разработка обобщающего урока "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Повторительно - обобщающий урок по теме “Гидросфера”. 6 класс
Цели и задачи урока:
- используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме “Гидросфера”;
- продолжить работу по развитию речи, логического мышления, образной памяти;
- способствовать экологическому воспитанию.
Оборудование: карта полушарий, карта океанов, карточки и учебные рисунки, иллюстрации.
Примечание: при подготовке урока были использованы фрагменты из хрестоматий по географии.
История одной капельки.
Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем юной, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой-тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька удивительно любознательной. Да-да, не удивляйтесь! Это только с виду все капельки кажутся нам одинаковыми. И люди, желая подчеркнуть чье-нибудь сходство, говорят: “Похожи, как две капли воды”. А на самом деле у всех капелей характер разный. Одни – неугомонные – носятся, носятся в тучах по белу свету… Другие – ленивые. Им бы только плескаться в море. Третьим – все бы наряды менять: то они пар летучий, а то – снег колючий. Есть трудолюбивые: тащат на себе песчинку; песчинка к песчинке – вот и островок! Бывают очень вредные и настырные: про таких говорят: “Вода камень точит”. Встречаются и преступницы: по бороздам да по оврагам плодородную почву воруют и в реки-моря сносят. Всякие есть… А наша Капелька была молодая, ничего еще сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной.
И вот однажды Мама-тучка сказала ей: “Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферию. Там живут маленькие существа гидрономики. Их так зовут потому, что они день и ночь не спят – все о своей стране знать хотят. А состоит вся эта страна из островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай”. С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие.
I. Первый остров. На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.
А вы сможете догадаться, кто и почему “третий лишний”?
- Черное море, Средиземное море, Красное море.
- о. Гренландия, о.Исландия, Курильские о-ва.
- Каспийское море, Аральское море, Азовское море.
- Скандинавский п-ов, Аравийский п-ов, п-ов Индостан.
- Карское море, Чукотское море, Белое море.
- течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение.
- река Лена, река Волга, река Обь.
- Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал.
- Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.
- Берингов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив.
II. Второй остров. На нем находился склад научных определений. К каждому определению работники склада прикрепляли этикетку с названием термина.
А вы смогли бы справиться с определением терминов?
- Части океанов, более или менее отделенные от них сушей или поднятиями дна. (Моря)
- Часть океана, моря, озера, вдающаяся в сушу, постепенно уменьшается по ширине и глубине. (Залив)
- Небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. (Острова)
- Горизонтальные перемещения масс воды в океане в виде огромных потоков, движущиеся по определенным постоянным путям. (Океанские течения)
- Место, где начинается река. (Исток)
- Место впадения реки в другую реку, озеро или море. (Устье)
- Местность, с которой река со своими притоками собирает воду. (Бассейн)
- Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно. (Русло)
- Часть речной долины, затопляемая во время разлива. (Пойма)
- Река со своими притоками. (Речная система)
- Граница между бассейнами рек. (Водораздел)
- Место выхода грунтовых вод на поверхность. (Родник, источник, ключ)
- Линия, выше которой выпавший в течение года снег не успевает стаять. (Снеговая линия)
- Внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке. (Паводок)
- Ежегодно повторяющийся в один из сезонов разлив реки. (Половодье)
III. Третий остров. На нем находилась типография. Там в это время печатался альбом с рисунками, и гидрономики занимались тем, что к каждому рисунку подбирали подписи.
А вы смогли бы подобрать подписи к рисункам?
(Рисунки: водопад, порог, вулканическое озеро, запрудное озеро, тектоническая котловина и др.)
IV. Четвертый остров. На этом острове была почта. Почтовые работники на конвертах штемпели с числами ставили и письма по полочкам раскладывали.
А вы смогли бы распределить географические объекты по адресам: по их принадлежности к океанам (другие варианты: по принадлежности к материкам, по отношению к номерам, прикрепленным на карте)?
Примечание: работа выполняется как графический или цифровой диктант.
Номенклатура:
- Черное море
- Бискайский залив
- остров Гренландия
- полуостров Камчатка
- река Волга
- Красное море
- Бенгальский залив
- Аравийский полуостров
- река Енисей
- Средиземное море
- река Амазонка
- Берингово море
- река Днепр
- река Нил
- остров Мадагаскар
V. Пятый остров. Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Они пытались угадать, что лежит в черном ящике, и это у них получалось.
А вы смогли бы отгадать обитателей океана по их описанию?
- Десятиногое ракообразное с округлой формой тела. (Краб)
- Самое крупное современное животное, до 30 м, до 160 т. (Синий кит)
- Плавающие существа, тело которых похоже на колокол, зонтик. (Медузы)
- Растение, не имеющее себе равных по набору витаминов и химических элементов. (Водоросль ламинария)
- Разнообразные, причудливых форм и расцветок существа, ведущие прикрепленный образ жизни. (Коралловые полипы)
- Очень красивые и очень хищные иглокожие, обычно имеющие пятилучевое строение. (Морские звезды)
- Самые активные обитатели толщи воды. (Рыбы)
- Обитатели небольших глубин, носящие свой дом на себе. (Моллюски)
- Головоногие с реактивным двигателем. (Кальмары и осьминоги)
- Тезки обитателей наших лесов, тело которых покрыто шипами. (Морские ежи)
VI. Шестой остров. На нем жили самые бывалые гидрономики. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: “Знаем,- говорят,- видели!”
А вы смогли бы похвастаться тем, что знаете, о чем идет речь в этих историях?
1) Лед, сползая с острова в океан, образует плавающие в воде ледяные глыбы. Словно флотилии ослепительно белых лайнеров, светящихся изнутри таинственной голубизной, они дрейфуют день и ночь у берегов острова… Но были случаи, когда подтаявшие исполины неожиданно переворачивались и, словно коробок спичек, подбрасывали в воздух неосторожно приблизившееся к ним судно. (Айсберги)
Дополнительный вопрос: почему лед плавает?
2) “…Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20 минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 10-метровой высоты… Из земли были вывернуты и разбросаны по сторонам старые доты, в порту опрокинуты стенки ковша, а находившиеся там катера заброшены на сотни метров на берег. Отразившись от окружающих город сопок, волна стала откатываться в низину, где ранее находился центр города. Здесь образовался огромный водоворот, в котором с большой скоростью вращались всевозможные обломки строений и мелкие суда…” (Цунами)
Дополнительный вопрос: почему волна цунами опасна только в бухте?
3) “Эти рыбаки живут на берегу моря, могут похвастаться неплохим уловом, но никогда не поднимаются на борт траулера, не садятся в шлюпку, не пользуются даже самой обыкновенной лодкой. Все это сухопутным рыбакам заменяет простая деревенская телега с лошадью, а среди их рыболовных снастей не последнее место принадлежит крепко сколоченной лестнице. Рыбаки точно знают, когда надо выезжать на берег. Телеги подкатывают к сетям, рыбаки по лестницам или прямо по столбам взбираются наверх и руками собирают улов. Потом телеги, нагруженные рыбой, поворачивают назад от моря. Через несколько часов они сюда вернутся, чтобы собрать новые “приношения”. (Прилив и отлив)
Дополнительный вопрос: с чем связаны приливно-отливные явления?
4) “В 1513 г. три судна испанского конкистадора Лонсе де Леона едва не погибли. Как гласит запись в вахтенном журнале, суда при переходе курсом юг, из района нынешнего мыса Кеннеди (Флорида) на остров Тортугу, под всеми парусами и при попутном ветре двигались… в обратном направлении.” (Течение Гольфстрим)
Дополнительный вопрос: чем вызываются поверхностные течения в океане?
5) “Нигде не видно покоя. Все в движении, и, как наш корабль, то поднимаясь, то опускаясь, ложится на сторону боком, так и все вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении из воды поднимается белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, вырывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается… Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина.” (Ветровые волны)
Дополнительный вопрос: как защищают берега от морского прибоя?
VII. На корабле. Чтобы попасть на самый главный остров – Остров Старейшин – Капельке пришлось сесть на корабль и пересечь океан. Во время путешествия гидрономики доверили ей подежурить у эхолота. Она не только прекрасно провела свое дежурство, но и смогла по показаниям эхолота вычертить профиль рельефа дна и подписать его основные элементы.
А вы смогли бы выполнить такую работу?
Задание: в соответствии с “глубинами”, показываемыми эхолотом, (учитель называет числа) вычертить профиль рельефа дна океана.
VIII. Седьмой остров. Старейшинами (а именно они жили на этом острове) были самые мудрые гидрономики. Они могли ответить на самые трудные вопросы.
А вы смогли бы ответить на эти вопросы?
1) Чем отличаются приемы показа речной системы и бассейна реки по карте?
2) Почему Енисей больше притоков принимает справа?
3) Как растительность по берегам рек способствует сохранению влаги в почве?
4) Зависит ли уровень межпластовых вод от количества атмосферных осадков?
5) Какие положительные и отрицательные явления могут возникнуть при сооружении водохранилищ?
6) Чем озеро отличается от моря?
7) В какой части океанического дна отлагается больше всего осадков? Почему?
8) Соленость воды Черного моря в среднем 18 промилле, а Красного – 42 промилле. Объясните причину такого отклонения от средней солености.
9) В чем заключается единство всех частей Мирового океана?
10) В каких морях, окраинных или внутренних, свойства воды больше отличаются от свойств воды океанов?
11) От чего зависит направление морских течений?
12) Мы с вами живем в центре европейской части страны, далеко от океанов и морей. Можем ли мы как-то влиять на сохранение чистоты вод Мирового океана?
Очень понравилось Капельке в Гидросферии. Она многое узнала об этой стране, а самое главное – познакомилась с удивительно любознательными существами – гидрономиками – и поняла, что Знание открывается только тому, кто сам к нему стремится.
Но пришла пора возвращаться, и тут наша Капелька загрустила: как же ей попасть к Маме-тучке?!
Но гидрономики успокоили ее: “Не грусти, Капелька, ты обязательно увидишь свою маму, так как …”
Как вы думаете, что сказали Капельке гидрономики?
(Гидрономики сказали Капельке о том, что рано или поздно она вернется на небо, так как существует мировой круговорот воды в природе.)
Задание: по карточкам со схемой круговорота воды в природе дать описание основных этапов этого процесса только при помощи существительных (другой вариант – глаголов). (Примечание: этапы круговорота на карточках обозначены цифрами.)
Вот и закончился наш необычный урок.
А вы, ребята, смогли бы сочинить географическую сказку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе
Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....
разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"
Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"...
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ
Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....
Авторские разработки обобщающих уроков по географии
Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...
Разработка обобщающего урока по математике в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" "
“Человек-разумный” – есть в первую очередь человек играющий, а поэтому обучать даже серьезным вещам следует по возможности играя”. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятель...