разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Назарова Галина Николаевна

Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_5_kl..doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: жизнь на Земле (природоведение 5 кл.)

Тип урока: обобщающий.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по                                                                     теме.

Задачи урока:

1.Образовательные:                                                                                                                                                      уметь распределять организмы по царствам. Объяснять взаимосвязь животных и растений со средой обитания. Знать клеточное строение животных и растений.                                                        

2. Развивающие:

 развивать монологическую речь, умение рецензировать ответы товарищей.

3. Воспитательные:

  воспитывать уважение к товарищам при работе в группе, умение выслушивать друг друга.

Методы: 

1.Словесные: обобщающая беседа

2.Наглядные: работа с учебником, работа с таблицами

3.Практические: практические упражнения, метод иллюстраций

Наглядные пособия, оборудование, инструменты:

таблицы «растительная клетка», «животная клетка», карточки, тесты для обобщения знаний, учебник природоведения 5 кл.

Межпредметные связи:

1. География 

2.Биология (цитология, ботаника)

3. Экология

План урока

  I. Организационный момент (5 мин.)

1)Организация класса (деление на группы по 4 человека)

II.  Основная часть урока (30 мин.)

     1) Разминка для всего класса.

  1. Какие понятия были изучены в теме?
  2. Когда и где началась жизнь на Земле?
  3. Какие живые существа обитали в древнем океане?
  4. Что представляли леса каменноугольного периода?

2) Выполнение заданий в группах.

Задание первой группе.

1) Кто открыл клетку? Назовите главные части клетки? 2) какие особенности клеток говорят, что они живые? 3) какие виды клеток вы знаете? Какие клетки дают начало новому живому организму?

Практическое задание.

Разделите карточки на две группы: клетки растений и клетки человека.

Задание второй группе.

1) Перечислите царства живой природы. Что общего в строение у бактерий и простейших, чем они отличаются друг от друга? 2) Где встречаются бактерии и простейшие? 3) Какие группы растений и животных вы знаете.

Практическое задание

С помощью карточек распределите организмы по царствам.

Задание третьей группе.

1) Перечислите среды обитания, которые вы знаете. Дайте характеристику жизни каждой из сред обитания.

Практическое задание

С помощью карточек распределите  организмы по средам обитания.

Задание четвёртой группе.

1) Сколько материков вы знаете? Перечислите их. 2) Какие интересные животные и растения есть на материках Африки и Евразии.

Практическое задание

распределите организмы по материкам с помощью карточек.

Задание пятой группе.

1) Перечислите природные зоны. От чего зависит распространение природных зон на Земле? 2) Дайте характеристику природным зонам: пустыне, тундре.

Практическое задание

С помощью карточек распределите организмы по природным зонам.

Задание шестой группе.

1) Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете? 2) Какие существа составляют сообщество поверхности воды? Какая главная проблема этих животных и как она решается? 3) Дать характеристику глубоководного сообщества.

Практическое задание

Распределите организмы по природным сообществам морей и океанов.

     3) Тестовая работа (1 вариант - чётные цифры, 2вариант-нечётные      цифры)

          Верно ли утверждение:

  1. 1.Развитее жизни началось 3,5 млрд. лет назад     +
  2. 2.Развитее жизни началось на суше –
  3. 3.Динозавры – это древние земноводные –
  4. 4.Яйцеклетка и сперматозоид – это половые клетки +
  5. 5.Все живые организмы состоят из клеток +
  6. 6.Бактерии одноклеточные организмы +
  7. 7.Тело простейших состоит из многих клеток –
  8. 8.Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы, ядра –
  9. 9.Грибы это растения –
  10. 10.Грибы и растения – это разные  царства +
  11. 11.Эвкалипты и кенгуру представители Австралии +
  12. 12.Секвойи – это деревья гиганты, растущие в Северной Америке +
  13. 13. Смешанные и широколиственные леса расположены к северу –
  14. 14.Хвойные леса требовательные к телу –
  15. 15.Пустыни занимают особенно засушливые районы земли +
  16. 16.Тропический лес – самое бедное сообщество –
  17. 17.распространение природных зон зависит от климата +
  18. 18.Коралловые рифы – самое  богатое водное сообщество
  19. 19. Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды +

4) Отгадывание кроссворда

1. Птица, имеющая красивый хвост.

2. Животное, обитающее в почве.

3. Самое высокое животное саванн Африки.

4. Птица, питающаяся падалью.

5. Ценный пушной зверёк Европы.

6. Животное, обитающее в толще океана.

7.Животное обитатель Австралии.

8. Хищная крупная рыба.

9. Птица являющаяся доктором деревьев.

10. Очень редкое животное Сев. Америки

11. Животное выращивающее свои

собственный известковый скелет.

12. Змея, душащая свою добычу.

13. Животное питающееся только

 листьями эвкалипта.

Ш.  Подведение итогов урока (5 мин.)


                                                                                                               

                                               

Таблица:

растительная клетка

Таблица: животная клетка

Оболочка

Ядро

Цитоплазма

Основные понятия темы:

клетка,

одноклеточные организмы,

многоклеточные организмы,

царства живой природы,

среда обитания,

Бактерии

Простейшие

Грибы

Растения

Животные

природные зоны Земли,

природные сообщества морей,

тундра,

тайга,

смешанные и широколиственные леса,

     травянистые равнины,                                                  На внутренней стороне доски:

     пустыни,                                                                        правильные ответы к тестовому заданию,

влажные тропические леса,                                         кроссворд.

     сообщество поверхности воды,

     сообщество толщи воды,

     донное сообщество,

     сообщество кораллового рифа,                                    

     глубоководное сообщество,            

     наземно-воздушная,                                                        

     водная,

     почвенная.                                                                                                          

                                       

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе

Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Обобщающий урок "Атмосфера и климаты Земли".

Обобщающий урок географии в 7 классе "Атмосфера и климаты Земли"....

Разработка обобщающего урока на тему "Жизнь на Земле", 5 класс

Разработка обобщающего урока с презентацией на тему "Жизнь на Земле" к учебнику "Природоведение" 5 класс, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина...

План обобщающего урока «Развитие жизни на земле»

План  обобщающего урока «Развитие жизни на земле»...

Обобщающий урок по теме «Оболочки Земли» 6 класс

Урок проводится в виде игры, в документе представленн как конспект урока, так и материалы необходимые при проведении самого урока....