было бы выпадать наибольшее количество осадков?

— Действительно ли пустыни Кор и Дор должны находиться в юго-восточной части материка?

— Быстрое или тихое течение у рек, впадающих в океан на западном побережье? (вспомните особенности Тихого океана)

— В какое время года разливаются реки, текущие в южной и северной частях Швамбрании?

— Холодное или тёплое течение омывает восточный берег материка?

— У каких побережий Швамбрании следует ожидать коралловые рифы? (подумайте, где могут быть мелководья)

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно мысленно или с помощью полоски бумаги, приложенной к карте Швамбрании по вертикали, провести параллели (примерно через 100) и вспомнить некоторые географические закономерности.

Другой пример. Можно ли, пользуясь политико-административной картой, на основании имеющихся на ней данных, определить районы с большей или меньшей плотностью населения? Сравните Украину и Казахстан, Центральный район и Дальний Восток России. Какие особенности карты бросаются в глаза?

3. Приёмы установления межпредметных связей. Для физической географии характерны межпредметные связи с математикой, физикой, биологией, химией, астрономией; для экономической географии — с химией, историей, литературой и математикой. Часто при усвоении географических названий устанавливаются связи географии с иностранными языками и языками народов России.

Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине сентября 1942 года мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в роще у деревни скопление фашистских танков. Как же объяснить потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию? В это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви — это вставало солнце. Как раз по другую сторону церкви находились танки. «Название деревни я знаю, — обрадовался Миша, — осталось узнать немногое». Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по вражеским танкам.

Что сделал юный разведчик, чтобы определить местонахождение танков?

Разговор на пляже в Саратове в полдень 22 июня:

— Какая тропическая жара сегодня!

— Что же в этом удивительного? Сейчас под одним из тропиков где-нибудь в Африке может быть даже прохладнее, чем у нас.

— Как можно сравнить Саратов и тропики? Ведь наш город гораздо дальше от экватора!

— Ничего странного, если хорошенько подумать.

А ваше мнение?

Один мальчик, неисправимый выдумщик, рассказывал: «На днях сижу я, ребята, на Северном полюсе. Вдруг вижу, по небу летит огромный метеорит и прямо на меня. Я еле успел отскочить в сторону. Взвесил я его, а в нем 200 ньютонов чистого веса. Тут я вспомнил, что один мой знакомый мальчик из Сингапура уже давно просит прислать ему настоящий метеорит. Я прямо с полюса и послал ему почтой свой метеорит. Через три недели получаю от сингапурца письмо. Благодарит за подарок, но пишет, что в нем, как показали пружинные весы, не 200, а 199 ньютонов».

Все ли в этом рассказе неправда?

Проходя Торресовым проливом, подводный корабль «Наутилус» из книги Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» сел на мель. «Сегодня 4 января, — сказал капитан Немо, — через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услуги, которой я ни от кого не приму, кроме него».

Почему капитан Немо надеялся на полнолуние?

«Развернувшись вновь точно на север, я полез смело в темную стену циклона с постепенным набором высоты. Меня воодушевляла на этот раз слишком низкая температура, равная — 24°. Не ожидая обледенения, я внимательно начал пилотировать самолет... Но первые же минуты горько разочаровали меня и Чкалова. Самолет начал мгновенно покрываться на лобовых частях прозрачным белым льдом. Никто не поймет, что ощущаем мы, пилоты, в такой момент. До слез обидно и до жути страшно подумать, что вот сейчас твой самолет превратится в ледышку, и ты безвольно подчинишься слепым силам природы. Нет, не сдаваться! Полный газ! Мотор берет ровно, отдавая все свои силы. Метр за метром все выше и выше, и — о радость! — через 20 минут на высоте 4150 м облака были уже под нами...»

Подумать только: какая же должна быть влажность, чтобы обледенеть в течение десятков минут при температуре -24°? (Байдуков Г. Наш полет в Америку). Много ли могло быть водяных паров в воздухе при температуре -24°С?

В дельте этой реки берега многочисленных протоков, заливов и озер близко подходят друг к другу, образуя как бы узкие коридоры. Над водой стоят неприступные, высотой до 5 метров стены камыша, получившие название крепей. Глухие чащи зеленых дремучих зарослей здесь называют джунглями. Но самое замечательное растение этого места — лотос с его прекрасными цветами самых разнообразных оттенков, от ярко-розовых до совершенно белых. Эта дельта — царство пернатых, среди которых встречаются пеликаны и фламинго. В водах реки и ее протоков много ценных пород рыб, в том числе осетровых.

Дельта какой реки описана?

Поэтесса Г. Усова написала стихи про «страну наоборот»:

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверхногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары…

Какая это страна?

Для этих островов, расположенных в одном из морей Северного Ледовитого океана, характерны следующие особенности:

— Сосновые и березовые леса, населенные разнообразными зверями и птицами, очень похожи на те, что располагаются в средней полосе Европейской части России.

— Высящиеся на самом крупном острове мощные стены и башни из глыб дикого камня и монастырские постройки представляют собой ценный памятник русского зодчества XVI—XVII вв.

— У островов богатая история. Это был и форпост старинных торговых путей в Европу, и крепость, и место ссылки. Это и центр одного из антифеодальных восстаний на Руси.

— В настоящее время — это крупная туристская база, «зеленый оазис Ледовитого океана».

Что это за острова?

Разговор в поезде Москва—Владивосток:

 — Мне ехать до Ерофея Павловича. А вам?

 — А мне — в город его имени.

 — В таком случае мне выходить раньше.

О ком или о чём вели речь собеседники?

Какое европейское государство названо по имени столицы другого?

Кавказ подо мною.

Один в вышине

Стою над снегами у края

стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись

вершины,

Парит неподвижно со мной

наравне.

Отселе я вижу потоков

рожденье

И первое грозных обвалов

движенье.

Здесь тучи смиренно

идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь,

шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий,

кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут,

где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся

в горах...

С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? Укажите приблизительную высоту.

О, скоро вас увижу вновь,

Брега весёлые Салгира!

Приду на склон приморских гор,

Воспоминаний тайных полный —

И вновь таврические волны

Обрадуют мой жадный взор.

Волшебный край! очей отрада!

Всё живо там: холмы, леса,

Янтарь и яхонт винограда,

Долин приютная краса,

И струй и тополей прохлада…

Всё чувство путника манит,

Когда, в час утра безмятежный,

В горах, дорогою прибрежной,

Привычный конь его бежит,

И зеленеющая влага

Пред ним и блещет и шумит

Вокруг утёсов Аюдага…

Не правда ли, А.С. Пушкин был хорошим географом? Какой край им описан? Кстати, название поэмы, из которой взят приведённый отрывок, тоже имеет отношение к географии.

Где находятся горы Чёрный лес, пролив Рукав, полуостров Цветущий, города Январская река, Хороший воздух, Ангелы? Здесь названы всем хорошо известные географические объекты, только их названия переведены на русский язык с немецкого, французского и испанского. (Буэнос-Айрес — «Хороший воздух», Лос-Анджелес — «Ангелы», Рио-де-Жанейро — «Январская река» и т.д.)

На рисунке изображена карта северного полушария с удивительными географическими названиями. Нанесенные на ней географические объекты можно разделить на несколько групп: существующие под данными названиями; реальные географические объекты, названия которых даны в переводе на русский язык (Красный богатырь — Улан-Батор, зеленая земля — Гренландия и т.п.); существующие в действительности, но под другими названиями; вымышленные.

Попробуйте распределить изображенные на карте объекты по этим группам. (Такую карту можно найти в нескольких книгах. Географам они известны.)

4. Приемы установления пространственных соотношений. К ним относятся направления, расстояния, географическое положение объектов, географические координаты. В качестве примера приведу следующие задачи.

Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сверкающий крупнозернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27-28 км к северу лежит экватор, а неподалёку зияет величайший — в тысячи километров — шрам на лике Земли…

О какой местности идёт речь? Назовите её и покажите на карте.

Определите приблизительно местоположение острова Робинзона Крузо, руководствуясь следующими отрывками из его дневника.

Первый отрывок: «Мы были теперь недалеко от берегов Гвианы... Капитан спросил моего совета, куда нам взять курс... Рассмотрев карту берегов Америки, мы пришли к заключению, что до самых островов Карибского моря не встретим ни одной населенной страны. Поэтому мы решили держать курс на Барбадос... И стали держать на запад — северо-запад. Но судьба решила иначе, нас захватил второй шторм... Так же стремительно, как и первый раз, мы понеслись на запад и очутились далеко от торговых путей».

Второй отрывок: «Было по моему счету 30 сентября, когда нога моя впервые вступила на ужасный остров. Произошло это, значит, во время осеннего равноденствия, в тех же широтах солнце в этом месяце стоит почти отвесно над головой...»

Источниками таких задач являются фундаментальный вузовский учебник общего землеведения С.В. Калесника, учебники географии для средней школы, научные и научно-популярные книги по географии (например, произведения Т. Хейердала), произведения художественной литературы (романы Ж. Верна, А. Беляева, Б. Лагина, А. Конан-Дойля), записки путешественников. Составляя задачу, надо помнить, что ее занимательная форма должна находиться в единстве с ее географическим содержанием и что текст задачи должен полностью исключить неверное или неоднозначное понимание входящих в него слов. Так, недопустимо, называя признаки конкретного полуострова, говорить, что по форме он напоминает косу. Какую косу: песчаную, женскую, для косьбы? Нужно также учитывать, с какой основной целью составляется задача (для создания проблемной ситуации, установления межпредметных связей, развития наблюдательности учащихся, формирования конкретных приемов учебной работы или конкретных приемов умственной деятельности и т.д.).

Такие задачи я делю по трём уровням сложности. Если школьник самостоятельно решит только одну из перечисленных в первом ряду задач, то его знания по географии весьма посредственны. Даже если он самостоятельно решит задачи первого ряда, это еще не даёт основания считать его географические знания достаточными, а свидетельствует о хорошей памяти и, может быть, о широкой, но не глубокой географической осведомлённости. Если обучающиеся решат хотя бы одну из задач второго ряда, то у них более высокий уровень географических знаний. Самостоятельное решение большинства задач второго ряда также не может быть убедительным аргументом отличных знаний школьников. А вот если решена одна из задач третьего ряда, то знания учащихся несомненно заслуживают оценки «пять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей работать. От занимательности к проблемному обучению

В развивающем обучении основная дидактическая цель заключается в том, чтобы обучить умению опираться на знания, оперировать ими, пользоваться ими для обретения новых знаний. Умению мыслить надо учить....

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...