Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Малкина Ольга Вячеславовна

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии  для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl_pasechnik.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

«Средняя общеобразовательная школа №14»

г. Нягань ХМАО – Югры

Принята на экспертном совете школы.

Председатель экспертного совета школы:

               Фрезе В.В.______________

«    »_________________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №14

                       Е.Т.Савельева________________

Приказ № ____ от ________2011г.

 «__»_________________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному курсу биологии  «Бактерии. Грибы. Растения»

6-й класс

Базовый уровень

Рассмотрено на педагогическом совете МОУ СОШ №14

(протокол №      от 30.08.2011 г.)

                                                                                                                                                                                                                                        Составлена учителем биологии    

                                                                                                                                                                                                                                          МОУ СОШ №14 Малкиной О.В.

                                                                                                                                             высшая квалификационная

                                                                                                              категория

2011 - 2012  учебный год

Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

- Закон «Об образовании»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);

- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе  примерных программ  ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России  (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;

- Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 г. «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования»;

- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений ХМАО – Югры, реализуемых программы общего образования, утверждённый приказом ДОиН ХМАО – Югры № 99 от 30. января 2007 года;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);

- Образовательная программа МОУ СОШ № 14 на 2011 – 2012 учебный год (п.6, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);

- Учебный план МОУ СОШ № 14 на 2011 – 2012 учебный год;

- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

-  Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый):  базовый стандарт

Место предмета в Федеральном  базисном учебном плане:

Объём часов: 1 час в неделю, в год 35 часов

Количество часов федерального компонента: нет

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет

Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет

Вид программы: типовая

Принцип обучения: концентрический

Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.

Характеристика особенностей  программы: 

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии  для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Цель и задачи курса: 

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Образовательные: овладение системой комплексных знаний о  многообразии живых организмов и принципах их классификации.

Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

            - способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Практическая   деятельность (какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности). Для понимания учащимися сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Контроль уровня обученности:

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Количество административных контрольных работ

Количество плановых контрольных работ

1

1

2

лабораторных работ

2

1

2

2

7

Итого:

2

2

2

3

9

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:  технология проблемного обучения

Цель:

Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.

Задачи:

1.  Совершенствование форм и  методов обучения.

2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.

3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.

4. Обучить  приемам работы с техническими средствами, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием.

5. Контроль влияния технологии  обучения на качество знаний.

Результат:

1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.

2. Повышение качества обучения до 60 %.

3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в  активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.

Основные методы работы на уроке: продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.

Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка знаний учащихся

Отметка

Критерии оценки

«5»

  1. полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
  2. четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
  4. ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

  1. раскрыто основное содержание материала;
  2. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  3. ответ самостоятельный;
  4. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

  1. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  2. определения понятий недостаточно четкие;
  3. не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто;
  2. не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки устного ответа:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
-  Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

Критерии оценки лабораторных работ:

Отметка

Критерии оценки

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

Оценка практических умений учащихся

  1. Оценка умений проводить  опыты

Отметка

Критерии оценки

«5»

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
  3. научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:
  3. в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  4. в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
  3. научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»

  1. не определена самостоятельно цель;
  2. не подготовлено нужное оборудование;
  3. допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка

Критерии оценки

«5»

  1. правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  2. выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  3. логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  1. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  2. допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

-        допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оснащение учебного процесса

( учебно – методический комплекс (УМК)

Программа курса: Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с

Учебник:    Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.;

Методические пособия:

  1. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
  3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
  4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

Другие учебные пособия:

  1. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.: ил;
  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
  3. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006;
  4. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
  5. Интернет-ресурсы;
  6. Презентации к урокам;
  7. Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др
  8. Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп,  цифровая лаборатория «Архимед».

Основное содержание программы образовательного минимума курса  биологии  «Бактерии. Грибы. Растения» 6-й класс

1. Введение. Клеточное строение организмов (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

2. Царство бактерии (1 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

 Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения мха (на местных видах).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Изучение строения листа.

Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.

6. Жизнь растений (8 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Определение всхожести семян.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсия: зимние явления в жизни растений.

7. Классификация растений (4 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

8. Природные сообщества (2 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

9. Развитие растительного мира (1 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Календарно – тематическое планирование по биологии  для 6 класса

 на 2011 – 2012 учебный год

Название программы: Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения»     

Автор программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин,  В.М. Пакулова  Год издания: 2006  г.  Издательство:  «Дрофа»                                 

Учебник: Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.;

Количество часов за год: 35 (в неделю – 1)

Выполнение программы

Перечень четвертей

Количество  часов по плану

Количество проведенных часов по факту

1 четверть

8

2 четверть

8

3 четверть

11

4 четверть

8

Итого за год:

35

Выполнение практической части программы

Перечень четвертей

Контрольные

работы

Практические

работы

Лабораторные

работы

Зачёты

Тесты

Диктанты

Развитие

речи

Другие

виды

Итого

1 четверть

по плану

2

2

фактически

2 четверть

по плану

1

1

2

фактически

3 четверть

по плану

2

2

фактически

4 четверть

по плану

1

2

3

фактически

Итого за год:

по плану

2

7

9

фактически

урока

Количество

часов

Дата

Темы

Формирование компетенций

Практическая часть программы

знаний

умений и навыков

Раздел 1. «Введение. Клеточное строение растений» - 4 часа

1

1

1 н 09

1.Биология – наука о живой природе

Микроскоп, клетка, органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ткань.

Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь.

2

1

2 н 09

2. Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки.

Л.р.№1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом».

3

1

3 н 09

3.Жизнедеятельность растительной клетки.

4

1

4 н 09

4. Ткани растений.

Раздел 2 «Царства Бактерии и Грибы» -  3 часа

5

1

1 н 10

1.Строение и жизнедеятельность бактерий.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, значение бактерий в природе и жизни человека. Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека.

Узнавать бактерии на рисунках, таблицах. Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках.

6

1

2 н 10

2.Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа №2 «Строение

шляпочных грибов».

7

1

3 н 10

3.Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

Раздел 3 «Царство Растения» - 7 часов

8

1

4 н 10

1.Разнообразие, распространение и значение растений.

Одноклеточные водоросли.

Систематика растений, низшие растения (водоросли) – многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение; высшие растения (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) – особенности организации, разнообразие, среды обитания, приспособленность к жизни в разных условиях, роль в природе и практическое значение.

Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой.

9

1

2 н 11

2.Многоклеточные водоросли.

10

1

3 н 11

3. Лишайники. Мхи.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения мха».

11

1

4 н 11

4.Папоротники. Хвощи. Плауны.

12

1

1 н 12

5.Голосеменные.

13

1

2 н 12

6.Покрытосеменные.

14

1

3 н 12

7. Обобщение знаний по теме «Царство Растения»

Контрольная работа «Царство Растения»

Раздел 4 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» - 8 часов

15

1

2 н 01

1.Строение семян.

Части семян двудольных и однодольных растений, зоны корня, видоизменения корней, побег и почки, лист, стебель, цветок, соцветия, плоды.

Находить в тексте учебника необходимую информацию; проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и назвать семена растений в коллекциях и на рисунках; объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни; различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования; определять возраст дерева по годичным кольцам; различать и называть соцветия, типы плодов.

16

1

3н 01

2.Виды корней и типы корневых систем.

Зоны корня.

Видоизменения корней.

17

1

4 н 01

3.Побег и почки.

18

1

5 н 01

4.Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения листа».

19

1

1 н 02

5.Клеточное строение листа.

Видоизменение листьев.

20

1

2 н 02

6.Строение стебля.

Видоизменённые побеги.

21

1

3 н 02

7.Строение цветка

Соцветия.

Лабораторная работа №5 «Изучение

строения цветка».

22

1

4 н 02

8.Плоды.

Распространение плодов и семян.

Раздел 5 «Жизнь растений» - 6 часов.

23

1

1 н 03

1.Химический состав растений.

Минеральное питание растений.

Химический состав растений; фотосинтез; дыхание, испарение воды; размножение; оплодотворение.

Пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать, делать выводы, используя результаты наблюдений,

полученных в ходе лабораторной работы.

24

1

2 н 03

2.Фотосинтез.

Дыхание.

25

1

3 н 03

3.Испарение воды Передвижение минеральных веществ.

Передвижение по стеблю органических веществ.

26

1

1 н 04

4.Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.

Лабораторная работа №6 «Определение всхожести семян».

27

1

2 н 04

5.Способы размножения растений.

Размножение споровых растений.

Размножение голосеменных растений.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторная работа №7 «Вегетативное размножение

комнатных растений».

28

1

3 н 04

6.Оплодотворение у покрытосеменных растений.

Способы опыления у покрытосеменных растений.

Раздел 6 «Классификация растений» - 4 часа

29

1

4 н 04

1.Основы классификации растений.

Классы двудольные и однодольные; семейства растений.

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

30

1

5 н 04

2.Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Семейства Розоцветные и Паслёновые.

31

1

1 н 05

3.Семейства Бобовые и Сложноцветные.

32

1

2 н 05

4.Класс Однодольные. Семейство Лилейные и Злаки.

Раздел 7 «Природные сообщества» - 1 час

33

1

3 н 05

1.Основные экологические факторы.

Характеристика основных экологических групп растений.

Растительные сообщества

Взаимосвязи в растительном сообществе.

Экологические факторы; растительные сообщества.

Узнавать и различать растения различных экологических групп.

Раздел 8 «Развитие растительного мира» - 2 часа

34

1

4 н 05

1.Многообразие растений и их происхождение.

Основные этапы развития растительного мира

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Основные этапы развития растительного мира; охрана растений.

Работать с текстом учебника, делать сообщения

35

1

5 н 05

2.Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Итого:

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 7 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса

Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс

Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...