Авторские разработки обобщающих уроков по географии
план-конспект урока географии (5 класс) по теме
Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_razrabotki_urokov.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы»
Начиная с 1989/90 учебного года в ряде школ страны сотрудники НИИ ОСО AПН СССР проводят экспериментальную проверку учебных материалов, подготовленных по программе курса «Естествознание» для V—VII классов. Одной из таких школ является экспери ментальная школа АПН СССР № 75 в пос. Черноголовка Московской об ласти. Педагогический коллектив школы с большой заинтересованностью участ вует в этом эксперименте. Публикуемая ниже статья учителя школы № 75 Галины Николаевны Лариной знакомит с разработанным ею вариантом про ведения обобщающего урока по первой теме курса «Естествознание» — «Земля — планета Солнечной системы» (V класс).
Цели урока
Образовательные: обобщить, углубить и оце нить знания учащихся по теме; закрепить на выки работы со схемами, приборами и нагляд ными пособиями;
воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувст ва ответственности за сохранение природы;
развивающие: продолжить развитие творче ской активности учащихся, формирование инте реса к предмету.
Оборудование: теллурий; велосипедное колесо для демонстрации «устойчивости» вра щающихся тел; глобус Земли; глобус Луны; мо дель Солнечной системы; модель маятника Фуко для доказательства вращения Земли; схема сме ны фаз Луны (см. рис. 1); схема, иллюстри рующая различие условий освещения Зёмли в дни равноденствий и солнцестояний (см. рис. 2); четыре таблички с надписями: «Лаборатория «Земля», «Лаборатория «Луна», «Лаборатория «Солнце», «Лаборатория «Солнечная система»; портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королева и Ю. А. Гагарина; рисунки ребят по данной теме; альбом «Советская космонавтика».
Раздаточный материал: атласы «Мир и человек» (М.: изд. ГУГК, 1985), набор табли чек с оценками «5», «4», «3»; вопросы-зада ния для каждой группы учащихся.
Содержание урока
Эпиграфом к уроку, с которым учитель обра щается к классу, может быть высказывание Гёте о том, что природа — единственная книга, каж дая страница которой полна глубокого содержа ния. Далее учитель раскрывает содержание этих слов, говорит о необходимости изучения приро ды, природных явлений, Земли, об уникальности нашей планеты и необходимости охраны ее бо гатств. Затем учитель рассказывает ребятам об организации и задачах урока, разбивает класс на группы (они получают названия лабораторий), назначает руководителей групп-лабораторий и проводит общую разминку — викторину.
Вопросы викторины:
Кто из ученых нашей страны является осново положником космонавтики? (К. Э. Циолковский.)
Назовите выдающегося конструктора ракетно- космических систем. (С. П. Королев.)
О какой дате речь идет в стихотворении А. Твардовского, отрывок из которого вы сейчас услышите?
«Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам!
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен!»
(День полета Ю. А. Гагарина — 12 апреля 1961 г.)
Может ли на Луне работать барометр-ане роид? (Нет, не может, так как у Луны нет атмо сферы.)
Можно ли, находясь на поверхности планеты Венера, ориентироваться по Солнцу или звез дам? (Нет, нельзя, так как небо на Венере закры то мощным слоем облаков.)
Послушайте отрывок из книги шведской писа тельницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»*, в котором расска зывается о глупом тролле, построившем дом у самого Солнца, и объясните, почему замерз глупый тролль:
«Построю дом поближе к солнцу — решил глупый тролль — пусть оно меня греет. И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч
— Вот теперь, пожалуй, хватит! — сказал тролль. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну. И тролль полез на гору.
Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится.
Добрался до вершины.
— Ну,— думает,— отсюда до солнца рукой подать!
А у самого от холода зуб на зуб не попадает. . Тролль этот был упрямый:]если уж ему в голо ву что западет, ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом — и построил.
Солнце как будто бы близко, а холод все равно до костей пробирает.
Так этот глупый тролль и замерз».
Почему же замерз глупый тролль? Чего он не знал? (Тролль не знал, что воздух нагре вается от земной поверхности, поэтому, чем выше над ней, тем холоднее.)
Следующим этапом урока, который занимает центральное место, является организация рабо ты учащихся по группам. Каждая группа-лаборатория получает листочек с заданием, на вы полнение которого дается 6 мин.
Задание для лаборатории «Земля»
Ответьте на вопросы: что такое Земля? Какое место она занимает в Солнечной системе? Ка кова форма Земли? Как это было доказано? Что такое ось Земли? Объясните опыт с велосипедным колесом. В каких движениях участвует Земля? Что является доказательством вращения Земли вокруг оси?
Подпишите на рисунке-схеме дни равноденст вий и солнцестояний (см. рис. 2).
Покажите с помощью теллурия положение, которое занимает Земля, когда в Австралии наступает лето? Когда лето наступает в Северной Америке? Когда в Москве наступает осень?
Задание для лаборатории «Луна» Ответьте на вопросы: что такое Луна? Каковы ее размеры и форма? Почему мы видим только одну сторону Луны? Чем отличается Луна от Земли? Как изучают Луну? Что означает число 380 ООО км?
Расскажите о движении Луны. Заполните схе му смены фазы Луны (см. рис. 1).
Задание для лаборатории «Солнце»
Ответьте на вопросы: что такое Солнце? В ка ком состоянии находятся вещества на Солнце? Почему нам кажется, что Солнце и Луна имеют одинаковые размеры? Что означают эти числа: 6000 °С; 150 млн. км?
* См.: Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. М.: Детская литература, 1986.
Расскажите о значении Солнца для Земли. Что такое фотосинтез? Каково его значение?
Задание для лаборатории «Солнечная система»
Ответьте на вопросы: что входит в состав Солнечной системы? Какие планеты получают от Солнца больше тепла и света, чем Земля? Почему планеты видны с Земли как яркие све тящиеся точки? Какие наблюдения вы проводили за Полярной звездой? Какие сделали выводы? На какие планеты были запущены космические аппараты?
Пользуясь моделью Солнечной системы, пере числите все большие планеты и дайте им краткую характеристику.
Рис. 1. Схема смены фаз Луны. (Учащиеся долж ны заштриховать невидимую на Земле часть Лу ны в соответствии с ее положением на орбите.)
Рис. 2. Схема обращения Земли вокруг Солнца. ( Надписи на схеме делают учащиеся в ходе вы полнения соответствующего задания.)
Каждая группа активно работает, обсуждает ответы на вопросы. В этот момент учащимся разрешается пользоваться всем имеющимся в классе оборудованием, атласами, схемами. Руко водители команд-лабораторий выставляют оцен ки членам группы за участие в обсуждении за дания. После завершения подготовительного эта па члены каждой лаборатории отчитываются по заданиям, все остальные учащиеся оценивают их ответ, используя заранее заготовленные таблич ки с оценками Завершая урок, учитель подводит итоги рабо ты и выставляет итоговые оценки с учетом тех, которые были поставлены самими учащимися и руководителями лабораторий.
Литература
Зигель Ф. Ю. Путешествие по недрам планет. М.: Недра, 1988.
Пивоварова Г. П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1983.
Энциклопедический словарь юного географа- краеведа. М.: Педагогика, 1981.
Советская космонавтика. Фотоальбом. М.: 1980.
Малхасян Э. Г., Рудич К. Н. Изменчивый лик Земли. М.: Недра, 1988.
Гаврилов В. П. Путешествие в прошлое Земли. М.: Недра, 1976.
Г. Н. ЛАРИНА,
учитель географии школы № 75 пос. Черноголовка Московской области
Центральная Россия (урок – путешествие).
Рекомендации: Урок проводится в конце изучения темы. Учитель делит класс на 4 команды – «научные экспедиции». В каждой команде выбирают руководителя экспедиции и «специалистов» из различных отраслей знаний.
Учитель даёт задание повторить пройденный материал.
Цели урока: закрепление пройденного материала. Развитие умений работать с картой. Углубление знаний по данной теме.
Задачи: проверить уровень усвоения основных знаний по данной теме, развивать речь, умение высказывать своё мнение, способствовать развитию внимания, логического мышления, образной и зрительной памяти, воспитывать ответственность, интерес к предмету и своему родному краю, уважительное отношение к себе и товарищам по классу.
Тип урока: закрепление знаний, совершенствование умений и навыков.
Оборудование: политико–административная и физическая карты России, атласы, маршрутные листы.
Ход урока.
Разминка : учитель задаёт вопросы каждой команде на которые участники должны ответить без обсуждения .
- Какие районы входят в состав Центральной Росссии?
- Какой район состоит из 12 областей?
- В составе какого района есть республики?
- Назовите самый маленький по площади район?
- С какими государствами граничит Центральная Россия?
- В какие моря Центральной России имеют выход?
- Назовите крупный морской порт?
- Какой город называют портом 5 морей?
- Каков рельеф Центральной России?
- В каких природных зонах она расположена?
- Каков климат Центральной России?
- Назовите 2 главных транспортных узла Центральной России?
- Какой рисунок имеет железнодорожная сеть Центра?
- Какие здесь расположены города миллионеры?
- Назовите древние города Центральной Росссии?
- Какие города имеют статус наукограда?
Станция «Политическая».
Учитель называет субъекты РФ. Ученики записывают в маршрутном листе только те субъекты которые находятся в их районе. Представители от команд показывают их на политико-административной карте.
Например: а) Центральный район (Ярославская, Ивановская, Костромская области)
б) Центрально-Чернозёмный (Курская, Липецкая, Тамбовская области)
в) Северо-Западный район (Новгородская область, Псковская область, Ленинградская область)
г) Волго-Вятский район (Нижегородская область, Кировская область, Республика Марий-Эл)
Станция «Экономическая».
Каждая команда получает вопросы по своим районам.
Центральный район.
Почему точное и наукоёмкое машиностроение получило большее развитие,
чем металлоёмкое?
Назовите отрасли специализации района.
Почему текстильная промышленность сегодня находится в упадке?
Назовите местное сырьё для производства удобрений.
Центрально- Чернозёмный район.
- Назовите отрасли специализации вашего района?
- На базе какого крупнейшего в мире месторождения железной руды работает металлургия района?
- В чём особенность металлургического завода в г.Старый Осол?
- Почему сахарные заводы размещены повсеместно в Центрально-Чернозёмном районе?
Волговятский район.
- В какой республики района преобладает коренное население?
- Какие народы населяющие район относятся к финской языковой группе?
- С чем связано развитие химической промышленности района?
Северо-Западный район.
- Назовите отрасли специализации района?
- С какими странами мы граничим по Калининградской области?
- Назовите ведущую отрасль промышленности района?
- Какой завод является поставщиком металла для г.Санкт-Петербурга?
Станция «Эрудит».
Какой поэт посвятил Москве следующие строки?
«Москва, Москва!…Люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно.»
(М.Ю.Лермонтов)
Кому принадлежат эти строки и о каком явлении говорит поэт?
« Но силой ветра из залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива
И затопляла острова,…»
С Нижним Новгородом связана жизнь великого писателя.
Назовите его имя и настоящую фамилию (Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).
В Вятской губерне родился и вырос русский художник, картины которого любят все, особенно дети. Кто это? (В.М.Васнецов)
Смоленская земля- родина великого русского географа-путешественника 19 века, исследователя Азии. Кто этот путешественник? (Н.М.Пржевальский)
Станция «Моя малая Родина»
Презентация.
Команды выполняют практическое задание на планах города.
Итоги урока.
Подведение итогов урока-путешествия.
Выставление оценок.
Задания на дом.
Подготовиться к уроку-конференции «Города-наукограды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка обобщающего урока географии в 9 классе на тему "Урал. Северный Кавказ. Поволжье".
Данный урок проводится в 9 классе при закреплении изученных тем "Урал. Северный Кавказ. Поволжье." Этот урок позволит закрепить знания об экономических районах европейской части России, определи...
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»
Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...
Разработка обобщающего урока по географии 8 класс «Рекорды России».
Мы изучаем новый курс «Физическая география России». Давайте вспомним, что же такое уникальное находится у нас, в нашей стране&helli...
Разработка обобщающего урока по теме "Горы" (6 класс, география)
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию к нему, материалы для самостоятельной работы учащихся на уроке, алгоритм выполнения практической работы в контурных картах....
Разработка обобщающего урока географии в 7 классе по теме "Африка"
Урок обощения по теме "Африка"...
Авторская разработка элективного курса по географии в 6 классе «Удивительный мир географии»
Цель: Формирование интереса к предмету, целостного представления о Земле и взаимосвязанности всех происходящих на ней явлений и процессов, расширить географический кругозор и углубить знания по предме...
Комментарии
Статья из журнала "Биология в